Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 16:11, Не определен
Различные оценки в исторической литературе
В 1985 года после прихода Горбачева, Кармаль был заменен на бывшего главу службы безопасности Наджибуллу, имевшего репутацию жестокого, но изворотливого человека, представлявшего более многочисленную фракцию "Хальк". Он пытался найти опору режиму как среди части пуштунских племен, так и среди народностей севера. Здесь, однако, он смог опереться только на узбекскую дивизию генерала Рашида Дустума. Кабульское правительство полностью зависело от советской военной и продовольственной помощи. США активизировали помощь повстанцам, начав поставку им зенитных ракет "Стингер". Было сбито несколько самолетов и вертолетов и поставлено под сомнение абсолютное советское господство в воздухе. Стало ясно, что из Афганистана надо уходить.
14 апреля в Женеве представители Афганистана, Пакистана, СССР и США подписали (в присутствии Генерального секретаря ООН) соглашение о политическом урегулировании ситуации вокруг Афганистана. В число подписанных документов входят: двустороннее соглашение между Афганистаном и Пакистаном о принципах взаимоотношений и, в частности, о невмешательстве и об отказе от интервенции. Двустороннее соглашение между Афганистаном и Пакистаном о добровольном возвращении беженцев. Соглашение о взаимосвязи для урегулирования положения, относящегося к Афганистану (подписано представителями Афганистана, Пакистана, а также государств — гарантов СССР и США), Декларация о международных гарантиях (подписана представителями СССР и США), Меморандум понимания.
Таким образом, 15 февраля 1989 г. правительство СССР вывело советские войска из Афганистана. Война тянулась девять долгих лет — почти одну восьмую всей советской истории. Одно поколение входило в Афганистан. Совсем другое его покидало.
По официальной статистике, за годы войны мы потеряли более 15 тысяч человек, были ранены свыше 30 тысяч. Без вести пропавших людей — более 3000. Политический волюнтаризм стоил СССР около 60 миллиардов рублей.
В Афганистане солдаты бомбили не только повстанческие отряды и караваны, но и идеалы советских людей. Эта война стала началом переоценки ценностей. Именно в Афганистане изначальная нравственность нации вошла в вопиющее противоречие с политикой государства. Дальше так продолжаться не могло. И не случайно идеи перестройки победили именно тогда, когда война достигла своего пика, — в 1885-м году.
Один Советский генерал-ученый сказал, что за всеми неудачными войнами, которые вела Россия, следовали прогрессивные преобразования, а за всеми победоносными — укрепление тоталитаризма.
В 80-е годы встречались люди, искавшие «позитивную сторону» этой войны. Одни говорили так: «Нет худа без Добра. Если бы не ввели войска сюда, то наверняка бы в Польшу. А это стало бы еще большей катастрофой».
Другие утверждали, что в Афганистане мы испытали и довели до совершенства многие виды оружия и боевой техники. Но таких было мало. Однако не только война наносила ущерб советской морали. Но и многолетнее официальный обман о ней в прессе.
После августовского путча и распада СССР наступила развязка. В марте 1992-го против лишившегося советской поддержки Наджибуллы восстал Дустум и занял Кабул . Бывший диктатор укрылся в миссии ООН. В Афганистане началась война различных этнических и политических группировок, ранее объединенных борьбой с просоветским режимом. Она продолжается до сих пор.
В 1996 году отряды движения "Талибан", руководимого учащимися медресе и опирающегося на пуштунское население, заняли Кабул. Наджибулла был схвачен в помещении миссии и повешен. В начале 2000 года движение "Талибан" контролировало 90 процентов территории Афганистана, за исключением Панджшерской долины и некоторых прилегающих к ней территорий с преимущественно таджикским населением. В ходе наступления, предпринятого осенью 2000 года, движение "Талибан" установило контроль практически над всей территорией страны, за исключением нескольких внутренних анклавов и узкой приграничной полосы в некоторых северных районах.
Прогнозы
Запада о том, что кабульский режим
сразу после прекращения
Действительно, вывод войск 15 февраля 1989 года не вызвал, как ожидалось, начала процесса умиротворения в Афганистане, а, наоборот, побудил оппозицию к активизации военных действий. Оппозиция была ослаблена, и в этом сыграли роль несколько факторов:
во-первых, с уходом подразделений советских оккупационных войск она была лишена своей идеологической базы, побуждавшей афганцев к борьбе против завоевателей и неверных;
во-вторых,
агрессивные тенденции
в-третьих, СССР продолжал поставку оружия, хотя и в сокращенном размере (что, между прочим, не противоречило Женевским соглашениям и международному праву).
С определенной степенью точности можно говорить о том, что марксистский режим в Афганистане держался не только на иностранных штыках, но и, по крайней мере, получил за время присутствия контингента советских войск определенную опору внутри страны - на одном только этом он не продержался бы три года.
Однако, пассивность РА в военных действиях, надежды на решение проблемы силой, активная подрывная работа оппозиции в армии РА, связь в психологии населения всех бед с Апрельской революции и общая усталость и, главное, отсутствие реальных действий для улучшения прежде всего экономической ситуации в районах, контролируемых правительством, привели в конце концов к падению режима Наджибулы.
