Биография Омара Хайяма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2011 в 17:30, реферат

Описание работы

Омар был сыном палаточника, также у него была младшая сестра Аиша. В 8 лет знал Коран по памяти, глубоко занимался математикой, астрономией, философией. В 12 лет Омар стал учеником Нишапурского медресе. Он блестяще закончил курс по мусульманскому праву и медицине, получив квалификацию хакима, то есть врача. Но медицинская практика мало интересовала Омара. Он изучал сочинения известного математика и астронома Сабита ибн Курры, труды греческих математиков.

Файлы: 1 файл

биография омар хайяма.docx

— 123.35 Кб (Скачать файл)
 
 
 

Сообщение на тему:

Биография Омара Хайяма 
 
 
 
 
 

                                    Выполнил:ученик 10 класса А

                                    Зарипов Артём

Гиясаддин Абу-ль-Фатх Омар ибн  Ибрахим аль-Хайям  Нишапури (перс. غیاث ‌الدین ابوالفتح عمر بن ابراهیم خیام نیشابورﻯ‎;   18 мая 1048, Нишапур 4 декабря 1131[1], там же) — выдающийся персидский поэт, математик, астроном, астролог, философ.

Омар  Хайям знаменит во всём мире своими четверостишиями «рубаи». В алгебре он построил классификацию кубических уравнений и дал их решения с помощью конических сечений. В Иране Омар Хайям известен также созданием более точного по сравнению с европейским календаря, который официально используется с XI века.

Имя

В имени отображены сведения о жизни  поэта.

  • غیاث ‌الدین Гийяс Оддин — «Плечо веры», означает знание Корана.
  • ابوالفتح عمر بن ابراهیم Абульфатх Омар ибн Ибрагим — кунья. «Абу» — отец, «Фатх» — завоеватель, «Омар» — жизнь, Ибрагим — имя отца.
  • خیام Хайям — прозвище, лакаб — «палаточный мастер», ссылка на ремесло отца. От слова «хайма» — палатка, от этого же слова происходит старорусское «хамовник» — текстильщик.
  • نیشابورﻯ Нишапури — ссылка на родной город Хайяма — Нишапур.

Биография

Уроженец  города Нишапура в Хорасане (ныне иранская провинция Хорасан-Резави).

Омар  был сыном палаточника, также у него была младшая сестра Аиша. В 8 лет знал Коран по памяти, глубоко занимался математикой, астрономией, философией. В 12 лет Омар стал учеником Нишапурского медресе. Он блестяще закончил курс по мусульманскому праву и медицине, получив квалификацию хакима, то есть врача. Но медицинская практика мало интересовала Омара. Он изучал сочинения известного математика и астронома Сабита ибн Курры, труды греческих математиков.

Детство Хайяма пришлось на жестокий период сельджукского завоевания Центральной Азии. Погибло множество людей, в том числе значительная часть учёных. Позже в предисловии к своей «Алгебре» Хайям напишет горькие слова:

Мы  были свидетелями  гибели учёных, от которых  осталась небольшая  многострадальная кучка  людей. Суровость  судьбы в эти времена  препятствует им всецело  отдаться совершенствованию  и углублению своей  науки. Большая часть  тех, которые в  настоящее время  имеют вид учёных, одевают истину ложью, не выходя в науке  за пределы подделки и лицемерия. И  если они встречают  человека, отличающегося  тем, что он ищет истину и любит правду, старается отвергнуть ложь и лицемерие  и отказаться от хвастовства  и обмана, они делают его предметом  своего презрения  и насмешек.

Картина «На могиле Омара  Хайяма»

В возрасте шестнадцати  лет Хайям пережил  первую в своей  жизни утрату: во время эпидемии умер его отец, а потом  и мать. Омар продал отцовский дом  и мастерскую и  отправился в Самарканд. В то время это был признанный на Востоке научный и культурный центр. В Самарканде Хайям становится вначале учеником одного из медресе, но после нескольких выступлений на диспутах он настолько поразил всех своей учёностью, что его сразу же сделали наставником.

Как и другие крупные  учёные того времени, Омар не задерживался подолгу в каком-то городе. Всего через  четыре года он покинул  Самарканд и переехал в Бухару, где начал работать в хранилищах книг. За десять лет, что учёный прожил в Бухаре, он написал четыре фундаментальных трактата по математике.

В 1074 году его пригласили в Исфахан, центр государства Санджаров, ко двору сельджукского султана Мелик-шаха I. По инициативе главного шахского визиря Низам аль-Мулька Омар становится духовным наставником султана. Кроме того, Малик-шах назначил его руководителем дворцовой обсерватории, одной из крупнейших. Он не только продолжал занятия математикой, но и стал известным астрономом. С группой учёных он разработал солнечный календарь, более точный, чем григорианский. Составил «Маликшахские астрономические таблицы», включавшие небольшой звездный каталог [2]. Однако в 1092 году, со смертью покровительствовавшего ему султана Мелик-шаха и визиря Низам ал-Мулка, исфаханский период его жизни заканчивается. Обвинённый в безбожном вольнодумстве, поэт вынужден покинуть сельджукскую столицу.

