Финансовая политика Петра Великого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2015 в 21:45, курсовая работа

Описание работы

Личность Петра I сложна и противоречива, как и сама эпоха, в которую он формировался. В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр, наша страна переживала переломный момент в своей истории. Для коренной ломки старого уклада России нужен был умный и талантливый руководитель, незаурядный человек. Таким и оказался Петр I. Он не только постиг веление времени, но и отдал на службу этому велению весь свой незаурядный талант, упорство одержимого, присущее русскому человеку терпение и умение придать делу государственный размах.

Файлы: 1 файл

kursovaya_5_kurs.docx

— 57.14 Кб (Скачать файл)

Указом от 22 февраля 1711 г. учреждается «управительный» (впоследствии Правительствующий) Сенат – постоянно действующий высший орган государственного управления, в числе других функций выполнявший обязанности контролера в сфере государственных доходов и расходов [2]. Сам Сенат не мог издавать законов. Он только обнародовал данные ему Петром I законы и указы, следил за законностью действий администрации. Сенаторы обсуждали дела и принимали решения коллегиально, на общем собрании, скрепляя их подписями. Сенат явился послушным орудием в руках царя по управлению страной.

Указом от 17 марта 1711 г. Правительствующему Сенату поручается устройство государственных доходов с предписанием «денег как возможно собирать... и учинить фискалов во всяких делах» [3]. В этом же году учреждаются должности фискалов – государственных служащих, обязанностями которых было «тайно проведывать, доносить и обличать» все злоупотребления как высших, так и низших чиновников, преследовать казнокрадство, взяточничество, «вообще безгласные преступления явно противогосударственного и противообщественного характера». Сфера деятельности фискалов первоначально ограничивалась контролем за деятельностью государственных учреждений и должностных лиц. Фискалы были освобождены от обязанности по уплате податей, от подсудности местным властям и от ответственности за неправедные доносы. Должности фискалов просуществовали до 1729 г. [16, с. 47].

Состоялся значительный рост государственных налогов и повинностей. В основном это касалось крестьян и посадских людей. Повинности были нескольких видов: 1) людские (рекруты) 2) отработочные 3) подводные 4) конные 5) постоянные, 6) натуральные (провиантом, фуражом и т.д.) 7) денежные (постоянные и экстраординарные) [10, c. 39]. Кроме уплаты старых стрелецких и ямских денег, крестьяне должны были выплачивать и новые налоги – драгунские, корабельные, рекрутские, подводные и др.. Существовали сословные налоги, то есть те, которые платили отдельные состояния [7, c. 67].

Начиная с 1704 г. появляются один за другим бесконечный ряд новых налогов, придуманных «прибыльщиками»: мельничный, банный, погребной, пчелиный, с бороды, с раскольников, с извозчиков, с свадеб, с постоялых дворов, с найма домов, умеренный, весчий, хомутейний, подужний, шапочный, сапожный, кожный, ледокольный, водопойные, трубный из печей, привальный и отвальный с плавных судов, с продажи съестного, с тыквы, огурцов, орехов, и другие "мелочные всякие сборы". Количество всех налогов достигала 70.

Увеличились косвенные налоги. К предыдущим государственных монополий (смолы, соды, ревеня, клея) добавились новые: соль, табак, мел, деготь, рыбий жир, сало и дубовые гробы. Соляная монополия была особенно трудна для населения, поскольку соль продавалась вдвое дороже подрядной цены [8, c. 170].

Бременем были и экстраординарные повинности, как правило смешанные: натурально-денежные, денежно-отработочные, подводно-денежно-отработочные и т.д. Характерной чертой таких повинностей были доплаты деньгами, без чего не обходились отправки провианта, рекрутов, рабочих, лошадей.

Крайне тяжелыми для крестьян были рекрутская и отработочная повинности. Тысячи людей ежегодно призывали на пожизненную службу в армию и флот. Только рекрутами с 1705 по 1725 г. было взято не менее 400 тыс. человек. Кроме того, происходили постоянные принудительные мобилизации на работы по строительству кораблей, крепостей, верфей, Петербурга, прокладка дорог, каналов и т.п. Тысячи людей гибли от болезней, истощения, непосильного труда [5, с. 22].

Не менее обременительными были и другие повинности. На крестьянских подводах к театру военных действий доставлялись продовольствие, фураж, вооружение, снаряжение, боеприпасы, а иногда и рекруты. Особенно разрушительной была постоянная обязанность - обязанность населения предоставлять квартиры рекрутам и удерживать их при формировании в полки. При необходимости из крестьян собирались мука, крупа, сухари, сало, овес, сено и другие сельскохозяйственные продукты, необходимые для снабжения армии [5, c.25].

Сбор налогов и недоимок проводился по несколько раз в год и обычно сопровождался безудержным произволом и жестокостью власти. Несмотря на непосильное налоговое бремя, привел к обнищанию, бегству сотен тысяч крестьян, вооруженных выступлений и восстаний, существенно пополнить казну все равно не удавалось.

