Публицистика Ф. М. Достоевского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2017 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Исходя из всего вышесказанного, основной целью работы является знакомство с Достоевским в роли публициста и изучение особенностей его публицистической деятельности. Следуя этому, перед нами встают следующие задачи:
ознакомиться с публицистической деятельностью Достоевского и проанализировать его статьи в разных журналах;
рассмотреть «предъевразийские» идеи в публицистике Ф. М. Достоевского (на примере «Дневника писателя»);
изучить повествовательную структуру «Дневника писателя»
Ф. М. Достоевского и проанализировать статьи, в которых Достоевский осмысляет причины возникновения «случайных семейств»;
анализ особенностей духовного синкретизма в публицистике Ф. М. Достоевского.

Файлы: 1 файл

Курсовая Миланы. Но это не точно.docx

— 77.45 Кб (Скачать файл)

Важную роль во «Время» занимал  критик-идеалист Н. Страхов. Он поддерживал идеологию и почвенничества. В этом ключе в журнале он развивал идеи о проблеме отрыва интеллигенции от народа и утверждал, что именно это является одной из главных бед России.

Количество подписчиков стабильно росло. В 1861 году их насчитывалось около 2300 тысяч, а в следующий год– 4302 тысяч. Гонорар редко падал ниже 50 рублей за печатный лист и мог составлять до 100 р.

В мае 1863 года журнал «Время» по указу царя был закрыт. Это было связано со статьей Н. Страхова «Роковой вопрос», посвященной польскому восстанию. Но уже в 1864 году достоевские создают новый журнал «Эпоха», который просуществовал только год. Это объясняется особенностями того периода: существующие проблемы с цензурой, изменились настроения публики и материальное положение Достоевского не позволяло содержать журнал.

 

1.3. 1876 – 1881 «Дневник писателя»

Достоевский хотел вести прямой диалог с читателем. Эту идею он намеревался осуществить, выпуская сначала единоличный журнал «Записная книга», а позже появилась задумка создания формата похожего на газету. Его идеи частично осуществились. В1873 году в журнале князя В. П. Мещерского «Гражданин»  были опубликованы первые страницы «Дневника писателя». Формат еженедельного журнала и зависимость от издателя сковывали как идейно, так и тематически Достоевского. Он стремился к более свободному изложению и большему разнообразию тем.

И уже в 1876 Ф. М. Достоевский выпускает журнал "Дневник писателя", который имел оглушительный успех. С 1876 по 1881 год (с двухлетним перерывом, занятым работой над «Братьями Карамазовыми»)  «Дневник писателя» выходил раз в месяц отдельными номерами, объем колебался от полутора до двух листов по шестнадцать страниц в листе. В газетах Достоевский объявил о своем новом журнале и разъяснил свою идею так: «Это будет дневник в буквальном смысле слова, отчет о действительно выжитых в каждый месяц впечатлениях, отчет о виденном, слышанном и прочитанном».

"Дневник писателя" по сути своей являлся сплавом  статей, очерков, фельетонов, рецензий, критических заметок, мемуаров и  художественных произведений. В "Дневнике" отразились впечатления и мнения Достоевского к важным и ярким событиям того времени и уделил особое внимание юридическим, социальным, этико-педагогическим, эстетическим и политическим проблемам.

В частности, в своих статьях писатель затрагивал железнодорожные аварии, судебные процессы, интерес интеллигенции к спиритизму, частые самоубийства среди молодежи. Он обеспокоен ослаблением семейных связей, неравенством между сословиями, восхвалением материальных ценностей, злоупотреблением алкогольными напитками и распутным образом жизни молодого поколения. Читатель знакомится и с необычными суждениями автора о личности и творчестве Пушкина, Некрасова, Толстого и других именитых писателях. Все это отразилось в его статьях: «Кое-что о молодежи», «Словцо об отчете ученой комиссии о спиритических явлениях», «Восточный вопрос», «Опять о женщинах», «Идеалисты-циники», «Постыдно ли быть идеалистом», «Освобождение подсудимой Корниловой», «Смерть Некрасова. О том, что было сказано на его могиле», «Пушкин».

«Дневник писателя» признан исследователями как уникальный и не имеющий «аналогов в истории русской и мировой журналистики». Автор прибег к редкой в мировой практике форме моножурнала.

Достоевский соединял в «Дневнике» факты, повседневную реальность без прикрас и эмоциональный характер изложения, свойственный записям из дневника.

Успех «Дневника» действительно был чрезвычайный. Стоит привести некоторые цифры, которые точно отражают полную картину успеха журнала:

«Дневник писателя» на 1876 год насчитывал 1982 подписчика, а в розничной продаже каждый номер расходился в 2000—2500 экземплярах. Некоторые номера из-за огромного спроса издавались по два или три раза.

Уже в 1877 году на журнал было подписано около 3000 читателей и столько же продавалось в розницу.

Августовский номер, выпущенный в 1880 году, в котором Достоевский опубликовал большую статью о Пушкине, был выпущен в 4000 экземплярах и разошелся в несколько дней. Пришлось выпустить еще 2000 копий, которые разошлись все без остатка.

