Историческая обстановка к моменту начала княжения А. Невского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 20:52, контрольная работа

Описание работы

У каждого народа есть заветные имена, которые никогда не забываются, напротив, чем дальше развивается историческая жизнь народа, тем ярче, светлее становится в памяти потомства нравственный облик тех деятелей, которые, отдав все силы на служение своему народу, успели оказать ему существенные услуги. Такие деятели становятся излюбленными народными героями, составляют его национальную славу, их подвиги прославляются в позднейших сказаниях и песнях. Это как бы звезды на историческом горизонте, освещающие весь дальнейший исторический путь народа. Еще выше значение тех деятелей, жизнь которых озаряется ореолом святости, которые умели совершать дело служения своему народу в угождение Богу.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 47.39 Кб (Скачать файл)

      Политический строй Новгорода  обладал определёнными специфическими  чертами, отличными от строя  других русских земель. Здесь  значительную силу представляло  местное боярство, которое приглашало  на новгородский стол князей  из разных земель по своему  усмотрению. Часто князья, не поладившие  с местной знатью, вынуждены были  покидать Новгород . Это случилось и с Александром.

      Тогда новгородцы стали просить  Александра выручить их из  беды; сам владыка новгородский  отправился просить об этом  Александра. Дело касалось не  одного Новгорода, а всей Русской  земли. Александр согласился и  прибыл в Новгород. Вернувшись в Новгород, Ярославич активно принялся за дело. В 1241 он направил первый удар на Копорье— опорный пункт захватчиков. Крепость, построенная здесь противником, была взята. Часть пленных немцев Александр привёл в Новгород, часть отпустил,но в то же время перешедших на сторону врага изменников из обитавших в районе Копорья финноязычных племён води и чуди он приказал повесить. В начале следующего, 1242 г., князь со своей дружиной, войском из новгородцев и отрядом во главе с братом Андреем, присланным отцом в подмогу из Суздальской земли, двинулся на земли Ордена. При этом он перекрыл пути, связывавшие немецкие владения со Псковом, а затем внезапным ударом занял город. Немцы, находившиеся в Пскове, были захвачены в плен и отосланы в Новгород. Перейдя границу владений Ордена, Александр отправил вперёд разведывательный отряд во главе с братом новгородского посадника (высшего должностного лица Новгорода из числа местных бояр). Этот отряд напоролся на орденское войско. В завязавшемся бою погиб предводитель отряда Домаш Твердиславич, часть воинов погибла или попала в плен, другие бежали к Александру.

      После этого Александр вошел в чудскую землю, во владения ордена.

    От  Пскова на север лежит Псковское  озеро, еще севернее — озеро Чудское. Они соединяются широкой протокой. Крестоносцы находятся на западе от озер.  Александр решил отойти назад и построить свои полки  у восточного берега протоки, между  озерами. В те времена не сражались  на пересеченной местности, сходились  на месте ровном и открытом. Здесь, на заснеженном льду, крестоносцы  должны принять вызов Александра. Боевое построение немецких рыцарей называется «кабанья голова»2. Все войско строится в виде клина: его острие — одетые в латы рыцари, их кони тоже покрыты железом и по бокам клина рыцари, а внутри этой подвижной брони — пехота. Неудержимо и грозно движется клин — «кабанья голова» — на противника, рассекает его строй, проходит сквозь шеренги, дробит затем на части и уничтожает сопротивляющихся и бегущих. Много побед одержали таким образом рыцари над пешими войсками разных стран. У Александра войско в основном пешее. Крестоносцы, имея под собой ровную местность, а противником — пехоту, несомненно, начнут сражение в излюбленной, проверенной манере.

    Александру  и его воеводам прийти к такому выводу было нетрудно, они хорошо знали  тактику крестоносцев. А вот что  противопоставить такой тактике? Одной  храбростью победы не добьешься.

    В традиционном боевом построении русских  самым сильным был срединный  полк. Полк левой руки и полк правой руки, что по обе стороны от срединного, слабее. Это известно военачальникам крестоносцев. И Александр решил: срединный полк будет состоять из ополченцев — горожан и селян, вооруженных копьями, топорами, засапожными ножами; опытные же воины, закаленные, хорошо вооруженные, встанут на флангах, там же разместятся конные дружины.

    Что же произойдет благодаря такому нововведению? «Кабанья голова» легко прошибет срединный полк. Рыцари посчитают, что главное дело уже сделано, но в это время с флангов навалятся на них могучие бойцы. Придется рыцарям вести бой в непривычных условиях.

