Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 17:37, контрольная работа
Русские княжества — государственные образования на территории современных России, Украины, Белоруссии и Польши, а также (окраинные земли) на территории современных Румынии и Латвии (с XII по XVI века), возглавляемые князьями из династий Рюриковичей и Гедиминовичей. Образовались после распада Древнерусского государства на отдельные княжества. Период существования отдельных русских княжеств иногда называют термином Удельная Русь. В рамках марксистской теории исторического материализма он описывается как феодальная раздробленность.
Пресняков А. Е. Княжое право
в Древней Руси. Лекции по русской истории.
Киевская Русь.1993
http://rutracker.org/forum/
Обособилось в 1097 году под властью потомков Святослава Ярославича, их права на княжество были признаны другими русскими князьями на Любечском съезде. После того, как в 1127 году был лишён княжения младший из Святославичей и под властью его потомков обособились от Чернигова земли на нижней Оке, а в 1167 году пресеклась
линия потомков Давыда Святославича,
династия Ольговичей утвердилас
Кроме Киева и Вышгорода, в конце XII—начале
XIII веков Ольговичам удавалось ненадолго
распространять своё влияние на Галич и Волынь, Переяславль
В 1223 году черниговские князья участвовали в первом походе против монголов. Весной 1238 года в ходе монгольского нашествия были разорены северо-восточные земли княжества, осенью 1239 года — юго-западные. После гибели в Орде в 1246 году черниговского князя Михаила Всеволодовича земли княжества были разделены между его сыновьями, причём старший из них, Роман, стал князем в Брянске. В 1263 году он освободил Чернигов от литовцев и присоединил его к своим владениям. Начиная с Романа брянские князья обычно титуловались и великими князьями Черниговскими.
В начале XIV века в Брянске утвердились
смоленские князья, предположительно,
посредством династического брака. Несколько
десятилетий длилась борьба за Брянск,
пока в 1357 году великий князь литовский Ольгерд Гедиминович не посадил на княжение одного
из претендентов, Романа Михайловича.
Во второй половине XIV века параллельно
с ним в брянских землях княжили также
сыновья Ольгерда Дмитрий и Дмитрий-
Платонов С. Ф. Учебник русской истории. — СПб.: Наука, 1994
http://his95.narod.ru/doc/pl_
Великое княжество Литовское
В XIII веке в результате подчинения ряда
территорий князем Миндовгом сформировалас
Ключевым моментом в истории Великого княжества Литовского стало заключение в 1385 году личной унии с Королевством Польским. Великий князь литовский Ягайло, женившись на наследнице польского престола Ядвиге, был коронован как король польский. Одним из обязательств, взятых на себя Ягайло, была христианизация языческих земель на северо-западе княжества в течение четырёх лет. С этого времени влияние католицизма, пользующегося сильной государственной поддержкой, в Великом княжестве Литовском постоянно росло. Через несколько лет после заключения унии в результате династической борьбы Ягайло фактически утратил контроль над Великим княжеством Литовским, но при этом формально оставался главой государства. Великим князем Литовским стал его двоюродный брат Витовт, почти сорокалетнее правление которого считается расцветом государства. В его правление были окончательно подчинены Смоленск и Брянск, на некоторое время под контролем Великого княжества Литовского оказались Тверь, Рязань, Пронск, Великий Новгород и ряд других русских городов. Витовту почти удалось избавиться от польского влияния, но его планы были сорваны разгромным поражением от татар в битве на Ворксле. Современники отмечали, что Витовт, ещё при жизни прозванный Великим, был куда более влиятельной особой, чем сам Ягайло.
После неожиданной смерти Витовта накануне готовящейся коронации в 1430 году в Великом княжестве вновь разразилась борьба за власть. Необходимость привлечения на свою сторону православной знати повлекла уравнивание в правах православных и католиков. Ситуация стабилизировалась в 1440 году, когда великим князем был избран молодой сын Ягайло Казимир, на более чем полувековое правление которого приходится период централизации. В 1458
Платонов С. Ф. Учебник русской истории. — СПб.: Наука, 1994
http://his95.narod.ru/doc/pl_
году на подвластных Казимиру русских землях была образована независимая от московской киевская митрополия. Постепенное ослабление княжества и невозможность самостоятельного ведения борьбы со всё усиливающимся Московским государством привели к увеличению зависимости от Польши. Тяжёлая в материальном плане Ливонская война стала одной из основных причин заключения новой унии, объединившей Великое княжество Литовское и Королевство Польское в конфедерацию, известную как Речь Посполитая. Несмотря на существенное ограничение суверенитета Великого княжество Литовского, а также потерю целого ряда территорий, сепаратистские тенденции в нём далеко не были исчерпаны, что выразилось в принятии третьей редакции Статутав 1588 году. В этот период Великого княжества достигли европейские ренессансные веяния, непосредственно связанные с пришедшей из немецких земель Реформацией.
