А. И. Остерман как политик и дипломат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 22:50, Не определен

Описание работы

"Он имел все нужные способности, чтобы быть хорошим министром, и удивительную деятельность. Он истинно желал блага русской земле, но был коварен в высочайшей степени, и религии в нём было мало, или, лучше, никакой; был очень скуп, но не любил взяток. В величайшей степени обладал искусством притворяться, с такою ловкостью умел придавать лоск истины самой явной лжи, что мог бы провести хитрейших людей. Словом, это был великий мира."

Файлы: 1 файл

Реферат по истории.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

ВОЛГО-ВЯТСКАЯ  АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ 
Факультет управления, экономики и права (очное отделение) 
                      Кафедра истории и политологии
 
 
 

РЕФЕРАТ

«А. И. Остерман – политик и дипломат» 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Выполнил: Воляник Е. И. 
Студент группы ГМУОБ-21 
Научный руководитель: Кильсеев Е. И. 
кандидат исторических наук, 
доцент кафедры истории и политологии.

          Нижний Новгород, 2008

    Содержание: 
1. Введение. 
2. А. И. Остерман – политик и дипломат.

  1. Дипломат времени Петра Великого.
  2. А. И. Остерман: карьера в обстановке дворцовых переворотов.
    1. Политическая деятельность при Екатерине I;
    2. А. Остерман при Петре II. Руководство внешней политикой России при Анне Иоанновне. Бирон и Остерман;
    3. А. И. Остерман при регентстве Анны Леопольдовны;
      1. Воцарение Елизаветы Петровны. Арест и ссылка А. И. Остермана.

3. Общая характеристика  личности И.А. Остермана  и его деятельности.

4. Заключение. 
Литература.
 
Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Введение 

2. А. И. Остерман  – политик и  дипломат.

  1.   Дипломат времени Петра Великого. 

     "Он имел все  нужные способности, чтобы быть хорошим министром, и удивительную деятельность. Он истинно желал блага русской земле, но был коварен в высочайшей степени, и религии в нём было мало, или, лучше, никакой; был очень скуп, но не любил взяток. В величайшей степени обладал искусством притворяться, с такою ловкостью умел придавать лоск истины самой явной лжи, что мог бы провести хитрейших людей. Словом, это был великий мира."

                                                              Герцог Лирийский 

На протяжении четырех царствований в России А. И. Остерман был «государственным», весьма почитаемым человеком, которого побаивались, часто не любили, но уважительно называли Андреем Ивановичем (Аугсбург). На самом деле имя этого человека, данное ему при рождении, Генрих Иоганн Фридрих Остерман, и появился он на свет в семье лютеранского пастора в городе Бохуме 30 мая (9 июня) 1686 года.

Генрих  Иоганн был очень живым ребёнком и, несмотря на строгое воспитание, отличался свободолюбием. После завершения школьного образования в гимназиях Зоеста и Дортмунда Генрих Остерман приступил к изучению юриспруденции в Йенском университете. Видимо, уже в юности был он личностью незаурядной. Уже тогда проявились его недюжинные способности: когда мальчику исполнилось 16 лет, отец отправил его в Йену, где он был зачислен в университет на факультет права (или богословия, согласно другим источникам). 
Отучившись в университете всего год, семнадцатилетний юноша, знавший к тому времени кроме родного немецкого также французский, голландский, итальянский языки и латынь, поступил на русскую службу в Амстердаме, где в то время находилось посольство Петра I. В Амстердам же Остерман попал, сбежав от судебного преследования. На одной из разгульных студенческих пирушек в кабаке он заколол шпагой студента, в результате чего ему пришлось бежать из города. Остерману тогда не было ещё и 16 лет, чем, видимо, и можно объяснить его легкомыслие. Тем не менее, это событие стало переломным в его жизни, оно, вероятно, наложило отпечаток на его характер - скрытный, прагматичный, гибкий. Эти качества в сочетании с ясным аналитическим умом, способностью принимать самостоятельные решения и честным отношением к государственной службе позволили ему с течением времени сделать блестящую карьеру в России.

 Недоучившийся студент Остерман бежал в Голландию, где он познакомился с вице-адмиралом русского флота, норвежцем Крюйсом, вербовавшим, по поручению Петра Великого, иностранных специалистов на российскую службу. Зная, что царь охотно берёт иностранцев на службу, не слишком вчитываясь при этом в их послужной список,  Остерман в 1705 году отправляется в неведомую Россию. За два года пребывания в России Остерман научился свободно говорить и писать по-русски.

