Формирование декабристской идеологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 16:31, реферат

Описание работы

Велик был их вклад в развитие просвещения и культуры в целом русского и частью нерусских народов Сибири. Эта деятельность декабристов после 1825 г. органически входит в общественно-политическую и культурную жизнь России второй четверти XIX в. И по возвращении после амнистии из ссылки многие декабристы нашли в себе силы активно включиться в общественную жизнь страны: они выступали в печати со своими воспоминаниями, публиковали ученые труды, участвовали в подготовке и проведении крестьянской и других реформ в качестве членов губернских комитетов по крестьянскому делу, мировых посредников, земских деятелей.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 96.77 Кб (Скачать файл)

Большою ошибкой было бы, конечно, рисовать взаимоотношения крестьян Сибири и  живших среди них декабристов  в тонах мирной сельской идиллии, ошибочно было бы и утверждение, что  в течение тридцатилетнего пребывания декабристов в деревенской глуши  они имели столкновения лишь с  представителями сельской старшины, притеснявшей крестьян, да с кулаками-мироедами. Были у декабристов столкновения и с рядовым крестьянством. Мы имеем документально установленные факты столкновения. Напр., Фролова с крестьянами Сороковскими. Столкновение, закончившееся побоями, было предметом судебного разбирательства. От побоев и отравления умер в селе Кабанске М.Н. Глебов. Виновниками его смерти оказались унтер-офицер этапной команды И. Жуков и крестьянская дочь Наталия Юрьева. Насильственною смертью погибли, в верховьях Лены, в Манзурке - Андреев и Репин, сгоревшие в доме крестьянина, у которого они остановились на ночлег. Декабристов в Сибирской глуши считали помещиками, богатеями, "деньги у них были пачками", говорят крестьяне. Быть может, жажда легкой наживы побудила крестьян, у которых остановились на ночлег Андреев и Репин, ограбив их, докончить с ними и поджечь дом, чтобы замести следы преступления.

За  все, что дали декабристы крестьянам Восточной Сибири в течение трех десятков лет тесного, сожительства с ними, они получили достойную  награду. Крестьяне завещали своим  детям, ныне уже старикам, чтить память "декабристов, этих лучших людей", каких только знавала сибирская деревня в первую половину прошлого века, и старики свято сохранит этот завет.

 

Научная деятельность

Декабристы  оставили яркий след не только в  истории русского революционного движения, но и в истории отечественной  науки и культуры. Среди них  были талантливые литераторы и историки, экономисты и философы, естествоиспытатели и механики, педагоги и врачи. Различного рода материалы убеждают в том  как, разнообразны были научные интересы большинства участников декабристских  тайных обществ.

Ссылка  в Сибирь, на каторгу и вечное поселение обрекала декабристов  на политическую, а часто и физическую смерть. Николай I рассчитывал и на то, что изолированные от культурных центров, лишенные необходимой духовной пищи, в том числе книг, без  права публикации своих научных  и литературных произведений, высокообразованные люди неизбежно будут обречены на "нравственное онемение и духовную смерть". Этим планам не суждено было осуществиться. Ссыльные революционеры и в Сибири продолжали словом и примером служить делу, которому посвятили всю свою жизнь и самих себя.

Знакомство  с сибирскими библиотеками декабристов, их читательскими интересами убеждает в том, что чтение декабристов  менее всего можно назвать  бесцельным: несмотря на всевозможные запрещения и ограничения, они настойчиво искали и находили возможность совершенствования  и практического использования  своих знаний в условиях каторги  и поселения.

Декабристы  еще в период каторжных работ  разработали программу повышения  собственного уровня образования. Эта  программа предусматривала серьезное  изучение математики, механики, физики, химии, медицины. Лекторами выступали  наиболее квалифицированные специалисты (Д.И. Завалишин, Н.А Бестужев, Ф.Б. Вольф, П.С. Бобрищев-Пушкин, А.П. Барятинский  и другие). Математикой на каторге  серьезно занимался А.П. Барятинский, И.Д. Якушкин. Не менее популярной в  Читинском и Петровском казематах  была химия. В коллективном пользовании  узников находилась большая библиотека книг по химии, фармакологии, медицине и биологии, принадлежавшая Ф.Б. Вольфу.

