Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2015 в 12:20, курсовая работа
Юстиниан — один из наиболее значимых правителей поздней античности. Его правление было воистину эпохальным, оно знаменует собой важный этап перехода от античности к Средневековью и, соответственно, перехода от римских традиций к византийскому правлению. Политика Юстиниана Великого прошла под знаком реализации принципов имперского универсализма и воссоздания единой Римской империи.
I. Происхождение и юность
1.1 Этническая принадлежность
1.2 Место рождения
1.3 Семья Юстиниана
1.4 Ранние годы и царствование Юстина
II. Внешность и прижизненные изображения
III. Юстиниан и Феодора
IV. Внешняя политика
4.1 Направления дипломатии
4.2 Войны Юстиниана
V. Внутренняя политика
5.1 Структура государственной власти
5.2 Правительство
5.3 Министры
5.4 Фавориты
5.5 Строительная деятельность
5.6 Заговоры и восстания
5.7 Положение провинций
VI. Церковная политика
6.1 Религиозные взгляды
6.2 Отношения с Римом
6.3 Отношения с монофизитами
6.4 Разгром оригенизма
6.5 Пятый Вселенский собор
6.6 Отношения с язычниками
VII. Реформы
7.1 Политические взгляды
7.2 Государственные реформы
7.3 Юридические реформы
7.4 Экономические реформы
Заключение
Список литературы
Опираясь на ипподром, бунтовщики казались непобедимыми и фактически осадили Юстиниана во дворце. Только совместными усилиями объединенных войск Велисария и Мунда, оставшихся преданными императору, удалось выбить мятежников из опорных пунктов.Прокопий рассказывает, что у ипподрома было убито до 30000 невооружённых граждан. По настоянию Феодоры, Юстиниан казнил племянников Анастасия.
Заговор Артабана
В ходе восстания в Африке Прейека — племянница императора, жена погибшего наместника, попала в плен к мятежникам. Когда, казалось, избавления уже не было, спаситель явился в лице молодого армянского офицера Артабана, разбившего Гонтариса и освободившего принцессу. По пути домой между офицером и Прейектой возник роман, и она обещала ему свою руку. По возвращении в Константинополь Артабан был милостиво принят императором и осыпан наградами, назначен наместником Ливии и командиром федератов — magister militum in praesenti comes foederatorum. В разгар подготовки к свадьбе все надежды Артабана рухнули: в столице объявилась его первая жена, о которой он давно забыл, и которая не помышляла о возвращении к мужу, пока он был безвестен. Она явилась к императрице и побудила её разорвать помолвку Артабана и Прейеки и требовать воссоединения супругов. Помимо того, Феодора настояла на скором браке принцессы с Иоанном, сыном Помпея и внуком Гипания. Артабан был глубоко уязвлен сложившейся ситуацией и даже сожалел о службе римлянам.
В 548 году, вскоре после смерти Феодоры, все её противники воспряли духом. Иоанн Каппадокийский вернулся в столицу, и двор охватила интрига. Артабан немедленно развелся с женой. В то же время Арсак, родственник Артабана и князь рода Арсакидов, был уличен в сношениях с персами и по приказу царя был высечен. Это побудило Арсака склонять Артабана к козням против императора.
«И ты, — сказал он, — будучи мне родственником, ни в чем не сочувствуешь мне, претерпевшему ужасное унижение; я же, дорогой мой, очень сожалею о твоей судьбе с этими двумя женами, из которых одной ты не по заслугам лишен, а с другой по принуждению должен жить. Поэтому никто, конечно, у кого есть хоть капля разума, не должен отказываться от участия в убийстве Юстиниана под предлогом трусости или какого либо страха: ведь он постоянно без всякой охраны сидит до поздней ночи, толкуя с допотопными старцами из духовенства, переворачивая со всем рвением книги христианского учения. А кроме того, — продолжал он, — никто из родственников Юстиниана не пойдет против тебя. Самый могущественный из них — Герман, как я думаю, очень охотно примет участие в этом деле вместе с тобою, а равно и его дети; они еще юноши, и телом и душою готовы напасть на него [300] и пылают против него гневом. Я питаю надежду, что они и сами схватятся за это дело. Они чувствуют себя обиженными им настолько, как никто из нас, ни из других армян15».
