Издательско-редакторская деятельность Ф.Ф. Павленкова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 00:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение издательско-редакторской деятельности Ф.Ф. Павленкова, его важнейших работ, направленных на благо просвещения народа России.
Основные задачи курсовой работы:
1)обобщить и систематизировать материал об издательско-редакторской деятельности Ф.Ф. Павленкова и его жизни;
2)более подробно рассмотреть важнейшие труды Ф.Ф. Павленкова, сделавшие его роль в истории отечественного книгоиздания исключительной.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………............ 3
Глава 1. Ранняя издательско-редакторская деятельность Ф.Ф. Павленкова……... 4
1.1. Формирование прогрессивного мировоззрения Ф.Ф. Павленкова…………. ..4
1.1.1. Влияние на Павленкова творчества Д.И. Писарева……....………………….6
1.2. Издательско-редакторская деятельность Ф.Ф. Павленкова в 60-70-е гг.…….10
1.3. Издательско-редакторская деятельность Ф.Ф. Павленкова в ссылке………..13
1.3.1. «Наглядная азбука» Ф.Ф. Павленкова………………………………………. 15
Глава 2. Поздняя издательско-редакторская деятельность Ф.Ф. Павленкова.….. 18
2.1. Издательско-редакторская деятельность Ф.Ф. Павленкова в 80-е гг. ……… 18
2.1.1. Издание художественной литературы и «Иллюстрированных библиотек»………………………………………………………............................... 18
2.2. Издательско-редакторская деятельность Ф.Ф. Павленкова в 90-е гг. ……… 19
2.2.1. Биографическая серия «Жизнь замечательных людей»…………………... 19
2.2.2. «Энциклопедический словарь» Ф.Ф. Павленкова…………………………. 21
Заключение…………………………………………………………………….......... 23
Источники литературы………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

       Писарев считал,  что трудящаяся  масса – не только значительнейшая,  но и лучшая, необходимейшая составляющая  любого человеческого общества. Действенная социальная сила  сосредоточена именно в ней.  Писарев отрицательно оценивал  таких реформаторов, как Петр I, так как он дорогой для общества ценой производил смену «декораций» и дал «бледную пародию» на европейские нравы.

       Вся история человечества, по  мнению Писарева, – это смена  одной формы порабощения другой. Но так будет не всегда. «Средневековая теократия упала, феодализм упал; упадет когда-нибудь и тираническое господство капитала»12. Революции Писарев сравнивал с оборонительными войнами. Он признавал, что каждый социальный переворот причиняет народу материальный и нравственный вред. «Но если война или переворот вызваны настоятельною необходимостью, то вред, наносимый ими, ничтожен в сравнении с тем вредом, от которого они спасают... Тот народ, который готов переносить всевозможные унижения и терять все свои человеческие права, лишь бы только не браться за оружие и не рисковать жизнью, находится при последнем издыхании. Его непременно поработят соседи или уморят голодною смертью домашние благодетели»13.

       Писарев, явив собой высшую  точку развития русского духовного  радикализма середины 19 в., оказал огромное влияние на революционную мысль, науку и политическую борьбу России. 

1.2. Издательско-редакторская деятельность Ф.Ф. Павленкова в 60-70-е гг.

       «Физика» А. Гано была первой книгой для издания. В связи с началом промышленного переворота в России, появилась потребность в физико-математических и технических знаниях, что и определило успех «Физики» у читателей. «Перевод книги с французского был выполнен Павленковым и его другом В.Д. Черкасовым. Средств для издания не было, но, заручившись кредитом в типографии, Павленков открыл предварительную подписку на это издание, намереваясь выпускать книгу отдельными частями»14. В 1866 году «Физика» Гано была выпущена в 4000 экземплярах, быстро распродана и принесла издателю необходимые средства для последующей издательской деятельности.

