История коллективизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2011 в 09:35, реферат

Описание работы

Цель работы: рассмотрение вопроса о сплошной коллективизации в стране в тридцатые годы.


Задачи работы: проследить события в годы коллективизации , выяснить, что дала коллективизация народу, а также сделать выводы на основе изученного материала.

Содержание работы

1.Введение…………………………………………………………………..3
2.Цели и задачи работы……………………………………………………4
3.Сельское хозяйство России коллективизации………………………….5
4.«Хлебная стачка»………………………………………………………....7
5.Апрельский (1929) пленум ЦК ВКП(б) – поиск путей решения «хлебных затруднений»………………………………………………….9
6.Цели коллективизации…………………………………………………..13
7.Сплошная коллективизация…………………………………………….14
8.Ликвидация кулачества как класса ………………………………….…20
9.Экспорт зерновых и импорт техники во время коллективизации…... 22
10.Итоги коллективизации…………………………………………………23
11.Заключение ………………………………………………………..……24
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

текст.docx

— 55.51 Кб (Скачать файл)

Цели коллективизации

В качестве выхода из «хлебных затруднений» партийное  руководство выбрало социалистическую реконструкцию сельского хозяйства  — строительство совхозов и коллективизацию бедняцко-середняцких хозяйств при одновременной решительной борьбе с кулачеством4. Сельское хозяйство, базировавшееся в основном на мелкой частной собственности и ручном труде, было не в состоянии удовлетворять растущий спрос городского населения на продовольственные товары, а промышленности - на сельскохозяйственное сырьё. Коллективизация позволяла сформировать необходимую сырьевую базу для перерабатывающей промышленности, поскольку технические культуры имели весьма ограниченное распространение в условиях мелкого индивидуального хозяйства.

Устранение  цепочки посредников позволяло  снизить стоимость продукта для  конечного потребителя.

Ожидалось также, что повышение производительности труда и его эффективности  высвободит дополнительные трудовые ресурсы  для промышленности. С другой стороны, индустриализация сельского хозяйства (внедрение машин и механизмов) могла быть эффективна лишь в масштабах  крупных хозяйств.

Наличие большой товарной массы сельскохозяйственной продукции позволяло обеспечить создание крупных продовольственных  резервов и снабжение быстро растущего  городского населения продуктами питания.5 

Сплошная коллективизация

Переход к сплошной коллективизации осуществлялся  на фоне вооружённого конфликта на КВЖД и разразившегося мирового экономического кризиса, что вызывало у партийного руководства серьёзные опасения по поводу возможности новой военной  интервенции против СССР.

При этом отдельные позитивные примеры коллективного  хозяйствования, а также успехи в  развитии потребительской и сельскохозяйственной кооперации привели к не совсем адекватной оценке складывавшейся ситуации в сельском хозяйстве.

С весны 1929 на селе проводились мероприятия, направленные на увеличение числа коллективных хозяйств — в частности, комсомольские  походы «за коллективизацию». В РСФСР  был создан институт агроуполномоченных, на Украине большое внимание уделялось  сохранившимся с гражданской  войны комнезамам (аналог российского комбеда). В основном применением административных мер удалось добиться существенного роста коллективных хозяйств (преимущественно в форме ТОЗов).

7 ноября 1929 года в газете «Правда» №  259 была опубликована статья Сталина  «Год Великого перелома» , в которой 1929 год был объявлен годом «коренного перелома в развитии нашего земледелия»: «Наличие материальной базы для того, чтобы заменить кулацкое производство, послужило основой поворота в нашей политике в деревне… Мы перешли в последнее время от политики ограничения эксплуататорских тенденций кулачества к политике ликвидации кулачества как класса». Эта статья признана большинством историков отправной точкой «сплошной коллективизации». По утверждению Сталина, в 1929 году партии и стране удалось добиться решительного перелома, в частности, в переходе земледелия «от мелкого и отсталого индивидуального хозяйства к крупному и передовому коллективному земледелию, к совместной обработке земли, к машинно-тракторным станциям, к артелям, колхозам, опирающимся на новую технику, наконец, к гигантам-совхозам, вооружённым сотнями тракторов и комбайнов».

Реальная  ситуация в стране, однако, была далеко не такая оптимистичная. Как полагает российский исследователь О. В. Хлевнюк, курс на форсированную индустриализацию и насильственную коллективизацию «фактически вверг страну в состояние гражданской войны». 6

На селе насильственные хлебозаготовки, сопровождавшиеся массовыми арестами и разорением хозяйств, привели к мятежам, количество которых к концу 1929 года исчислялось уже многими сотнями. Не желая отдавать имущество и скот в колхозы и опасаясь репрессий, которым подверглись зажиточные крестьяне, люди резали скот и сокращали посевы.