Германос, племянник Юстиниана, недавно похоронил брата Боранда, у которого была единственная дочь. При разделе наследства Юстиниан настоял, чтоб большая часть наследства осталась за девушкой, что не понравилось Германосу. На него и возлагали надежды заговорщики. Они при помощи молодого армянина Ханаранга обратились к Юстину (сыну Германоса) с просьбой вовлечь отца в заговор. Однако Юстин отказался и передал всё Германосу. Тот обратился к Маркеллу, начальнику стражи, за советом — следует ли всё выдать царю. Маркелл посоветовал подождать и при помощи Юстина и Леонтия, племянника Афанасия, выведал планы заговорщиков — убить императора после того, как вернется Велизарий, выехавший из Италии в Византию. Тогда он сообщил обо всём царю. Юстиниан обвинил Германоса и Юстина в сокрытии заговора. Но Маркелл заступился за них, сообщив, что это был его совет - подождать и выведать планы заговорщиков. Артабан и остальные мятежники были схвачены и заключены в тюрьму. Впрочем, Артабан вернул себе милость императора и в 550 году был назначен magister militum Thracie и вместо Ливия отправлен командовать захватом Сицилии16.
Покушение на Юстиниана и опала Велисария
Осенью 555 года ексмонетариус Авланий, банкир Маркелл и Сергий-племянник куратора Еферия составили заговор с целью убийства императора. По мысли заговорщиков они должны были подняв во дворце тревогу отвлечь охрану и ворвавшись в триклиний, где Юстиниан бывал перед выходом, убить его. Но Авламий сам выболтал о заговоре иппарху Евсевию и Иоанну логофету. Евсевий предупредил императора о покушении и задержал заговорщиков обнаружив у них мечи. Маркелл покончил с собой бросившись на свой меч. Сергий скрылся во Влахерне и был схвачен в церкви. После ареста его убеждали дать показания против Велисария и банкира Иоанна, что они сочувствовали заговоры, как и банкир Вит и куратор Велисария — Павел. Оба выживших заговорщика были выданы иппарху Прокопию и подвергнуты допросу, в ходе которого показали против Велисария. 5 декабря На тайном совете в присутствии патриарха Евтихия и самого Велисария император приказал зачитать повинную заговорщиков, после чего Велисарий был лишен должностей и посажен под домашний арест. Опала Велисария продолжалась более полугода, только после смещения Прокопия, выяснилось лжесвидетельство заговорщиков и Велисарий был прощен17.
5.7. Положение провинций
Гражданская власть отделена от военной, каждая из них составляет отдельное ведомство. Эта реформа относится ко времени Константина Великого. В гражданском отношении вся империя была разделена на четыре области (префектуры), во главе которых стояли префекты претория. Префектуры подразделялись на диоцезы, управляемые заместителями префекта (vicarii praefectorum). Диоцезы, в свою очередь, делились на провинции.
Сев на престол Константина, Юстиниан застал империю весьма в обрезанном виде - распад империи начавшийся после смерти Феодосия только набирал обороты. Западную часть империи разделили варварские королевства, в Европе Византия удерживала только Балканы и то без Далмации. В Азии ей принадлежала вся Малая Азия, Армянское нагорье, Сирия до Ефрата, Северная Аравия, Палестина. В Африке удавалось удерживать только Египет и Киренаику. В целом империя делилась на 64 провинции объединенные в две префектуры- Восток(51 провинция1)и Иллирик(13 провинций). Положение в провинциях было крайне тяжелое. Египет и Сирия проявляли тенденцию к отделению18. Александрия представляла собой оплот монофизитов. Палестину сотрясали диспуты сторонников и противников оригенизма. Армении постоянно угрожали войной Сасаниды, Балканы тревожили остготы и усиливающиеся славянские народы. Юстиниану предстояла огромная работа, даже если бы он занимался только сохранением границ.
Армения, разделённая между
Византией и Персией и являющаяся ареной
борьбы между двумя державами, имела большое
стратегическое значение для империи.
С точки зрения военного управления,
Армения находилась на особом положении,
видном из того, что в рассматриваемый
период в Понтийском диоцезе с его одиннадцатью
провинциями имелся всего лишь один дукс, dux Armeniae, власть которого распространялась
на три провинции, на Армению I и II и Полемонийский
Понт. При дуксе Армении находились: 2 полка
конных лучников, 3 легиона, 11 отрядов конницы
по 600 человек, 10 когорт пехоты по 600 человек.
Из них кавалерия, два легиона и 4 когорты
стояли непосредственно в Армении19. В начале царствования Юстиниана
во Внутренней Армении усилилось движение
против имперских властей, которое вылилось
в открытое восстание, главной причиной
которого, по свидетельству Прокопия Кесарийского,
заключалась в обременительных налогах —
правитель Армении Акакий производил
незаконные поборы и обложил страну небывалым
налогом до четырёх кентинариев. Для исправления
положения был принят императорский указ
о реорганизации военного управления
в Армении и назначении в качестве военного
руководителя региона Ситы с приданием ему четырёх легионов20. Прибыв, Сита обещал похлопотать
у императора об отмене нового обложения,
однако в результате действий смещённых
местных сатрапов, вынужден был вступить
в битву с восставшими и погиб. После гибели
Ситы император послал против армян Вузу,
который, действуя энергично, вынудил
их обратиться за защитой к персидскому
царю Хосрову Великому21.