Довольно  быстро овладев русским языком, Остерман в 1708 г. стал переводчиком Посольского приказа и успешно служил в Походной канцелярии Петра I. Его знания, исполнительность и другие, как теперь бы сказали, деловые качества были замечены царем, и уже в 1710 г. Остерман получил первые дипломатические поручения в Польшу, Пруссию и Данию.

Именно  в 1710 году Остерман становится личным секретарём Петра Первого, который впоследствии очень высоко отозвался о его профессиональных качествах и охарактеризовал его так: 
«Никогда ни в чём этот человек не сделал погрешности. Я поручал ему писать к иностранным дворам и к моим министрам, состоявшим при чужих дворах, отношения по-немецки, по-французски, по-латыни. Он всегда подавал мне черновые записи по-русски, чтоб я мог видеть, хорошо ли понял он мои мысли. Я никогда не заметил в его работах ни малейшего недостатка».

 В Петербурге Остермана стали называть на русский манер Андреем Ивановичем. Он был женат на русской, хорошо говорил по-русски и поэтому считался «своим». Существует мнение, что он даже крестился в православие. В 1711 году Остерман сопровождал Петра I в Прутской экспедиции.

  Вместе  с вице-канцлером бароном Шафировым  он ездил в лагерь к верховному  визирю для заключения мира  между Россией и Портой Оттоманской. 12 июля Андрей Иванович был  пожалован в тайные секретари. В феврале 1713 года Остерман отправился в Берлин к прусскому королю Фридриху I с устным посланием Петра I. В том же году дипломат обязался служить России до окончания русско-шведской войны. В 1716-м он был назначен советником Посольской канцелярии и выполнял важные поручения царя. С этого времени он постоянно участвует в переговорах России с другими государствами, а на Аландском конгрессе, открывшемся 12 мая 1718 года (переговорах со Швецией в 1718-1719 годах) уже играет фактически главную роль.

Переговоры окончились неудачей. Однако авторитет Остермана, проявившего умение часами вести диалог с иностранными дипломатами, не говоря при этом ни да, ни нет, отстаивать в изнуряющих переговорах свою позицию, значительно вырос. В 1721 г. он стал одним из руководителей русской делегации (вместе с Я. Брюсом) при подписании со Швецией Ништадтского мира, завершившего с выгодой для России длившуюся 21 год Северную войну. В соответствии с подписанным мирным договором Швеция признала присоединение к России Лифляндии, Эстляндии и Ижорской земли, называемой тогда Ингерманландией (теперь это несколько районов Ленинградской области), а также часть Карелии, но вернула себе Финляндию.

По возвращении  с переговоров Остерман был пожалован титулом барона и чином тайного советника. Вероятно, не последнюю роль в этом решении Петра I сыграл тот факт, что Остерман вернул ему 90 из 100 тысяч золотых, выданных государем перед началом переговоров для подкупа шведских дипломатов, дело неслыханное для славящегося казнокрадством ближайшего окружения царя!

В 1723 году Андрей Иванович стал сенатором и  заменил  Шафирова на посту второго лица в дипломатическом ведомстве. Петр I говорил об Остермане, что он никогда не ошибается в министерских делах. В 1724 году Петр I поручил Остерману "дать приличнейшее образование Коллегии иностранных дел". Тайный советник Остерман, опытнейший дипломат, составил проект нового штата канцелярии и регламента Коллегии. Проект-записка, названная "К сочинению и определению канцелярии Коллегии иностранных дел предложения" - один из лучших составленных Остерманом документов. Начинались они с характеристики самой Коллегии: "Дела в Коллегии иностранных дел, или, просто сказать, в тайном совете, суть наиважнейшие"; все эти дела исполняются служителями коллежской канцелярии, которая есть "вечный государственный архив и всем старинным и прошедшим в государстве делам, поступкам, поведениям и взятым мерам вечное известие", отсюда следует, "что необходимо установить в ней [канцелярии КИД] вечный и основательный порядок". По мнению Остермана, служители Коллегии должны быть "умными и в делах уже обученными, и вследствие малолюдства их принуждены будут работать день и ночь, то необходимо им учинить хороший порядок и честное и довольное пропитание. Вместе с тем служителей предлагалось освободить от постоев, так как они занимались секретными делами, ибо "излишняя компания дома к излишним разговорам часто ведет". "Предложения" Остермана не были утверждены из-за смерти Петра I. 
Таким образом, в период правления Петра Великого А. И. Остерман сумел достичь впечатляющих успехов на профессиональном поприще. За довольно короткий срок врождённый Генрих Иоганн Фридрих Остерман сумел продвинуться по служебной лестнице от простого переводчика при Посольском приказе до сенатора и главы дипломатической миссии Российской Империи, проявив при этом гибкость ума и высочайшую трудоспособность.