Из Ливонской войны Великое княжество Литовское вышло победителем, но несмотря на это, её последствия для страны были очень тяжёлыми. Последующие столетия отмечены нарастанием полонизации, постепенно приведшей к размытию «литвинского» самосознания доминирующего сословия. Полонизация сопровождалась активным окатоличиванием шляхты, что поставило под удар положение православной церкви. В военном плане Великое княжество Литовское было достаточно слабо, многочисленные войны XVII и XVIII столетий проходили по большей части неудачно. Экономические трудности, внутренние и внешние конфликты, а также в целом посредственное управление привели к ослаблению Речи Посполитой, которая вскоре подпала под влияние более могущественных соседей и с течением времени лишилась политической самостоятельности. Попытки реформирования государства вылились в открытое противодействие с соседними государствами и внутренней реакцией. В целом достаточно слабые и неорганизованные усилия привели к иностранной интервенции, а вскоре и разделу государства между Россией, Пруссией и Австрией. Неоднократные попытки возрождения государства, причём как Речи Посполитой, так и самостоятельного Великого княжества Литовского, окончились безрезультатно.
Выделилось из состава Владимирского великого княжества в конце XIII века как удел младшего сына Александра Невского — Даниила. В первые годы XIV века присоединило ряд сопредельных территорий и стало соперничать с Тверским княжеством. В 1328 году вместе с ордынцами и суздальцами разгромило Тверь, и вскоре московский князь Иван I Калита стал великим князем Владимирским.
Платонов С. Ф. Учебник русской истории. — СПб.: Наука, 1994
http://his95.narod.ru/doc/pl_
Впоследствии титул за редким исключением сохранялся за его потомством.
После победы на Куликовом поле за Москвой закрепилось значение центра объединения русских земель.
В 1389 году Дмитрий Донской передал великое княжение по завещанию своему сыну Василию I, что было признано всеми соседями Москвы и Ордой.
В 1439 году московская митрополия «всея Руси» не признала Флорентийскую унию греческой и римской церквей и стала фактически автокефальной.
После вокняжения Ивана III (1462) процесс объединения русских княжеств под властью Москвы вступил в решающую фазу. К концу правления Василия III (1533) Москва стала центром Русского централизованного государства, присоединив помимо всей Северо-Восточной Руси и Новгорода также смоленские и черниговские земли, отвоёванные у Литвы. В 1547 году великий князь Московский Иван IV был венчан на царство. В 1549 году был созван первый Земский собор. В 1589 году московская митрополия была преобразована в патриархию. В 1591 году в царстве был ликвидирован последний удел.
2. Борьба русских княжеств
В начале XIII в. русские земли переживали период феодальной раздробленности. Особенностью их развития в это время было изменение общественного обустройства, миграция славянского населения с юга на северо-восток, усиление новых городов, возникновение новых политических центров, расцвет культуры.
Но во второй трети XIII в. цветущую, но раздробленную Русь постигло страшное бедствие – нашествие монголо-татар. Рязань, Коломна, Суздаль, Владимир, Москва и другие города Северо-Восточной Руси зимой 1237 – 1238 годов подверглись жестокому разгрому. В 1240 – 1242 годах та же участь постигла южные и юго-западные русские земли. Был взят и разгромлен Киев – столица Древнерусского государства, «мать городов русских».
В отличие от завоеванных монголами стран Средней Азии, Прикаспия и Северного Причерноморья, имевших благоприятные природные условия для экстенсивного кочевого скотоводства, ставших территорией Монгольской империи, Русь сохранила свою государственность. Но политическая, во многом – экономическая – независимость русских земель была утрачена. Необходимость выплачивать тяжелую дань, ездить в Орду за ярлыком на княжение создавали специфические условия существования русских земель в XIII – XV вв.
