Древняя Палестина в правлении Давида и Соломона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 15:31, реферат

Описание работы

Древняя Палестина, историческая область в Передней Азии, расположенная на восточном побережье Средиземного моря между Египтом и Сирией. Она охватывала земли, составлявшие в конце 20 в. территорию Израиля, оккупированных Израилем Западного берега реки Иордан (Самарию и Иудею) и сектора Газа, Южного Ливана и Северо-Западной Иордании к востоку от Иордана. Древняя Палестина представляла собой Святую Землю библейской традиции, родину иудаизма.

Содержание работы

Введение 3
Древняя Палестина в правлении Давида и Соломона 4
Заключение 19
Список использованной литературы 20

Файлы: 1 файл

реферат готов.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

    1-я  книга - Генезис (Книга бытия). В первых главах содержатся сведения о происхождении мира и рода человеческого. В книгах 12—50 изложена история предков народа Божьего, избранного народа, народа Израиля.

    2-я  книга называется Исход (40 глав). Она повествует об уходе евреев из Египта, о странствиях по пустыне и о заключении ими Договора (Завета, Союзного Соглашения) с богом Яхве на горе Хориве (Синай), где он сообщает им свои заповеди.

    3-я  книга (Левит) содержит собрание общеобязательных норм для священнослужителей из колена Левиина. Иногда для краткости книга именуется Кодексом святости.

    4-я  книга (Числа) начинается с описания переписи народа, содержит дополнительные сведения о его странствиях по пустыне и о правилах и нормах законодательного характера.

    5-я  книга (Второзаконие) воспроизводит в более пространном изложении законы, данные на Синае.

    Правовые  начала и нормы имеют, согласно богословским толкованиям, тот вид и форму, которую им придал сам Бог и сообщил затем особо доверенному (избранному) лицу. В самом Пятикнижии эти правовые начала изложены в таких структурных частях: в Книге Договора, Кодексе праведности (святости) и в Десяти заповедях.

    Яхве  требует исполнения своих заповедей. Моисей запечатлевает их поначалу на двух каменных досках (скрижалях).

    Всего заповедей 10, из них первые 4 учат и  требуют от людей должного отношения  к Богу, к его почитанию и  его наставлениям на сей счет. Шесть остальных заповедей посвящены тому, как относиться по-доброму к людям и не обижать их, не причинять им вреда.

    Десятисловие (Декалог) Моисея — самый краткий и самый известный в истории кодекс. Вместе с тем это самое близкое сочетание (переплетение) моральных и юридических правил и принципов, при несомненно более широком нормативном пространстве моральных и религиозно-моральных требований.

    Книга Договора предстает собранием установлений и требований самого разного назначения — морального, юридического, обрядового и т.д. Своего рода прообразом Книги Договора можно считать предшествовавший ей договор Яхве с Ноем и его сыновьями — Симом, Хамом и Иафетом. Договор в переводе передается словом завет: "И сказал Бог Ною и сынам его с ним: вот, Я поставляю завет мой с вами и с потомством вашим после вас... что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли". Тогда же Бог благословил Ноя и его сынов, сказав им: "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (и обладайте ею)".

    Книга Договора, в свою очередь, содержит следующие ретные установления, имеющие основополагающее значение правопонимания и применения заповедей и конкретных законодательных установлений.

    Прежде  всего это принцип равного возмездия (ответной справедливости), известный как принцип "око за око". Следующий принцип - равенство перед установлениями Божъими (равнозаконие) для соплеменников и для гостя. Сюда же следует причислить и принцип "сын за отца отвечает" в делах преступных. О рабстве сказано, что рабами надо пользоваться по законам: "Если купишь раба еврея, пусть он работает (тебе) шесть лет, а в седьмой год пусть выйдет на волю даром... если он женатый, пусть выйдет вместе с ним и жена его... но если раб скажет: люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю, — то пусть господин его приведет его пред богов (пред судей) и поставит его к двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухе шилом, и он останется рабом его вечно".

    Весьма  своеобразными предстают законы о седьмом дне седьмом годе и праздниках. Седьмой день — день отдыха для человека, рабочего скота и гостей хозяина. В году три раза празднуются дни с чествованием Господа — день исхода из Египта (праздник опресноков — семь дней вкушают пресный хлеб), затем праздник жатвы первых плодов и праздник собирания плодов.

    Некоторые законодательные установления. Изложение законодательных установлений, регулирующих лично-имущественные права и обязанности и кары за преступления, носит казусный характер. Требование закона изложено как решение конкретного частного конфликтного случая (казуса).