О последних часах  жизни Хайяма известно со слов его младшего современника — Бехаки, ссылающегося на слова зятя поэта.

Однажды во время чтения «Книги об исцелении» Абу Али ибн Сины Хайям почувствовал приближение смерти (а было тогда ему уже за восемьдесят). Остановился он в чтении на разделе, посвященном труднейшему метафизическому вопросу и озаглавленному «Единое во множественном», заложил между листов золотую зубочистку, которую держал в руке, и закрыл фолиант. Затем он позвал своих близких и учеников, составил завещание и после этого уже не принимал ни пищи, ни питья. Исполнив молитву на сон грядущий, он положил земной поклон и, стоя на коленях, произнёс: «Боже! По мере своих сил я старался познать Тебя. Прости меня! Поскольку я познал Тебя, постольку я к Тебе приблизился». С этими словами на устах Хайям и умер.

Также есть свидетельство  о последних годах  жизни поэта, оставленное  автором «Четырёх бесед»:

В году 1113 в Балхе, на улице Работорговцев, в доме Абу Саида  Джарре остановились ходжа имам Омар Хайям  и ходжа имам Музаффар Исфизари, а я присоединился  к услужению им. Во время пира я  услышал, как Доказательство Истины Омар сказал: «Могила моя будет  расположена в  таком месте, где  каждую весну ветерок  будет осыпать  меня цветами». Меня эти слова удивили, но я знал, что  такой человек  не станет говорить пустых слов. Когда  в 1136 я приехал  в Нишапур, прошло уже четыре года с  тех пор, как тот  великий закрыл свое лицо покрывалом земли, и низкий мир осиротел без него. И для  меня он был наставником. В пятницу я  пошел поклониться  его праху взял с собой одного человека, чтобы он указал мне его  могилу. Он привел меня на кладбище Хайре, повернул налево у подножия стены, огораживающей  сад, и я увидел его могилу. Грушевые и абрикосовые  деревья свесились  из этого сада и, распростерши над могилой цветущие ветви, всю могилу его скрывали под  цветами. И пришли мне на память те слова, что я слышал от него в Балхе, и  я разрыдался, ибо  на всей поверхности  земли и в странах  Обитаемой четверти я не увидел бы для  него более подходящего  места. Бог, Святой и  Всевышний, да уготовит ему место в  райских кущах  милостью своей и  щедростью!

Рубаи

Хайям известен благодаря  своим четверостишиям — мудрым, полным юмора, лукавства и дерзости рубаи. Долгое время был забыт, но его творчество стало известным европейцам в новое время благодаря переводам Эдварда Фицджеральда.

Не  спрашивают мяч согласия с броском. 
По полю носится, гонимый Игроком. 
Лишь Тот, Кто некогда тебя сюда забросил, — 
Тому все ведомо, Тот знает обо всем.
 
 
 
 
 

Научная деятельность

Гробница Омара Хайяма в Нишапуре, Иран

Хайяму  принадлежит «Трактат о доказательствах  проблем ал-джебры и ал-мукабалы». В  его первых главах Хайям излагает алгебраический метод решения квадратных уравнений, описанный ещё ал-Хорезми. В следующих главах он развивает геометрический метод решения кубических уравнений, восходящий к Архимеду: неизвестное в этом методе строилось как точка пересечения двух подходящих конических сечений. Хайям привёл обоснование этого метода, классификацию типов уравнений, алгоритм выбора типа конического сечения, оценку числа (положительных) корней и их величины. К сожалению, Хайям не заметил, что кубическое уравнение может иметь три положительных вещественных корня. До явных алгебраических формул Кардано Хайяму дойти не удалось, но он высказал надежду, что явное решение будет найдено в будущем.

В «Трактате об истолковании тёмных положений  у Евклида», написанном около 1077 года, Хайям рассматривает иррациональные числа как вполне законные, определяя равенство двух отношений как последовательное равенство всех подходящих частных в алгоритме Евклида. В этой же книге Хайям пытается доказать пятый постулат Евклида, исходя из более очевидного его эквивалента: две сходящиеся прямые должны пересечься.

Хайям предложил также  новый календарь — более точный, чем юлианский и даже григорианский. Вместо цикла «1 високосный на 4 года» (юлианский) или «97 високосных на 400 лет» (григорианский) он выбрал соотношение «8 високосных на 33 года». Другими словами, за период из 33 лет будет 8 високосных лет и 25 обычных. Этот календарь точнее всех других известных соответствует году весенних равноденствий. Проект Омара Хайяма был утверждён и лёг в основу иранского календаря, который действует в Иране в качестве официального с 1079 года[3].

Учениками Хайяма были такие  учёные, как ал-Асфизари и ал-Хазини.

Информация о работе Биография Омара Хайяма