Духовное наследие Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2017 в 20:20, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является изучение духовного наследия Древнего Египта
Исходя из поставленной цели определенны следующие задачи:
Рассмотреть дидактические традиции в духовном наследии Древнего Египта;
Исследовать памятники критической традиции духовного древнеегипетского наследия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ДИДАКТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ 4
Идея разумного порядка 4
Ранние «поучения» 7
Поздние «поучения» 8
КРИТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ 10
2.1 «Песнь арфиста» 10
2.2 Проблема несправедливости 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

Файлы: 1 файл

Духовное наследие Египта.docx

— 50.40 Кб (Скачать файл)

________________________________________

_______________________________________________________

Кафедра «___________________________»

 

 

 

Духовное наследие Древнего Египта

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Культурология»

 

 

 

Проверил:

доцент

_____________

(подпись)

_______________

(дата проверки)

 

 

 

Выполнил:

студент гр.____

__________

(подпись)

_____________

(дата сдачи  на проверку)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

20__ год

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ          3

  1. ДИДАКТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ      4
    1. Идея разумного порядка       4
    2. Ранние «поучения»        7
    3. Поздние «поучения»        8
  2. КРИТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ      10

2.1 «Песнь арфиста»         10

2.2 Проблема несправедливости       13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ           16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ    17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. В переводе с греческого Египет означает «загадка, тайна». Египетская цивилизация оставила после себя множество тайн, над которыми многие исследователи до сих пор ломают головы. Но кроме монументальной загадочности Древний Египет оставил после себя также богатое духовное наследие, которое несет в себе не только историческую или культурную ценность, но и великую мудрость, постижение которой вот многие поколения остается актуальной в плане духовного познания и обогащения.

Целью работы является изучение духовного наследия Древнего Египта

Исходя из поставленной цели определенны следующие задачи:

  1. Рассмотреть дидактические традиции в духовном наследии Древнего Египта;
  2. Исследовать памятники критической традиции духовного древнеегипетского наследия.

Объектом исследования является Древний Египет.

Предмет исследования – духовное наследие Древнего Египта.

Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе рассматривается идея разумного порядка, а также основные «поучения» Древнего Египта. Вторая глава посвящена памятникам критической традиции, скептически оценивающие традиционные нравственные и религиозные ценности.

 

 

 

 

 

 

 

  1. ДИДАКТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

 

1.1 Идея разумного  порядка

 

Верования Древнего Египта были основаны на идеи разумного порядка, который затрагивает весь мир, природу и человека, обозначалась словом Маат. Нарушение этого идеального порядка (с чем древние египтяне, как и все люди, сталкивались постоянно) называлось Исефет. Египтянин «видел действительность не как совокупность заурядных или экстраординарных событий и данностей, но как Маат - первозданную полноту смысла, проявляющую себя в изобилии и справедливости»1. Реализовывать, творить Маат, призван был фараон, которому следовало поддерживать на земле справедливость, обеспечивать людей, умиротворять богов жертвоприношениями, а умерших подношениями.

Характерно, что богиня Маат заняла важное место в посмертном суде над человеком. Одна из виньеток 125 главы Книги мертвых изображает сцену взвешивания сердца умершего. На этой картинке можно видеть, что богиня Маат или перо, ее символ, помещен на второй чаше весов2. Сердце человека (т. е. его совесть) должно было соответствовать Маат (т. е. Правде и Истине).

Важные сведения о египетском представлении о Маат имеются в Заклинание 80 из Текстов Саркофагов. Там говорится об Атуме, древнейшем божестве, которое возникло само по себе и породило бога воздуха Шу и богиню влаги Тефнут. В тексте заклинания говорится, что имя сына Атума Шу - «Жизнь», а имя дочери Атума Тефнут - «Маат», т.е. «Правда»3. Эти дети Атума были с ним перед началом его творческой активности: «Когда я пребывал один в Нуне, в (состоянии) «неспособности к действию», - я не находил никакого места, чтобы встать на него, я не находил никакого места, чтобы сесть на него, Ге-лиополь еще не был основан, чтобы я мог поселиться в нем, моя храмина (?) еще не была сооружена, чтобы я мог сидеть в ней, Нут я еще не создал, чтобы она распростерлась над моей головой, первое поколение богов еще не родилось, древнейшая Девятка богов еще не возникла - Они («Жизнь» и «Маат») уже тогда были со мной»4.

В этом же заклинании говорится, что Атум выплюнул Шу и Тефнут из своих уст, что Шу был создан сердцем Атума, вышел как дыхание из его ноздрей, что Шу оживляет птиц, рыб, животных, человека5. Нельзя не заметить сходства между египетским представлением о детях Атума (Шу и Тефнут) и библейским образом персонифицированной Мудрости из Притч. 8:22-31.

