Гетман в системе управления Великого княжества Литовского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2015 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является определение места, занимаемого институтом гетманства в системе государственного управления Великого Княжества Литовского.
Целью написания курсовой работы является выявление места, занимаемого институтом гетманства в системе государственного управления Великого Княжества Литовского.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….……..3
Глава 1. Система государственного управления Великого княжества Литовского……………………………………………………………………..…….6
1.1. Общие черты………………………………………………………...….6
Глава 2. Гетман в системе управления Великого княжества Литовского……...18
Заключение………………………………………………………………………….22
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 56.61 Кб (Скачать файл)

Судебные дела рассматривались в Раде на специальной сессии, которая собиралась каждый год через 2 недели после начала Великого поста [10, разд. 6, арт. 5, 6].

Контрольные функции Рада осуществляла либо в полном составе, заслушивая отчеты некоторых служебных лиц, либо доверяя радным панам проводить проверки ревизии. Кроме того, Рада могла назначать специальных комиссаров и ревизоров из лиц, которые не входили в состав Рады. Надзор за деятельностью Великого князя заключался в том, чтобы ни один документ не мог вступить в силу без государственной печати, которая хранилась у канцлера, и без его подписи [12, р.1, а. 28; разд. 2, арт. 11; разд. 4, а. 30, 52, 56].

Правовое положение Рады было закреплено в общеземских привилеях 1492 и 1506 годов.

Сойм (сейм), как законодательный орган, берет начало с древнейших вечевых собраний, которые при феодализме превратились в сословно-представительные органы. Кроме того, соймом (сеймом) назывались и другие собрания, например, собрание жителей города или поветовой шляхты. На заседания сойма приглашались все епископы, князья вассальных княжеств, должностные лица центральных и местных органов управления, а также феодалы, которые пожелали присутствовать. Порядок созыва и работы сойма до XVI в. регулировался не законами, а обычным правом. Решения на сойме принимались, как правило, государем и радой. В XVI в. законодательные функции сойма и феодалов, на нем присутствующих, чуть увеличились, однако все решения готовились руководящими верхами - государем и радой.

Сойм (сейм) - съезд привилегированного сословия, а именно шляхты Великого Княжества Литовского, мог собираться по распоряжению великого князя или Рады. На сеймовых заседаниях могли принимать участие Великий князь, Рада всем составом, все должностные лица государственного и местного управления, католические и православные (с 1596 г. - униатские) епископы и настоятели монастырей, а также каждый шляхтич. Последние не очень ценили заседания Сейма, поэтому в 1512 г. Сигизмунд I Старый издал приказ, по которому каждый район обязан был выбирать 2 делегатов-«послов» от местной знати. Собирались сеймы по мере надобности, а с середины XVI в. - раз в два года. Были определены города, где собирались сеймы - Вильнюс, Гродно, Слоним, Брест. Вопросы, касающиеся компетенции сейма, строго определены не были. Это зависело от того, какую программу готовил хозяин или Рада. Последние  готовили и проекты решений сейма - одобрения, уставы, а с XVII в. - Конституции. Чаще всего сеймы решали следующие вопросы:

• выборы князя (электоральный и коронационный сеймы);

• вопросы о войне или мире;

• сбор и размер налогов на военные нужды;

• решали международные дела;

• принимали законы;

• осуществляли суд по уголовному делу, государственной измене;

• принимали ходатайства уездного дворянства.

По сути, главную роль на заседаниях сеймов имела Рада и магнаты, они решали, какое постановление примет сейм [6, c. 66].

Компетенция сейма досконально не выяснена. Здесь могли обсуждаться любые вопросы, которые выносились великим князем или Радой. Однако вышеназванные вопросы относились исключительно к компетенции сейма.

Порядок избрания депутатов на сейм, их специальная компетенция получил оформление в Статуте 1588 года. Что касается порядка работы сейма, то он осуществлялся на основе практики, которая сложилась еще раньше. Сеймы могли проводиться как в закрытых помещениях, так и на свежем воздухе — на площадках городов, например, руководил заседаниями маршалок земский, он же объявлял принятые решения.

Я.А. Юхо отмечает: «После Люблинской унии 1569 года перед каждым сеймом Речи Посполитой созывался сейм Великого княжества Литовского в городе Слониме. На этом сейме вырабатывались обязательные инструкции, которые определяли цели и задачи всех представителей Великого княжества Литовского на общем сейме Речи Посполитой и обсуждались дела княжества. Перед каждым общим сеймом и после него собирались поветовые сеймики. Каждый из них, избрав послов на главный сейм, определял им денежные суммы на дорогу, при повышении цен на продукты питания эта сумма могла быть увеличена. Законодательная деятельность сейма и Рады в XVI в. была наиболее значительной и полезной за все время существования Великого княжества Литовского».

