Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2010 в 18:34, Не определен
1 Федеративная Эллада: Ахейский и Этолийский союзы …………………….3
2 Кризис власти на Западе в V в. Падение Западной империи ……………….7
3 Великие географические открытия и первый колониальный раздел мира..11
Список литературы ……………………………………………………………..15
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ
ЗАОЧНОГО (ДИСТАНЦИОННОГО)
ОБУЧЕНИЯ
Контрольная работа № 1
по дисциплине «История
человечества»
Вариант
№ 64
Работу выполнила студентка 1 курса группы 1-4 Н
Васина И.Р.
Шифр 077481
Специальность
063245 «Налоги и налогооблажение»
Отметка о зачете
_________________ Дата «____» __________________2008г.
Преподаватель
Миронова М.А
Содержание
1 Федеративная Эллада: Ахейский и Этолийский союзы …………………….3
2 Кризис власти на Западе в V в. Падение Западной империи ……………….7
3 Великие
географические открытия и
Список
литературы ……………………………………………………………..15
1
Федеративная Эллада: Ахейский и
Этолийский союзы
Многие области Эллады, обессиленной постоянными столкновениями полисов, военными вторжениями и опустошениями, переживали в III в. хозяйственный и политический кризис. Греция беднела и разорялась. Но она продолжала оставаться страной, которая ещё играла большую политическую и культурную роль и из-за обладания которой шла борьба между сильнейшими государствами эллинистического времени. Наряду с прежней раздроблённостью Эллады, со стремлением полисов во что бы то ни стало сохранить свою самостоятельность растут и тенденции к политическому объединению, вызванные не только развитием экономических связей между полисами, но и тем, что небольшие города-государства всё более чувствовали свою беспомощность по отношению к крупным эллинистическим монархиям. Эти тенденции проявляются в Греции в своеобразных формах и приводят к образованию Этолийского и Ахейского союзов.
В связи с изменением общей политической и экономической обстановки в Греции меняется относительное значение отдельных областей и государств. С конца IV в. в политической жизни Эллады начинает принимать активное участие Этолия — гористая область с полупастушеским населением, сохранившая значительные пережитки племенного строя. Население Этолии жило небольшими общинами, городская жизнь здесь только начинала развиваться. Этолийцы вели упорные войны с македонянами, участвовали в Ламийской войне, но особенно выдвинулись во время вторжения галатов, защищая общегреческое святилище Дельфы. Ещё в 299 г. до н. э. этолийцы заняли руководящее положение в Дельфийской амфиктионии.
В течение III в. в общественной жизни Этолии происходят значительные изменения. Развивается имущественная дифференциация внутри этолийских племён. Племенная знать, занявшая руководящее положение в Этолийском союзе, наживается в результате пиратских набегов на Аттику и другие местности, получая выкуп за захваченных в плен жителей или продавая их в рабство. Этолийцы устанавливают связи с крупными торговыми центрами и с островом Крит — центром морского разбоя в Греции.
Существовавший в IV в. союз этолийских племён быстро развивался и к концу III в. представлял собой федерацию, в состав которой входили многие области Средней Греции, Элида, Мессения, некоторые острова Эгейского моря и др. Верховным органом этого союза являлось союзное собрание, в котором могли принимать участие все граждане союза. Оно собиралось в городе Ферме обычно раз в год. Несколько раз в год заседал совет союза, в который входили представители всех государств — членов союза. Военная власть, руководство дипломатией, а в значительной мере и внутренней политикой принадлежали стратегу, помощниками которого являлись в гражданских делах государственный секретарь, а в военных — гаппарх (буквально — начальник конницы). Власть стратега ограничивалась особой коллегией апоклетов.
Политический строй общин, вошедших в союз, не подвергался изменению, и самоуправление не ограничивалось. Внутри союза все его члены пользовались одинаковыми правами и несли одинаковые обязанности; все они должны были поставлять контингенты войск и делать взносы, причём финансовая организация не являлась средством угнетения союзников. Впрочем, от полноправных союзников отличались так называемые «примкнувшие» общины, которые находились до известной степени в зависимом от Этолии положении. В III в. до н. э. Этолийский союз ведёт очень активную внешнюю политику. Хотя во многих случаях он поддерживает демократические партии в греческих городах, борьба Этолийского и Ахейского союзов в своей основе представляла столкновение двух политических объединений, стремившихся расширить сферы своего влияния в Греции.
