Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:23, реферат
Болгары - древний народ Кавказа, сыгравший важную роль в этнической истории региона. Они упоминаются уже авторами первых веков н. э. Но сведения о них носят отрывочный характер, а археологические памятники до VIII в. включительно до сих пор не выделены. Более преспективным является изучение памятников до VIII-X вв., ибо они хорошо представлены на Северном Кавказе и число их увеличивается с каждым годом. Кроме того, благодоря усилиям археологов, хорошо проанализированы памятники из других районов, четко выделены основные признаки, характерные для них, что во многом облегчает изучение древностей рассматриваемого района.
11
топоним «Варчан» является мотатезированным фонетическим вариантом гуннского этнонима Ванандар: здесь произошло замещение дентального д булгарским дж и его последующее оглушение. Для нас очень важно и то, что в городе Варачане в результате археологических раскопок открыт культовый памятник, ибо факт существования в этом городе традиции сооружать языческие храмы или святилища подверждают и письменные источники. Так, языческие святилища в городе упоминались Моисеем Каганкатваци, который описал миссию Исраэля к князю гуннов Алп-Илитверу.
Итак, культовые памятники типа Хумаринского святилища обнаружены почти во всех районах расселения
тюрских народов Хазарского каганата. Если их интерпретировать как святилища огня «айадана», то, естественно, речь должна идти о прочном бытовании среди населения каганата зороастрийской религии. Однако сведений об этом в письменных источниках не сохранилось. Есть упоминания о проникновении в среду населения каганата христианства, мусульманства и иудейства, но ничего не сказано о зороастрийских обрядах, бытующих среди них. Поэтому указанные памятники, скорее всего, представляют собой тюрские языческие святилища, посвященные богу неба и солнца – Тенгри-хану.
Это мнение определенно подтверждается и автором «Истории агван». Моисей Каганкатваци, говоря о миссии
12
епископа Исраэля к гунно-болгарским племенам Дагестана, красочно описал, как миссионеры разрушали языческие святилища, где происходили культовые обряды в честь Тенгри-хана. Заслуживает внимаия и то, что все рассмотренные памятники были сооружены в VIII в., что совпадает хронологически с переходом кочевников к оседлости, бурным развитием экономики, культуры, обострением классовых отношений, выделением феодальной аристократии и усилением центральной власти. Большие переменны в социально-экономическом развитии, естественно, повлекли за собой и изменения в мировоззреннии населения каганата. По словам С.А. Плетневой, «примерново во второй половине УШ в. языческая религия была унифицирована. В государстве был принят общий культ Тенгри-хана – бога неба, солнца, огня», связанный со стремлением «центолизовать религиозные представления и возвысить власть кагана, который был олицетворением Тенгри-хана на земле». В заключение следует сказать, что в поселениях собран большой археологический материал, состоящий из разнообразной керамики, предметов быта, украшений, древнетюрских надписей, знаков и рисунков, позволяющих изучать вопросы развития материальной и духовной культуры, внешних связей, этнический состав, а также другие вопросы жизни древних болгар Северного Кавказа VIII-Х вв. Наиболее массовым материалом из поселений является керамика,
13
среди которой можно выделить следущие функциональные группы: кухонная, столовая, тарная.
Кухонная керамика представлена особенно богато. Наиболее видное место в ней занимают горшки, изготовленные на ручном гончарном круге. Встречаются также лепные горшки с яйцевидным гладким туловом, с прямым широким горлом и плоским дном.
Одним из интересных материалов является
специфически болгарская кухонная керамика – глинянные котлы с внутренними ушками, получившие широкое распростронение от Волги до Центральной Европы. Среди имеются лепные котлы и котлы, изготовленные на ручном гончарном круге. Наиболее ранние образцы котлов относятся к рубежу УП-УШ вв. и происходят из Карачаево-Черкесии. В других районах расселения болгар котлы начинают функционировать не ранее IX в. Это позволяет предпологать, что болгары Карачаево-Черкесии и сопредельных территорий приступили к изготовлению котлов раньше, чем в других районах, где они встречаются. Позже идея производства котлов была распространена среди болгарского и другого населения Восточной и Центральной Европы.
Столовая керамика представлена кувшинами
различных форм и размеров, корчагами, кружками и сковородками. Изготовлена она из чистой глины с примесями, хорошо обожжена, черенок в изломе серый и покрыт лощением – сплошным или в виде полос.
14
Тарная керамика представлена пифосами и красноглиняными амфорами. Пифосы – большие сосуды с расширяющимся кверху туловом, отогнутым массивным венчиком и узким дном. Тулова их украшены вертикальными лощеными полосами. Амфоры – красноглиняные сосуды, изготовленные из чистой глины с примесью мелкодробленного шамота. Отсутствие их в инвентаре памятников алан и кавказо-язычных народов свидетельствует о том, что пифосы завозились только в болгаро-хазарские поселения. Керамика рассматриваемого района имеет близкие аналогии в посуде салтово-маяцкой культуры, Волжской и Дунайской Болгарии.
Описанные поселения принадлежали болгарам орды
Батбая, которые широко расселились в степных и предгорных районах Северного Кавказа после рапада Болгарии Купрата, и составили вместе с аланами древнейшее ядро современных карачаевцев и балкарцев.