  1. А. И. Остерман: карьера в обстановке дворцовых переворотов.

                  …Жизнь  и деятельность графа  Остермана бывшего  в течении 30 лет  душой петербургского кабинета, руководителем преемниц и преемника наследовавших престол Петра Великого... Нравственный облик великого государственного мужа, его двоедушие, притворство, хитрость, коварство были уже много раз описаны русскими и иностранными историками из сказаний, которых у нас сложились преувеличенные, стереотипные понятия о графе Остермане… 

                  Каратыгин П.

  1. Политическая деятельность при Екатерине I. 
    При преемниках Петра возвышение Остермана продолжается. Екатерина Первая назначает его вице-канцлером и через год членом Верховного Тайного совета (он стал единственным иностранцем в его составе). Кроме того, Остерман руководит работой Комиссии о коммерции, занимавшейся развитием русской торговли. На посту директора почт он налаживает почтовое сообщение между отдельными регионами России и уделяет особое внимание строительству дорог, ему удалось достичь немалых успехов в этих областях: были восстановлены торговые связи с Хивой и Бухарой, введён новый таможенный тариф, налажено почтовое сообщение между важнейшими городами страны  В 1727 году благодаря протекции Меньшикова  Остерман становится воспитателем наследника престола, внука Петра, будущего императора Петра Второго.
  2. А. Остерман при Петре II.  Руководство внешней политикой России при Анне Иоанновне. Бирон и Остерман; 

На смену Екатерине I пришел император-подросток Пётр II, внук Петра I. В 1727 году благодаря протекции Меньшикова  Остерман становится его воспитателем. В его короткое трёхлетнее пребывание на русском престоле Остерман явился главным зачинщиком ссылки бывшего своего покровителя Меньшикова и фактически возглавил правительство России. Меньшиков, желая привязать молодого царя к себе, перевёз его в свой дом и приставил в качестве воспитателя А. И. Остермана. 24 мая 1727 г. было торжественно объявлено о помолвке Петра с дочерью Меньшикова Марией. 25 июля 1727г. из страны были удалены возможные соперники Петра – Анна Петровна с мужем; освобождена из Шлиссельбургской крепости Евдокия Лопухина, бабка Петра Второго. Однако довольно скоро между Петром Вторым и его опекуном наступает охлаждение. Воспользовавшись этим удобным случаем А. И. Остерман и князья Долгорукие совершили 7-8 сентября 1727 г. переворот, Меньшиков был арестован, а в последствии – сослан с семьёй в Берёзов, где через два года скончался.

Когда в 1730 г. на российский престол была возведена Верховным тайным советом императрица Анна Иоанновна, Остерман не потерял своего могущества. В период правления Анны  Иоанновны   Остерман сосредотачивает в своих руках практически всё государственное управление, разумно оставаясь при этом в тени фаворита императрицы Бирона. Анна жалует Остерману графский титул с этого момента для него открывается обширнейшее поприще деятельности. Будучи главным и единственным вершителем дел внешних, он являлся для Бирона и лучшим советником во всех серьёзных делах по внутреннему управлению. По мысли Остермана был учрежден кабинет министров, в котором вся инициатива принадлежала ему и его мнения почти всегда одерживали верх, так что Остерману всецело следует приписать тогдашние действия кабинета: введение в 1729 году в действие первого в России вексельного устава, открытие для внешней торговли Архангельского порта сокращение дворянской службы, уменьшение податей, меры к развитию торговли, промышленности и грамотности, улучшение судебной и финансовой частей и многое другое.

Информация о работе А. И. Остерман как политик и дипломат