    Царь  считался высшей административной и  судебной инстанцией. Он не мог быть иноземцем, который "не брат тебе". Почитался ряд предостережений Моисея для таких правителей от разных злоупотреблений "дабы не умножал себе копей, не возвращал народ в Египет, не умножал себе жен... и золота и серебра чрезмерно". Вступивший на престол царь должен был "списать для себя список закона с книги, хранящейся у священников левитов... чтобы не уклонялся от закона ни вправо, ни влево".

    Военной добычей надлежало распоряжаться  также по определенным правилам и предписаниям — мужчин всех убить, "только жен и детей и скот и все, что в городе, возьми себе", "не порти древ и не опустошай местности".

    Имущественные права в Торе относятся преимущественно  к области купли-продажи, аренде, залогу (натуральному и денежному). Землю не должно продавать навсегда - она считалась обетованной (полученной в пользу по обету). Продавалось обычно "известное число жатв" до так называемого юбилея (каждого 50-го года), и таким образом фактически оформлялась аренда. Участок, отошедший владельцу за долги, подлежал возврату в тот самый юбилейный год, когда происходило "прощение долгов". До истечения 50-летнего срока можно было выкупить участок на известное число жатв. Этому же правилу подчинялись сделки с недвижимостью в селениях ("считать наравне с полем земли"). Строения в городах продавались навсегда.

    Рабов из числа евреев также надлежало  отпускать в юбилейном году, если они были в рабстве за долги. При этом надлежало их вместе с семьей и наделами снабжать "от стад твоих и от гумна твоего". Закон предписывал не допускать жестокости и предусматривал возможность досрочного (до юбилейного года) выкупа с помощью родственников. Рабы-иноплеменники могли быть в вечном владении.

    Ростовщичество  серебром и хлебом полагалось применять  только по отношению к иноземцу и  запрещалось к "брату" (еврею). Благим деянием считалось давать бедным взаймы и на 7-й год прощать такой долг.

    Наследование  производилось по следующим правилам: первенцу - двойную долю, дочерям - только в виде приданого и том лишь случае, если они становились женами в колене отца своего. Отец вправе отказать сыну, но по решения суда и в том лишь случае, если сын "буен и непокорен, мот и пьяница", суд вправе приговорить сына к смерти.

    Брак  оформлялся по воле родителей. Отец имел право продать свою дочь. Муж мог дать развод с процедурой, включающей составление "разводного письма", после чего жена могла вступать во второй брак.

    По  обычаю бездетная вдова становилась  женой деверя, чтобы рожденный в этом браке первенец считался сыном умершего. Если же деверь отказывался от вдовы брата, то он подвергался публичному посрамлению. Невестка должна была снять с него сапог и плюнуть в лицо, после чего род его именовался "домом разутого".

    Карательные законы предусматривают наиболее тяжкие наказания за религиозные преступления: непочитание субботы, подстрекательство к идолопоклонению, к хуле на Бога, принесение жертвы другим богам.

    Широко  применялся принцип равновозмездности  - соразмерности наказания с причиненным вредом ("око за око"). Лжесвидетель должен был нести ту же ответственность, которая полагалась обвиняемому. Принимался к учету также умысел либо неосторожность и случайность. Виновным в случайном убийстве предписывалось иметь в виду три города-убежища, где они могли укрываться от кровной мести. Убийство ночного вора на месте преступления можно считать древней разновидностью необходимой обороны. Срывать и есть ягоды в чужом винограднике дозволялось, но запрещалось собирать их в сосуд. Если вол забодает человека, то его хозяин достоин предания смерти, если он знал, что "вол бодлив и не стерег его". Виновный в ссоре в состоянии сильного душевного волнения обязывался к "плате за остановку в работе" и расходов на лечение.

    В законах о наказаниях за убийство различаются убийство с намерением  (оно влечет предание виновного смерти) и без злого умысла - в этом случае убийца может бежать в укрытие (к жертвеннику). Смертью карались похищение и продажа в рабство соплеменников. Такое же наказание полагалось за удар своего отца или своей матери, а также для того, "кто злословит отца своего или свою мать". Другие наказания смертью для ворожеи, для всякого скотоложника, а также приносящего жертву другим богам; за прелюбодеяние с замужнею женщиной, за изнасилование, скотоложство, мужеложство, инцест.

    Смертная  казнь осуществлялась путем побивания  камнями, пронзания копьем, повешения (случаи не указаны). Телесные наказания, если виновный будет достоин побоев, — 40 ударов плетью перед глазами судьи, и не больше: "...чтобы не был обезображен перед глазами твоими брат твой...". Отсечению руки подвергалась женщина, оскорбившая своего мужа действием.

