Творчество Матисса между двумя войнами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 13:56, реферат

Описание работы

А. Матисс обостренно чуток к цвету, линии, ритму. Для него — это первоэлементы языка живописи, способные возбуждать то или иное настроение, несущие огромный эмоциональный заряд. Их внушение наиболее действенно, когда они ничем не замутнены, предельно откровенны. В своей обнаженной определенности линия, сколь бы прихотливой она ни была, не знает колебаний. Цвет не сомневается в себе. На этих принципах основана поэтика мастера. Он сам накладывает на себя ограничения. Следуя Ван Гогу и Гогену, художник отказывается от теней, от объемной моделировки формы, от рефлексов. Сезанн, как мы помним, считал, что «свет в сущности не существует для живописца».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….2
1.Биография А. Матисса…………………………………………………………………………3
2.Первые опыты в живописи А. Матисса………………………………………………………4
3.Становление художника……………………………………………………………………….5
4. Фовизм. Анри Матисс положил начало новому направлению живописи………………...9
5. Зрелое творчество Анри Матисса…………………………………………………………..11
6.Творчество Матисса между двумя войнами………………………………………………..13
7.Образы и стиль в творчестве Матисса………………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………………………...17
Использованная литература……………………………………………………………………18

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Анри Матисс.docx

— 410.52 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….2

1.Биография А. Матисса…………………………………………………………………………3

2.Первые опыты в живописи  А. Матисса………………………………………………………4

3.Становление художника……………………………………………………………………….5

4. Фовизм. Анри Матисс положил начало новому направлению живописи………………...9

5. Зрелое творчество Анри Матисса…………………………………………………………..11

6.Творчество Матисса между двумя войнами………………………………………………..13

7.Образы и стиль в творчестве Матисса………………………………………………………15

Заключение……………………………………………………………………………………...17

Использованная литература……………………………………………………………………18

 

 

 

Введение

Необходимо уметь находить удовлетворенность во всем: в небе, в деревьях, в цветах. Цветы зацветают  всюду для всех, кто лишь желает их созидать». «Краски в картине  должны будоражить чувства до самых  глубин», – писал французский  живописец Анри Матисс, выразивший красоту и удовлетворенность  бытия в собственном творчестве.

А. Матисс обостренно чуток к цвету, линии, ритму. Для него — это первоэлементы языка живописи, способные возбуждать то или иное настроение, несущие огромный эмоциональный заряд. Их внушение наиболее действенно, когда они ничем не замутнены, предельно откровенны. В своей обнаженной определенности линия, сколь бы прихотливой она ни была, не знает колебаний. Цвет не сомневается в себе. На этих принципах основана поэтика мастера. Он сам накладывает на себя ограничения. Следуя Ван Гогу и Гогену, художник отказывается от теней, от объемной моделировки формы, от рефлексов. Сезанн, как мы помним, считал, что «свет в сущности не существует для живописца». Матисс говорит категоричнее: «Цвету свойственно выражать свет не как физическое явление, а как свет мозга художника». Взоры Матисса обращаются к народному творчеству, к искусству мастеров Востока. Декоративность и орнаментальность работ живописца еще более смело, чем у Гогена, заявляют о своей праздничной ценности. Матисс радуется краскам, как будто узнавая их впервые. Историю европейской живописи последних десятилетий XIX века он рассматривает как процесс восстановления роли цвета, который уже не является «дополнением к рисунку» и обретает собственную активность.

Силы воздействия своих  работ Матисс достигает посредством  очищения мотива, путем максимальной экономности средств выражения. В рисунке буквально несколькими  линиями он способен создать психологически содержательный портрет. В живописи он говорит цельными пятнами, планами, окрашенными «абсолютным» цветом —  цветом в идеале. Точное определение  формы красочного пятна усиливает  роль контура. После того как у  импрессионистов цвет «отделился»  от предмета, создались предпосылки  для большей свободы линии, которая  стала границей цветового пятна. Путь от Сезанна к Матиссу —  это путь от подчеркивания контрастирующих  планов — к реабилитации линии.

 

Биография А. Матисса

Анри  Эмиль Бенуа Матисс родился в последний день 1869 года в городке Ле Ка то-Камбрези на северо-востоке Франции в семье торговца зерном и красками. Детство Матисса было счастливым. Наверняка не последнюю роль сыграла в судьбе мальчика его мать — обладая артистической натурой, она, помимо работы в семейной лавке, занималась изготовлением шляпок и расписывала фарфор.

После окончания школы Анри учился в  Париже на юриста. Получив диплом, он работал помощником адвоката в Сен-Квентине. Работа казалась Матиссу бесконечно скучной. Поворотным моментом в его  жизни стала болезнь. Чтобы как-то «развеять» сына, когда он выздоравливал  после операции, сделанной по поводу аппендицита, мать подарила ему коробку  красок. «Когда я начал писать, —  вспоминал позже Матисс, — я  почувствовал себя в раю...» 