       Ещё в Киеве Павленков с увлечением перечитывал статьи Писарева и сожалел, что не имеет возможности собрать и выпустить их отдельным изданием, но после удачи с изданием «Физики» Гано он решил осуществить свои мечты. После покушения на Александра II (4 апреля 1866 года) правительство обрушивается на демократическое движение потоком репрессий. Было запрещено издание наиболее популярных в демократических кругах журналов «Современник» и «Русское слово». Н.Г. Чернышевский («1828-1889 — русский философ, революционер-демократ, учёный, литературный критик, публицист и писатель»15) и Д.И. Писарев были заключены в Петропавловскую крепость. В такой обстановке издание сочинений Писарева было делом опасным, но Павленков не побоялся пойти на этот риск. «Известно, с каким восторгом молодой 25-летний критик и публицист принял предложение Павленкова издать полное собрание его сочинений»16. В апреле 1866 года была выпущена первая часть сочинений в количестве 3000 экземпляров. Несмотря на строгости цензуры, печать первой части прошла достаточно благополучно, хотя некоторые члены Совета Главного управления по делам печати выступали против некоторых статей.

       Павленков предвидел, что издание второй части сочинений не пройдет так гладко. «На вторую часть сочинений Писарева был наложен арест 2 июня 1866 года, когда уже была отменена предварительная цензура»17. Было возбуждено уголовное преследование издателя. Цензурный комитет и прокурорский надзор пришли к выводу, что в статьях заключаются осмеяние нравственно-религиозных верований и антимонархическое порицание существующего в России образа государственного правления. 15 июня 1868 года в уголовном департаменте Санкт-Петербургской судебной палаты рассматривалось дело Павленкова, который сам выступал на процессе в роли защитника. Он мастерски подготовил защитительные речи, отстаивающие издание второй части сочинений Писарева, особенно подчеркивая цензурный гнет, усиливавшийся, несмотря на закон 1865 года. Павленков касался таких острых вопросов, как расширение прав печати, освобождение народного образования от влияния церкви, борьба с крепостническими пережитками в стране и др. Цензурное обвинение было построено неубедительно, и Павленкову удалось его опровергнуть. Петербургская судебная палата оправдала Павленкова, сняв арест с книги. «Этим процессом Павленков создал себе популярность. С тех пор цензура стала считать его серьёзным противником, с которым нелегко и неприятно иметь дело»18.

       4 июля 1868 года трагически погиб Писарев, Павленков стал одним из организаторов его похорон. «Администрацией были приняты меры по недопущению каких-либо речей или иных проявлений сочувствия на могиле»19. Но Павленков произнёс речь, в которой подчеркивал огромное влияние Писарева на демократическое общество того времени. Министерство внутренних дел охарактеризовало похороны как «антиправительственную и антирелигиозную манифестацию».

       После похорон в квартире Павленкова был произведен обыск, были найдены запрещенные заграничные издания, портреты «государственных преступников», стихи и карикатуры на правительственных лиц. Во время похорон было внесено предложение о сборе средств на памятник Писареву и об учреждении стипендии его имени. Павленков организует сбор поступлений денежных средств в адрес принадлежащего ему книжного магазина. «Так как приходилось отвечать на многочисленные запросы о пожертвованиях, Павленков заказал текст бланков писем двух видов: один — обращение к преподавателям истории и литературы, и другой — к библиотекарям полковых библиотек. «Невозможно не почтить человека, — говорится в письмах, — вставшего на защиту угнетаемого народа против угнетателей, на служение обществу»20. Павленков был арестован, когда выходил с пачкой отпечатанных бланков из типографии. 21 сентября 1868 года его заключили в Петропавловскую крепость. Следствие по этому делу так и осталось незаконченным, суд так и не был назначен. Павленков, протомившись в крепости 10 месяцев, 11 июля 1869 года был выслан в г. Вятку.

       Ссылка Павленкова без суда вызвала возмущение не только среди прогрессивной русской общественности, но и среди представителей консервативного лагеря.