Правительство, чувствуя большую потребность в деньгах и рассчитывая на прирост населения, решил 1710 провести новую перепись, который обнаружил уменьшение населения на 20% по сравнению с 1678 г. Основная причина выявленной "пустоты" состояла в бегстве крестьян. Но вместе с тем имело значение и сокрытия количества дворов, поскольку единицей обложения был двор. Чтобы уменьшить количество плательщиков, помещики часто объединяли несколько семей родственников, а иногда и чужих друг другу людей в один двор.

Новая перепись 1716 и 1717 показала лишь дальнейшее уменьшение тяглового населения. «Прибыльщиками» и прожектера петровского времени высказывали правительству свои критические замечания в адрес действующей подворной системы обложения и рекомендовали перейти к «поголовщине», т.е. сделать единицей обложения ни двор, а человеческую душу.

По мнению Анисимова, реформа налогового обложения (1718-1724 гг) была непосредственно вызвана необходимостью решить проблему содержания армии в мирное время. В 1718 по указу 26 ноября правительство приступило к проведению подушной переписи населения, причем подача сведений о количестве крестьян, числившихся за помещиком, была возложена на самих помещиков. Указ обязывал в течение года, но прошло несколько лет, а помещики, несмотря на неоднократные грозные напоминания, необходимых сведений не подавали, а те из дворян, которые представили их, как выяснилось, показали не всю количество крестьян. Не добившись сведений о численности налогоплательщиков от помещиков и монастырей, правительство в 1722 решило осуществить ревизию имеющихся сведений, привлекая для этой цели офицеров. Таким образом, с 1722 по 1724 была проведена ревизия результатов первой переписи. С этого времени следующие переписи населения получили название ревизий. Проведена ревизия и связанная с ней налоговая реформа имели троякое значение: финансовое, социальное и полицейское [7, c. 43].

Финансовое значение состояло в переходе от подворного обложения к подушной. Помимо чисто финансового эффекта реформа привела к существенному изменению в судьбе регулярной армии. Полки размещались непосредственно среди самих крестьян, из которых взимались налоги на содержание солдат и офицеров, еще больше разоряло населения [7, c. 54].

 

2.2 Подушная подать и ее значение

 

Был введен единый подушный налог вместо десятков мелких подворных налогов. Ревизия насчитала 5600000 податных душ мужского пола, в том числе 5400000 крестьян и 183400 посадских; неподатного населения исчислялось 515000 душ мужского пола, а общая численность населения, включая Сибирь, Прибалтику и Украину, составляла 15500000 человек обоего пола. Размер подушной подати был определен арифметическим путем. На крестьян правительство возложило расходы на содержание сухопутной армии составили 4 млн. рублей. Эту сумму разложили на количество крестьян - налогоплательщиков. Так получилась некруглая величина – 74 копейки с мужской души. Точно такое же действие совершили по отношению к посадского населения, на которое было возложено содержание флота, здесь сумма налога с мужской души составляла 1 рубль 14 копеек.

Ученые сходятся на том, что подушный налог был обременительный за налоги, которые взимались до его введения, но насколько – точно установить пока не удается. В целом доход государства по смете 1724 по сравнению с 1680 г. должен был увеличиться в три раза. По словам Павленко, это, однако, не означает, что налоговый пресс давил на податного население с утроенной силой [16, c. 487]. По мнению же Ключевского, подушный налог отразился неодинаково на разных плательщиках: он вообще повысил прямой налог, но одним лишь на незначительный процент, а другим вдвое, втрое и даже больше [14; c. 128]. По словам же Анисимова, введение подушной подати привело к общему среднего повышения налогов не более чем на 16% [7, с. 138].

Податная реформа стала важным событием в истории России XVIII в., оказавшим значительное влияние па развитие страны. Останавливаясь на финансовом значении реформы, необходимо подчеркнуть, что она явилась естественным продолжением фискальной политики самодержавия предшествующей поры. В основе этой политики лежал принцип усиления тяжести налогообложения путем увеличения числа и объема налогов, расширения контингента налогоплательщиков. Следствием преемственности фискальной политики при осуществлении реформы и было увеличение тяжести обложения и вовлечения в тягло новых групп населения. С другой стороны, податная реформа стала новым этапом финансовой истории страны.

В результате ее осуществления произошло существенное изменение всей системы прямых налогов страны. Важнейшей чертой нового обложения явилось то, что был введен единый денежный налог — подушная подать, который заменил десятки мелких подворных сборов и повинностей. Подушная подать в размере 70 коп. взималась на протяжении нескольких десятилетий. Появление постоянного, прямого налога позволило стабилизировать и унифицировать финансы в целом, потому что теперь правительство в своих расчетах могло опираться на более реальные нежели прежде бюджетные данные. Это в свою очередь позволило обеспечить постоянными средствами нужды регулярной армии, значительная часть которых в годы Северной войны удовлетворялась путем взимания экстраординарных налогов и контрибуции. Унификация налогообложения в ходе реформы коснулась не только корпуса налогов и повинностей, единицы обложения, но и системы сбора налогов. Сбор был изъят из ведения местных властей и передан в руки земских комиссаров — выборных от помещиков, чьи крестьяне являлись плательщиками, а также полковых командиров. Несомненно, это преобразование в сочетании с размещением полков в уездах (откуда они получали средства на свое содержание) делало налоговую систему более гибкой и оперативной, что сокращало путь денег из карманов плательщиков в полковые кассы.

