Михаил Семёнович Воронцов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 15:36, биография

Описание работы

В данной работе я попытался описать жизнь князя Воронцова, особое внимание уделив его деятельности на посту Новороссийского генерал-губернатора, а так же его ратной славе. Ведь если говорить о государственных деятелях времён Александра I и Николая I, то мы вспомним не так много фамилий: Сперанского и Аракчеева, Уварова и Бенкердорфа. При этом мы часто в описании этого времени пользуемся штампами из советских учебников, такими как «крепостничество» и «бюрократизм», не всегда стараясь разобраться в истинности этих характеристик.

Файлы: 1 файл

Воронцов.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

Введение

Михаил Семёнович Воронцов…  Кто он такой? Что это за человек? Мне кажется если спросить любого гражданина на улице, он Вам, лишь пожмёт плечами и виновато улыбнётся. Более-менее  образованный выпускник исторического  факультета Вам скажет: «Граф, государственный деятель». «Герой Отечественной войны 1812 г.» - выдаст нам военный историк. Филолог-пушкинист процитирует Нам язвительную эпиграмму Александра Сергеевича:

Полу-милорд, полу-купец,

 полу-мудрец, полу-невежда, 

 полу-подлец, но есть надежда,

 что будет полным  наконец.

«Генерал-губернатор Новороссии и  Кавказа» - будет ответ исследователя  николаевской России. Все они в  какой-то степени будут правы. И  всё же кто он такой, этот Воронцов? Какую роль он сыграл в судьбе Нашего Отечества? Почему его имя было предано забвению?

Обратимся же к формулярному списку Российской Империи. И вот что  мы там прочтём:

«Генерал-фельдмаршал, генерал-адъютант князь Михаил Семёнович сын Воронцов, главнокомандующий отдельным Кавказским корпусом, наместник Кавказский, Новороссийский и Бессарабский генерал-губернатор. Семидесяти четырёх лет (родился 1782 года 19 мая). Из российских дворян, православного исповедания. Кавалер орденов Российских св. Андрея Первозванного, алмазами украшенного, св. Александра Невского, алмазами украшенного, св. Великомученика и Победоносца Георгия 2-го класса большого креста, 3 и 4 степеней, св. Владимира 1, 2, 3 и 4 степеней, св. Анны 1-й степени с алмазными украшениями и 3-й степени, золотого Базарджикского креста; иностранных: Французского св. Людовика, Английского Бани, Ганноверского Гвельфов, Шведских Серафимов и Меча, Прусских Чёрного и Красного орла, Сардинского св. Маврикия и Лазаря, Греческого Спасителя 1-х степеней, Австрийских св. Стефана 1-й степени и Марии Терезии 3-го класса, Турецкого класса, Турецкого Нишана-Ифтигара, алмазами украшенного. Имеет портреты алмазами украшенные: Его Величества Государя Императора Николая Павловича, султана Турецкого Абдул-Медшида на золотой цепи и шаха Персидского Магомеда на голубой ленте чрез плечо; золотые шпаги, украшенные брильянтами, одну с надписью «за храбрость», другую с надписью «за взятие Варны»; три серебряные медали: в память 1812 года, за взятие Парижа, за Турецкую войну 1828 и 1829 годов, золотую медаль за прекращение чумы в Одессе 1837 года, бронзовую медаль в память восточной войны 1853-56 года, и знак отличия беспорочной службы за XXX лет».

Не думаю, что нам удастся  довольствоваться данной характеристикой, где главным образом перечисляются  награды и занимаемые должности. Стоит упомянуть историографию по данной тематике. Первые произведения, посвящённые жизни Михаила Семёновича появились ещё до революции. Первую биографию в 1858 году издаёт Михаил Павлович Щербинин, служивший пол началом Светлейшего князя в Новороссии. Отметим работы В.В. Огаркова «Воронцовы. Их жизнь и общуственная деятельность» (СПб. 1892), А.М. Донкукова-Корсакова «М.С. Воронцов» (Старина и новизна. 1902. V) и С.Л. Авалиани «Граф М.С. Воронцов и крестьянский вопрос» (Вып. 1-2. Одесса. 1912-1914). Говоря о современных исследователях, нельзя не обойти внимание деятельность Воронцовского общества, в которое входит и составитель наиболее полного и глубокого исследования биографии М.С. Воронцова Вячеслав Афанасьевич Удовик. Мне довелось лично общаться с Вячеславом Афанасьевичем и я был до глубины души поражён тем энтузиазмом и той любовью, которую он испытывает к Светлейшему князю. В своей работе я в основном опираюсь на его работу «М.С. Воронцов. Человек, Полководец, Государственный деятель (СПб. 2009).