Другая небольшая область, расположенная в северо-западной части Пелопоннеса,— Ахайя — также не играла заметной роли в истории Эллады V—IV вв. до н.э. Население её маленьких общин занималось преимущественно сельским хозяйством: поля, пастбища, виноградники были главными источниками существования жителей. Очень рано здесь образовался племенной союз двенадцати общин, который в III в. возродился, получив совершенно новое значение.
В начале III в. в ахейских городах, так же как и в других частях Пелопоннеса происходили острые столкновения между сторонниками и противниками Македонии. Расцвет Ахейского союза начался со времени освобождения от господства Македонии и присоединения к союзу крупных городских центров с развитой торговлей и промышленностью — Сикиона (253 г. до н. э.) и Коринфа (243 г. до н. э.). Эти события связаны с деятельностью Арата, организатора переворота в Сикионе, в результате которого этот полис присоединился к Ахейскому союзу. С 245 г. в течение тридцати с лишним лет Арат занимал должность стратега Ахейского союза, фактически сосредоточивая в своих руках руководство всей его политикой. Арат принадлежал к олигархическим кругам Сикиона, враждебно настроенным по отношению к Македонии. Он был противником широких реформ и тем более идеи социальной переворота. Арат и его единомышленники рассчитывали путём объединения сил отдельных полисов отстоять независимость Пелопоннеса.
Самым крупным успехом Арата было освобождение Коринфа. Македонский гарнизон, занимавший крепость Акрокоринф и контролировавший благодаря этому сообщение Средней Греции с Пелопоннесом, был изгнан. Коринф вошёл в Ахейский союз, его примеру последовали и другие полисы: Мегары, Эпидавр, Трезен. Союз с Птолемеем III в период наибольшего внешнего могущества Египта ещё более укрепил положение Ахейского союза. В 30-х годах наметилось сближение обоих союзов – Этолийского и Ахейского — для совместных действий против Македонии. Однако это сближение оказалось кратковременным. Греческие города не смогли сплотиться в единую прочную организацию для защиты своей независимости.
Устройство Ахейского союза несколько напоминало организацию этолийцев Ахейский союз также представлял собой федерацию полисов, в которых сохранялись прежние порядки и учреждения, несходные в разных городах. Центром союза был город Эгион. Верховными союзными органами были синклит и синод (собрания членов союза), в которых могли участвовать все граждане союзных городов, достигшие тридцатилетнего возраста. Различие между синодом и синклитом заключалось том, что синод созывался регулярно, два раза в год, на нём происходили выборы должностных лиц и рассматривались текущие дела, тогда как синклит собирался в экстренных случаях, когда требовалось решать особо важные вопросы. Исполнительная власть делилась между несколькими выборными должностными лицами, среди которых особенно велика была роль стратега. Ведая дипломатией и вообще внешней политикой, он председательствовал на союзных собраниях. Синод, синклит и должностные лица руководили общими делами союза: они решали вопросы войны и мира, организации армии и флота, ведали финансами союза, приёмом в союз новых членов, разрешали конфликты между городами и пр. Города, входившие в союз, единую систему мер и веса, союз чеканил монету.
Основная тенденция внутренней и внешней политики Ахейского союза была направлена на защиту интересов имущих слоев. Во всех органах союза преобладание сохранялось за представителями имущего меньшинства, что сыграло существенную роль в событиях, развернувшихся в Пелопоннесе в конце III в. до н. э.
Общей
чертой Ахейского и Этолийского
союзов было то, что в них отсутствовала
гегемония какого-либо одного полиса над
всеми остальными, как то было в греческих
симмахиях V—IV вв. до н. э.
Основное различие между союзами состояло
в том, что ядро Этолийского союза составляли
мало развитые сельские общины, в Ахейский
же союз входили и некоторые высокоразвитые
рабовладельческие полисы.
