Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 20:37, контрольная работа
Но в середине XIX века такое будущее для этой восточной страны было совсем неочевидным. Политика изоляции от внешнего мира и ограниченности контактов с другими странами привела к консервации феодальных порядков. И возможно, Япония и дальше могла бы существовать в этой форме, если бы не внешние обстоятельства. Появление европейцев в Азии привело к «просачиванию» иной парадигмы мировосприятия, отрицать эффективность которой в тот момент было невозможно – слишком очевидны различия.
Попытки сегуната Токугава остановить время, вернуть страну в «счастливое прошлое» привели Японию на грань полного краха, превращению страны в еще одну колонию неполноценных.
Введение 3
Антисегунское движение в Японии в середине XIX века 4
Предыстория 4
Обстановка в обществе в конце периода Токугава 5
крестьяне 5
горожане 6
самураи 6
Формирование коалиции юго-западных княжеств 7
Иностранное давление на Японию 7
Свержение сегуната 8
Основные достижения Мэйдзи исин 9
Заключение 11
Литература
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина: История востока в новое время
Тема: Антисегунское движение в Японии в середине XIX века и
«реставрация Мэйдзи»
Студентки группы № 4016
Заочной формы обучения
Исторического факультета.
Специальность «история».
Преподаватель
г. Курган,
2010г.
На протяжении XX века в ряду наиболее развитых и влиятельных стран находилось, фактически, одно государство Востока – Япония. Несмотря на традиционные для этого региона ментальные установки, общество этой страны смогло перешагнуть многие барьеры, оказавшиеся непреодолимыми для других социумов Востока.
История «японского экономического чуда» начинается в середине XIX века, в период колониальной экспансии европейских держав. Столкнувшись с превосходящими силами в экономическом, техническом и военном отношении, японское общество смогло найти выход из ситуации и переломить ее в свою пользу. Материально-техническая отсталость ликвидировалась путем заимствований последних достижений западного мира, а старт для этого долгого и яркого взлета был дан во время Мэйдзи исин, когда правительство смогло провести глубокие реформы социально-экономического уклада страны.
Переход от феодального уклада к индустриальному был для Японии не простым и довольно болезненным. Нужно было перешагнуть через пораженческие настроения, возникшие в последний период правления Токугава, когда преимущество техническое Запада было предельно наглядно и очевидно. Различие в качестве жизни, несомненно, должно было порождать представление о неполноценности японского народа как общности, но поразительным образом именно это качество сплотило разрозненные общности и общины в единую нацию, символом объединения которой стала фигура императора, и возможно, именно поэтому Япония смогла сохранить свои традиции и самобытность.
Но в середине XIX века такое будущее для этой восточной страны было совсем неочевидным. Политика изоляции от внешнего мира и ограниченности контактов с другими странами привела к консервации феодальных порядков. И возможно, Япония и дальше могла бы существовать в этой форме, если бы не внешние обстоятельства. Появление европейцев в Азии привело к «просачиванию» иной парадигмы мировосприятия, отрицать эффективность которой в тот момент было невозможно – слишком очевидны различия.
Попытки сегуната Токугава остановить время, вернуть страну в «счастливое прошлое» привели Японию на грань полного краха, превращению страны в еще одну колонию неполноценных.
В этой работе мы рассматриваем процесс перехода от феодального сегуната к новому порядку жизни (Разумеется, мы осознаем условность использования термина «феодализм» по отношению к странам Востока, но за неимением иного...) в той степени, которая оказалась доступна исходя из имеющейся литературы.
Антисегунское движение в Японии в середине XIX века.
В Японии начиная с XIV в. быстро умножается число торгово-ремесленных корпораций (дза). Множатся города – к XVI в. их число перевалило за полторы сотни.
Между тем в сельской местности происходит вытеснение мелких и средних владетелей (сёэн) и возникают княжества, возглавляемые наследственными даймё, контролировавшими не только земли, но и города. Самураи из самостоятельных хозяев постепенно становятся служилыми людьми у даймё. Эти изменения вносили в жизнь японского общества социально-психологический дискомфорт.
В течение почти всего периода XV-XVI вв. в стране происходили крестьянские восстания.
Развитие морской торговли с Китаем и Кореей порождает спрос на металлы – золото, серебро, медь и горнорудная промышленность во владениях даймё получает серьезное развитие. Это приводит к концентрации ресурсов в руках даймё и вполне закономерному стремлению освободиться от власти сегунов.
В 1542 г. в Японии появляются португальские, а в 1584 – испанские мореплаватели, организующие посредническую торговлю в том числе с Китаем и некоторыми областями юго-восточной Азии. Начинается деятельность католических миссионеров, имевшая на первых порах, немалый успех, одной из причин которого смело можно считать недовольство основной массы населения1.
Это недовольство масс диктует господствующей группе необходимость создания единого и сильного государства, чтобы сохранить контроль над ресурсами. При полководцах-правителях, особенно при Хидэёси Тоётоми (1536 – 1598) не только жестоко подавлялись крестьянские волнения, но и урезались вольности городов. В 1588г. издается указ о разоружении крестьянских отрядов, а в 1595 – о прикреплении крестьян к земле.
После смерти Хидэёси власть переходит в руки полководца Иэясу Токугавы. В 1603 г. он был объявлен сёгуном и стал основателем новой династии, Токугава. Столица из Киото перенесена в Эдо (ныне Токио). Иэясу удалось уничтожить княжества даймё и создать централизованное государство. Даймё из князей превратились в областных администраторов под контролем сегунского правительства. Все население было разделено на четыре сословия: крестьян (большая часть населения), ремесленников, торговцев и самураев, причем последние селились в городах и получали от даймё довольствие рисом. Таким образом, независимое рыцарство перестало существовать.