       Уезжая в ссылку, Павленков поручил вести издательские дела В.Д. Черкасову и Д.П. Надеину. Вторая часть сочинений Писарева была издана в 1869 году. В ссылке Павленков с нетерпением ожидал этого издания, связанного с такими большими препятствиями, чинимыми цензурными учреждениями. Только выпуск 3 и 5 частей прошел благополучно. По шестой части цензурным комитетом был поставлен вопрос перед прокурором о возбуждении уголовного преследования Павленкова, так как статьи, по их мнению, отрицали духовную жизнь и христианскую веру. Однако арест был снят и статьи вышли без всяких изменений. Первое издание сочинений быстро разошлось, ввиду огромного спроса читателей, появилась необходимость повторного издания. Павленков ещё до ссылки начинает добиваться разрешения на второе издание сочинений, и ему это удаётся. «Однако позднее цензурное ведомство воспользовалось законом от 7 июня 1872 года, который разрешил министру внутренних дел (главе цензурного ведомства) не прибегать к судебным органам, а самостоятельно решать вопрос о запрещении книг и периодических изданий. Поэтому задуманное Павленковым второе издание сочинений Писарева так и не вышло в свет»21.

  

1.3. Издательско-редакторская  деятельность Ф.Ф. Павленкова  в ссылке.

       По прибытии в ссылку в конце 1869 г. в г. Вятку, Павленкову было запрещено заниматься издательской деятельностью, но, несмотря на запрет, он продолжает работать, действуя через сочувствующих ему издателей. В Петербурге его книжное издательство  под управлением Черкасова существовало целое десятилетие, а свой магазин Павленков перевел на имя Надеина.

       В Вятке Павленков продолжает перевод и подготовку издания «Физики» А. Гано, первую часть которой он ранее выпустил. Подготовленные к изданию книги Павленков печатал в Вятке в типографии А.А. Красовсокого под его фирмой. В 1873 году, при его содействии, Павленков издает книгу Тиндаля («1820-1893 — английский физик, член Лондонского королевского общества»22) «Роль воображения в развитии естественных наук». Также издается капитальный труд итальянского астронома  Анджелло Секи «Единство физических сил» в переводе и с предисловием Павленкова.  При переводе и редактировании этой книги Павленков стремился сохранить все, что связано с развитием астрономии, отбрасывая религиозные рассуждения автора. Были пропущены те места, где автор писал о непосредственном влиянии божества на основные свойства материи. «Профессор московской духовной академии Е.Е. Голубинский поместил в журнале «Православное обозрение» в 1875 году статью под заглавием: «Книга Секи «Единство физических сил» и тенденции вятского издания ее на русском языке».23 Голубинский указывал на неточность перевода и пропуски в тексте, написав одновременно и рецензию и донос на издателя, редактора и переводчика Павленкова. Оттиски статьи были посланы в Вятку епископу, архиереям, ректорам семинарий и в полицию. Архиерей просил главное управление по делам печати изъять из продажи книгу, однако там не нашли ничего противного религии и просьбу архиерея отклонили. Однако Павленков был выслан из Вятки в захолустный город Яранск.

        К ссыльному Павленкову администрация города Вятки относилась подозрительно и даже враждебно. В 1874 году у Павленкова и ряда лиц был произведен обыск. Ничего «криминального» не было найдено, однако Павленков был заключен в Вятскую тюрьму, из которой был освобожден только через год.

«В период пребывания Павленкова в ссылке, в Вятке издавались «Губернские ведомости» и «Вятские епархиальные ведомости», но эти периодические издания не освещали недостатков местной жизни. Этот пробел решил восполнить Павленков, задумав активизировать местную публицистическую деятельность и привлечь ссыльных к написанию корреспонденций для сборников»24. У Павленкова накапливаются материалы с критикой провинциальных нравов, злоупотреблений и нарушений законов. Из этих материалов Павленков подготовил публицистический сборник «Вятская незабудка. Памятная книжка Вятской губернии на 1877 год». В Петербурге была организована редакция, куда корреспонденты (в основном ссыльные) посылали свои письма. Сборник был отпечатан в Петербурге тиражом 800 экземпляров, второе издание включало 1050 экземпляров. В феврале 1878 года выходит третий выпуск, содержащий статьи обличительного характера. В мае комитет министров постановил запретить выпуск «Вятской незабудки».