Западные соседи, пользуясь бедствием, постигшим Русь, активизировали свою политику и попытались захватить часть русских земель. Летом 1240 г. на Псков и Новгород двинулись «крестовым походом» шведы, а за ними немецкие рыцари. Папа Римский подогревал своими посланиями захватнические планы северных и западных соседей Руси. И совсем не случайно в то время, когда Киев самоотверженно оборонялся от войск Батыя, рыцари Тевтонского ордена захватили Изборск, Псков, грабили и убивали новгородских купцов.
Для русских князей (великим князем был Ярослав Всеволодович; его сын Александр, прозванный Невским, княжил в Новгороде; в Галиче – Даниил Романович; в Чернигове – Михаил Всеволодович) в этой острейшей ситуации, когда Русь оказалась «между двух огней», встала проблема выбора: с кем бороться в первую очередь? в чьем лице искать союзников – в лице Орды или католического Запада? Эти две возможные линии в политике нашли свое воплощение в деятельности двух виднейших политиков XIII в. – Александра Невского и Даниила Галицкого.
Историки считают, что князь Александр одним из первых оценил всю сложность и противоречивость обстановки, так как лучше других знал, какая опасность надвигается с Запада. Видя, что крестоносцы явились на Русь не меньшими разрушителями, чем монголо-татары, Александр Невский сделал выбор в пользу союза с Ордой и успешно реализовывал свою политическую линию вплоть до смерти (1263 г.).
Позиция князя Александра Ярославича, выступавшего за мир с ордынцами, далеко не у всех вызывала симпатии. Низшие сословия единодушно выступали против Орды, князья и бояре разошлись во мнениях. Церковь поддерживала Невского (монголы проводили политику веротерпимости и освободили церковников от выплаты дани), но и в церковной среде не могло не быть сторонников восстания против Орды.
Выражением народных настроений стали многочисленные волнения, бунты против численников, баскаков, непомерной ордынской дани (1257 г. – в Новгороде, 1262 г. – во Владимире, Суздале, Ростове, Ярославле, Устюге и т.д.). В политике эта линия нашла выражение в деятельности ряда князей, в первую очередь – Даниила Романовича Галицкого. Символично, что ближайшим союзником, соратником князя Даниила стал родной брат Александра Невского князь Андрей Ярославич. Источники не дают возможности установить, кто был инициатором антиордынского союза, охватившего русские земли с северо-востока на юго-запад, князь Даниил или князь Андрей? Известно, что соглашение было подкреплено женитьбой Андрея Ярославича на дочери Даниила Галицкого в 1251 г.
Этот союз, опиравшийся на моральную поддержку католической церкви, был крайне нежелателен и опасен для Орды. И как только хан Батый упрочил свое положение, добившись избрания великим ханом своего ставленника, он направил на Русь очередную рать, которая известна в истории, как неврюева (1252 г.). Сведения о ней скупы. Известно, что неврюева рать явилась под Переяславлем, князь Андрей вышел навстречу ей с полками, и на Клязьме произошла «сеча велика». На стороне владимиро-суздальского князя, видимо, сражались тверичи. Силы были неравными, русские дружины были разбиты, князь Андрей бежал в Новгород, а затем в Швецию.
Даниил Галицкий оказался без союзника, но все еще надеялся на помощь Папы Римского Иннокентия IV, который звал католиков в крестовый поход на Русь. Призывы главы католической церкви оказались безрезультатными, и князь Даниил решил вступить в борьбу с Ордой самостоятельно. В 1257 г. он выгнал из галицких и волынских городов ордынских баскаков и ордынские гарнизоны. Но Орда прислала значительное войско под командованием Бурундая, и князь Даниил по его требованию вынужден был разобрать в своих городах крепостные стены, составлявшие главную военную опору в борьбе с ордынцами. Сил для сопротивления бурундаевой рати у Галицко-Волынского княжества не было. Так в жизни победила политическая линия, избранная Александром Невским. В 1252 г. он становится великим князем и окончательно утверждает политику мирного исчезновения из русской политической жизни XIII – XV вв. прозападных деятелей, которые считали меньшим злом союз с католической Европой. Особенно живучи (по объективным причинам) эти настроения оказались в Новгороде и юго-западных княжествах.
Информация о работе Борьба русских княжеств за роль лидера в собирании русских земель