Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 16:33, контрольная работа
К началу 80-х годов кризисные явления охватили все сферы общественной жизни, и необходимость существенных перемен в стране стала очевидной для руководителей и рядовых граждан. В 1981 г. объемы производства в некоторых отраслях даже снизились по сравнению с 1980 г. Практически прекратился рост производительности труда. Падение пытались «компенсировать» с помощью приписок, которые приобрели невиданный размах.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Санкт-Петербургский государственный университет
технологии и дизайна
Кафедра философии и истории
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
ИСТОРИЯ
Тема: Цели, основные этапы «перестройки» в экономическом и политическом развитии СССР в 1985-1991 годах.
г.Санкт-Петербург
Содержание
К началу 80-х годов кризисные явления охватили все сферы общественной жизни, и необходимость существенных перемен в стране стала очевидной для руководителей и рядовых граждан. В 1981 г. объемы производства в некоторых отраслях даже снизились по сравнению с 1980 г. Практически прекратился рост производительности труда. Падение пытались «компенсировать» с помощью приписок, которые приобрели невиданный размах.
Экономика оставалась невосприимчивой к достижениям НТР, и разрыв с Западом в этой области увеличивался. Проведенная в 1979-1980 гг. проверка технического уровня почти 20 тыс. видов машин и оборудования, выпускаемых отечественным машиностроением, показала, что не менее трети из них нуждалось в снятии с производства или коренной модернизации.
Крупные поражения в войне всегда подвигали Россию к реформам. Эта закономерность сработала и теперь (как при Петре I и Александре II), когда необходимо было путем реформ преодолеть застой в экономике и подготовить её для нового рывка в гонке вооружений. Так Горбачев приступил к реформам. По его инициативе на Пленуме ЦК в апреле 1985 г. был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны - за счет более полного использования достижений НТР, производственных мощностей и укрепления трудовой дисциплины, то есть потенциала социалистической системы. Намечалось ускоренное развитие шиностроения и ВПК.
Так наступила эпоха в жизни России, которая получила общее название «перестройка». В ходе перестройки резко обострилось политическое противостояние сил, выступающих за социалистический путь развития, и партий, движений, связывающих будущее страны с организацией жизни на принципах капитализма, а также по вопросам будущего облика Советского Союза, взаимоотношений союзных и республиканских органов государственной власти и управления.
Первоначально направленная на модернизацию и обновление экономической и производственной системы, политика партии в рамках «перестройки» и ее неверная реализация привели к кризису политической и экономической системы. Изучение проблем государственной власти в эпоху экономических преобразований актуально, так как показывает прямую связь между экономической жизнью страны и существующим политическим строем. Экономические проблемы реализации идей «перестройки» показали все недостатки и проблемы командно-административной системы управления в совокупности с системой плановой экономики, и привели к краху Коммунистической партии. Все вышесказанное обуславливает актуальность изучения вопроса развития системы государственного управления в СССР в период «перестройки».
Цель анной работы – рассмотреть цели, основные этапы «перестройки» в экономическом и политическом развитии СССР в 1985-1991 годах
Поставленная цель реализуется посредством следующих взаимосвязанных задач:
Структура работы обусловлена поставленными целями и задачами и состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Начало перемен в области управления, осуществленных М.С. Горбачевым в 1986—1987 гг., воодушевило всю страну. Все помнили кратковременное правление Ю.В. Андропова, фактически осуществлявшего эволюционную перестройку, приведшую к улучшению экономической ситуации, и надеялись на повторение эффекта при новом молодом столь красноречивом и подающем большие надежды руководителе.
XXVII съезд КПСС охарактеризовал предшествующий период как застойный и принял основные направления плана экономического и социального развития страны на 1986—1990 гг. и на период до 2000 г., которые были выдержаны в традиционном «русле.
Пытаясь решить задачу повышения
качества промышленной продукции,
правительство учредило институт
госприемки, что реально привело
в основном к увеличению бюрократического
аппарата и отзыву от производства
большого числа специалистов.
Принятый ранее закон о государственных
предприятиях, предоставлявший
известную свободу хозяйственной
деятельности, на практике пробуксовывал.
В стране отсутствовали полноценные
рыночные механизмы и посредническая
инфраструктура для товарно-сырьевых
операций, сбыта продукции. В первое
время М. С. Горбачев и его окружение
пытались использовать механизм
давленияI государственного
аппарата для решения экономических
проблем. Административным путем
был введен так называемый «сухой
закон», который нанес удар
по бюджету страны и стимулировал
инфляцию. Репрессии в сфере внешней
и внутренней торговли, а также
в отношении коррумпированных
партийных кадров обострили внутриполитическую
ситуацию, но не решили проблему
коррупции. Политическая элита
СССР пришла к пониманию необходимости
формирования такого экономического
механизма, который бы исключил
возможность обогащения управленческой
бюрократии за счет производителей.