Египетское представление о норме человеческой жизни, человеческого поведения отразилось и в религиозных памятниках (таких, например, как знаменитая Исповедь Отрицания из той же 125 главы Книги мертвых6), и собственно в памятниках литературы мудрых. В самой же египетской литературе мудрых, также как и в библейской, мы встречаем два направления, одно из которых, убежденное в наличии всеобщего порядка, Маат, утверждает и защищает традиционные ценности, а второе - выражает сомнение в необходимости следования общепринятым нормам жизни. Первое направление представлено множеством поучений.

В литературе Древнего Египта форма поучения, наставления сыну, которое давалось со стороны представителя власти - царя или вельможи - получила самое широкое распространение. Тексты подобного рода появились в Египте, вероятно, еще в эпоху Древнего Царства.

 

 

 

1.2 Ранние «поучения»

 

По мнению Б.А.Тураева7, одним из первых «поучений», или «премудростей» Древнего Египта следует считать «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара», хранящееся в Эрмитаже Санкт-Петербурга и в московском Музее изобразительных искусств. Поучение датируют первым переходным периодом, XXII в. до Р. Х. Созданное в эпоху политической нестабильности, это поучение проникнуто ожиданием будущего конца жизни и грядущего суда. «Проходит жизнь не земле, не долга она. Процветает тот, кто оставляет о себе память... Праведный живет вечно, избегает смерти тот, кто идет вместе с Осирисом, подобно свободному»8. «Остаются дела после смерти /человека/, кладут их в кучу рядом с ним. Вечность - это пребывание там. Глуп тот, кто пренебрегает этим. Но тот, кто достиг этого не делая греха, будет подобен богу, свободно шагающему, как владыка вечности».

В поучении звучат призывы, которые родственны библейским заповедям, но эти призывы на тысячелетие старше библейских: «Твори истину и ты будешь жить долго на земле. Сделай, чтоб умолк плачущий, не притесняй вдову. Остерегайся наказывать несправедливо. Не убивай, нехорошо это для тебя. Бог знает мятежника и карает грехи его кровью»9. А некоторые отрывки поучения звучат подобно библейским псалмам: «Заботься о людях, пастве бога. Сотворил он для них небо и землю по их желанию, уничтожил он мрак вод, создал он для них воздух, чтобы жили им их носы. Это подобия его, которые вышли из тела его. Восходит он на небо по их желанию. Создал для них растения, скот, птиц, чтобы их питать. Он сотворил свет по их желанию»10.

Особо подчеркивается в этом древнем тексте важность искусства речи: «Меч - это язык, слово сильнее, чем оружие. Не обходят мудрого. Мудрость, это /прибежище/ для вельмож. Не нападают на мудреца, зная его мудрость». В тексте упоминается поучение Ахтоя I и некие речения предков.

До нас дошел целый ряд поучений египетских вельмож. Среди них - «Премудрость Кагемни», современника III династии, находящаяся в поврежденной рукописи Среднего Царства; «Премудрость Птаххотепа», современника V династии, сохранившаяся полностью; «Премудрость Схотепибра», начертанная в его гробнице в Абидосе, а также ряд других11. В этих текстах нет пессимизма произведений переходного периода. Их отличает утилитаризм. «И по содержанию, и морали, их нельзя сравнивать с библейскими аналогичными книгами, - отмечает Б. А. Тураев, - хотя с литературной стороны они, на первый взгляд, их несколько и напоминают».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Поздние «поучения»

 

К Позднему периоду истории Египта (или к эпохе Нового Царства) относятся «Поучения Ани своему сыну Хонсухотепу». Ани был жрецом заупокойного храма одного из царей. Для этих наставлений характерны теплое интимное благочестие, идея прижизненного воздаяния за поведение, монотеистическое настроение.

«Поучение Аменемопе», текст которого хранится в Британском музее, имеет особое значение, поскольку имеет непосредственную связь с Книгой притч Соломона. Тридцать глав этого сочинения адресованы чиновником своему младшему сыну. Исполнение моральных предписаний, по мнению древнего чиновника, обеспечивают процветание в жизни. Для этого памятника также характерно монотеистическое настроение, поскольку автор избегает употребления имен определенных божеств. А моральные предписания напоминают как стиль, так и дух еврейского Закона и притчей12.

«Поучение Онхшешонхи», датируемое примерно V в. до Р. Х., содержит более пятисот кратких поговорок, наставлений, имеющих практический, этический и религиозный характер. Это собрание не имеет системного характера, но предваряется рассказом о том, как жрец составил поучения для своего сына накануне своего тюремного заключения. Некоторые изречения этой книги напоминают слова Книги Притчей Соломоновых. Но это сходство касается не столько формы, сколько содержания. «В беде не иди к брату, иди к другу»13 - «В дом брата твоего не ходи в день несчастья твоего: лучше сосед вблизи, чем брат вдали» (Притч. 27:10). «Тот, кто ворочает камни, придавит ногу» - «Кто роем яму, тот упадет в нее; и кто покатит вверх камень, к тому он воротится» (Притч. 26:27).