В данной работе я попытался описать жизнь князя Воронцова, особое внимание уделив его деятельности на посту Новороссийского генерал-губернатора, а так же его ратной славе. Ведь если говорить о государственных деятелях времён Александра I и Николая I, то мы вспомним не так много фамилий: Сперанского и Аракчеева, Уварова и Бенкердорфа. При этом мы часто в описании этого времени пользуемся штампами из советских учебников, такими как «крепостничество» и «бюрократизм», не всегда стараясь разобраться в истинности этих характеристик. Так давайте же отправимся в путешествие по биографии нашего славного предка и узнаем, как ему удалось превратить Юг России в самый развитый край, как ему удалось начать покорение Кавказа, с блеском продолженное его единомышленниками. Ведь у кого, как не в нашей истории нам следует искать примеры для решения проблем современных? Мне кажется что тут есть только один ответ и он очевиден. Как сказал один философ, мы изучаем прошлое чтобы знать что нас ждёт в будущем.

 

Основная часть

«Я иду служить к человеку,

которого имя любезно  друзьям

 просвещения и добрым  русским патриотам

 – графу М.С.  Воронцову».

В. И. Туманский

 

«Semper immota fides»

(Всегда непоколебимая  верность)

Девиз рода Воронцовых

 

Михаил Семенович Воронцов родился 19 мая 1782 года. Отец его, Семён Романович, был продолжателем древнего рода Воронцовых, ведущих своё начало от знатного варяжского война Шимона Африкановича. Спустя год, после рождения сына, Семёну Романовичу будет предложена должность посланника России в Венецианской республике, а спустя ещё 2 года, в 1785 году он переедет в Лондон, где о обоснуется. Мать Михаила, урождённая Екатерина Алексеевна Сенявина, была дочерью знаменитого адмирала А.Н.Сенявина. К сожалению, Бог отвёл ей немного лет на земле, и, подарив мужу в 1783 году дочь Екатерину, спустя год она умрёт от чахотки. «Рождение твоё всех порадовало; веди жизнь такую, чтобы все сокрушались о твоей смерти» - именно так приветствовал рождение сына граф Воронцов. Крёстной матерью мальчика пожелала выступить Государыня Императрица Екатерина II.

Вскоре после переезда в Лондон, трёхлетний Миша и двухлетняя Катя Воронцовы были представлены королевской  чете Англии. «Их величества, - пишет  Семён Романович, - остались довольны детьми моими и вчера отзывались мне о них с большою похвалою. Они находят, что Катенька миловиднее и забавнее, но что у Мишеньки более кроткое и интересное выражение лица: это совершенно верно, потому что действительно ребёнок этот имеет в себе нечто, выказывающее доброту и разумность, что и делает его очень интересным». Отец занимался всесторонним образованием детей. «Я решил обучить его (Михаила) какому-нибудь ремеслу, слесарному или столярному, чтобы, когда его крепостные скажут ему, что они его больше не хотят знать, а земли его разделят между собой, он мог зарабатывать себе на жизнь честным трудом и иметь возможность сделаться одним из членов будущего Пензенского или Дмитровского муниципалитетов». В отличие от многих своих сверстников, которые предпочитали общаться по-французски, Миша говорил свободно не только по-французски и по-английски, но и по-русски. И не смотря на то, что воспитывался человеком западным, Михаил Семёнович до конца своих дней будет оставаться глубоко верующим православным. В 1790-м году в Лондон приезжает молодой Николай Михайлович Карамзин. Познакомившись с семейством Воронцовых, он оставит стихотворение «Мишеньке». Заканчивается оно словами:

В тот день, как ты родился,

Природа улыбалась:

Твоя душа любезна,

Подобно сей улыбке

Прекрасныя Природы,

Цвети, любезный отрок!

Люби добро всем сердцем,

Ты будешь щастлив в жизни

Она подобна будет

Приятнейшей улыбке

Прекрасныя Природы.

По обычаяю того времени, когда  Мише не исполнилось и 4-х лет, он был записан на военную службу бомбардир-капралом в лейб-гвардии  Преображенский полк. В 1786 году он стал прапорщиком. Вскоре, при содействии А.А. Безбородко, 16-летний  Михаил Воронцов был переведён из прапорщиков в камергеры. Таким образом вместо военного чина юноша получил высокий придворный чин.

