Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2010 в 20:23, Не определен
Курсовая работа
Советская фотография.
Объектом исследования является развитие отечественной фотографии в 1920-1930-е годы. Предметом исследования послужила деятельность журнала «Советское фото» (1926-1941) как основного творческо-методологического, руководящего издания по вопросам фотографии. Выбор хронологических рамок обоснован тем, что появление этого журнала в 1926 г. пришлось на время, когда в СССР происходил бурный рост иллюстрированной периодики, повлекший за собой необходимость анализа и критического осмысления проблем фотожурналистики. Ограничение выбранного временного отрезка 1941-м годом связано с тем, что с началом Великой Отечественной войны система всей советской прессы подверглась структурной и содержательной перестройке, когда большинство иллюстрированных изданий, в том числе и журнал «Советское фото», перестали выходить.
В 1920-1930-е годы во всем мире происходит дифференциация фотографии на документальную, художественную и функционирующую в средствах массовой информации. В СССР в это время интенсивно развивается пресс-фотография.
На естественный процесс эволюции советской фотожурналистики оказал влияние сложившийся в СССР в 1930-е годы политический режим, при котором на первое место выходят исключительно государственные интересы.
Фотография в СССР в 1920-1930-е годы могла реализовывать себя преимущественно в прессе. Работы фотохудожников и фотолюбителей имели ценность в том случае, если могли выступать в качестве одного из элементов пропаганды и агитации;
Фотожурналистика, как все СМИ в Советском Союзе, была поставлена в жесткие условия многоуровневой цензуры и идеологических установок партийно-государственных органов. Тотальный контроль ограничивал развитие фотожурналистики, приводя к таким отрицательным последствиям, как приукрашивание действительности и вынужденная самоцензура, в результате которой искажается сама функция фотожурналистики;
В
советской фотожурналистике 1930-х годов
четко прослеживается трансформация функций
фотографии в печати: если впервые десятилетия
XX в. пресс-фотография постепенно переходила
от иллюстрации к информации, то в довоенные
годы это процесс обратный;
Книжная графика.
Графика — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи и пятна (цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он играет вспомогательную роль). Кроме контурной линии в графическом искусстве широко используется штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже — фактурной) поверхностью бумаги — главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Наиболее общий отличительный признак графики — особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги (по выражению советского мастера графики В. А. Фаворского, — «воздух белого листа»).
Советская книжная графика играет важную роль как одно из средств идейного и эстетического воспитания. 1920-е гг. для советской истории — период расцвета ксилографии (В. А. Фаворский, А. И. Кравченко) рисунка (В. М. Конашевич, Н. Н. Купреянов, В. В. Лебедев, Н. А. Тырса), зарождения фотомонтажа, появления элементов плакатности. (А. М. Родченко и др.). Время поисков предметно-визуального единства. С 1920-х гг. развивается и многокрасочная детская книга. Для искусства. 1930 — начала 1950-х гг. характерно стремление к передаче специфики психологической стороны повествования, к реалистической достоверности образов, к созданию многолистной серии (Д. А. Шмаринов, С. В. Герасимов, Кукрыниксы, Е. А. Кибрик, Д. А. Дубинский); И. (угольный или карандашный рисунок, литография) сближается со станковой графикой.
Русский лубок.
Лубок - народная картинка, произведение графики (преимущественно печатной), отличающееся доходчивостью образа и предназначенное для массового распространения. Лубку свойственны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, обычно яркая раскраска), часто рассчитанных на декоративный эффект, тенденции к развёрнутому повествованию (серии лубка, лубочные книжки-картинки), нередко взаимодополняемость изображения и пояснительной надписи. Лубок, исполняемый, как правило, мастерами- ремесленниками, является видом народного творчества, но к лубку обычно относят и произведения профессиональной графики, заимствующие отдельные лубочно-фольклорные приемы. Древнейшие лубки появились в Китае и исполнялись первоначально от руки, а с VIII в. - в гравюре на дереве. Европейский лубок, исполненный в технике гравюры на дереве, известен с XV в. С XVII в. распространился лубок в технике гравюры на меди, а с XIX в. - литографии.
Бывшие произведениями народного творчества, поначалу выполнявшиеся исключительно непрофессионалами, лубки повлияли на появление произведений профессиональной графики начала 20 в., отличавшейся особым изобразительным языком и заимствовавшей фольклорные приемы и образы.