Совершенно  определенную краеведческую ориентацию имели занятия декабристов ботаникой  и зоологией, к которым они  приступили после прибытия в Сибирь. В Благодатском руднике братья А.И. и П.И. Борисовы вместе с С.Г. Волконским начали составлять гербарии забайкальской флоры и коллекцию насекомых.

Поселенных  в Туруханске Ф.П. Шаховской получил  в 1827 году от Фишера микроскоп и "три  учебных ботаники", а сам отправил Фишеру - "Описания сделанных там  ботанических наблюдений, посылку с  разными растениями и мхами".

Много и систематически занимались ссыльные декабристы климатологическими и метеорологическими наблюдениями. Очень важным и ощутимым вкладом в развитие русской метеорологии стал десятилетний ряд наблюдений М.Ф. Митькова, вышедшего на поселение  в Красноярск в 1836 году. Декабрист  начал вести свои наблюдения 1 января 1838 года, оборудовал у себя в доме механическую мастерскую, а на дворе  метеорологическую площадку.

Помимо  этого, Якубович проводил и агрономические опыты, о которых писал в одном  из писем к В.Л. Давыдову: "Тайги  вволю - болот не вымеряешь, я хочу попробовать сахарный тростник сажать и индиго - эти растения будут  совершенно по климату".

Научные, в частности, метеорологические  исследования ссыльных декабристов  привлекали внимание многих ученых России. Так, анализируя температурные наблюдения М.Ф. Митькова и А.И. Якубовича, А.Ф. Миддендорф пришел к важному выводу о влиянии климата Сибири на климат европейской части страны и о вторжении теплых атлантических воздушных масс далее на восток от Урала.

Интересны научные исследования декабристов  и в гуманитарных отраслях знаний.

В Ялуторовске Якушкин И.Д. писал  философский трактат "Что такое  жизнь?". Декабрист подходил к  решению вопроса о сущности жизни  и о месте человека в природе  с материальных позиций, проявляя при  этом глубокие знания новейших достижений в области естественных наук и  философии.

Обнаруживается  сходство взглядов Якушкина с А.Н. Радищевым  и М.В. Ломоносовым, современником  Якушкина, оригинальным мыслителем-материалистом  и естествоиспытателем И.Е. Дядьковским. Взгляды Якушкина на развитие человеческого зародыша имеют много общего со взглядами московских анатомов Е.О. Мухина и М.Г. Павлова. Интерес к естественным наукам сближал И.Д. Якушкина с С.П. Трубецким, также имевшим солидную теоретическую подготовку: в Париже он слушал полные курсы лучших профессоров естественных наук, особенно увлекался химией, физикой и математикой. Очень интересовали его новые открытия в области электричества и их применение в технике.

 

Медицинская деятельность

В той многообразной, разносторонней общественно- политической деятельности, которую развернули декабристы в сибирской ссылке, значительное место занимала врачебная деятельность, занятие медициной.

В исследованиях ученые главное внимание уделяют врачу декабристу Ф.Б. Вольфу, о других же декабристах, занимающихся этой деятельностью, сведений очень  мало.

Медицинская литература, в изобилии представленная в каземате, лекции Ф.Б. Вольфа и практические навыки, полученные декабристами под его руководством немало способствовали тому, что после выхода на поселение многие из них с успехом занимались медицинской практикой, видя в этом не только необходимость, но и свой гражданский долг.

Профессиональным  врачом среди декабристов, отбывавших ссылку в Западной Сибири был только Вольф, но многие другие, видя и понимая  острую необходимость оказания медицинской  помощи широким слоям населения, самостоятельно изучили медицину и  фармацевтику, народные свойства лечения, постоянно совершенствовали свои познания в этих отраслях науки и успешно  вели прием и лечение больных (П.С. Бобрищев-Пушкин, А.В. Ентальцев, Н.В. Бассаргин, И.С. Повало-Швейковский, Ф.П. Шаховской, И.Ф. Фохт). Некоторые из декабристов оказывали содействие своим сподвижникам-специалистам тогда, когда того требовали обстоятельства (А.М. Муравьев, П.Н. Свистунов, М.А. Фонвизин).

Беспомощным было в деревне положение серьезно заболевших. Медицинская помощь совершенно отсутствовала. Из ближайшего, за несколько сот верст, города, доктор не всегда имел возможность приехать к заболевшему крестьянину, да и не приезжал, конечно, а к заболевшему государственному преступнику мог приехать лишь с разрешения высшей краевой власти. Зачастую помощь таких приехавших докторов оказывалась излишней, больной, не дождавшись ее, умирал.