    Санкция судейская на основании законодательных установлений часто дополнялась религиозной с указанием неблагоприятных последствий в потустороннем мире. Наказанию в виде проклятья подвергался нарушающий межу ближнего своего, превратно осудивший пришельца, сироту и вдову, а также сбивающий слепого с пути.

    За  кражу барана ущерб возмещался четырьмя баранами, за кражу вола —пятью волами. Санкции для воров: вор должен заплатить вдвое за украденное или  быть проданным в рабство (как в Древнем Риме). Безнаказанно можно было убить ночного вора, но нельзя было убить его после восхода солнца — тогда вступало правило о воздаянии за пролитую кровь. "Не оскверняйте земли, на которой вы (будете жить); ибо кровь оскверняет землю, и земля не иначе очищается от пролитой на ней крови, как кровью пролившего ее".

    Помимо  обычного наказания существовала обязанность  приносить в храм для всесожжения жертву за грех и жертву повинности — в зависимости о тяжести проступка. Приносили в жертву тельца, мелкий рогатый скот, двух горлиц. Подобную жертву должен был приносить и тот, кто "был свидетелем, видел, знал, но не объявил", "поклялся сделать худое дело", "по неведению согрешил".

    Не  упоминается наказание за мздоимство, неправосудие, за представление крова  ворожеям и колдунам.

    Законы  о справедливости. "Не внимай пустому слуху, не давай руки твоей нечестивому, чтоб быть свидетелем неправды. Не следуй за большинством на зло и не решай тяжб, отступая по большинству от правды. И бедному не потворствуй в тяжбе его". "Не суди превратно тяжбы бедного твоего. Удаляйся неправды и не умерщвляй невинного и правого; ибо Я не оправдаю беззакония. Даров не принимай; ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых". Эти требования относятся к правилам и принципам принятия справедливых решений в суде или в других ситуациях. О них же говорится и в других местах Пятикнижия, например о принципе "один свидетель не свидетель" - в решениях о наказании смертной казнью: "Если кто убьет человека, то убийцу должно убить по словам свидетелей; но одного свидетеля недостаточно, чтобы осудить на смерть".

    Судопроизводство. Суд проходил публично вблизи жертвенников и осуществлялся назначенными должностными лицами - "тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками, десятиначальниками и надзирателями по коленам". Из требований Моисея к судьям: "не различать лиц на суде", "судить справедливо... как брата, так и пришельца". "Не решай тяжбы, отступая по большинству от правды", "не умертвляй невинного и правого", "даров не принимай".

    Кодекс  праведности (святости) и закон священнослужителей. Значительная часть Пятикнижия посвящена правилам праведного образа жизни, отправления священнических обязанностей. Предписания в этих частях напоминают предписания закона. После разоблачения идолопоклонства в стане соплеменников Моисея был установлен ритуал принесения жертв, уточнены правила поддержания ритуальной чистоты в жилище и местах сбора и подробно расписаны обязанности священнослужителей. В этой массе законоустановительных требований выделяется фрагмент книги Левит (17—26), содержащий особый свод законоустановлений, который и получил условное название "Кодекс святости".

    Ветхий  Завет в богословской литературе подразделяется на три структурные части — закон (Тору), Пророки и Писания (псалмы, притчи и др.)- В каждой из этих частей можно найти суждения и решения не только религиозного и морального, но также юридического назначения.

    Так, в Книге пророка Исайи можно найти своеобразное продолжение темы о законах справедливости в тот период, когда народ Израиля переживал трудные времена. Пророк Исайя предстает одним из самых глубоких обличительных критиков существующего быта и нравов общества, погрязшего в беззакониях. Вступив в общение с Богом, пророк от его имени извещает соплеменников о причинах негодования их верховного покровителя и судьи: "Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения, чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот. И что вы будете делать в день посещения, когда придет гибель издалека? К кому прибегнете за помощью?"

    После канонизации Пятикнижия как божественного  закона в виде письменного текста началась работа по устному комментированию и применению в религиозной практике. Вечные законы Бога, сообщенные однажды Моисею и его соплеменникам, стали адаптироваться, упорядочиваться и рационализироваться для потребностей богослужения, молитв и судебной деятельности. Возник слой знатоков библейских текстов и комментариев к ним, которые именовались книжниками (евр. софер). Со временем термин разросся и стал означать не только переписчика и толкователя писания, но летописца, хранителя предания (т.е. религиозного учения, которое передается от учителя к учителю). Среди книжников были саддукеи и фарисеи, а также лица, не входившие ни в какую группировку.

Информация о работе Древняя Палестина в правлении Давида и Соломона