Принимались серьезные меры в области создания новой идеологии на базе национальной принадлежности. Если ранее оппозиция «свой-чужой» проходила по границе земельного надела или княжества, то новое время потребовало заменить ее на более абстрактную национальную, границей которой являются сами японские острова.
Но с наступлением нового времени и изменением обстоятельств сегунат становится тормозом на пути развития японского общества.
Большинство населения Японии того времени проживало в деревнях. До середины XIX в. треть всей обрабатываемой земли принадлежала крупным землевладельцам. Но рост городов привел к росту торговли и промышленности, хотя и в незначительных масштабах. Появлялись первые мануфактуры рассеянного типа (текстиль). По мере углубления имущественного расслоения внутри отдельных страт – будь то крестьяне или торговцы и торговцы-монополисты, или состоятельные и обедневшие самураи – во всех случаях возникшие затруднения в процессе получения средств к существованию у подавляющего большинства населения вызвали сильнейшее социальное напряжение. Свидетельством этому стали многочисленные городские восстания и волнения среди крестьян. Для японского жестко стратифицированного общества ситуация немыслимая.
Основным поводом для недовольства была, по-видимому, система налогообложения. Например, в 1837г. на о-ве Сато крестьяне потребовали предоставить право самим определять размер подати рисом. В 1842 году в провинции Оми возмущенные крестьяне уничтожили кадастровые книги.
Во время переворота 1868 года восставшие крестьяне изгнали дайкана из Кофу, а также членов сельских управ из ряда деревень восьми провинций района Канто и бугё Ивахана Дзиноку из провинции Кодзукэ, таким образом избавившись от контроля правительства.
В августе 1868 года жители волости Симода
уезда Минами-Камбара
В октябре 1868 года в Айдзу восставшие потребовали уничтожить книги учета налогов и трудовой повинности, провести равное распределение обрабатываемой земли и сменить чиновников.
Кроме того, многих крестьян насильно рекрутировали в армию сегуната, реформированную по французскому образцу. Многие из них дезертировали.
Все перечисленное приводит к выводу, что важнейшими вопросами для аграрного сектора Японии того времени были как традиционная для островного государства нехватка пригодной для работы земли, так и не сбалансированность податей и негибкая система управления. В условиях наследственного характера занятий населения в случае неурожая (как то в 1833-1838гг.), нет возможности сменить сферу деятельности и обеспечить себе выживание. В таких условиях вопросы перераспределения земельного ресурса должны были получить особую остроту. Что и произошло.
Невнимание к экономическим требованиям основной массы населения в итоге привело к выдвижению политических требований в форме уравнительного передела земли, установления самоуправления в деревне и выборности должностных лиц.
Среди городского населения
проживало достаточное
Привилегированная крупная буржуазия также стремилась к свободе предпринимательской деятельности и определении прав на землю, что также приводило ее в число оппозиционно настроенных горожан, хотя опасения потери прибыли от поставок ко двору сегуна или даймё и делали их менее радикальными, чем мелкую буржуазию и городскую бедноту.
Но в целом, прослойка буржуазии в Японии была сравнительно невелика относительно других групп населения.
Самураи (аристократия) принадлежали к различным категориям и по происхождению, и по материальной обеспеченности (рисовый паек – традиционная система оплаты службы). Высший слой хатамото имел земельные владения менее 10 тыс. коку, другие вассалы сегуна из тех же хатамото или гокэнин, не имевшие земельных владений, получали жалование разных размеров, обычно не ниже 1,8 коку. Основная масса самураев находилась в ведении даймё и делилась на высших и низших; из последних часть получала меньше 1,8 коку (асигару – пехотинцы).
Соответственно, необходимо было иметь еще какие-то источники дохода, поэтому многие слои японского дворянства в той или иной мере были вовлечены в товарно-денежные отношения (по большей части, крупные землевладельцы), часть из них занималась предпринимательской деятельностью и потому постепенно приобретала коммерческие навыки и интересы. Разумеется, идеология дворянства при этом не ставилась под сомнение, так как обеспечивала ряд традиционных привилегий.
Самой многочисленной частью дворянства (примерно две трети) были низшие самураи. Этот слой дворянства сильно обнищал. Отсюда его недовольство существующим положением, выразившееся в создании фракций реформаторов во многих княжествах, враждебность к сегунату и даймё, в частности, в связи со снижением рисовых пайков. Вынужденные искать заработок, они становились учителями, врачами, даже ремесленниками и мелкими торговцами.
Таким образом, недовольство существующим положением вещей обнаруживается во всех слоях общества. Требовался лишь какой-то толчок, которое бы стало поводом для начала изменений.
Таким толчком стал насильственный слом традиционной двухвековой изоляции Японии, вовлечение в мировой рынок и навязанные иностранцами кабальные договоры. Общее ухудшение ситуации связывалось населением с иностранцами и деятельностью правящего режима.
Нестабильность в обществе
и сильный психологический
Княжества Сацума и Тёсю в 1863-1864 годах подверглись нападению иностранного флота, что не могло не вызвать недовольства. Но это показало на практике превосходство европейского оружия и технологий. В декабре 1865 года в результате переговоров между представителями Сацума и Тёсю и посредничестве представителей Тоса, было достигнуто соглашение о военном союзе юго-западных княжеств. Важную роль в этом сыграла Англия, поставлявшая оружие обоим княжествам.
Информация о работе Антисегунское движение в Японии в середине XIX века и «реставрация Мэйдзи»