На сеймах Великого княжества Литовского вырабатывалось общее направление внешней и внутренней политики государства. Благодаря им, повышалась политическая активность всего сословия шляхты, укреплялась идея единства всего государства; потребности населения отдельных областей быстрее разрешались в центральных органах государственной власти.

На все высшие посты в государстве назначались крупные феодалы наиболее знатных фамилий, только уроженцы Великого княжества Литовского, которые имели определенное образование или практический опыт государственной службы. Все должности давались пожизненно, и ни великий князь, ни Рада не имели права, без веских причин лишить кого-либо своего поста.

Вальному сейму принадлежала законодательная власть в стране. Сеймы делились на обычные, которые созывались великим князем, и чрезвычайные. Чрезвычайные сеймы мог созвать глава церкви – архиепископ, (в случае смерти князя или его отказа от трона). Для избрания нового короля созывались три сейма: конвокационный, электоральный и коронационный. На конвокационном сейме определяли время и место выборов князя (короля), вырабатывали условия договора с кандидатами на престол; на электоральном - проводили выборы и заключали соглашение.

Вальный сейм позже был двухпалатный и состоял из Сената и Посольской избы. Сенат являлся высшей палатой сейма. Сюда входили высшие должностные лица государственного аппарата, верхушка католического духовенства, воеводы и комендант. Количество сенаторов доходило до 150 человек. Эта цифра могла варьировать, что зависело от уменьшения или увеличения территории государства и его административно-территориального деления. Первое место в Сенате занимал архиепископ. За ним сидели обычные епископы и только потом - светские должностные лица (комендант, воеводы и т.д.). Такой расклад сенаторов свидетельствует о клерикальном направлении власти. Старшие сенаторы сидели в креслах, младшие - на скамьях[7, с. 563].

Компетенция вального сейма ВКЛ была широкой. Сейм имел право решать практически любые вопросы государственного управления и законодательства, например избрание князя (короля), созыв ополчения, объявление войны и заключение мира, установление налогов для шляхты на случай ведения войны. Однако надо отметить, что для принятия постановления, требовалось единогласное его одобрение. Достаточно было одному депутату не согласиться с ним и наложить свое «veto» («не позволяю»), как это постановление отклонялась.

Всеми делами на сейме управляли верхушка духовенства и несколько семей крупных землевладельцев-магнатов, которые через своих ставленников контролировали выборы депутатов в уездных сеймиков и направляли их поведение на вальных сеймах. Сеймы собирались, как правило, один раз в два года не более чем на шесть недель. Для принятия решений требовалось единогласное их одобрение. Каждый депутат обладал правом налагать на любое решение и всю работу сейма запрет - свободное вето, что вело к бессилию сейма. Кроме того, все депутаты из уездов обязаны были четко следовать инструкциям, полученным на уездных сеймиках, что в свою очередь создавало трудности в работе. Приблизительно, из 50-ти сеймов без всяких помех могло состояться лишь только семь. Однако надо отметить, что в некоторых случаях, чтобы избежать срыва сейма наложением вето, депутаты объявляли свой сейм конфедерацией и тогда решения принимались простым большинством голосов.

Решения сеймов разделялись на три группы: те, что касались всей конфедерации (о высших органах власти, налогах и других общих делах); те, что имели отношение к Польше; те, которые имели силу в ВКЛ.

Как правило, последние составляли отдельные сеймовые конституции. Например, для контроля над поступлением и расходованием денежных средств Великого княжества Литовского по решению сейма создавался обособленный от Польши финансовый трибунал, который комплектовался из представителей Великого княжества Литовского. Финансовая обособленность Великого княжества сохранилась до последних дней его существования.

Отдельные функции центрального управления осуществляли маршалок земский, подскарбий земский, канцлер, гетман великий и другие должностные лица.

Среди высших должностных лиц государственного аппарата следует назвать канцлера, который заведовал государственной канцелярией и был хранителем большой государственной печати, без которой ни один нормативный акт не имел юридической силы. Он активно участвовал в разработке нормативных актов, следил за учетом всей входящей корреспонденции, поступающей на имя господаря (жалобы, прошения, донесения, судебные дела и т.д.). В его подчинении был большой штат должностных лиц (урядников): подканцлер, писари, дьяки и др.

