Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2010 в 22:26, Не определен
Цель настоящей работы заключается в том, чтобы на основе комплексного анализа научной литературы обосновать ряд теоретических положений, дающих представление о проведении Столыпинской реформы
Глава 2. Столыпинская реформа в 1906-1910 гг.
§1.
Правовые основы проведения
аграрной реформы
Как и в дореформенные времена, трудно было отделить государственное имущество и государеву собственность.
Важным событием в экономической и социальной жизни страны, в первую очередь деревни, явилась столыпинская аграрная реформа.
Соответствующие
законодательные изменения
Необходимо
отметить, что и сам Столыпин,
и правительство хорошо сознавали,
что земельная реформа через Думу
в какие – то приемлемые сроки не пройдет,
а то и вовсе «утонет». Столыпин смог быстро
утвердить у царя Указ о земельной реформе
только благодаря статье 87 Основных законов
Российской империи. Эта статья давала
право правительству в период между Думами
принимать чрезвычайные указы по неотложным
вопросам. Столыпин и воспользовался 87
статьей и утвердил аграрное законодательство
сразу после роспуска первой Думы и до
созыва второй – 9 ноября 1906 года.
При этом он дважды нарушил статью 87. Во–первых,
аграрное законодательство не было чрезвычайным
вопросом. Напротив, это был главный вопрос
России. Во – вторых, двухмесячный срок
не был соблюден. Указ утвердила только
третья Дума, когда прошел год и указ давно
действовал. Таким образом, коренной вопрос
– об аграрной реформе в России – был
решен практически без участия российского
парламента и в обход него. Как и в 1861 году,
бюрократия обошлась без демократических
механизмов.
§ 2. Сущность и методы
аграрной реформы
Сохранение за помещичьим землевладением значительных привилегий создавало неблагоприятную экономическую конъюктуру, как для развития сельскохозяйственного производства, так и для прогресса народного хозяйства России в целом. Тормозящая роль помещичьего землевладения приобрела наибольшую остроту в начале 20 века. В это время в стране в основном сложился единый рынок на средства производства и рабочую силу. Логика капиталистического развития требовала формирования и единого аграрного капиталистического рынка, основу которого должен был составлять рынок земли. Однако последний был крайне ограниченным. Из свободного товарного оборота были исключены надельные земли, составлявшие в Европейской России по земельной переписи 1905 года 138,8 млн. десятин против 101,7 млн. десятин частновладельческих земель.
Помещичье землевладение оказывало мощное тормозящее давление и на развитие крестьянского хозяйства. Крестьянство несло огромную нагрузку платежей за выкуп надельных, покупку и аренду помещичьих земель6.
Крестьян срочно требовалось отвлечь от дележа помещичьих земель и переориентировать на дележ общинных. Срочно требовался крестьянин-собственник, вырвавшийся из общины и чувствующий родство душ с помещиком.
Определенную роль в изменении отношения к общине сыграло также расстройство русских финансов вследствие Русско-японской войны 1904-1095 годов и революции 1905 года. Для исправления финансов надо было вывозить больше хлеба – основного экспортного товара России, но урожаи в общине были низки. «Нам, - говорил министр Кривошеин, - не устоять в великом трудовом состязании народов, если мы будем по прежнему вырабатывать на каждую душу населения 22,5 пудов, и из этого должны будем, как теперь, кормиться, оплачивать всю нашу внутреннюю промышленность, покупать иноземные товары, платить наши долги». Поэтому нужно отказаться от «несбыточной мечты, что в общине все могут оказаться сытыми и довольными», и отдать землю в руки «того, кто лучше других сумеет взять от земли все, что она может дать».7
Основные цели столыпинской аграрной реформы состояли в том, чтобы:
Достижение этих целей предполагало реализацию трех основных задач: разрушение общины, создание индивидуальных крестьянских хозяйств (частной крестьянской земельной собственности) и переселение крестьян из центральных губерний России на окраины (за Урал)8.
Реформа Столыпина была нацелена на разрушение культивировавшейся столетиями крестьянской общины, бывшей серьезной преградой на пути развития производительных сил в сельском хозяйстве, и создание класса крестьян-собственников, заинтересованных в увеличении сельскохозяйственного производства9.
И сам Столыпин, и его оппоненты постоянно подчеркивали главную задачу реформы – создать богатое крестьянство, проникнутое идеей собственности и потому не нуждающееся в революции, выступающее как опора правительства. Столыпин говорил: «Богатое крестьянство служит везде лучшей опорой порядка и спокойствия»10.
Между тем здесь соединены как нечто цельное по существу два положения. Первое – создать миллионы богатых крестьян- собственников, фермеров. Второе – создать опору для правительства. Но ведь из первого второе автоматически не вытекает. Богатый крестьянин действительно не нуждается в революции. Но вовсе не обязательно, что он захочет держаться за царское правительство и за его бюрократию. Столыпин же думал о сохранении бюрократии, в широком смысле слова – о сохранении российского государства.