«Дневник» на 1881 год печатался в 8000 экземплярах и имел в январе, прежде выхода первого номера, 1074 подписчика. Все 8000 были распроданы в дни выноса и погребения. Сделано было второе издание в 6000 экземплярах и разошлось без остатка».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЦИСТИКИ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО. ТЕМАТИКА И ПРОБЛЕМАТИКА

 

2.1. «Предъевразийские» идеи в публицистике Ф. М. Достоевского

Опираясь на исследования, изложенные в статье вестника Челябинского государственного университета. 2010. М2 29 (210)., мы рассмотрим «предъевразийские» идеи в публицистике Ф. М. Достоевского (на примере «Дневника писателя»).

В этой статье автор анализирует геополитические и религиозные идеи, которые высказывает Достоевский в « Дневнике писателя». Федор Михайлович был идейно близок евразийцам и многим философам XX века. Тем обосновывается допустимость использования термина «предъевразийство» по отношению к публицистике Достоевского. 

Достоевский в своих публицистических работах 70-х годов  высказывал мысль о русской миссии европеизировать Азию. Подобные идеи вызвали интерес и одобрение евразийцев. Именно Федора Михайловича считали «пролагателей путей» евразийства. Помимо культурологических воззрений евразийцев привлекало отношение Достоевского к религии. Г. В. Флоровский отмечал, что «религиозный мотив здесь стоит в общей цепи знаменателей» 

Православие писатель воспринимал нетрадиционно. Он считал, что это не просто «церковность и обрядность», но и «живое чувство» русского народа. Истинное христианство по Достоевскому это в первую очередь любовь к Богу и к людям. В своих критических заметках он всегда противопоставлял православие католицизму, коммунизму и социализму.

Подробно этот вопрос о народном российском православии в публицистике Достоевского исследовали В. А. Михнюкевич и А. П. Власкина. Они писали, что: «Православие по Достоевскому - источник всечеловечности русского духа, а служение человечеству заключается в донесении образа истинного Христа народам. И это является существенным вкладом русской нации в дело формирования единой нравственной культуры народов». Подобные идеи в вопросах религии в России и православном Востоке были частью его предъевразийской концепции. 

Писатель затрагивает очень важную для евразийцев тему разъединенности русского и европейского народа, отказ от идеи, что западноевропейская цивилизация может считаться универсальным «мерилом» всего мирового культурного развития, и, соответственно, об универсальности любой другой цивилизации.

В своих работах Ф. М. Достоевский часто высказывался очень резко: «В Европе мы были приживальщики и рабы, а в Азию мы явимся господами. В Европе мы были татарами, а в Азии и мы европейцы». Подобный тезис о Европе и миссии России в Азии был оригинальным для своего времени и еще более сблизил Достоевского с евразийцами.

Отрицательное отношение писателя к приоритетности европейской цивилизации, европейского пути развития было связано не только с религиозным аспектом. Об этом нам становится известно из работ Н. А. Бердяева, которые публиковались в первой половине ХХ века, в одно время с евразийцам. Н. А. Бердяева очень точно улавливал идеи Достоевского. Именно поэтому в своих работах Бердяев рассматривает концепцию Достоевского системно и масштабно. Исследователь говорит: «Достоевский и Л. Толстой очень русские, они невозможны на Западе, но они выразили универсально-общечеловеческое по своему значению».

 

 

 

2.2. Тема «случайного  семейства» и «оскорбленного  детства» в публицистике Ф. М. Достоевского

Проанализировав статьи из «Дневника писателя» можно с уверенностью сказать, что тема «случайных семейств» является одной из самых интересных.

«Случайные семейства» - не только распад формального состояния семьи, но и потеря всякой духовной общности между членами семьи. Ф. М. Достоевский раскрывает свой термин так: «Спросят: что такое эта случайность и что я под словом подразумеваю? Отвечаю: случайность современного русского семейства, по-моему, состоит в утрате современными отцами всякой общей идеи в отношении к своим семействам, общей для всех отцов, связующей их самих между собою, в которую бы они сами верили  и научили бы верить так детей своих, передали бы им веру в жизнь»

Ф. М. Достоевский пишет о причинах возникновения «случайных семейств», раскрывает весь глубинный смысл этого понятия, ищет пути преодоления разобщенности, жестокости, озлобленности, эгоизма и равнодушия.

Все художественное и публицистическое творчество Достоевского пронизано проблемой семьи, взаимоотношениям родителей и детей. Именно период детства писатель считает особенно значимый в жизни человека. Федор Михайлович писал: «Без святого и драгоценного, унесенного в жизнь из воспоминаний детства, не может и жить человек»; «самые сильнейшие и влияющие воспоминания почти всегда те, которые остаются из детства», точно отмечает автор в «Дневнике писателя».