Многие мастера кисти и слова России искали в лубочных листах, их доходчивости и популярности свои источники вдохновения. Учиться этому призывал учеников И.Е.Репин. Элементы лубочной графики можно найти в творчестве В.М.Васнецова, Б.М.Кустодиева (приложение №), ряда других художников начала 20 в.
Между тем, народные картинки продолжали раскупаться на торгах по всей стране. На рубеже 19–20 вв., в годы англо-бурской войны, известного лубочного героя Объедалу рисовали в виде великана бура, объевшегося англичанами. В 1904, с началом русско-японской войны, того же Объедалу изображали уже в виде русского солдата-богатыря, пожирающего японских солдат.
К народному лубку обращались и иллюстраторы сатирических журналов в годы Первой русской революции 1905–1907.
Художественный опыт народа, его чувство красоты и меры оказали немалое влияние на известных художников Михаила Ларионова и Наталью Гончарову(приложение №). Именно они в 1913 устроили первую в России выставку лубочных картинок.
В августе 1914 авангардисты К.Малевич, А.Лентулов, В.В.Маяковский, Д.Д.Бурлюк создали группу «Сегодняшний лубок» (приложение №), возродившую старинные традиции батального лубка 19 в. Эта группа выпустила, используя традицию лубочного примитива, серию из 22 листов на военные сюжеты. В них патриотический подъем начала Первой мировой войны соединил специфику наивно-примитивного художественного языка с индивидуальной манерой каждого художника. Стихотворные тексты к листам писались Маяковским, искавшим вдохновение в старинных традициях рифмовки:
ЛУБКИ-ПЛАКАТЫ
1
Сдал австриец русским Львов,
Где им зайцам против львов!
Да за дали, да за Краков
Пятить будут стадо раков!
2
Австрияки у Карпат
Поднимали благой мат.
Гнали всю Галицию
Шайку глуполицую.
3
Шел австриец в Радзивилы,
Да попал на бабьи вилы.
4
У Вильгельма Гегенцоллерна
Размалюем рожу колерно.
Наша пика - та же кисть,
Если смажем - ну-ка счисть!
5
В славном лесе Августовом
Битых немцев тысяч сто вам.
Враг изрублен, а затем он
Пущен плавать в синий Неман.
6
1. Обвалилось у Вильгельма
Штыковое рыжеусие,
Как узнал лукавый шельма
О боях в восточной Пруссии.
2. Опустив на квинту профиль,
Говорит жене - Виктории:
Пропадает наш картофель
На отбитой территории.
3. Как же вышло это, ишь ты,
Что сижу теперь в галоше я?
А сулили Конопишты
Предприятие хорошее.
4. Рим надул нас, подло бросив,
Плох союз с турецким пекарем.
Чую - дядя Франц-Иосиф
Будет в Киеве аптекарем.
5. Женка! Эх! Уйдем в безбурье!
Я набрел на мысль прекрасную:
Мы откроем в Петербурге
Королевскую колбасную.
6. Так и вышло. В Пятой роте
Продает мясное крошево.
"Эй, ребята! Аль зайдете!
Право купите задешево!"
7
Выезжал казак за Прут,
Видит - немцы прут да прут.
Только в битве при Сок_а_ле
Немцы в Серет ускакали.
8
Эх и грозно, эх и сильно
Жирный немец шел на Вилыю,
Да в бою у Оссовца
Был острижен, как овца.
9
Подошел колбасник к Лодзи,
Мы сказали: "Пан добродзи!"
Ну, а с Лодзью рядом Радом,
И ушел с подбитым задом.
10
Глядь, поглядь, уж близко Висла:
Немцев пучит - значит, кисло!
11
Под Варшавой и под Гродно
Били немцев как угодно.
Пруссаков у нас и бабы
Истреблять куда не слабы!
12
Масса немцев пеших, конных
Едут с пушками в вагонах,
Да казаки на опушке
Раскидали немцам пушки.
И под лих казачий гомон
Вражий поезд был изломан!
13
Ну и треск же, ну и гром же
Был от немцев подле Ломжи!
14
Немец рыжий и шершавый
Разлетался над Варшавой,
Да казак Данило Дикий
Продырявил его пикой.
И ему жена Полина
Шьет штаны из цепелина.
15
Немцы! Сильны хоша вы,
А не видеть вам Варшавы.
Лучше бы в Берлин поперли,
Все пока не перемерли.
16
Эх ты немец, при да при же,
Не допрешь, чтоб сесть в Париже.