Важнейшую роль в системе государственного аппарата занимал маршалок земский, в обязанности которого входили контроль за соблюдением этикета при дворе господаря и охрана порядка не только во дворе великого князя, но и в любом месте его нахождения. Он руководил приемом послов, просителей с челобитными на имя государя, мог председательствовать на заседаниях вального Сейма и Рады при отсутствии господаря, Виленского и Жмудского католических епископов; осуществлял рассмотрение судебных дел, связанных с совершением правонарушений во время работы Сейма, и решал ряд других вопросов.

Все финансово-хозяйственные вопросы и государственная казна были в ведении земского подскарбия. Он ведал доходами и расходами государственной казны, сдачей в аренду государственного имущества, осуществлял общее управление всем государственным имуществом и т. д. Его ближайшим помощником был дворный подскарбий и множество скарбников, ревизоров, сборщиков налогов и т.д., ведающими по его указанию отдельными вопросами хозяйственно-финансовой деятельности.

Вооруженные силы ВКЛ были в ведении гетмана наивысшего (земского, великого). Он не только командовал войском и организовывал оборону или военный поход, но ведал вопросами сбора войска, его комплектованием, снабжением. В его подчинении были гетман польный, гетман дворный, воеводы, каштеляны, поветовые старосты и другие должностные лица.

Местные органы власти на Беларуси в период 14-16 вв. владели широкими полномочиями в решении всех местных дел и мало зависели от центральных органов. В своей деятельности они руководствовались общегосударственными и местными нормативными правовыми актами или актами местной администрации.

Великое княжество Литовское было федеративным государством, разные части ее имели разную степень подчиненности центру. Так, Полоцкое, Витебское и Мстиславское воеводства имели специальные грамоты, где оговаривались значительные права на самоуправление. Поэтому наблюдалось разнообразие в правах и обязанностях некоторых должностей, особенно на уровне воеводства.

Главным в системе местных органов самоуправления был воевода. Он являлся главой административных, хозяйственных, военных и части судебных органов на территории воеводства [4, c. 39].

Воеводы, сменивши вассальных князей, хранили основные звенья старого государственного аппарата и управляли при местных соймиках и Рады, куда входили наиболее значимые феодалы воеводства.

Воевода назначался князем и Радой (в Полоцком и Витебском воеводствах - с согласия местного боярства) пожизненно. Все воеводы были членами Рады и Сейма, где они защищали интересы воеводства. В их обязанности входило:

• поддержание порядка;

• управление государственным и великокняжеским имуществом в воеводстве, сборами налогов и сборов;

• организация вооруженных сил воеводство;

• осуществление суда в городском (замковом) суде.

Для поддержания порядка в воеводстве, осуществлении общего управления всеми источниками государственных и великокняжеских доходов, воевода мог использовать подчиненные ему гарнизоны и созывать ополчение шляхты. Более того, у него имелся отряд личной охраны и целый штат подчиненных ему служебных особ – урядников и слуг.

В хозяйственной деятельности воевода заботился о независимости в проведении работ в маёнтках, переданных ему в ведение (временное пользование), своевременном и полном поступлении доходов от налогов и сборов в местную и государственную казну. Он также мог «осаживать» свободных крестьян и бояр на пустых землях, следил, чтобы крестьяне не выходили из государственных земель на земли феодалов-собственников, обязан был охранять великокняжеский земельных фондов самовольных захватов феодалов.

Как руководитель вооруженных сил воеводства, он следил за независимым удержанием замков, наличием в них необходимых людей, вооружения и припасов.

В Полоцке и Витебске воевода обязан был советоваться с местными феодалами.

Воевода в своей деятельности пользовался помощью штата служебных особ. Каштелян командовал военными силами главного замка воеводства и ополчением военнообязанных особ, приписанных к данному замку, он же был товарищем воеводы по представлению интересов воеводства в Раде. Он так же являлся членом Рады и Сейма.

 Заместителем воеводы  был подвоевода. Он управлял канцелярией, свидетельствовал документы, председательствовавший в городском (замковым) суде.

На низшей ступени стояли ключарь (сбор налогов), конюший (разведение лошадей для армии), городничий (комендант замка). Все эти должности имели право занимать только феодалы и только уроженцы княжества, а в некоторых воеводствах и уездах (Витебское и Полоцкое) - только из местной знати.

Во главе администрации уезда стоял староста. Обязанности его были похожи на обязанности воеводы. Он заботился об удержании в боевой готовности замков, собирал военное ополчение в обстоятельствах военной безопасности, рассматривал криминальные и общественные дела, следил за исполнением судебных решений. Назначался он князем и Радой пожизненно, с течением времени эта должность стала более почетной, была источником дохода для ее владельца. Непосредственное руководство уездной администрацией проводил подстароста.

Информация о работе Гетман в системе управления Великого княжества Литовского