В 1800-м году Семён Романович выходит  в отставку и переезжает с семьёй в Саутгемптон. Вскоре, после воцарения Александра I, он отправляет Михаила в Петербург. Вот как описывает молодого графа Ф.В. Ростопчин: «Об воспитании его я давно дивился, и он в 20 лет многие вещи судит лучше батюшки». В письмах к Семёну Романовичу его друзья и знакомые отмечали воспитанность, благородство, доброту и не по летам скромность и рассудительность юноши. Многие поражались тому, как чисто и свободно говорит Михаил по-русски. Так например пишет П.В. Завадовский: «Не могу изобразить с каким чувством зрю в нём образ душу твою: какпля с каплей воды не больше имеют сходства, как он в твоей молодости». Вскоре Михаил решает пойти по военной части. Но, будучи камергером, при переходе на армейскую службу он получил бы звание генерал-майора. Но разве смог бы он командовать своими опытными подчиненными, сам ни дня не служив. Поэтому Михаил просится в Преображенский полк поручиком. Он был зачислен 2 октября 1801 года. Вскоре парадная жизнь гвардии ему наскучит и он будет проситься на войну. В сентябре 1803 года он волонтёром отправляется на Кавказ в армию князя П.Д. Цицианова. Ему шёл 21 год.

На Кавказе  Михаил быстро обрастает новыми знакомствами. Выделим будущего патриарха всех армян Нерсеса V-го и А.Х. Бенкендорфа, будущего шефа жандармов. Они останутся близкими друзьями Воронцова на протяжении всей его жизни. 2 декабря 1803 года Воронцов участвует в штурме крепости Ганджа. За бесстрашие, проявленное в бою, Михаил Семёнович получает первую боевую награду – орден св. Анны 3-й степени. Вскоре за храбрость, проявленную в сражениях с горцами 1 и 15 января он получает орден св. Владимира 4-й степени с бантом.

10 июня 1804 года  началась Русско-Персидская война.  В походе на Эривань (8 июня – 4 сентября) Воронцов участвует в составе авангарда под командованием С.А. Тучкова. В донесении о ходе войны П.Д. Цицианов пишет: «Не могу особенно не рекомендовать при мне находящегося  за бригад-майора не сменяющегося лейб-гвардии Преображенского полку поручика графа Воронцова, который деятельностью своею, заменяя мою дряхлость, большую мне служит помощью». Поручику М.С. Воронцову было присвоено звание капитана, минуя звание штабс-капитана. А за отличную храбрость, проявленную графом при разгроме персидского войска и овладении их лагерем 30 июня и занятии ереванского предместья, он получил орден св. Георгия 4-й степени.

Однако  в конечном итоге, внемля пожеланиям отца, Михаил Семенович покидает Кавказ. Об этом он пишет своему другу  Д.В. Арсеньеву: «Я так был во всём счастлив в том краю, что всегда буду помнить об оном с крайним удовольствием и охотно опять поеду, когда случай и обстоятельства позволят». Вернётся он на Кавказ спустя 40 лет.

В начале 1805 года Михаил Семёнович приезжает  в Москву больным и сильно исхудавшим. Последние девять месяцев он дважды был в горячке и трижды в лихорадке. Из Первопрестольной 23-летний граф отправляется в Петербург, по дороге заехав в родовое имение Андреевское. По прибытии в столицу он был назначен командиром роты 3-го батальона Преображенского полка. С началом войны в 1805 году против Франции Воронцов в звании бригад майора был включён в корпус генерал-лейтенанта П.А. Толстого. Перед корпусом стояла задача занять Ганновер и разбить врага в Голландии. По прибытии корпуса в Штральзунд Михаил Семёнович участвует во встрече и переговорах П.А. Толстого со шведским королём. После заключения в конце 1805 года мирного договора между Англией и Францией русские войска отправились домой. Михаил Семёнович решает же навестить отца.

О том, как  выглядел во время пребывания в Англии в 1806 году Михаил Воронцов, мы можем судить по портрету кисти Д. Слейтера. На нём изображён молодой человек со светлыми волосами, в штатском платье, с живым и приветливым выражением лица. Трудно представить, что это участник двух военных компаний, награждённый за храбрость и героизм несколькими орденами.