Вот что пишет сотенный командир села Акши Разгильдеев пограничному начальнику, прося прислать доктора к заболевшему декабристу Абрамову П.: "Медицинского пособия по неимению здесь средств никакого не делается и в необходимости осталось прибегнуть к помощи азиатских лам, но и они не помогают". В деревнях, отстоящих вдали от монгольской границы, и этих "лекарей" не было. Чтобы как-нибудь выйти из такого положения, краевая власть рекомендовала иногда и "заочное лечение" декабристов.

Ко  времени расселения декабристов, по данным отчета тобольского губернатора Нагибина за 1828 год, в губернии насчитывалось всего 16 врачей, 19 лекарских учеников и 4 повивальные бабки. Большую медицинскую практику в Тобольске имел Вольф и Бобрищев-Пушкин. Ф.Б. Вольф оказывал бесплатную медицинскую помощь городской бедноте, крестьянам, что способствовало его популярности в этих местах. Его высокое врачебное искусство и бескорыстие отмечала М.Д. Францева. Гонорары же он полностью расходовал на приобретение медикаментов, лекарств, специальной литературы. Близким облику Вольфа был и П.С. Бобрищев-Пушкин.

Значительным  событием в жизни обоих врачей следует считать их активное участие  в борьбе против эпидемии холеры, которая  в 1848 году охватила Тобольск.

Педагогическая деятельность

Являясь образованнейшими людьми своего времени, декабристы были в курсе новейших открытий русской и мировой науки. Они хорошо знали европейскую  политическую, экономическую и философскую  литературу. Идеи европейского просвещения  декабристы связывали с идеями просвещения  в России, видными представителями  которой, были М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, И. Пнин, Н.И. Новиков, А.Ф. Бестужев - отец четырех декабристов.

Педагогическое  воззрение имело философскую  методологическую основу. Хотя по своим  философским воззрениям декабристы не представляли единого лагеря, но в мировоззрении большинства  доминировала материалистическая тенденция.

В статьях и записках в период сибирской  ссылки декабристы ставили вопрос о  содержании, принципах и методах  преподавания, придавая большое значение наглядности обучения. Наблюдение и  эксперимент, указывали декабристы, способствует прочному усвоению учебного материала, вырабатывают определенные дидактические приемы, содействуют  образованию у учащихся навыков  самостоятельной работы.

Во  второй четверти XIX века в Сибири существовало всего три гимназии, из которых  Иркутская в 1825 году насчитывала 47 учащихся; Тобольская в 1827 году - 40 и Томская в 1838 - 78 человек. Женского и высшего образования не было совсем. Поэтому смелая, многосторонняя педагогическая деятельность декабристов в Сибири заслуживает особого внимания. Анализ работ декабристов в открытых ими школах в Петровском Заводе, Чите, Селенгинске, Минусинске, Ялуторовске, Тобольске, Красноярске, селах Олонки, Урик, Оек, Смоленщина и других показывает, что они использовали лучшее, что было в русской и мировой педагогической литературе, всемерно стремились приложить и совместить активные методы преподавания в своей практике. В свои учебные программы декабристы вводили произведения А.С. Пушкина, К.Ф. Рылеева, И. Крылова, М.Ю. Лермонтова. Из мировой литературы - Шекспира, Байрона, Вольтера, Руссо. Учителя расширяли познавательный кругозор, развивая самостоятельность мысли и независимость убеждений. Они раскрывали глубокую познавательную ценность произведений, хорошо понимали нравственно-воспитательный характер литературы и ее значение в формировании мировоззрения молодежи.

Широкую деятельность по образованию народа в Сибири по выходе на поселение  развернули Бестужевы, Горбачевский, Д.И. Завалишин, Юшневский, братья Борисовы, Поджио, Торсон, Кюхельбекер, Беляевы, Матвей Муравьев-Апостол, Батеньков, сосланный в Томск после двадцатилетнего заключения в Петропавловской крепости, и первый декабрист В.Ф. Раевский.