Тем временем ноябрьский (1929) пленум ЦК ВКП (б) принял постановление «Об итогах и дальнейших задачах колхозного строительства», в котором отметил, что в стране начато широкомасштабное социалистическое переустройство деревни и строительство  крупного социалистического земледелия. В постановлении было указано  на необходимость перехода к сплошной коллективизации в отдельных  регионах. На пленуме было принято  решение направить в колхозы  на постоянную работу 25 тыс. городских  рабочих для «руководства созданными колхозами и совхозами» (фактически их число впоследствии выросло чуть ли не втрое, составив свыше 73 тыс.).

Созданному 7 декабря 1929 года Наркомзему СССР под  руководством Я. А. Яковлева было поручено «практически возглавить работу по социалистической реконструкции сельского хозяйства, руководя строительством совхозов, колхозов и МТС и объединяя работу республиканских  комиссариатов земледелия‎».

Основные  активные действия по проведению коллективизации  пришлись на январь — начало марта 1930 года, после выхода Постановления  ЦК ВКП (б) от 5 января 1930 г. «О темпе коллективизации  и мерах помощи государства колхозному строительству». 7 В постановлении была поставлена задача в основном завершить коллективизацию к концу пятилетки (1932), при этом в таких важных зерноводческих районах, как Нижняя и Средняя Волга и Северный Кавказ, — уже к осени 1930 или весной 1931 гг.

«Спущенная  на места коллективизация» проходила, однако, в соответствии с тем, как  её видел тот или иной местный  чиновник — например, в Сибири крестьян массово «организовывали в коммуны» с обобществлением всего имущества. Районы соревновались между собой в том, кто быстрее получит больший процент коллективизации и т. п. Широко применялись различные репрессивные меры, которые Сталин позднее (в марте 1930) подверг критике в своей знаменитой статье («Головокружение от успехов») и которые получили в дальнейшем название «левые загибы» (впоследствии подавляющее большинство таких руководителей были осуждены как «троцкистские шпионы».).

Это вызывало резкое сопротивление крестьянства. Согласно данным из различных источников, приводимым О. В. Хлевнюком, в январе 1930 г. было зарегистрировано 346 массовых выступлений, в которых приняли участие 125 тыс. человек, в феврале — 736 (220 тыс.), за первые две недели марта — 595 (около 230 тыс.), не считая Украины, где волнениями было охвачено 500 населённых пунктов. В марте 1930 г. в целом в Белоруссии, Центрально-Черноземной области, в Нижнем и Среднем Поволжье, на Северном Кавказе, в Сибири, на Урале, в Ленинградской, Московской, Западной, Иваново-Вознесенской областях, в Крыму и Средней Азии было зарегистрировано 1642 массовых крестьянских выступления, в которых приняли участие не менее 750—800 тыс. человек. На Украине в это время волнениями было охвачено уже более тысячи населённых пунктов. 8

2 марта 1930 в советской печати было опубликовано письмо Сталина «Головокружение от успехов», в котором вина за «перегибы» при проведении коллективизации была возложена на местных руководителей.

14 марта  1930 ЦК ВКП (б) принял постановление  «О борьбе с искривлениями  партлинии в колхозном движении».  На места была направлена правительственная  директива о смягчении курса в связи с угрозой «широкой волны повстанческих крестьянских выступлений» и уничтожения «половины низовых работников». После резкой статьи Сталина и привлечения отдельных руководителей к ответственности, темп коллективизации снизился, а искусственно созданные колхозы и коммуны начали разваливаться.

После XVI съезда ВКП (б) (1930), однако, произошёл  возврат к установленным в  конце 1929 года темпам сплошной коллективизации. Декабрьский (1930) объединённый пленум ЦК и ЦКК ВКП (б) постановил в 1931 году завершить коллективизацию в основном (не менее 80 % хозяйств) на Северном Кавказе, Нижней и Средней Волге, в степных районах Украинской ССР. В других зерновых районах коллективные хозяйства должны были охватить 50 % хозяйств, в потребляющей полосе по зерновым хозяйствам — 20-25 %; в хлопковых и свекловичных районах, а также в среднем по стране по всем отраслям сельского хозяйства — не менее 50 % хозяйств.