Положение в Афганистане по оценке западной прессы «резко обострило отношения между Востоком и Западом и привело к переоценке международной ситуации в целом, в связи с новым и более трезвым взглядом на ту опасность, которую политика СССР представляет для глобальной стабильности и международного мира». Сразу и надолго ухудшились, на пример, отношения между двумя ядерными сверхдержавами в области двусторонних соглашений по ограничению вооружений.
Особенную панику в Западном мире вызвало начало кризиса, так как расценивалось как переломный момент в советской внешней политике и новый этап международных отношений во всем мире. Впервые Советский Союз применил организованную вооруженную силу за пределами своих границ и стран всеми признанного просоветского блока в Восточной Европе. Введение ограниченного контингента советских войск в Афганистан было, несомненно, ничем не прикрытой попыткой грубой силой решать судьбу суверенной и формально несоюзной страны, которой приписывались далеко идущие последствия.
Естественной
реакцией Западного мира было противодействие
советской агрессии, что толкало
капиталистические страны на сближение.
Исключительное место в этом формальном
(в рамках ООН и НАТО) и неформальном союзе
занимали США, еще более утвердившиеся
в своем положении сверхдержавы. После
нескольких раундов совещаний со своими
европейскими союзниками, которые все-таки
не хотели просто выполнять то, что им
скажут американцы, администрации Картера
удалось выработать основные направления
совместной политики, направленной на
усмирение агрессора и стабилизацию положения
в регионе и во всем мире в целом. Предполагалось,
во-первых, оказывать всемерную военную
и экономическую помощь Пакистану. Во-вторых,
поставить Советский Союз перед выбором:
либо продолжать свою агрессивную политику
в Афганистане и поплатиться за это своими
едва наладившимися отношениями с Западом,
либо сохранить доброе имя в системе международных
отношений. В-третьих, как более отдаленную
перспективу США уже без своих союзников
планировали усилить свое военное присутствие
и развить сеть оборонных систем и военных
институтов в регионе.
По его убеждению, Афганистан сам по себе не представлял для СССР никакой ценности, кроме того единственного обстоятельства, что он находится на южном фланге Советского Союза и потому считается ключом к индийскому субконтиненту.
После того как британские войска были выведены с индийского субконтинента и из района к югу от Суэца, многие думали, что образовавшийся вакуум заполнят Соединенные Штаты. Однако после ряда неудачных экспериментов с различными военными пактами стало ясно, что по ряду причин США не могут заменить английского влияния в Азии. В довершение всего их влияние было ослаблено всеобщим благодушием, вызванным разрядкой.
Что же до Китая, который Соединенные Штаты постоянно поощряли занять более активную позицию в целях удержания экспансионистских устремлений Советского Союза, то он и сегодня, видимо, преследует лишь свои собственные интересы, балансируя между двумя сверхдержавами.
Одним из важных факторов, способствовавших тому, что Советский Союз решил двинуться на юг, было состояние готовности его вооруженных сил. Со времени кубинского кризиса в 1962 г. Советский Союз методически наращивал свою военную мощь, и к началу 70-х гг. Москва была, по-видимому, довольна достигнутыми результатами.
Другие
побудительные мотивы, придавшие
окончательную форму советскому решению,
были связаны с самим Афганистаном, который
Н. С. Хрущев как-то назвал «единственным
окном, еще открытым на юг, через которое
Советский Союз может дышать»
.
Для А. М. Пузанова, занимавшего пост советского посла в Кабуле с 1972 г., известие о захвате власти лидерами НДПА в апреле 1978 г. явилось такой же неожиданностью, как и для других зарубежных дипломатов в афганской столице. В первом же аналитическом донесении в Москву после переворота Пузанов дал трезвую оценку новому режиму и его приходу к власти. Переворот, объяснял Пузанов, был подготовлен плохо, а его главные организаторы — Hyp Мухаммед Тараки и Хафизулла Амин — склонны к левацким авантюрам. Тем не менее НДРА стала выразителем недовольства «трудящихся масс» режимом Мухаммеда Дауда, который приобретал все более буржуазный характер. Приход нового правительства, отмечал Пузанов, будет способствовать «росту симпатий» к СССР, «дальнейшему закреплению и усилению наших позиций в Афганистане». Судя по всему, революционное правительство контролирует все провинции страны, оно также «приняло меры» против сторонников Дауда.
Главным
недостатком нового режима, по мнению
Пузанова
, являлась бесконечная фракционная
борьба внутри самой НДПА. Посол объяснял
московскому руководству, что две основные
группировки в партии — «Хальк» («Свобода»)
и «Парчам» («Знамя») — больше напоминают
две самостоятельные партии, а многолетние
подозрения и враждебность внесли рознь
между лидерами обеих групп. «Революция»
не привела к ликвидации этих противоречий,
особенно если учесть, что основные руководящие
посты в новом правительстве достались
представителям «Халька». Пузанов, однако,
обещал Москве принять меры для «преодоления
трении» и «укрепления единства» в афганском
руководстве.