Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 16:43, Не определен
Реферат
Второй закон, относящийся к проблеме землевладения, ликвидировал податные привилегии бояр и церкви («тарханы»). Со времен феодальной раздробленности обладатели «тарханов» (знать и князья церкви) не платили в казну податей с принадлежащих им земель. Царский Судебник предписывал тарханов впредь не давать никому, а старые тарханные грамоты изъять у всех.
Осуществление нового
Центральным
вопросом внутренней политики 50-х годов
является земельный вопрос. Неудача
попыток удовлетворить
Характер земельной политики Избранной Рады вполне определился уже в первом крупном мероприятии в области земельного вопроса. Этим мероприятием было «испомещение тысячи детей боярских» вокруг Москвы в соответствии с приговором от 3 октября 1550 года. В процессе реализации этого приговора была составлена так называемая Тысячная книга, включающая в себя как списки всех детей боярских, вошедших в состав «тысячи», так и тех бояр и окольничих, которые получали на основании этого приговора поместья в московском уезде.
Одним из важнейших актов земельной реформы Избранной Рады является царский приговор от 11 мая 1551 года. Значение этого приговора заключается в том, что он формулирует основные принципы политики правительства Ивана IV в отношении двух важнейших категорий феодального землевладения: монастырского и княжеского. Приговор устанавливал целый ряд мер, направленных против монастырского землевладения. Запрещалась под угрозой конфискации покупка вотчин без доклада царю. О действенности приговора 1551 года говорит тот факт, что в 50-х годах прекратилась покупка земель крупными монастырями.
Регулируя вопросы монастырского землевладения на будущее, приговор от 11 мая 1551 года одновременно включал в себя и ряд пунктов, направленных на ревизию прошлого в вопросах развития монастырского землевладения. И здесь вновь выступает тот основной политический мотив, который с неизменностью обнаруживается во всех мероприятиях Избранной Рады в области земельной политики – ликвидация в интересах дворянства результатов земельной политики времен боярского правления. Приговор дает характеристику монастырской экспансии в земельном вопросе, которой отличалась деятельность монастырей во время боярского правления. Экспансия шла по четырем направлениям:
В отношении всех земель, приобретенных
монастырями в годы боярского
правления, предписывалось «
Принципиальная линия земельной политики
выражалась в стремлении к ограничению
княжеского и церковного землевладения.
И хотя окончательная реализация этой
политики относится уже ко времени опричины,
но начало и общая формулировка политики
правительства Ивана Грозного в отношении
княжеских вотчин и монастырей падает
именно на период реформ 50-х годов.
После неудачного похода на Казань в ноябре 1549 года встал вопрос об осуществлении военной реформы. Основным недостатком в организации русской армии того времени было то, что управление армией было построено на местнических началах.
Местничество
являлось одним из тех институтов
феодального государства. Которые
обеспечивали монопольное право
на руководящую роль в важнейших
органах государства
Это лишало командование армии возможности оперативного руководства войсками, а также позволяло князьям и боярам, недовольным политикой правительства Ивана IV, саботировать путем местнических счетов и распрей распоряжения верховного командования. Местнические счеты лишали правительство возможности руководствоваться при назначении на посты воевод соображениями политического и персонального порядка, а требовали предоставления воеводских постов тем, кто имел на них привилегию в соответствии с местнической иерархией.
В ноябре 1549 года был издан приговор о местничестве. Единоначалие укреплялось путем установления старшинства первого (большого) воеводы большого полка по отношению к воеводам всех других полков. Укреплению дисциплины армии содействовало запрещение местничества на «службе» с воеводами. Это также повышало роль воевод во время военных действий. Ноябрьский приговор 1549 года, а затем и июльский приговор 1550 года, ограничившие местнические счеты воевод в полках, имел большое значение для боеспособности русской армии.
Наряду с попытками укрепления дисциплины дворянской конницы в середине XVI века закладывается основа формирующегося постоянного (стрелецкого) войска. Между сентябрем 1549 года и августом 1550 года Иван Грозный учредил «выборных» стрельцов. По его приказу три тысячи человек должны были жить в Воробьевской слободе под предводительством «дворянских детей». Речь шла о реорганизации старых отрядов пищальников. Отныне войско пищальников стало называться стрелецким. Стрельцы составляли особый военный класс, живший слободами и делящиеся на приказы.
«Уложение
о службе» 1555 года завершает процесс
перестройки армии Русского государства.
Этот процесс заключался в создании
армии нового типа на месте старых
военных дружин времен феодальной раздробленности
и начало его падает еще на вторую половину
XV века. К середине XVI века русская армия
окончательно определяется как «дворянское
войско», центральной фигурой которого
является служивый человек – помещик,
отражая тот факт, что именно помещики,
дворянство начинают составлять главную
политическую силу в этом государстве.
Последняя из реформ, к которой приступили в начале 50-х годов и которой суждено было приобрести особенно важное значение – введение земских учреждений и переход к отмене кормлений.