Во время всего царствования
Юстиниана в Армении велось интенсивное
военное строительство. Из четырёх книг
трактата «О постройках» одна полностью
посвящена Армении.
Реформа государственного управления,
проводимая в правление Юстиниана, существенно
отразилась на положении в Армении. Выпущенная
весной 535 года 8-я новелла упраздняла практику
покупки должностей за деньги, так называемый суффрагий22 (лат. s
В развитие реформы было выпущено
несколько указов, направленных на уменьшение
роли традиционной местной аристократии.
Эдикт «О порядке наследования у
армян» отменял традицию, согласно
которой наследовать могли только мужчины.
Новелла 21 «О том, чтобы и армяне во всём
следовали римским законам» повторяет
положения эдикта уточняя, что правовые
нормы Армении не должны отличаться от
имперских.
Италия
Без сомнения, Италия не вошла в состав империи Юстиниана в полном размере. Аппенинский полуостров был истощен и опустошен многочисленными войнами. Тем не менее, вследствие этих побед влияние и слава всей империи неоспоримо возросли, и Юстиниан использовал все возможности, чтобы закрепить свои успехи. После завоевания Африка и Италия образовали две префектуры одного претория, и император старался вернуть населению его былое представление об империи. Восстановительные мероприятия частично заглаживали военную разруху. Организация обороны – создание больших военных команд, образование пограничных марок, занимаемых специальными пограничными войсками, постройка мощной сети крепостей, — все это гарантировало безопасность страны.
Нарсес, сумевший при константинопольском дворе внушить к себе уважение или страх, дал Италии новое внутреннее устройство, т. к. она теперь вновь превратилась в провинцию Восточной Римской империи. Еще 10 лет правил Нарсес Италией в качестве экзарха, и этот период итальянской истории носит название экзархата, т. к. в это время Италия была подчинена Константинополю и управлялась на греческий лад. При Нарсесе духовенство, неохотно подчинявшееся германскому владычеству, вновь получило преобладающее значение: Нарсес сумел ему угодить. Однако восстановление Рима в его прежнем значении не входило в расчеты константинопольской политики. Экзарх избрал своей резиденцией укрепленную Равенну, которая уже по положению на восточном берегу способствовала облегчению отношений с восточной половиной империи и ее столицей.
Воспринимая себя как наследника
римских цезарей, Юстиниан считал своей
обязанностью воссоздать Римскую империю,
желая при этом, чтобы в государстве был
один закон и одна вера. Исходя из принципа
абсолютной власти, он полагал, что в хорошо
устроенном государстве все должно было
подлежать императорскому вниманию. Понимая
важность церкви для государственного
управления, он прилагал все усилия к тому,
чтобы она исполняла его волю. Является
дискуссионным вопрос о первичности государственных
или религиозных интересов Юстиниана.
Известно, по крайней мере, что император
был автором многочисленных писем на религиозные
темы, адресованных папам и патриархам,
а также трактатов и церковных песнопений25.
В соответствии со своим стремлением,
Юстиниан считал своим правом не только
решать вопросы, связанные с руководством
церкви и её собственности, но и устанавливать
среди своих подданных определенную догму.
Какого религиозного направления придерживался
император, такого же направления должны
были придерживаться и его подданные.
Юстиниан регулировал быт духовенства,
замещал по своему усмотрению высшие иерархические
должности, выступал в качестве посредника
и судьи в клире. Он покровительствовал
церкви в лице ее служителей, способствовал
постройке храмов, монастырей, умножению
их привилегий; наконец, император устанавливал
вероисповедное единство среди всех подданных
империи, давал последним норму правоверного
учения, участвовал в догматических спорах
и давал заключительное решение по спорным
догматическим вопросам.
Подобная политика светского
преобладания в религиозных и церковных
делах, вплоть до тайников религиозных
убеждений человека, особенно ярко проявленная
Юстинианом, получила в истории название
цезарепапизма, и этот император считается
одним из наиболее типичных представителей
такого направления.
Современные исследователи
выделяют следующие фундаментальные принципы
религиозных взглядов Юстиниана:
Информация о работе Император Юстиниан и основные направления его деятельности