       В декабре 1877 года Павленков был освобожден из ссылки и вернулся в Петербург, намереваясь выпустить новое издание сочинений Писарева, но цензура не разрешила. «В марте 1880 года издатель вновь подвергается аресту, поводом для которого стало наличие его фамилии в записной книжке одного из арестованных и получение Павленковым листков «Земли и Воли»25. («"Земля и воля" — тайное революционное общество народников в 1870-х гг. Основано в Петербурге в 1876. Программа "З. и в." предусматривал действия, направленные, по мнению её членов, на "дезорганизацию государства", в частности уничтожение "наиболее вредных или выдающихся лиц из правительства"»26). Один месяц издатель провел в тюрьме, после чего был сослан в Сибирь, в глухой город Ялуторовск Тобольской губернии.

       В этот период Павленков хотел составить сборник из интересных, нигде не опубликованных материалов: о нравах администрации, о регламентации жизни ссыльных различными правилами, о попирании человеческого достоинства ссыльных. С этой целью он обратился к ряду лиц, находящихся в разных уголках Сибири с просьбой присылать ему материалы, характеризующие жизнь ссыльных. Книга должна была называться «О сибирской страде», во время ссылки Павленков не пытался её издавать, но хранил собранные для неё материалы.

       Друзья Павленкова В.Д. Черкасов и В.О. Португалов («1835-1896 — врач, публицист, был участником и библиотекарем тайного студенческого общества»27) хлопочут о его освобождении, сам Павленков утверждает, что его арест необоснован и все его издания носят цель обучения и развития.

       В феврале 1881 года Павленков возвращается из ссылки, где в общей

сложности провел 10 лет.  

1.3.1. «Наглядная  азбука» Ф.Ф. Павленкова.

       В Вятке Павленков пользовался большим уважением среди прогрессивного населения, к нему обращались за советами юридического характера. Задумав создать ряд пособий по обучению неграмотных, Павленков разрабатывает «Наглядную азбуку». В первом издании в качестве автора был назван священник Н.Н. Блинов, занимавшийся педагогической и литературной деятельностью, что дало возможность получить разрешение для издания. «Наглядная азбука» представляла собой учебное пособие, поясненное рисунками, облегчавшее усвоение букв без помощи учителя. Таким образом, Павленков развил принцип наглядности в обучении русской грамоте. Павленков стремился к тому, чтобы процесс обучения грамоте стал доступным, массовым и приятным для обучающихся. На международной педагогической конференции в 1873 году в Вене «Наглядной азбуке» был присужден почетный отзыв, педагоги с интересом слушали лекцию и пришли к выводу, что будет полезно обучать грамоте по этому методу и в других странах.

       «Павленков, мечтавший охватить  школами наибольшее количество  неграмотного населения, пришел  к мысли об организации «передвижных»  школ. С этой целью, при поддержке  земских деятелей, были проведены  необходимые эксперименты».28 Результаты оказались отличными, ученики обучались грамоте практически без помощи учителей. Однако эти эксперименты встревожили чиновников из Министерства народного просвещения, и «Наглядная азбука», уже дважды просмотренная цензурой, вновь вызвала опасения. Представители духовенства выступили против автора азбуки, обвинив его в поругании священных предметов культа и власти. Цензуру больше беспокоили школы с переезжающими учителями. В результате печатающееся второе издание азбуки было конфисковано и уничтожено, а последующие издания запрещены.

       Павленков придавал наглядной  азбуке большое значение и  в борьбе за её издание проявил  исключительную находчивость. В  1876 году он выпустил второе  издание азбуки без обозначения  имени автора, а в предисловии  даже раскритиковал прежнее «павленковское» издание. Цензоры не обратили внимания, что к предисловию приложен текст той же запрещенной азбуки, лишь с изменением картинок и названия: «Чтение и письмо по картинкам». Новая азбука вышла в количестве 30000 экземпляров и получила широкое распространение. Позднее в Петербурге при переиздании Павленков дал азбуке прежнее название. Наглядная азбука имела громадный успех. Также была издана «Азбука-копейка» (стоила одну копейку). Обе азбуки разошлись по всей стране и дали возможность многим научиться грамоте.

Информация о работе Издательско-редакторская деятельность Ф.Ф. Павленкова