Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2009 в 14:48, Не определен
Начало и причины путч, его характер и окончание
Министерство Образования Российской Федерации
Мичуринский
Государственный
Педагогический Институт
Контрольная работа
по истории России
на тему:
Августовский путч 1991 года
Содержание:
В мировой истории трудно назвать иную, кроме России, страну, которая на протяжении всего одного века дважды переживала развал.
Первый раз это произошло в 1917 году, когда после отречения от престола императора Николая II и прихода к власти Временного правительства начался распад империи. Второй раз нечто подобное произошло в 1991 году, когда после августовского выступления ГКЧП последовали Беловежские соглашения и отставка Михаила Горбачёва. После этого от страны, именуемой СССР, остались только так называемые «исторические территории».
И в первом, и во втором случае речь шла о геополитической катастрофе всемирного значения. Большевикам после прихода к власти в октябре 1917 года удалось через советизацию регионов бывшей империи воссоздать фактически Российскую Империю в её прежних исторических границах. Политические силы, пришедшие к власти в России после августа 1991 года, пошли по другому пути. Они выбрали иную «точку» отсчёта построения новой постсоветской России в рамках реанимируемой капиталистической общественно-политической систем.
События 19-20 августа 1991 года занимают особое положение в отечественной литературе. С одной стороны, можно констатировать, что тема не обделена вниманием, а с другой - то что преобладают издания мемуарного и публицистического плана, где хотя и освещаются многие важнейшие стороны кризиса, целостная картина все же отсутствует1.
Остаются без ответа достаточно крупные вопросы, в числе которых и вопрос о том, кто же в те дни совершал переворот? Публикации обнаруживают не менее трех различных позиций по этому поводу.
Наиболее распространенной является версия, сформулированная российским руководством еще 19-21 августа 1991 года. Согласно этой версии "Путч" попыталась осуществить "имперская" реакционная партийно-государственная номенклатура, которая противилась глубоким демократическим преобразованиям, проводимым, прежде всего российскими властями. Тогда же в 1991 названием "Коричневый путч красных. Август 1991г.". Обложка книги была украшена знаком, соединявшим звезду и свастику.
Согласно второй
версии, главным инициатором
И наконец третья версия принадлежит Г.Х. Попову, который весной 1992 года в интервью руководителю Санкт-Петербургского телевидения Б.А. Курковой, заявил, что в августе 1991 г. "путч" совершили демократы, чем не мало шокировал собеседницу.
Противники ГКЧП обычно акцентируют внимание на событиях собственно августа 1991 г., указывая на противоправный характер действий и документов заговорщиков. Участники и сторонники ГКЧП подчеркивают, что их выступление явилось отчаянной попыткой остановить действие тех деструктивных процессов, которые начались задолго до августа 1991 года, привели советское общество к глубокому кризису и поставили под вопрос существование самого государства.
К середине 1991 года деструктивные процессы в стране развивались столь интенсивно, что для восстановления элементарной управляемости обычных мер было уже не достаточно. И это осознавали все политические силы. За право вывода страны из кризиса боролись два четко обозначившихся центра политической власти: союзное руководство, за вычетом Горбачева и российские лидеры. На бескомпромиссность противостояния повлияло то, что за каждым из них стояли не просто личностные амбиции, а различные представления о путях экономического, политического и национально-государственного развития страны. Первые выступали за социалистический выбор, развитие системы Советов, сохранения единого государства в рамках СССР. Вторые заявляли о приверженности либеральным подходам в экономике, о необходимости изменения советской системы, считали возможным осуществить это лишь в рамках конфедеративного союза государств.
Высшие руководители СССР резко возражали против намеченного на 20 августа подписания текста Союзного договора, и всячески старались ему помешать, ведь он означал прекращение существования единого союзного государства. Президент СССР был одним из разработчиков этого договора и инициатором его скорейшего подписания, причем отказавшимся выполнять решения носившие для него обязательный характер4. По мнению ряда высших руководителей СССР, единственное что могло предотвратить крах страны, это введение режима чрезвычайного положения, который мог бы положить конец "войне законов" и восстановить управляемость государством в рамках СССР. Однако проблема состояла, в том, что введение режима чрезвычайного положения осуществлялось президентом СССР с последующим утверждением Верховным Советом СССР, а глава государства длительное время пойти на этот шаг не решался. Поэтому в правовом плане перед будущими заговорщиками стояла практически не решаемая задача: реально "надавить" на президента мог лишь Верховный Совет, созвать который до 20 августа было уже тогда не возможно. По сути высшие должностные лица Союза оказались перед дилеммой: либо молча смириться с подписанием договора, либо попытаться предпринять что-либо, причем в обеих ситуациях их позиция была бы юридически не безупречной. Во втором случае перед сторонниками сохранения союза было три варианта действий: попытаться все же склонить президента к введению чрезвычайного положения; под благовидным предлогом постараться "отодвинуть" его на период "не популярных действий"; реально отстранить Горбачева от выполнения обязанностей с последующим вынесением вопроса на Съезд Народных депутатов. В последствии А.В. Крючков сожалел о том, что не был избран последний сценарий5. В августе же 1991 года обсуждались лишь два первых варианта., а учитывая все предшествующие обстоятельства реальным считали лишь второй6. Сильно давил и временной фактор: все нужно было сделать до 20 августа.
Идея введения
чрезвычайного положения в
В практическую
плоскость вопрос о введении режима
чрезвычайного положения
Создание ГКЧП и его действия 17-19 августа достаточно, хотя и противоречиво, отраженны в литературе. Намного меньше внимания уделено "содержательной " стороне деятельности "гекачепистов", связанной прежде всего с первым пакетом документов появившихся от их имени 19 августа.
Глава 2.
Потерпев неудачу в попытках убедить Горбачева внести в его текст необходимые изменения, высшие руководители СССР решили действовать самостоятельно. В отсутствие президента, когда он находился на отдыхе в Крыму, 18 августа, на одном из объектов КГБ в Москве, был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). В его состав вошли: О.Д. Бакланов (первый заместитель председателя Совета Обороны СССР), В.А. Крючков (Председатель КГБ СССР), В.С. Павлов (Премьер-министр СССР), Б.К. Пуго (министр внутренних дел СССР), В.А. Стародубцев (Председатель крестьянского союза СССР), А.И. Тизяков (президент ассоциации государственных предприятий и объектов строительства, промышленности, транспорта и связи), Д.Т. Язов (министр обороны СССР), Г.И. Янаев (вице-президент СССР). Состав комитета должен был продемонстрировать единство высших органов власти и основных социальных групп и их озабоченности судьбой Союза. В тот же день прервал отпуск и вернулся в Москву Председатель Верховного Совета СССР А.И. Лукьянов, который однако в состав ГКЧП не вошел.
Утром 19 августа был обнародован указ вице-президента Г.И. Янаева, в котором сообщалось о невозможности Горбачевым выполнять обязанности президента "по состоянию здоровья", и о вступлении в должность главы государства самого Янаева.
"…. Ввести
чрезвычайное положение в
Заявление Советского руководства.
18 августа 1991г.
В связи с невозможностью по состоянию здоровья исполнения Горбачевым Михаилом Сергеевичем обязанностей президента СССР и переходом в соответствии со статьей 127 (7) Конституции СССР полномочий президента Союза СССР к вице-президенту СССР Янаеву Геннадию Ивановичу:
В целях преодоления
глубокого и всестороннего