В статье «Книжность и грамотность» автор высказывает мысль о вреде общественного образования и воспитания, «которое так было с руки иным родителям, намеревающимся отвязаться от своих птенцов, особенно на казенный счет». Сам Федор Михайлович Достоевский прошел непростой жизненный путь в Инженерном училище. Среди жестких порядков, всеобщего поиска выгоды, писатель не переставал вспоминать свою семью: «Я происходил из семейства русского и благочестивого. С тех пор как себя помню, я помню любовь ко мне родителей. Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть не с первого детства. Мне было всего лишь десять лет, когда я уже знал почти все главные эпизоды русской истории из Карамзина, которого вслух по вечерам нам читал отец. Каждый раз посещение Кремля и соборов московских было для меня чем-то торжественным. У других, может быть, не было такого рода воспоминаний, как у меня».

Но как мы наблюдаем, в своем творчестве автор представляет тему детства в виде одинокого, обиженного, страдающего дитя. Эти наблюдения из жизни современного общества автор воплотил в публицистические и художественные произведения  - детство ребенка «случайного семейства» («Подросток», 1875).

В «Дневнике писателя» за июль-август 1877 г. («Фантастическая речь председателя суда») Достоевский описывает эту проблему наиболее глубоко. Он сетует на то, что сами родители позабыли все ценности и традиции, что «никогда семейство русское не было столь расшатано и разлагалось такими темпами. Автор пишет: «Современное русское семейство становится все более случайным», «Старый облик свой она потеряла, а в силах ли она будет создать себе новый, желанный и удовлетворяющий русское сердце?». 

Ф. М. Достоевский советует родителям быть более внимательными по отношению к детям, быть терпеливее, уметь прощать и понимать, что ребенок отдельная личность, у которой есть чувства и свое собственное мнение: «Они должны простить вам горькие, тяжелые впечатления от детских сердец, ожесточение свое, пороки свои. Вы же должны простить им ваш эгоизм, ваше пренебрежение к ним, извращение чувств ваших к ним, жестокость вашу». Завершается «Фантастическая речь председателя суда» пламенным призывом: «Вы отцы, они ваши дети, вы современная Россия, они будущая; что же будет с Россией, если русские отцы будут уклоняться от своего гражданского долга и станут искать уединения, или, лучше сказать, отъединения, ленивого и цинического, от общества, народа своего и самых первейших к ним обязанностей. Ищите же любви и копите любовь в сердцах ваших. Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих».

 

2.3. Духовный синкретизм  в публицистике Ф. М. Достоевского

Духовный синкретизм - это особое публицистическое мышление, особенностью которого считается единение религиозных, философских и светских идей как ответная реакция на экзистенциальные и нигилистические общественные настроения. Литературоведы и культурологи, философы и психологи исследуют понятие синкретизма не только со стороны неразвитости и неделимости мышления, но и как полноценную смысловую конструкцию. На сегодняшний день в научно-исследовательской среде появляются все более новые понятия и явления, что объясняется слиянием и взаимопроникновением разных областей наук. В этом ключе, чтобы отразить конвергентные процессы, исследователи вводят новые научные термины. И поэтому возникают такие понятия, как «религиозный синкретизм», «надконфессиональная синкретическая религиозная философия», «синкретизм духовной культуры».

Доктор философских наук В. К. Кантор в своей работе, которая посвящена творчеству Ф.М. Достоевского, точно отметил, что «дневник всегда подразумевает своеобразную человеческую и писательскую исповедальность». Но «Дневник писателя» нам представляет новою концепцию. Формат, который избрал Достоевский, больше похож на исповедально-проповеднический. Другими словами, с присущей дневниковому жанру откровенностью, Достоевский пытался не просто вести свободный диалог с читателями, но хотел влиять на общественное мнение и власть. Синкретизм прослеживается и в жанровостилистических решениях автора, В. К. Кантор отмечает: «Сочетание мемуарного, литературно-критического, политического, обращение к литературно-историческим анекдотам и одновременно к самым злободневным проблемам общественной жизни (даже бытовым уголовным процессам), даже введение в ежемесячный «Дневник» своих художественных текстов самого высокого разбора создало невероятный сплав, своеобразный микрокосм».

 Другой исследователь В.В. Борисова убеждённо заявляет: «Действительно, «Дневник писателя» - синкретическое в дискурсивном отношении произведение, и его синкретизм обусловлен чрезвычайной многогранностью творческой индивидуальности самого автора». На основе работ этих авторов можно с уверенностью заявить, что в публицистике Ф.М. Достоевского присутствуют характерные особенности духовного синкретизма, которые более детализировано мы рассмотрим дальше.

На основе исследований, в «Дневнике писателя» (1873-1881), были выделены около 39-ти материалов со следующими признаками духовного синкретизма:

    • наличие социально-политических и религиознофилософских идей в одной проблемной теме;
    • присутствие в публицистическом материале, в котором анализируется определенная социальная проблема, ключевых слов (религиозной и философской тематики), которые помогают в поиске характерных особенностей духовного синкретизма;
    • духовные пути решения политических, экономических и социальных проблем. 

Информация о работе Публицистика Ф. М. Достоевского