2
Кризис власти на Западе в
V в. Падение Западной империи
Римская империя в V веке переживала тяжелые времена. Племенные союзы германцев, славян, сарматов, мавров крепли и расширялись. В их среде росла социальная дифференциация и всё более укреплялась власть вождей. Некоторые из этих вождей, поступив на римскую службу, получали высокие чины и большие богатства, другие вели свои дружины на империю ради захвата новых земель для поселения. Те рядовые «варвары», которые селились в империи в качестве пленных, летов и федератов, жестоко страдали от эксплуатации землевладельцев, государства и собственных вождей, по дешёвке продававших их работорговцам, которые затем перепродавали их в провинции. Правительство, желая изолировать новых поселенцев, запрещало подданным империи вступать с ними в браки, вести торговлю; родственные связи «варваров» не признавались законом. Поэтому понятно, что они охотно переходили на сторону своих соплеменников, вторгавшихся в империю.
За Дунаем в это время складываются сильные готские союзы, с которыми воевали сарматские и славянские племена. Среди готов, находившихся в тесных отношениях с империей, начинает распространяться христианство в форме арианства; его проповедником был Ульфила, который стал первым епископом готов и перевёл библию на готский язык. Постепенно среди готов выделились две ветви, разделённые Днестром,— остготы и вестготы. В 70-х годах тяжёлое поражение готам было нанесено продвинувшимися до причерноморских степей гуннами. Покорённые гуннами остготы вошли в их племенной союз.
Положение в империи было очень напряжённым. Рано умершего Иовиана сменил выдвинутый высшими военными и гражданскими чинами Валентиниан (364—375), который снова разделил империю и назначил августом Востока своего брата Валента (364—378).
Самым значительным из восстаний этого времени было восстание готов на Дунае. Придунайские провинции, где как раз тогда особенно быстро шло разорение и закрепощение крестьянства, были в крайне тяжёлом положении. По свидетельству Аммиана Марцеллина, эти некогда цветущие области обнищали и запустели, а жители их томились в тюрьмах, скрывались, кончали жизнь самоубийством. Страдали равно и исконное население и многочисленные новые поселенцы из числа карпов, сарматов, готов, количество которых непрерывно росло с середины III в.
Вскоре после воцарения Валента против него поднял восстание родственник Юлиана Прокопий. Долго скрывавшийся после смерти Юлиана Прокопий, воспользовавшись отсутствием Валента в Константинополе, проник в столицу и объявил себя императором. Перебравшись затем во Фракию, он нашёл здесь активную поддержку солдат и населения. К нему стекались рабы, колоны, переселенцы из числа «варваров». Задунайские готы прислали ему 3 тыс. солдат. Движение перекинулось в Малую Азию, где повстанцы взяли крупный город Кизик. Знатных приверженцев Валента Прокопий казнил. В глазах знати он, возможно, сам того не желая, превратился в «разбойника» и «возмутителя черни». Лишь с большим трудом, воспользовавшись предательством нескольких военачальников Прокопия, Валент разгромил движение. Карательные экспедиции, пытки, казни обрушились на его участников.
Валент и Валентиниан начали постройку укреплений за Дунаем. Это привело к столкновению с квадами и сарматами, напавшими на Мёзию. Во время войны с ними умер Валентиниан; правителями западной половины империи стали его сыновья — Грациан, который ещё раньше был его соправителем (367—383), и малолетний Валентиниан II (375—392). В этот напряжённый момент и явились на Дунай вестготы с просьбой принять их на римскую землю. Правительство решило дать им земли и обещало своё покровительство с тем, однако, чтобы они служили в армии. Вскоре положение новых поселенцев стало не менее отчаянным, чем положение их предшественников. Обещанное им продовольствие доставлено не было, и, страдая от голода, они продавали своих детей за фунт хлеба. Военачальники и чиновники хватали беззащитных готов, заставляли работать на своих полях или продавали их работорговцам. В результате среди готов вспыхнуло массовое восстание, к которому примкнули разноплемённые толпы рабов, колонов и крестьян. Повстанцы убивали или угоняли за Дунай знать, забирали и запахивали её земли. Так как на сторону восставших переходили массы солдат, правительство не могло справиться с этим движением.