Добившись разрешения отца, он отправился учиться  на художника в столицу, где в  октябре 1891 года поступил в Академию Жюлиана. Отношения с Адольфом Бугро, в чью мастерскую он попал, у Матисса  не сложились, и вскоре он перешел  в Школу изящных искусств к  Поставу Моро. Это была судьба. Во-первых, Моро оказался прекрасным педагогом; во-вторых, здесь, в его студии, начинающий художник подружился с Альбером Марке и Жоржем Руо, своими будущими соратниками по фовизму.

 

 

Первые опыты  в живописи А. Матисса

Первые  опыты в живописи относятся к 1890; в 1892 Матисс учится в Париже в  Академии Жюлиана у А. В. Бугро  — мэтра салонного искусства; в 1893-98 работает в мастерской Г. Моро в Школе изящных искусств. Мистик и символист Моро предрекал начинающему  художнику большую будущность, особенно ценя его новаторские приемы в  сочетаниях разных цветов. По совету Моро, он прилежно копировал работы старых мастеров в Лувре- Шардена, де Хема, Пуссена, Рейсдаля, интересуется творчеством  Гойи, Делакруа, Энгра, Коро и Домье. Идеи мастера, считавшего, что главное  в живописце — его умение выразить в красках свое отношение к  миру, нашли живой отклик в душе молодого Матисса. Что касается его  тогдашней манеры письма, то она  была близка к импрессионистической. Но цвет, поначалу приглушенный, постепенно набирал силу и уже тогда начинал  приобретать самостоятельное значение в работах художника, увидевшего в нем «силу, способную подчеркнуть  ощущение».

Память  о старых мастерах и предшественниках сохранится надолго. С 1896 Матисс начинает выставляться в Салонах. По совету К. Писсарро едет в Лондон, чтобы познакомиться  с произведениями У. Тернера.

Становление художника

1901-1904 — годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой. Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898. Постепенно он освобождается от «музейных» впечатлений, палитра его светлеет; появляется техника импрессионистического дробного мазка. Знакомится с творчеством А. Майоля, художниками группы «Наби », увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903), Поля Сезанна. Первая персональная выставка состоялась в 1904 у А. Воллара. Летом 1904 Анри Матисс вместе с художниками-неоимпрессионистами П. Синьяком и Э. Кроссом едет на юг Франции, в Сен-Тропез; художник начинает использовать технику дивизионизма — раздельных точечных мазков.

  В 1905 выставляет картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием  послужила строчка из стихотворения  Ш. Бодлера), где декоративизм  стиля модерн сочетается с  точечной (характерной для пуантилизма)  манерой письма. В дальнейшем  красочная точка заметно увеличивается,  цветовая энергия ее возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным  ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс.

Роскошь, покой и наслаждение, 1904

Как в некоторых сценах купания у  Сезанна, герой картины (считается, что это автопортрет автора) одет, в то время как находящиеся  рядом с ним женщины обнажены. Дерево обрамляет сцену справа, перекликаясь с мачтой стоящей у берега яхты. Черная тень, отбрасываемая вытирающей волосы женщиной, придает ее фигуре обьём и плотность. Здесь уже наблюдается отход Матисса от аксиом дивизионизма. Он отказывается писать тень разноцветными «точками», которые в глазах зрителя должны смешиваться, давая «в сумме» черный цвет.

Когда Матисс писал эту картину, ему  было 34 года и он находился под  очевидным влиянием пуантилизма (это, что называется, лежит на поверхности), которым его «заразил» Поль Синьяк. Работа, выставленная в Салоне независимых 1905 года, произвела большое впечатление  на зрителей. Чуть позже ее купил  Синьяк для своего дома в Сен-Тропезе.

Стилистика  тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна - прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным  Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Еще один композиционный источник - легендарный «Завтрак на траве» Мане. Полувеком ранее Мане представил публике свою скандально известную  картину, где на переднем плане мы видим такую же, как у Матисса, расстеленную на земле белую скатерть. Все остальное здесь придумал сам Матисс. Среди его находок  отметим искусно подобранные  контрастные оттенки пурпурного и зеленого цвета. Неплохим смотрится  и название этого произведения, заимствованное у Бодлера.

Жил Матисс в это время трудно. У  него была внебрачная дочь, требовавшая  заботы. В 1898 году художник женился  на Амели Перейр. Свой медовый месяц  молодожены провели в Лондоне, где  Матисс увлекся творчеством великого мастера цвета Тернера. По возвращении  во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья  после этого ворвались на полотна  живописца). У Анри и Амели один за другим родились два сына. Матисс, испытывавший недостаток в средствах, оформлял театральные спектакли, а  Амели открыла шляпную мастерскую. Около этого времени Матисс познакомился с виднейшим последователем Сера Полем Синьяком и увлекся дивизионизмом, смысл которого заключался в письме отдельными точками чистого основного  цвета. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ.