Мирная  жизнь продолжалась недолго. В сентябре 1806 года против Французской империи выступила Четвёртая антифранцузская коалиция. Воронцов в срочном порядке прибывает в расположение своего полка. Начальником главной армии союзных войск был назначен граф П.А. Толстой. Воронцову было поручено наладить взаимодействие между русской и прусской армиями. После переговоров с прусским королём Михаил Семёнович был прикомандирован к корпусу А.А. Беннигсена, который двигался к Варшаве. Однако французы оказались быстрее, вступив в Варшаву 28 ноября 1806 года. После нескольких мелких стычек 14 декабря произошло первое крупное сражение у реки Наревы. Русскими войсками командовал Беннигсен, французскими – маршал Ланн. Битва продолжалась до вечера под непрерывным дождём и снегом, однако победитель не определился. М.С. Воронцов проявил в этом сражении свойственные ему храбрость и распорядительность, за что и был произведён в полковники. После прибытия в действующую армию гвардейских полков, Михаил Семеновичу было доверено командование 1-м батальоном Преображенского полка. Этот батальон участвовал в сражении при Гутштате 24 и 25 мая 1807 года, был в деле в рукопашной под Гельсбергом 29 мая и стойко держался во Фридландском сражении 2 июля, проигранного русскими войсками. Вскоре Наполеон занял Кенигсберг, и Александр I был вынужден согласиться на мирные переговоры. В Тильзите, где встречались императоры двух враждующих стран, предстояло дежурить 1-му батальону Преображенского полка под командованием М.С, Воронцова. Сам Воронцов отрицательно относился к этим переговорам. В частности, он предложил, чтобы высшие сановники, подписавшие Тильзитский мир, въезжали в Петербург на ослах.

Весь 1808-й  год Воронцов провёл в Петербурге. Это, по его словам, был единственный год с 1803-го по 1815-й, проведённый им в мире. В этом году произошло немаловажное для Михаила Семёновича событие, весть о котором пришла из далёкой Англии. В Лондоне состоялось бракосочетание его сестры графини Екатерины Семёновны и пэра Герберта Георга Августа Одиннадцатого графа Пемброка, восьмого графа Монтгомери.

30-го сентября 1809-го года полковник Воронцов  был назначен командиром Нарвского  пехотного полка. Полк действовал  в составе Дунайской армии  против турок, уже 3-года ведущих  против России боевые действия. К слову, Нарвский полк потерял знамёна в битве под Аустерлицем, поэтому Михаилу Семёновичу предстояло поднимать боевой дух. Так же он приобрёл за свой счёт необходимое обмундирование для офицеров, пожелавших отправиться на войну, а их жёнам оставил приличное содержание.

9 августа  1809 года командующим Дунайской  армией был назначен генерал  от инфантерии князь П.И. Багратион.  Однако командовал он недолго.  После одного из неудачных  сражений Александр I удовлетворил отставку Багратиона и на место командующего был назначен Н.М. Каменский, отличившийся в недавно закончившуюся русско-шведскую войну.

Получив в  командование Нарвский полк, Михаил Семёнович  смог на практике осуществить сложившееся  у него с годами представление  о том, какими должны быть отношения офицеров между собой и отношение офицеров к нижним чинам. Он решил добиться, во-первых, чтобы для всех офицеров, как и для него самого, честь и бесстрашие стали главными законами воинской службы. Во-вторых, он стал требовать от офицеров уважительного отношения к нижним чинам. Он говорил, что унижение офицерами человеческого достоинства солдат постыдно. Высокий моральный дух солдат – вот что являлось, по его мнению, истинным залогом победы. В этом взгляды Михаила Семёновича были продолжением и развитием суворовских традиций. В полку, напишет он спустя много лет, «я шесть лет старался заводить дух благородный военный и ставил честь и храбрость выше всего».

Высокий моральный дух Нарвского  полка, как результат деятельности командира, сказался в сражении за Базарджик 22 мая 1810 года. После длительной артиллерийской подготовки начался стремительный штурм. Колонны, которыми командовали М.С. Воронцов, И.Ф. Паскевич и Э.Ф. Сен-При, первыми ворвались в крепость. 10-тысячный гарнизон крепости сдался на милость победителей. В ознаменование одержанной победы всем участвовавшим в сражении генералам и офицерам были вручены особые золотые кресты. Нарвский полк получил георгиевские знамёна, а 40 солдат из полка получили серебряный крест св. Георгия 5-го класса. Михаилу Семёновичу было пожаловано звание генерал-майора. Вскоре Нарвский полк участвует в сражениях за Варну и Шумлу. В октябре 1810 года Воронцов во главе отряда вступил в Плевну, истребив укрепления в Ловчи и Селви. За эти успешные действия он был отмечен орденом св. Анны 1-й степени. В конце года Михаил Семёнович сильно заболеет молдавской лихорадкой и получит отпуск. Побывав в Петербурге, он отправится в Бухарест, а затем в свой полк. До начала весенних военных действий он занялся бытовыми делами: покупает для полка необходимые вещи, ищет хороших мастеровых и цирюльников, а главное – занят написанием «Наставление господам офицерам Нарвского пехотного полка в день сражения».

Информация о работе Михаил Семёнович Воронцов