Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 13:50, реферат
Цели:
1)Определить причины и повод восстания.
2)Установить влияние восстания на исторический процесс.
3)Определить причины провала восстания.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1)Изучить литературу по данной теме.
2)Проанализировать историческое значенее восстания.
1. Введение
2. Декабристы и их тайные организации
3. Союз Спасения
4. Союз Благоденствия
5. Южное и Северное общества
6. Общество объединенных славян
7. Восстание декабристов на Сенатской площади
8. Суд и следствие
9. Декабристы и их жены в ссылке
10. Заключение
Список используемой литературы
Первоначально выступление с целью свержения самодержавия и отмены крепостного права намечалось руководителями Северного и Южного обществ на лето 1826 г. Но внезапная смерть Александра I и последовавший за ней период междуцарствия побудили декабристов пересмотреть свои планы. Сложившаяся ситуация взбудоражила население, особенно армию, которая не любила наследника престола великого князя Николая Павловича: он «полагал смысл военной службы во внешней дисциплине и в обучении солдат на прусский лад, устаревший и бесполезный». Члены Северного общества решили воспользоваться создавшимся положением и выступить в день принятия присяги Николаю Романову. «В последние дни перед 14 декабря, — вспоминал Н. А. Бестужев, — всё оставшееся от ротных учений время было поглощено приготовлением солдат и беседе с ротными командирами».
Накануне 14 декабря на квартире у К. Ф. Рылеева обсуждался предложенный им план действий, распределялись обязанности. После долгих и бурных споров заговорщики пришли к такому мнению: необходимо собрать верные войска на Сенатской площади, где располагались правительственные здания, чтобы не допустить присяги сенаторов и вынудить их подписать революционный «Манифест к русскому народу», подготовленный Северным обществом. В документе объявлялось о свержении самовластия, отмене крепостного права, сокращении срока солдатской службы. Провозглашались гражданские свободы. «Манифест» предусматривал созыв Великого собора — Учредительного собрания — для решения вопросов о принятии конституции и форме правления в России. Доставку «Манифеста» в сенат для ознакомления с документом высших государственных чиновников взяли на себя К. Ф. Рылеев и И. И. Пущин. Диктатором восстания назначили князя С. П. Трубецкого — опытного и авторитетного военачальника, участника войны 1812 года. Часть готовых к выступлению войск под командованием А. И. Якубовича должна была ещё затемно захватить Зимний дворец и арестовать царскую семью. Рылеев настаивал на физическом уничтожении Николая, чтобы внести смятение в ряды его сторонников и тем обеспечить успех восставшим. Однако от цареубийства заговорщики отказались. Планировался также захват Петропавловской крепости. Декабристы и в конце 1825 г., и спустя много лет считали, что успешный исход восстания был вполне вероятен.
Того же мнения придерживался и Николай Романов. За несколько дней до восстания его предупредили о преступных намерениях Южного и Северного обществ начальник Главного штаба И. И. Дибич и декабрист Я. И. Ростовцев. Последний счёл восстание против царя несовместимым с дворянской честью. Николай с тревогой ожидал предстоящие испытания, его преследовали мысли о гибели, особенно беспокоила позиция гвардии — активной силы всех российских государственных переворотов. Ранним утром 14 декабря он сказал генералу А. X. Бенкендорфу: «Сегодня вечером, может быть, нас обоих не будет более на свете, но по крайней мере мы умрём, исполнив наш долг».
Решив опередить противника, Николай Павлович в семь часов утра привёл к присяге членов сената и Синода, затем они покинули здание. Таким образом, план восстания не удалось выполнить уже с самого начала. Якубович отказался командовать войсками, которые должны были брать Зимний дворец. Позже он объяснил свой поступок тем, что боялся кровавой расправы мятежных гвардейских моряков над императорской семьёй, а стало быть, и невольного участия в цареубийстве. Первый из восставших лейб-гвардии Московский полк прибыл на площадь к пустому сенату около 11 часов утра. Спустя некоторое время к восставшим подъехал верхом на коне петербургский генерал-губернатор М. А. Милорадович, пытаясь уговорить их вернуться в казармы и присягнуть Николаю I. Опасаясь влияния графа на солдат, знавших его как героя войны 1812 года, начальник штаба восстания Е. П. Оболенский ударил его штыком, а П. Г. Каховский выстрелом из пистолета смертельно ранил генерала.
Вот как описывал этот эпизод декабрист В. И. Штейнгель: «Один из членов тайного общества князь Оболенский, видя, что такая речь может подействовать, выйдя из каре, убеждал графа отъехать- прочь, иначе угрожал опасностию. Заметя, что граф не обращает на него внимания, он нанёс ему штыком лёгкую рану в бок. В это время граф сделал вольт-фас (крутой поворот на коне лицом к противнику. — Прим. ред), а Каховский выпустил в него из пистолета роковую пулю... Когда у казармы сняли его с лошади и внесли в... квартиру... он имел последнее утешение прочитать собственноручную записку нового своего государя с изъявлением сожаления — и в 4-м часу дня его уже не существовало». Каховский в тюрьме горько сожалел о своём выстреле, а декабрист Трубецкой всегда вспоминал о Милорадовиче как о славном полководце, «который в этом случае действовал беспристрастно и любил Отечество».