    Что придумать, чтобы острие застряло позади пробитого им срединного полка? Позади срединного полка Александр распорядился поставить сани, на которых везли  оружие, доспехи и продовольствие. За санями, за этой искусственной преградой, начинался берег, усеянный большими валунами - преграда естественная. Между  саней, между камней не очень-то поскачешь  на лошади, отягощенной железом. Зато ополченец, одетый в легкие доспехи, будет действовать среди преград  ловко, он сразу получит преимущество перед медлительным рыцарем. Так, Александр Невский готовил победу своему войску. Перед срединным полком стояли стрелки-лучники. Они первыми вступили в сражение.

    Войско  крестоносцев-рыцарей в шлемах с  рогами, когтистыми лапами и иными устрашениями, в белых с черными крестами плащах, с длинными копьями, прижатыми к бедру, прикрывшись щитами, двигалось как таран. Железные намордники, надетые на лошадей, превратили привычных животных в чудовищ. В середине клина, стараясь не отставать от всадников, бежали с секирами и короткими мечами рыцарские слуги и пехота.

    Подпустив «кабанью голову» на несколько сот  метров, русские лучники начали осыпать  ее стрелами. Шесть прицельных стрел  в минуту может выпустить хороший  стрелок. Под свистящим градом стрел  немецкий клин несколько сузился, на какую-то долю потерял свою разрушительную силу. Но все равно его удар по срединному полку был неудержимо мощным. Полк распался на две половины — как березовый чудак под ударом колуна... Русские называли рыцарский строй менее почтительно, чем сами германцы, - не «кабаньей головой», а «свиньей». Летописец писал: «Наехаша на полк немци и чудь и нрошибошася свиньею сквозь полк...»3

    Теперь, по опыту прежних сражений, рыцарям  надлежало дробить боевой порядок  русских на части, сечь бегущих мечами. Но картина оказалась иной. Ополченцы  откатились за обозные сани и не побежали дальше. Рыцари, выскочив на берег  со льда, медленно кружили среди  камней и саней, получая со всех сторон удары.

    Александр не искал встречи с предводителем  крестоносцев, как было принято в те времена и как поступил сам на Неве, а следил за развитием обстановки. Сейчас действовали друг против друга большие человеческие массы. В этом сражении полезнее, чем личный пример, был своевременный приказ полководца. Александр дал знак вступить в сражение полкам правой и левой руки. Новгородцы, ладожане, ижоряне, карелы с одной стороны, суздальцы - с другой навалились на рыцарскую «свинью»...

    Конные  дружинники напали на противника с  тыла. «Свинья» была окружена. Сбившихся  в кучу рыцарей, перемешавшихся со своими кнехтами-пехотинцами, русские воины стаскивали с коней крюками, пропарывали животы лошадей ножами. Спешенный рыцарь был уже не такой грозный, как сидевший на коне. Весенний лед ломался под тяжестью борющихся, рыцари тонули в полыньях и проломах. Подневольные пешие воины-эсты «дата плеща» - показали плечи, искали спасение в бегстве. Вскоре и рыцари, нарушив обет быть до конца стойкими, начали прорываться из кольца. Части крестоносцев удалось это. Александр приказал преследовать беглецов. До противоположного берега протоки — на многие версты - лед был усеян телами врагов. Так закончилось сражение. Много русских воинов в тот великий день «кровь свою прольяша»4. Но враг понес потери еще большие.. Полсотни рыцарей попало в плен.

      Пало 400 одних только немецких крестоносцев. Ещё больше полегло бывших с ними пехотинцев, набранных из числа покоренных народов (эстов, ливов). Рыцари потерпели полное поражение и бежали на запад. Русская конница преследовала их 7 верст до противоположного берега. Ледовое побоище решило исход войны, остановив продвижение крестоносцев на восток. Ливонский орден был вынужден заключить мир и отказаться от захваченных новгородско-псковских территорий.

    Эта битва стала для русских вечным символом справедливого торжества  над агрессией со стороны Запада. Летопись сохранила молитву Александра Невского перед сражением: «Боже  великий и крепкий, основавший землю  и положивший пределы народам  и повелевший им жить, не приступая  в чужую часть! Рассуди меня, Господи, с обидящими меня, побори борющихся со мною». Интересно, что спустя семь столетий текст этой молитвы князя, обращаясь к восточным славянам митрополит Тихон 22 июня 1941г. в день вторжения немецко-фашистских войск в русскую землю.