Коллективизация проводилась преимущественно принудительно-административными  методами. Чрезмерно централизованное управление и в то же время преимущественно  низкий квалификационный уровень управленцев  на местах, уравниловка, гонка за «перевыполнением планов» негативно отразились на колхозной системе в целом. Несмотря на отличный урожай 1930 года, ряд колхозов к весне следующего года остался  без посевного материала, в то время как осенью часть зерновых не была убрана до конца. Низкие нормы  оплаты труда на Колхозных товарных фермах (КТФ), на фоне общей неготовности колхозов к ведению крупного товарного  животноводства (отсутствие необходимых  помещений под фермы, запаса кормов, нормативных документов и квалифицированных  кадров (ветеринары, животноводы и  т. д.)) привели к массовой гибели скота.

Попытка улучшить ситуацию принятием 30 июля 1931 г. постановления ЦК ВКП(б) и СНК  СССР «О развёртывании социалистического  животноводства» на практике привела  на местах к принудительному обобществлению коров и мелкого скота. Подобная практика была осуждена Постановлением ЦК ВКП(б) от 26 марта 1932.

Поразившая  страну сильнейшая засуха 1931 года и  бесхозяйственность при сборе урожая привели к значительному снижению валового сбора зерновых (694,8 млн  ц. в 1931 против 835,4 млн. ц. в 1930).

Несмотря  на это, на местах плановые нормы сбора  сельхозпродукции стремились выполнить  и перевыполнить — то же касалось и плана по экспорту зерновых, несмотря на значительное падение цен на мировом  рынке. Это, как и ряд других факторов, в итоге привело к сложной  ситуации с продовольствием и  голоду в деревнях и мелких городах  на востоке страны зимой 1931—1932. Вымерзание озимых в 1932 году и тот факт, что  к посевной кампании 1932 года значительное число колхозов подошло без посевного  материала и рабочего скота (который  пал или был не пригоден для  работы ввиду плохого ухода и  отсутствия кормов, которые были сданы  в счёт плана по общим хлебозаготовкам), привели к значительному ухудшению перспектив на урожай 1932 года. По стране были снижены планы экспортых поставок (примерно в три раза), плановых заготовок зерна (на 22 %) и сдачи скота (в 2 раза), но общую ситуацию это уже не спасало — повторный неурожай (гибель озимых, недосев, частичная засуха, снижение урожайности, вызванное нарушением базовых агрономических принципов, большие потери при уборке и ряд других причин) привёл к сильнейшему голоду зимой 1932 — весной 1933 гг.

Как писал 13 апреля 1933 г. в газете «Файнэншл  Таймс» советник бывшего британского  премьер-министра Ллойд-Джорджа Гарет  Джонс, трижды посетивший СССР в период с 1930 по 1933 гг, основной причиной массового голода весной 1933 г., по его мнению, стала коллективизация сельского хозяйства, которая привела к следующим последствиям:

  • изъятие земли у более чем двух третей российского крестьянства лишило его стимулов к труду; кроме того, в предыдущем (1932) г. у крестьян был насильственным путём изъят практически весь собранный урожай;
  • массовый забой крестьянами скота из-за нежелания отдавать его на колхозные фермы, массовая гибель лошадей из-за нехватки фуража, массовая гибель скота из-за эпидемий, холода и бескормицы на колхозных фермах катастрофически снизили поголовье скота по всей стране;
  • борьба с кулачеством, в ходе которой «6-7 млн лучших работников» были согнаны со своих земель, нанесла удар по трудовому потенциалу государства;
  • увеличение экспорта продовольствия из-за снижения мировых цен на основные экспортные товары (лес, зерно, нефть, масло и т. д.).

Осознавая критическое положение, руководство  ВКП(б) к концу 1932 — началу 1933 гг. приняло ряд решительных изменений  в управлении аграрным сектором —  была начата чистка как партии в  целом (Постановление ЦК ВКП(б)от 10 декабря 1932 о проведении чистки членов и  кандидатов партии в 1933 г.), так и  учреждений и организаций системы  Наркомзема СССР. Система контрактации (с её губительными «встречными планами») была заменена на обязательные поставки государству‎, были созданы комиссии по определению урожайности, реорганизации подверглась система закупок, поставок и распределения сельхозпродукции, а также был принят ряд других мер. Наиболее действенными в условиях катастрофического кризиса стали меры по прямому партийному руководству колхозами и МТС — создание политотделов МТС.

Это позволило, несмотря на критическое положение  в сельском хозяйстве весной 1933 г., засеять и собрать неплохой урожай.

Уже в  январе 1933 г. на Объединённом пленуме  ЦК и ЦКК ВКП (б) была констатирована ликвидация кулачества и победа социалистических отношений в деревне.9

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ликвидация кулачества как класса

Информация о работе История коллективизации