Не удалось убедить восставших ни митрополиту, ни младшему из великих князей Михаилу Романову. К часу дня на Сенатскую площадь подошли лейб-гвардии Гренадерский полк и лейб-гвардии Морской экипаж. Всего на площади вокруг памятника Петру Великому выстроились около 3 тыс. восставших солдат и матросов под командованием 30 строевых офицеров-декабристов.
Площадь и прилегающие к ней улицы были забиты любопытными и сочувствующими. Декабрист А. Е. Розен вспоминал: «По мере увеличения числа войск для оцепления возмутителей полиция стала смелее и разогнала народ с площади, много народу потянулось на Васильевский остров вдоль боковых перил Исаакиевского моста. Люди рабочие и разночинцы, шедшие с площади, просили меня держаться ещё часок и уверяли, что всё пойдёт ладно». У восставших не было артиллерии и кавалерии. Не явился к зданию сената Трубецкой: он сидел в помещении Главного штаба рядом с Сенатской площадью и даже наблюдал иногда за развитием событий, но выйти к товарищам не решился. Причины такого поведения пытался впоследствии объяснить Н. А. Бестужев: «Храбрость солдата и храбрость заговорщика не одно и то же. В первом случае — даже при неудаче — его ждут почесть и награды, тогда как в последнем при удаче ему предстоит туманная будущность, а при проигрыше дела — верный позор и бесславная смерть». Не будучи трусом, Трубецкой впервые в жизни смалодушничал, что послужило одной из причин провала всего дела. Отсутствие крепкого и грамотного руководства внесло растерянность и дезорганизацию в ряды восставших.
По словам Розена, «всего было на Сенатской площади в рядах восстания больше 2000 солдат. Эта сила в руках одного начальника, в виду собравшегося тысячами вокруг народа, готового содействовать, могла бы всё решить, и тем легче, что при наступательном действии много батальонов пристали бы к возмутившимся, которые при 10-градусном морозе, выпадавшем снеге с восточным резким ветром, в одних мундирах ограничивались страдательным положением и грелись только неумолкаемыми возгласами „ура!". Не видать было диктатора, да и помощники его не были на местах... Было в полном смысле безначалие: без всяких распоряжений — все командовали, все чего-то ожидали и в ожидании дружно отбивали атаки, упорно отказывались сдаться и гордо отвергли обещанное помилование».
Николай I выставил против мятежных полков верные ему войска: 9 тыс. пехотинцев, 3-тысячную кавалерию, артиллеристов. Восставшие солдаты, голодные и замёрзшие, пассивно ждали, окружённые со всех сторон правительственными частями. Император приказал кавалерии атаковать бунтовщиков, но несколько таких попыток было отбито ружейным огнём. Народ старался подбодрить заговорщиков, некоторые бросали в правительственные войска и даже императорскую свиту камни и поленья. Приближалась темнота. Царь, боясь, чтобы волнение не передалось «черни», согласился применить против мятежников артиллерию. Пушки зарядили картечью. На площади после выстрелов остались убитые и раненые — и военные, и гражданские. Остальные начали отходить: одни — по Галерной улице, другие — по замёрзшей Неве. Снаряды взрывали ледяной покров реки, многие тонули. К ночи восстание было разгромлено. Декабристы потерпели поражение. Николай I укрепился в Зимнем дворце, защищённом войсками и несколькими орудийными батареями.
События на Сенатской площади сразу же стали государственной тайной. Скрывали число погибших во время беспорядков. Объявили, что убитых самое большее 200 человек, хотя на самом деле их было около 1300 (из них 903 — «чернь»). В правительственных сообщениях декабристов называли «злоумышленниками», «изменниками», «скопищем мятежников», «горстью молодых безумцев», которые вознамерились «навлечь на Россию все бедствия безначалия». Примкнувших к ним на Сенатской площади характеризовали как лиц «гнусного вида во фраках», как «немногих пьяных солдат и немногих же людей из черни, также пьяных».
Все 30 лет правления Николая I декабристская тема была запретной во всех отношениях. Официальному объяснению событий 14 декабря 1825 г. противостояла версия самих декабристов. Она нашла отражение в следственных материалах по их делу, в мемуарах участников восстания и их современников. Уже во время первого допроса декабрист Г. С. Батеньков заявил царю: «Покушение 14 декабря не мятеж, но опыт политической революции».
Расположение правительственных войск и восставших на Сенатской площади.
Суд и следствие
Сразу же после восстания на Сенатской площади в ночь на 15 декабря начались аресты. Декабристов возили на допрос непосредственно к самому Николаю I.