Податная реформа позволила расширить сферу действия налогообложения путем привлечения к несению налогов значительно большего, чем прежде, числа потенциальных плательщиков. Это было достигнуто не только за счет включения в тягло новых групп населения, но и за счет изменения единицы обложения. Двор как единица подворного обложения теперь не играл никакой роли в системе налогообложения. Плательщики, практиковавшие на протяжении ряда лет различные способы утайки дворов, подверглись в ходе реформы своеобразному фискальному «налету» и попали в подушное тягло. Весь порядок проведения податной реформы был направлен на максимальный охват тяглом населения. Особенно это относилось к организации свидетельства душ, осуществленного военными ревизорами, главнейшей целью которых было выявление утайки душ. В целом податная реформа стала невиданной по масштабам и строгости проверкой всего наличного населения страны. Именно здесь финансовый и социальный аспекты реформы соприкоснулись. Реализация принципов налогообложения являлась во многом реализацией принципов социальной политики [12, c. 69].

Социально-классовый аспект податной реформы отчетливо проявился в деятельности ревизоров по свидетельству населения и в законодательстве, регламентировавшем эту деятельность. Тяжесть подушной подати была и в том, что она никогда не была податью, взимаемой, так сказать, с живой души. Душа была счётной — между ревизиями умершие не исключались из податных списков, а новорождённые не включались Жестокое преследование беглых и их держателей, освобождение дворянства от податных обязанностей, поголовное превращение почти всех категорий населения в плательщиков подушной подати и многие другие шаги правительства Петра — все это ярко характеризует классовый характер податной реформы, организаторы которой наряду с интересами государства заботились об интересах господствующего класса [7, с. 125].

Уточнение податного статуса каждой категории населения, которое было осуществлено в ходе реформы, стало решающим фактором в определении их места в сословной структуре тогдашнего общества. Это вело к прикреплению налогоплательщиков к тяглу. В свою очередь прикрепление к тяглу и контроль за отправлением плательщиками повинностей стали основой для введения в стране жесткого полицейского режима. Этот режим характеризуется установлением системы паспортов и созданием разветвленной сети контроля за передвижением населения. В целом социальные мероприятия, осуществленные в ходе податной реформы, были направлены на укрепление господствующего строя, консервацию тех отношений, которые обеспечивали незыблемость власти абсолютистской монархии и дворянства на протяжении длительного периода. Все это и обусловило сохранение подушной системы Петра в течение полутора веков после смерти ее создателя.

Переход к подушной подати принес казне дополнительно 2 млн. руб., а с учетом переходящего остатка средства казны увеличились на треть по сравнению с 1720 – 1723 гг. и составили 10 млн. руб. Но на практике «подушина» обнаружила немало отрицательных черт: единую норму налога должны были платить крестьяне, работающие в разных по природно-климатическим и хозяйственным условиям районах, наличные трудоспособные работники платили за беглых и больных, стариков и детей, а также умерших между ревизиями «ревизских душ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Реформу денежного обращения Петра 1 сложно переоценить. К концу его царствования в России сложилась новая денежная система взаиморасчетов, построенная на использовании удобного десятичного принципа. Целью работы было изучение роли финансовых реформ в модернизации России в первой половине XVIII века. Из проведенных нами исследований без сомнения можно сказать, что постепенное и рациональное осуществление плана модернизации денежной системы помогло царю избежать острых социальных недовольств населения. Денежную реформу Петра 1 по своей продуманности и последовательности проведения следует признать одной из самых удачных реформ в новой истории. Отныне в государстве Российском, монетное сообщение, подобно странам Европы, базировалось на трех металлах – золоте, серебре, меди.

Денежная реформа Петра 1 относится к числу долговременных преобразований, доказавших свою состоятельность на протяжении веков. В дальнейшей своей истории практически не менялась и в главных чертах сохранилась до начала 20 века.

В эпоху правления Петра I в экономической сфере произошли следующие изменения:

1. денежная реформа создала денежную систему России, построенную по десятичному принципу: 1 рубль, приравнивался 100 копейкам. 1. Подворное налогообложение было заменено подушной податью;

2. в 1701 г. впервые в России при Петре 1 были введены в обращение золотые монеты;

3. введены новые виды налогообложения, такие как горная подать, гербовые сборы и др.;

4. существенному реформированию была подвергнута организационная система сбора налогов, были заложены основы системы местного самоуправления и местных налогов и сборов.

Широкое распространение получает система взимания налогов через откупщиков. В петровские времена появились довольно странные налоги, которые до сих пор не имеют аналогов в мире. Облагались не только угодья и промыслы, но и религиозные верования. Облагалась даже совесть. Так, например, раскол терпелся, но оплачивался двойным окладом подати, как своего рода роскошь. Так же оплачивались борода и усы, с которыми древнерусский человек связывал представление об образе и подобии Божьем.

Информация о работе Финансовая политика Петра Великого