Земскую реформу можно считать четвертым ударом по кормленной системе, нанесенным в ходе реформ. Она должна была привести к окончательной ликвидации власти наместников путем замены ее местными органами управления, выбранными из зажиточных черносошных (государственных) крестьян и посадских людей. В осуществлении земской реформы были заинтересованы зажиточны круги посадского населения и волостного крестьянства. Губная и земская реформы по мере их осуществления приводили к созданию местных сословно-представительских учреждений, отвечавших интересам дворянства, верхов посада и зажиточного крестьянства.
Самыми важными мероприятиями Избранной Рады в 1555-1556 годах стали приговоры, посвященные кормлению и службе. В них подвергалась решительной критике устаревшая система местного управления, при которой провинциальные власти (наместники и волостели) кормились за счет населения. Тексты важнейших приговоров того времени сохранились не в подлиннике, а в литературном пересказе. Узнав о злоупотреблениях кормленщиков, сообщает летописец, царь велел «расчинить по городам и волостям старост, которые бы участвовали бы в судебных делах, и заменил прежние поборы в пользу кормленщика специальным оброком – «кормленным окупом», шедшим в казну.
Расширялся круг выборных лиц земской администрации. Наряду с земским старостой и дьяком предписывалось избирать целовальников.
18 января 1555 года издается серия законов о губной реформе. Ряд приговоров усиливал меры наказания, предписывали ужесточить контроль над губными старостами и их деятельностью.
В результате ликвидации системы кормлений и создания на местах сословно-представительских учреждений русское правительство смогло добиться решения важнейших задач в деле укрепления централизованного аппарата власти. Был сделан шаг по пути создания специальных органов местного управления взамен многочисленных кормленщиков, для которых исполнение должностей наместников и волостей было эпизодом их военно-служилой деятельности. В результате реформы основная масса дворян была освобождена от «кормленных» функций, что повысило боеспособность и увеличило личный состав русской армии; дворянство укрепило свои позиции – за исправное несение военной службы оно получало регулярное вознаграждение.
Влияние Избранной Рады во многом основывалось на доверии царя к Адашеву, Сильвестру и другим приближенным. Годы Реформ для царя Ивана Грозного были годами учения. В начале периода реформ ему было семнадцать лет. Царь на первых порах оказался неподготовленным к роли правителя обширного государства и должен был подчиниться воле избранных им наместников. Ивана IV захватили смелые проекты реформ. Но он по-своему понимал их цели и предназначение. Царь рано усвоил идею божественного происхождения царской власти, богоизбранности русских самодержцев. Необходимость делить власть со знатью воспринималась Иваном Грозным как досадная несправедливость.
В проектах реформ царю импонировало прежде всего то, что их авторы обещали искоренить последствия боярского правления. Не случайно резкая критика злоупотреблений бояр стала исходным пунктом всей программы преобразований. Грозный охотно выслушивал предложения о искоренении боярского самовольства.
В своих политических оценках Иван IV следовал несложным правилам. Только те начинания считались хорошими, которые укрепляли самодержавную власть. Конечные результаты правления Избранной Рады не соответствовали этим критериям.
Приближенные к царю советники, составившие ядро Избранной Рады, рисовали перед ним заманчивую перспективу укрепления самодержавия и могущества царской власти, искоренения остатков боярского правления. Но их обещания оказались невыполненными.
Избранная Рада, официально не существовавшая,
прекратила свое существование в 1560 году,
являясь почти тринадцать лет правительством,
правящим от имени царя.
Заключение
Несмотря на все умозрительные изъяснения, характер Иоанна Грозного, героя добродетели в юности, неистового кровопийцы в летах мужества и старости, есть для ума загадка. Так, Иоанн имел разум превосходный, не чуждый образования и сведений, соединенный с необыкновенным даром слова, чтобы бесстыдно раболепствовать гнуснейшим похотям. Но отдадим справедливость и тирану: Иоанн в самых крайностях зла является как бы призраком великого монарха, ревностный, неутомимый, часто проницательный в государственной деятельности. Хотя, любив любив всегда равнять себя с Александром Македонским, не имел ни тени мужества в душе, но остался завоевателем. В политике внешней неуклонно следовал великим намерениям своего деда; любил правду в судах, сам нередко разбирал тяжбы, выслушивал жалобы, читал всякую бумагу, решал немедленно; казнил утеснителей народа, сановников бессовестных, лихоимцев; не терпел гнусного пьянства (только на Святой неделе и в Рождество Христово дозволялось народу веселиться в кабаках). Пьяных во всякое другое время отсылали в темницу. Не любя смелой укоризны, Иоанн не любил иногда и грубой лести. Иоанн изъявлял уважение к искусствам и наукам, способствовал народному образованию размножением церковных школ. Наконец Иоанн знаменит в истории как законодавец и государственный образователь. Он дополнил в Судебнике Гражданское Уложение своего деда, включив в него новые законы, но не переменив системы или духа старых.
Обогатив
казну торговыми, городскими и земскими
налогами, присвоением церковного имения,
чтобы умножить войско, завести арсеналы,
строить крепости, палаты, храмы, Иоанн
любил употреблять избыток