    Ледовое побоище открыло новую страницу русского военного искусства. Это был один из первых примеров, когда тяжелая рыцарская конница потерпела жестокое поражение в полевом бою от войска, состоявшего из преимущественно из пехоты. Новым было и то, что восточные славяне впервые преследовали разбитого противника, а не остались праздновать победу на поле боя, как бывало раньше. Это усилило эффект разгрома крестоносцев.

    Историческое  название Невской битвы и Ледового побоища заключается не в масштабах  этих сражений, а в сдерживании  крайне опасной агрессии. Ведя войну, рыцари ставили целью не только администрирование, но и духовное подчинение побежденных  народов. Крестоносцы стремились обратить их в католическую веру и навязать им идею превосходства германской нации. О последствиях их экспансии свидетельствует  пример завоеванных прибалтийских  народов, который превратились в  людей «второго сорта» на своей земле. Хозяевами (высшим классом) там стали захватчики. Прибалтийское племя пруссов, например, было почти полностью уничтожено агрессорами.

    Полки Александра под звуки труб и бубнов подходили к Пскову. Ликующие люди высыпали из города встречать победителей. Смотрели, как ведут крестоносцев подле их коней; рыцарь, идущий около коня с непокрытой головой, терял, по правилам ордена, рыцарское достоинство.

    Потрясающий урок получили германцы. Летом в  Новгород приехали послы из ордена и просили у Александра вечного  мира. Мир был заключен. Говорят, что тогда-то Александр произнес слова, ставшие на Русской земле  пророческими: «Кто с мечом к нам  придет, от меча и погибнет!»5

Несколько веков германцы вытесняли с исконных земель славян и прибалтов. Мало — вытесняли. Истребляли под корень. И вот впервые захватчики получили сокрушительный удар. В 1253 году, вскоре после начала великого княжения Александра, его старший сын Василий с новгородцами был вынужден отражать литовцев от Торопца, в том же году псковичи отбили тевтонское вторжение, затем вместе с новгородцами и карелами вторглись в Прибалтику и разбили тевтонцев на их земле, после чего был заключён мир на всей воле новгородской и псковской. В 1255 году новгородцы изгнали от себя старшего сына Александра Василия и призвали Ярослава Ярославича из Пскова. Невский же заставил их снова принять Василия, а неугодного ему посадника Ананию, поборника новгородской вольности, заменил услужливым Михалкой Степановичем. В 1256 году на Нарову пришли шведыемьсумь и  заложили там крепость .Новгородцы просили помощи у Александра, который и провёл с суздальскими и новгородскими полками удачный поход на емь.

В 1257 году монгольская перепись прошла во Владимирской, Муромской и Рязанской землях, но была сорвана в Новгороде, который не был захвачен в ходе нашествия. Большие люди, с посадником Михалкой, уговаривали новгородцев покориться воле хана, но меньшие и слышать о том не хотели. Михалко был убит. Князь Василий, разделяя чувства меньших, но не желая ссориться с отцом, ушёл во Псков. В Новгород явился сам Александр Невский с татарскими послами, сослал сына в «Низ», то есть Суздальскую землю, советчиков его схватил и наказал («овому носа урезаша, а иному очи выимаша») и посадил князем к ним второго своего сына, семилетнего Дмитрия. В 1258 году Александр ездил в Орду «чтить» ханского наместника Улавчия, а в 1259 году, угрожая татарским погромом, добился от новгородцев согласия на перепись и дань («тамги и десятины»).

Принявший в 1253 году королевскую корону Даниил Галицкий своими силами (без союзников из Северо-Восточной Руси, без католизации подвластных земель и без сил крестоносцев) смог нанести ордынцам серьёзное поражение, что повлекло разрыв с Римом и Литвой. Даниил собирался организовать поход на Киев, но не смог этого сделать из-за столкновения с литовцами. Литовцы были отбиты от Луцка, после чего последовали галицко-ордынские походы на Литву и Польшу, разрыв Миндовга с Польшей, Орденом и союз с Новгородом. В 1262 году новгородские, тверские и союзные литовские полки под номинальным началом 12-летнего Дмитрия Александровича предприняли поход в Ливонию и осадили город Юрьев, сожгли посад, но города не взяли. 

В 1262 году во ВладимиреСуздалеРостовеПереяславлеЯрославле и других городах были перебиты татарские откупщики дани, а сарайский хан Берке потребовал произвести военный набор среди жителей Руси, поскольку возникла угроза его владениям со стороны иранского правителя Хулагу. Александр Невский отправился в Орду, чтобы попытаться отговорить хана от этого требования. Там Александр заболел. Уже будучи больным, он выехал на Русь.

Информация о работе Историческая обстановка к моменту начала княжения А. Невского