Заметное место среди памятников литературы мудрости занимает и рассказ «Красноречивый крестьянин» (списки конца XIX - XVIII в. до Р. Х., текст восходит к XXI в.). Памятник повествует о том, как простой человек по имени Хунануну был ограблен слугой знатного вельможи. В поисках справедливости крестьянин обратился к вельможе за помощью. Вельможа был поражен красноречием простолюдина и сообщил о происшедшем фараону. Обличительные речи крестьянина были записаны для владыки Египта, после чего крестьянин получил большие дары, а слуга вельможи стал его рабом14. Рассказ включает девять речей, обрамленных прологом и эпилогом. Рассказ напоминает другие египетские тексты, в которых перед фараоном выступают мудрецы32. Речи имеют поэтическую форму, составлены с использованием параллелизма. Текст включает ряд древних народных поговорок.

Основной мотив книги - призыв следовать правде. Некоторые выражения рассказа приближаются к евангельским истинам. «Твори правосудие бескорыстно, твори его во имя Владыки правосудия, чье правосудие единственно истинное... Добро хорошо тогда, когда это истинное добро. Справедливость же всегда бессмертна: она нисходит в могилу вместе с тем, кто был справедлив. Его кладут в гробницу, и земля закрывается над ним, но имя его не сотрется в памяти людской»15. «Истина рано или поздно все равно выйдет на свет и ложь будет повержена в прах. Не рассчитывай на завтрашний день, пока он не наступил. Ибо никто не знает, какие беды этот день принесет»16.

 

 

 

 

 

 

 

  1. КРИТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

 

2.1 «Песнь арфиста»

 

Всем этим памятникам, образцам дидактической, практической, охранительной традиции в литературе мудрости, противостоят памятники критической традиции, скептически оценивающие традиционные нравственные и религиозные ценности.

«Песнь арфиста» (XIV в. до Р. Х., текст восходит к XXI или XVI в.) содержит размышления о быстротечности жизни и забвении после смерти, переходящие в призыв наслаждаться временем жизни: «Пусть же сердце твое веселится, пусть позабудет о смерти! Не думай о дне своего погребенья, следуй велениям сердца!.. Наслаждайся жизнью! Забудь печали! Все желанья свои исполни!»17.

«Беседа разочарованного со своей душой» (рукопись конца XX - начала XIX в. до Р. Х., текст XX-XXI в.) - содержит рассказ о человеке, который устал и разочаровался в жизни и решил провести остаток дней в подготовке к смерти, устраивая свою гробницу. С этим человеком вступает в спор его душа (Ба). Она призывает оставить заботу о гробнице, погребении и рождении наследника, призывает умереть сразу. Но разочарованный человек пока сохраняет веру в жизнь после смерти. По его мнению, продолжение жизни зависит от гробницы и последующего поминального ритуала: «Гробница - это место успокоения, усада сердца, город, к которому мы все плывем... Если ты /душа/ заставишь меня умереть, не дав мне ни о чем позаботиться, ты не найдешь себе места в подземном царстве! ... Подожди же, пока родится мой наследник, который принесет мне жертвы, придет к гробнице моей в день похорон и приготовит мне погребальное ложе в городе мертвых»18. Однако душа напоминает человеку, что гробницы не спасают от забвения и призывает: «Оставь свои заботы и наслаждайся счастьем каждого дня... Только эта жизнь имеет цену»19. Этот призыв напоминает слова из «Песни арфиста». В конце произведения человек произносит четыре стихотворения, составленные с использованием параллелизма. В них он говорит о жестокостях, зле и несправедливостях, которые царят в мире («Добрый унижен, жестокий у всех в почете20»), воспевает смерть как спасение от несчастья. «Воистину тот, кто почил, подобен живому богу, карающему злодеев»21. В итоге душа говорит о своей верности человеку в жизни и после смерти: «Я все равно останусь с тобой, и мы вместе достигнем упокоения».

Это произведение очень часто сравнивают с библейской книгой Иова. В этих двух книгах описывается страдалец, доведенный до отчаяния. В них имеется и мука мыслящей души над величайшими проблемами бытия, и диалогическая форма изложения, и высокая поэзия, и сомнения в традиционных представлениях, которые уступают голосу религии. В книге затрагивается проблема справедливости и личного бессмертия. Но проблема эта решается, по мнению, не так, как в библейской книге. Она решается в соответствии с египетским мировоззрением: «Если на земле и нет вообще правды и милости, если и приходится задыхаться в атмосфере зла и насилия, то есть иной мир, где боги и правда»22. Особое значение имеют сомнения в связи загробной участи от формальных культовых требований (впоследствии ярко выраженные в сказании о Сатни Хемуасе), что соответствует учению библейских пророков.

Информация о работе Духовное наследие Древнего Египта