Дмитрий Иринархович Завалишин занялся распространением образования и просвещения в Забайкалье. На этом поприще он хотел прежде всего показать личный пример совмещения физического труда с умственным. Создавая свою педагогику, Завалишин исходил из того, "насколько каждый по обстоятельствам мог и способен чему-либо учиться". Одних он подготавливал к поступлению в семинарию и обучал классическим языкам и математике, других (детей купцов) - английскому языку, третьих (детей бедных чиновников, мещан, казаков и крестьян) - чтению, письму и арифметике. Таким образом, Завалишин одним из первых на практике соединил общеобразовательное обучение с производственным, что явилось для того времени достижением педагогической мысли. Но Дмитрий Иринархович мечтал о более широком распространении образования среди народа. В начале 50-х годов, воспользовавшись своим возросшим влиянием на управление краем, он добился открытия казачьей и крестьянской школ в Чите и в нескольких деревнях Читинского округа. В 1860 году общественностью Читы был уже поставлен вопрос об открытии гимназии на средства, собранные у населения края путем добровольных пожертвований. Несомненно, педагогическая деятельность Завалишина имела свое значение, несмотря на то, что его школу окончило небольшое количество учеников: оно сказывалось на общем стремлении местных жителей к знаниям, культуре, расширению кругозора, росте духовных потребностей. Позднее, с преобразованием Читы в областной город, был открыт клуб "Общественное собрание", при котором Дмитрий Иринархович устроил библиотеку, получавшую все периодические издания.

Декабристы-учителя  смело шли по пути создания новых  учебных программ и учебной литературы, в которой стремились отразить общественно-политические вопросы, связать обучение и воспитание с жизнью. Они широко применяли  принцип воспитующего обучения, опираясь при этом на сознательность и активность мышления. Материал излагали на уровне науки своего времени. В их педагогической деятельности прослеживается также принцип прочности и доступности обучения. Этому способствовало как содержание обучения, так и методы, применяемые учителями.

Еще в каземате, избрав своим будущим  занятием на поселении и обучение детей и просвещение населения, И.Д. Якушкин стал усиленно готовиться к своему новому поприщу. Пользуясь хорошо составленной казематской библиотекой, он пополнял свои знания по различным отраслям науки, занимался математикой, естественными науками, составлял учебник географии по особому плану и по новой изобретенной им методике. Первые годы по выходе на поселение эта работа была продолжена. В тех неблагоприятных условиях, в которых находилась Сибирь, Якушкин хотел дать пример возможного подъема культурного уровня народных масс. С помощью декабристов Фонвизина, Пущина, Матвея Ивановича Муравьева-Апостола, Оболенского, Ентальцевой и других, в большей степени на их средства и при материальной поддержке местного купца Медведева, под покровом исполнения приказа Синода в целях "укрепления веры" поощрять устройство при церквах школ, Якушкину удалось в 1842 году открыть первую школу для народа в Западной Сибири. Очень характерно, что в школе Якушкина кроме общеобразовательных предметов преподавалась механика, на изучение которой отводилось сравнительно большое количество времени - 101 урок. Большое внимание уделялось изучению края: ученики должны были самостоятельно вычертить карту Западной Сибири. С целью изучения флоры и фауны устраивались частые экскурсии в поле под непосредственным руководством самого Якушкина. Цель обучения Якушкиным детей из народа заключалась в том, чтобы помочь им "осмыслить себя", развернуть в них способность мышления. Беспокоясь за направление в их воспитании, он неоднократно говорил, что воспитатели его сыновей никогда не поймут "предназначения детей" и еще менее сумеют их "к нему приготовить". Чтобы дать детям правильное направление, по мнению Якушкина, нужно прежде всего полюбить их счастье". За 14 лет существования мужского училища (1842-1856) в него было принято 594 мальчика и окончили курс 531 человек. В женское же училище за 1846-1856 годы принято 240 девочек, окончили курс 192. Таким образом, за время деятельности II.Д. Якушкина получили первоначальное образование 723 человека, причем отдельные из них при помощи, товарищей Якушкина - декабристов, были определены в средние учебные заведения - Тобольскую и Иркутскую гимназии и др., и часто содержались на средства декабристов. Самоотверженно трудясь в своих училищах, Якушкин стремился сделать их образцовыми, на примере которых учились бы не только люди, работающие на поприще сибирского образования, но и все те, кто захотел бы последовать его примеру своим бескорыстным трудом принести пользу народу и целому сибирскому краю.

Информация о работе Формирование декабристской идеологии