Закон об индивидуальной трудовой
деятельности разрешил заниматься
гражданам в сфере кустарных
промыслов, торговли и услуг. В январе
1987 г. вступает в действие новая
система начисления заработной
платы, которая была более
тесно связана с результатами
труда и предполагала растущую
дифференциацию в оплате. Постановления
правительства о принципах создания
смешанных предприятий совместно
с капиталистическими и развивающимися
странами открывали дорогу инвестициям
из-за рубежа. Целый ряд постановлений
о создании кооперативов
в сфере производства товаров
народного потребления и услуг,
о долгосрочной аренде, о
банковской деятельности в сочетании
с Законом о государственном
предприятии, предполагающем
выборы директора, создание
системы хозрасчета и самофинансирования,
— все создавало принципиально
новую атмосферу в стране. Пленум
ЦК в марте 1988 г. принял курс на деколлективизацию
деревни. Принимается закон,
признающий право трудящихся на
забастовки. Создается Федерация
независимых профсоюзов СССР.
Председатель Совета Министров
представил Верховному Совету
план экономических реформ,
предусматривавший поэтапный
переход к регулируемой рыночной
экономике. Правительство при
этом предупреждает нацию, что
это требует непопулярных мер,
сопровождающихся появлением
безработицы. Это, бесспорно,
было началом мощной управленческой
реформы, которая означала
демонтаж традиционной для СССР
административно-командно
К середине 80-х годов все проблемы существовавшей в СССР плановой экономики обострились. Дефицит потребительских товаров, в том числе продовольственных, усилился. Этому способствовало и резкое падение цен на нефть (с $30,35 за баррель в октябре 1985 г. до $10,43 в марте 1986 г.).1 Резкое уменьшение выручки от экспорта нефти привело к нехватке иностранной валюты для импорта, в том числе потребительских товаров. Поступления в бюджет от экспорта нефти сократились в 1985—1986 г. на 30 %. По мнению ряда авторов, усиливалось отставание СССР в развитии наукоёмких отраслей экономики. Так, А. С. Нариньяни писал в 1985 году: «Положение в советской вычислительной технике представляется катастрофическим. … Разрыв, отделяющий нас от мирового уровня, растёт всё быстрее… Мы близки к тому, что теперь не только не сможем копировать западные прототипы, но и вообще окажемся не в состоянии даже следить за мировым уровнем развития.»
На апрельском 1985 г. Пленуме ЦК КПСС было впервые открыто заявлено об имеющихся в СССР экономических и социальных проблемах. Согласно М. С. Горбачёву, страна находилась в предкризисном состоянии. Особенно тяжёлая ситуация сложилась в сельском хозяйстве, где потери продукции составляли около 30%. При заготовке и транспортировке скота ежегодно терялось 100 тыс. т продукции, рыбы — 1 млн. т, картофеля — 1 млн. т, свёклы — 1,5 млн. т. На апрельском Пленуме был сделан упор на техническое перевооружение и модернизацию производства, ускоренное развитие прежде всего машиностроения как основы перевооружения всего народного хозяйства (так называемое «ускорение»).
Принятая в 1986 г. программа «Интенсификация-90» предусматривала опережающее развитие сектора товаров народного потребления в 1,7 раза по сравнению с другими отраслями машиностроения и в определённой степени была продолжением прежних реформ. При этом диспропорции инвестиционной политики приводили к подрыву неприоритетных отраслей промышленности.
В дополнение к этому в начальный период перестройки было принято несколько недостаточно продуманных решений. В мае 1985 г. было издано Постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». Данное решение ставило своей целью разрешение как социальных, так и экономических задач, в первую очередь дисциплины труда, и должно было способствовать росту производительности труда, его качества. Предусматривалось сокращение производства водки и других ликёро-водочных продуктов на 10 % в год. К 1988 г. должно было быть прекращено производство плодово-ягодных вин. Эти меры привели к снижению смертности в стране, но их экономический эффект был отрицательным и выразился в более чем 20-миллиардных потерях поступлений в бюджет. «После известного постановления о борьбе с пьянством за 4 года из товарооборота выбыло 63 миллиарда рублей» (К. З. Терех).
В начале 1986 г. состоялся XXVII съезд КПСС, на котором был принят целый ряд экономических и социальных программ, предусматривающих новую инвестиционную и структурную политику. Помимо «Интенсификации-90» предусматривалось выполнение таких долгосрочных программ, как «Жильё-2000» и др.
Не слишком результативными были такие меры, направленные на повышение качества продукции, как закон о госприёмке, принятый в мае 1986 г.
19 ноября 1986 г. был принят Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» 5 февраля 1987 г. Совет Министров СССР издал постановление «О создании кооперативов по производству товаров народного потребления». 26 мая 1988 г. был принят Закон СССР «О кооперации в СССР», разрешивший кооперативам заниматься любыми не запрещёнными законом видами деятельности, в том числе торговлей.
13 января 1987 г. Совет Министров СССР принял Постановление № 48, разрешившее создание совместных предприятия с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран.