Следствие было сосредоточено не на идеологии декабристов, не на их политических требованиях, а на вопросе цареубийства.
Поведение декабристов было различно. Некоторые плакались выдавали товарищей другие проявляли случаи личного геройства. Такими были Лунин, Якушкин, Андреевич 2-й, Петр Борисов, Усовский, Ю. Люблинский.
Пестель сначала отвечал на вопросы полным отрицанием позже многими выданный, он был вынужден давать подробные ответы.
Многие следственные дела содержат многочисленные покаяния обращения к царю и членам комиссии, слезливые письма раскаявшихся «преступников», клятвы заслужить прощения. За тюремной решеткой многие пали духом не чувствуя под собой опоры. Закование в железо было особой формой пыток.
Во время следствия очень быстро – первых же допросах прозвучало имя А.С.Пушкина. Открылось, какое значение для декабристов имели его стихи. Николай, тут же, не раздумывая приказал сжечь все возмутительные стихи. Русская литература никогда не забудет этой потери.
Никакого суда над декабристами, в сущности, не было. Пародия на суд происходила при закрытых дверях, в глубокой тайне.
Пятеро декабристов, а именно: Павел Пестель, Кондратий Рылеев, Сергей Муравьев – Апостол, Михаил Бестужев – Рюмин и Петр Каховский были поставлены «вне разрядов» и приговорены к четвертованию. Николай заменил четвертование повешением.
В ночь на 13 июля на кронверке Петропавловской крепости при свете костров устроили виселицу и рано утром вывели заключенных декабристов из крепости для совершения казни. На груди у каждого висели доски с надписью : «Цареубийца».
Всех прочих заключенных декабристов вывели во двор крепости и разместили в два каре: Одно принадлежало к гвардейским полкам другое к прочим. Все приговоры сопровождались разжалованием, лишением чинов и дворянства.
Свыше 120 человек декабристов было сослано на разные сроки в Сибирь, на каторгу или поселение.
Сибирская каторга и ссылка.
О сибирском периоде жизни декабристов имеется богатая литература и огромное количество документального материала.
Отправка в Сибирь началась в июле 1826 г. Сюда ко многим декабристам приезжали жены. Они не воспользовались разрешением Николая I вторично выйти замуж и бросили ради мужей – декабристов свободную и беспечную дворянскую жизнь. Революционная традиция высоко чтит этих женщин.
К осени 1827 г. всю каторжную «колонию» перевили в Читу.
г. членом Общества соединенных славян И. Сухиным был организован заговор. План его был таков: решено было навербовать большую группу сторонников, затем в назначенный день и час поднять восстание на руднике. Захват оружия был обязательным условием восстания. Тайком они лили пули, которых вышло более 1000.Также первым делом было решено захватить еще и пушки. Восставшие должны были проходить по заводам и забирать в партию людей, и дойти свободно до читинского острога, где должны были освободить очередного преступника. Восстание было назначено на 25 мая 1828 г. в десять часов вечера. Пунктом сбора было кладбище.
Но восстание не удалось, так как нашелся предатель - участник заговора Алексей Казаков, который был ими вскоре убит.
Участники были арестованы и встали перед судом.
Казнь была одна из самых ужасных, которые видела Сибирь: одновременно производились расстрелы, наказания кнутом и плетьми, «подновление штемпельных знаков на лице». К смертной казни были приговорено шестеро: Иван Сухинов, Павел Голиков, Василий Бочаров, Федор Моршаков, Тимофей и Василий Михайлов.
Этот заговор заставил правительство поторопиться с тюремным строительством.
Длительный переход на Петровский завод декабристы шли пешком, и на пути к ним пришла новость о революции 1830 г. во Франции. Они встретили это известие с восторгом.
Условия каторги были очень тяжелы.
В 1856 г., после смерти Николая I связи с коронацией нового императора Александра II был издан манифест об амнистии декабристов, и разрешения им возвратиться из Сибири. В живых оказалось человек сорок.
Многие из них приняли участие в крестьянской реформе 1861 г., оказавшись на стороне либерального помещичьего лагеря.
Мемориальная доска на месте казни декабристов.
Декабристы и их жены в ссылке
14 декабря 1825 г. в столице Российской империи произошло вооружённое восстание с целью свержения самодержавия и изменения государственного строя. Вскоре второе восстание вспыхнуло на юге России. Оба выступления были подавлены картечью, а их участники, декабристы (из Северного и Южного тайных обществ), отправились в ссылку, на каторгу и вечное поселение в Сибирь.
По истечении сроков каторги освобождавшимся декабристам предстояло остаться в Сибири на поселении или (на выбор) отправиться рядовыми на войну с кавказскими горцами.
В Сибирь кроме 99 приговорённых попали некоторые члены Общества соединённых славян — участники восстания, которые были осуждены военным трибуналом в Могилёве, а также те, кого даже не судили. Общее количество сосланных превышало 120 человек.