Необходимо
отметить, что мировой опыт свидетельствует,
что распространение
Обе модели представляют формы буржуазно-аграрной эволюции, обеспечивающие существенно различные условия для широких крестьянских масс. Развитие по американскому пути характеризовалось уничтожением всех крепостнических приемов эксплуатации, расширением свободного крестьянского землевладения и обеспечивало наибольшие размеры благосостояния крестьянства. Прусский путь развития характеризовался максимальным сохранением помещичьих хозяйств и способов эксплуатации11.
Столыпин также искал путь сохранения, прежде всего, российского государства, которое он отождествлял с правительством и царем. Он был ближе не к юнкерскому, а американскому пути. По существу он хотел соединить американский путь развития экономики капитализма с сохранением аппарата бюрократии самодержавия.
В 1861 году опорой государства сделали крестьянскую общину, а после 1905 года попытались такой опорой сделать фермерство.
До Столыпина правительство
Говоря о методах проведения реформы никуда не уйти и оттого, что они опирались на нажим аппарата, чиновников, полиции. Более того, она реализовалась в то время, когда в стране царила обстановка расстрелов, виселиц, прямого насилия властей. То, что террористы убивают представителей власти, это укладывалось в российские представления. Преступник он и есть преступник. Но то, что сама власть с помощью военно-полевого суда, в который Столыпин запретил включать каких- либо юристов расстреливает своих граждан – это было невиданно. Столыпин своим террором утвердил право власти карать без объяснений. Выступая по вопросу об отмене закона 19 августа 1906 года о военно-полевых судах, Столыпин сформулировал свое политическое кредо весьма определенно и достаточно образно: «Государство обязано, когда оно находится в опасности, принимать законы для того, чтобы оградить себя от распада.… Когда дом горит, господа, Вы вламываетесь в чужие квартиры, ломаете двери, ломаете окна…»12.
Столыпин утвердил и право власти вмешиваться в сугубо экономические отношения. Право государства на насилие в экономике впервые продемонстрировано в общероссийском масштабе именно Столыпиным в ходе его реформ.
Первым экономическим шагом Столыпина в аграрной реформе России является то, что он предложил в междумский период – 9 ноября 1906 года новый аграрный закон со скромным названием «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования».
Суть указа от 9 ноября сводилась,
в принципе к ликвидации
Указ 9 ноября трактовался как выбор между крестьянином-бездельником и крестьянином-хозяином в пользу последнего. Правительство «желает видеть крестьянина богатым, зажиточным, т.к., где достаток, там, конечно, и просвещение, там и настоящая свобода». Чтобы подчеркнуть генеральное значение избранного курса и твердую решимость претворить его в жизнь, Столыпин использовал в одной из своих речей фразу: «Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!»13. Из всех крылатых фраз эта, как показало время, в его ораторском арсенале оказалась лучшей и наиболее политически эффектной.
Обсуждение указа 9 ноября 1906 года началось в Думе 23 октября 1908 года, т.е. спустя два года после того, как он вошел в жизнь. Обсуждение его шло более полугода. «Если кто действительно желает обращения нашего государства в правовое, то не может высказаться против личной собственности на землю, поскольку только такая собственность выведет крестьянина из нужды, сделает из него свободную личность» и «община, худо ли, бедно, но все же защищала крестьян от быстрого и массового обезземеливания, которым грозил столыпинский указ». Именно эти две мысли противостояли друг другу в течение полугода.
Важнейшими инструментами разрушения общины и насаждения мелкой личной собственности были крестьянский банк и переселение.
«Вбить клин», заставить прекратить переделы, наделать хуторов и отрубов на общинных землях – все эти идеи подспудно или открыто были выражены в проекте Гурко. Но когда Гурко был уволен со службы, едва ли не главной заботой председателя Совета министров становилось положение, в которое попал Крестьянский поземельный банк. Масштаб его операций по закупке земли в это время возрос почти в три раза. Многие помещики спешили расстаться со своими имениями. В 1905-1907 гг. банк скупил свыше 2,7 млн. десятин земли. В его распоряжение перешли государственные и удельные земли. Между тем крестьяне, рассчитывая на ликвидацию помещичьего землевладения в ближайшем будущем, не очень охотно делали покупки. С ноября 1905 г. по начало мая 1907 г. банк продал всего около 170 тыс. десятин. В его руках оказалось очень много земли, к хозяйственному управлению которой он не был приспособлен. Для его поддержки правительство использовало даже накопления пенсионных касс. Деятельность Крестьянского банка вызывала растущее раздражение среди помещиков. Это проявилось в резких выпадах против него на III съезде уполномоченных дворянских обществ в марте-апреле 1907 г. Делегаты были недовольны тем, что банк продает землю только крестьянам (хотя помещики были не прочь воспользоваться его услугами как покупатели). Их беспокоило также то, что банк не совсем еще отказался от продаж земли сельским обществам (хотя он старался продавать землю в основном отдельным крестьянам цельными участками).
Информация о работе Аграрная реформа Столыпина: причины и последствия