11 июня 1987 г. было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 665 «О переводе предприятий и организаций отраслей народного хозяйства на полный хозрасчёт и самофинансирование».3 30 июня 1987 г. был принят Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)», перераспределивший полномочия между министерствами и предприятиями в пользу последних.4 Продукция, произведённая после выполнения госзаказа, могла реализовываться производителем по свободным ценам. Сокращалось количество министерств и ведомств, хозрасчёт внедрялся во все отрасли народного хозяйства. Однако предоставление трудовым коллективам государственных предприятий права выбора директоров и предоставление предприятиям полномочий регулировать заработную плату привело к зависимости директоров предприятий от решений трудовых коллективов и повышению зарплаты, не обеспеченной наличием на потребительском рынке соответствующего объёма товаров.
Одним из положительных результатов экономических преобразований стало прекращение снижения темпов прироста национального производства и производительности труда в середине 80-х годов. В значительной степени это определялось ростом инвестиций, что, однако, сопровождалось увеличением бюджетного дефицита, который в 1985 г. составил 17-18 млрд. рублей, а в 1986 г. увеличился почти втрое. Дефицит отчасти был вызван сокращением валютных поступлений, продолжавшейся афганской войной, чернобыльской трагедией и потерями от антиалкогольной кампании, однако главной причиной сокращения бюджетных поступлений стало постепенное снижение отчисляемой государству доли прибыли предприятий и организаций (соответствующий показатель снизился с 56% в 1985 г. до 36% в 1989-1990 годах). Так как бюджетный дефицит финансировался за счёт денежной эмиссии, его рост — при фиксированных ценах — приводил к увеличению дефицита на потребительском рынке. С прилавков быстро исчезало самое необходимое, у многих людей, не успевавших купить товар, возникали проблемы даже с приобретением мыла, сахара и табачных изделий. Повсюду вводились талоны и карточки покупателя. Было очевидна необходимость повышения цен на потребительские товары, их либерализации, однако власти не могли решиться на такую непопулярную меру.
Но неожиданно выяснилось, что вновь созданные кооперативы и совместные предприятия, пользуясь несовершенством социально-рыночной системы, резко активизировали не всегда законную деятельность по получению прибыли не за счет новых производств или повышения производительности труда, а использования недостатков в управлении и других внеэкономических способов обогащения. Возникло четыре сетки цен: государственные, кооперативная, договорная и теневая. Именно в это время резко усилился возникший в советское время теневой сектор экономики, превратившийся в широкомасштабный криминальный бизнес, жаждавший своей будущей легализации, контроля над властью. Ситуация еще более осложнилась в результате катастрофической аварии на Чернобыльской АЭС на Украине и гигантского землетрясения в Армении, унесшего 50 тыс. жизней, потребовавших колоссальных средств и ресурсов на ликвидацию последствий. Эти республики являлись тогда частью СССР, и их беды были заботой и российского правительства, и народа. Сказалась также неудачная и несвоевременная антиалкогольная кампания, увеличившая бюджетный дефицит.
Хотя симптомы кризиса были налицо (тотальный дефицит, снижение темпов производства), тем не менее самого кризиса пока еще не было, как не было самих признаков политических потрясений. Поэтому лозунг «обновления социализма», его перестройки на основе демократизации был с радостью воспринят населением, предполагавшим, что речь действительно идет о конвергенции социальных достижений социализма и общечеловеческих ценностей. Термин «перестройка» не был принципиально новаторским, так как он применялся сталинским руководством в 1920—1930 гг. для обозначения политики совершенствования управления и самоуправления, критики и самокритики, обновления политического кадрового корпуса и его очищения от «классово чуждых» элементов. После смерти Сталина это понятие использовалось хрущевским руководством для активизации десталинизации общественной жизни. Поэтому широкие партийные массы, которых было около 18 млн. человек, с пониманием и одобрением восприняли очередное возрождение сугубо партийного лозунга перестройки. Однако на этот раз все было принципиально иначе. Как позднее признавались М.С. Горбачев и особенно А.Н. Яковлев, они тайно вкладывали в эту концепцию идею уничтожения коммунистической партии и советского идеократического государства. Но в отличие от них о таком понимании перестройки прямо говорили представители бывших диссидентских кругов и творческой московской интеллигенции. Естественно, что убежденные коммунисты не могли воспринимать столь дискуссионную трактовку концепции перестройки как истину в первой инстанции и предприняли ряд попыток ее критики и разоблачения. Одной из таких попыток была публикация при одобрении Е. Лигачева статьи-письма профессора Н. Андреевой «Не могу поступиться принципами». Эта статья содержала наряду с консервативными сталинскими тезисами и критику реальных просчетов режима. Однако Горбачев как генсек правящей партии искусно использовал все партаппаратные рычаги, в том числе «ленинскую дисциплину» и сталинскую номенклатурную этику, и успешно настоял на дальнейшем проведении управленческой перестройки на государственном уровне.