Образ мадам Матисс выглядит монументальным, хотя на самом деле полотно невелико по размеру. Это впечатление провоцируют  цветовые контрасты, заставляющие лицо героини доминировать на полотне. Вообще, в цветовом отношении это почти гениальное произведение. Знаменитая зеленая полоса, обозначающая нос, перекликается по тону с тенями, а те, в свою очередь, контрастируют с розовыми телесными тонами.

Фона в привычном понимании в этой работе нет. Пространство позади фигуры заполнено тремя цветовыми плоскостями, написанными так же смело, как и лицо мадам Матисс. Эти плоскости играют в картине важную роль — в том числе и композиционную. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. Прическа мадам Матисс могла бы перегрузить композицию, но ее уравновешивает яркий бирюзовый фон. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. Такой, наверное, воспринимал художник свою жену.

 

Фовизм. Анри Матисс положил начало новому направлению живописи

Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье  Франции. Там начался его отход  от техники дивизионизма. Художник с головой ушел в эксперименты с цветом, пробуя создавать на полотне  немыслимые до той поры цветовые контрасты. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном  и Марке. Их картины критики нашли  «еретическими». Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» — от этого  французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи.

Площадь в Сен-Тропе, 1904

Поклонники  этой группы нашлись сразу. Лео Стайн  и его сестра, Гертруда (знаменитая писательница), приобрели нашумевшую картину Матисса «Женщина в шляпе», а Поль Синьяк купил его работу «Роскошь, покой и наслаждение». Стайны подружились с художником. Эта дружба в его судьбе значила  многое. Новые приятели познакомили  Матисса с юным тогда Пикассо, рядом влиятельных критиков и русским коллекционером С. Щукиным. Все это заметно улучшило материальное положение живописца. Он переехал в новый дом в Исси-де-Мулино и предпринял несколько больших путешествий, посетив Северную Африку, Испанию, Германию и Россию.

 

Зрелое творчество Анри Матисса

В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу  два панно для своего московского  особняка — «Танец» и «Музыка». Работая над ними, художнику удалось  достичь абсолютной гармонии формы  и цвета. «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, — позже объяснял он. — "Танец" написан мной всего тремя красками. Синий цвет передает небо, розовый — тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». «Русский» след в жизни художника становился все явственнее. И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». Матисс согласился — впрочем, премьера спектакля состоялась только в 1920 году, после окончания Первой мировой войны.

Танец, 1909

Музыка, 1910

В военные  годы Матисс (не попавший в армию  по возрасту) активно осваивал новые  художественные области — гравюру  и скульптуру. Он подолгу жил в  Ницце, где мог спокойно писать. С  женой Матисс виделся все реже и реже. Это было своеобразное отшельничество, очарованное служение искусству, которому он теперь посвятил всего себя. Признание  художника, между тем, давно перешагнуло  границы Франции.

 

Творчество Матисса между двумя войнами

После Первой мировой войны Матисс преимущественно  живет в Ницце. В 1920 исполняет  эскизы декораций и костюмов для  балета И. Стравинского «Соловей» (хореография  Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Под  влиянием живописи О. Ренуара, с которым  Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок»); интересуется мастерами  рококо. В 1930 едет на Таити, работает над  двумя вариантами декоративных панно  для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Тема панно  — танец. Восемь фигур представлены на фоне, состоящем из розовых и  синих полос, сами фигуры серовато-розового тона. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался  в дальнейшем (например, в серии  «Джаз», 1944-1947, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Перед Второй мировой  войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые  малыми тиражами (гравюра или литография). Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и  черное» на музыку Д. Шостаковича. Много  и плодотворно работает с пластикой, продолжая традиции А. Бари, О. Родена, Э. Дега и А. Э. Бурделя. Стиль его  живописи заметно упрощается; рисунок  как основа композиции выявляется все  определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр  современного искусства им. Ж. Помпиду, Париж).

В 1930 году он получил заказ от Альберта Барнса на настенную роспись, которая  должна была украсить здание барнсовского собрания живописи в Мерионе, пригороде  Филадельфии. Темой росписи Матисс вновь выбрал танец (как и 20 лет  назад, когда работал для Щукина). Он вырезал огромные фигуры танцоров из цветной бумаги и пришпиливал  их к огромному холсту, пытаясь  найти максимально выразительную  и динамичную композицию.

Во  время этих предварительных штудий пришло сообщение, что ошиблись с  размерами росписи, и художник принялся все переделывать, исходя из нового «техзадания». Принципы расположения фигур при этом не изменились. В  результате на свет появились две  фрески, написанные на один и тот  же сюжет. Первый вариант выставлен  сейчас в парижском Музее современного искусства, а второй, исправленный, находится в Фонде Барнса, для  которого он и предназначался.

Информация о работе Творчество Матисса между двумя войнами