Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2009 в 14:50, Не определен
Даниил Романович
У Даниила были основания принять союз с Римом на условиях папы. В 1248 году в походе против Батыя умер Гуюк, по настоянию которого именно Андрей Ярославич, а не Александр Невский, получил ярлык на великое владимирское княжение. В 1250 году сподвижник Даниила митрополит Кирилл лично венчал во Владимире Андрея Ярославича с дочерью Даниила Галицкого Устиньей (Анной), затем посетил Александра Невского в Новгороде, причём его приезд совпал с приездом папских послов. В 1251 году войска Батыя способствовали утверждению Мунке на великоханском престоле, в 1252 году Андрей Ярославич был свергнут войском хана Сартака, а ярлык передан более лояльному брату Александру Невскому. В это время темником татарским в юго-западной Руси был Куремса, и первый эпизод его наступления на пограничные галицко-волынские земли - занятие Бакоты (в Подолии) - относится именно к этому времени.
Даниил согласился принять королевский венец и в январе 1254 г. был коронован в Дрогичине. Уже в 1253 году Иннокентий IV объявил крестовый поход против Орды, призвав к участию в нём сначала христиан Богемии, Моравии, Сербии и Померании, а затем и католиков Прибалтики, к коим помимо Тевтонского ордена с 1251 года уже относилась и Литва во главе с князем Миндовгом.
Король Даниил
В 1253 Даниилу удалось освободить от отрядов Куремсы Бакоту и другие земли по Южному Бугу, разбить его карательное войско у Кременца в 1254 году, освободить от его отрядов Луцк и другие города на Волыни, земли по Случи и Тетереву, взять Возвягель и развернуть наступление на Киев, принадлежавший тогда Александру Невскому. Таким образом Даниил Романович стал первым русским правителем, которому удалось нанести поражение монголо-татарам, выбив их со своей земли. Однако, Даниил добился успехов в борьбе с Ордой своими силами, поэтому не спешил с латинизацией своих земель. Это не могло устраивать Рим, и новый папа Александр IV в 1255 году разрешил Миндовгу воевать Русскую землю, хотя перед этим Даниил вошёл в союз с ним, женив своего сына Шварна на его дочери. Войско Даниила, прекратив поход на Киев, встретило литовцев под Луцком и нанесло им поражение. После этого Даниил прекратил отношения с папой, однако сохранил королевский титул для себя и право на этот титул для своих потомков. Потомки Даниила будут именовать себя "Rex Russiae" и "duces totius terrae Russiae, Galicie et Ladimirie" ("король Руси" или "князь всей земли русской, галицкой и владимирской").
В 1257 в Орде утвердился Берке, а в южную Русь в 1258 году был назначен Бурундай. Союзников у Даниила не осталось. Попытка Ярослава Ярославича Тверского, союзника Андрея, закрепиться в Новгороде в 1255 году закончилась неудачей. Когда Новгород в 1257 году выступил против ордынской переписи, на сторону новгородцев встал старший сын Александра Невского Василий, но отец заменил его на другого - Дмитрия, и перепись прошла в 1259 году. Бела был ослаблен поражением, нанесённым ему чехами в попытке овладеть австрийским наследством.
Следствием карательной акции Бурундая стал совместный поход монголо-татар и галичан на Литву (1258[2]), в который Даниил отправил командовать войсками своего брата Василько. В 1259 году Бурундай потребовал, чтобы галицкий король приехал к нему, но тот отправил за себя своего сына Льва, а сам уехал в Польшу. Бурундай вынудил Романовичей срыть укрепления нескольких волынских городов, включая Владимир-Волынский, совместно с Васильком вторгся в Польшу и взял Сандомир[3]. В 1260 году (согласно Ипатьевской летописи, относящей ордынско-русский поход на Литву к тому же году и датирующую всю последовательность событий начиная от Ярославской битвы до похода Бурундая на Сандомир промежутком лет с 1249 по 1261, а не с 1245 по 1259) случилось нападение литовцев (вероятно, отряды Войшелка и Товтивила) на Галицкую область и убийство Романа Даниловича. Только победа над литовцами Василька склонила Миндовга к миру в 1262 году.
Оценить противостояние Даниила Галицкого Орде и Литве в 1250-е годы как неудачное мешают следующие обстоятельства: во-первых, после вторжения литовцев под Луцк Даниил был заинтересован в ответном походе на Литву, и участие в нём также и ордынцев было объективно выгодно Даниилу; во-вторых, сам Миндовг после поражений от галичан кардинально поменял свою внешнеполитическую ориентацию (он вторгался в ту же Польшу, в 1259 защитил свою землю от Ордена и в 1260 провёл удачный ответный поход на его земли, затем, в 1262 году, литовцы совместно с владимирцами и новгородцами, руководимыми Дмитрием Александровичем, взяли Дерпт); в-третьих, находившийся с 1243 года под контролем владимирских князей Киев достался Романовичам.
Также из внешних действий Даниила примечателен его поход на ятвягов, которых удалось ему не раз разбивать и наконец заставить платить себе дань. В 1264 Даниил Галицкий скончался. Летописец, оплакивая его смерть, называет его «вторым по Соломоне».
Королю Даниилу Галицкому наследовал его сын Лев, который королевствовал совместно с братьями Шварном и Мстиславом (до 1269 года).
Внутренняя политика
Даниил вёл борьбу с феодальной междоусобицей, вызванной стремлением галицкой боярской верхушки, а также чернигово-северского и киевского князей не допустить укрепление власти Даниила и его брата Василька Романовича в Галицко-Волынском княжестве. Опирался на поддержку мелких и средних служилых феодалов и горожан, заинтересованных в укреплении княжеской власти.
Исключительно способный правитель, Даниил Галицкий объединил на какое-то время западноукраинские земли. Реформировал войско, создав тяжело вооружённую пехоту из крестьян[источник?], укротил боярство. Даниил Галицкий проводил активную западную политику. Под его властью распространялись западные культурные влияния, прививались западные государственные и административные формы, в частности в жизни городов. Он построил ряд новых городов (Холм, Львов и др.), перенёс столицу Галицко-Волынского княжества из Галича — города боярских мятежей — в Холм, где и был похоронен после смерти в 1264. Даниил сумел подавить боярские мятежи, один из которых мог закончиться для князя смертью, но его верный воевода Иоанн Михалкович (Михайлович) сумел разоблачить заговор и схватить 28 человек, большинство из которых было позже прощено.
Однако укрепление великокняжеской власти в Галицко-Волынском княжестве при Данииле носило временный характер. При правлении его преемников возобновились тенденции к феодальной раздробленности, которые провоцировала боярская верхушка. Его сыну Льву и внуку Юрию удалось сохранять относительную стабильность в княжестве, однако затем княжество перешло в эпоху территориального распада.