Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2010 в 23:52, Не определен
В работе рассказывается о культуре, архитектуре Москвы 17 века. Кремль, храмы и соборы Москвы
МОСКВА – ОБЩЕРУССКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР
XVII ВЕКА
XVII век был сложным, бурным, противоречивым периодом в истории России. Недаром современники называли начало века «смутой», а весь век «бунташным». Примерно к середине столетия последствия смутного времени удалось преодолеть вступившей на престол в 1613г. династии Романовых. При Алексее Михайловиче (1645-1676) жизнь страны стала налаживаться. Тогда же «...отразился первый момент преобразовательного движения, когда вожди его еще не думали разрывать со своим прошлым и ломать существующее» (В.О. Ключевский). Время правления Федора Алексеевича (1676-1682) было временем перехода от деяний Алексея Михайловича к преобразованиям, совершенным Петром Великим.
Эволюционные процессы, происходившие в общественном и государственном строе, ломка традиционного мировоззрения, выросший интерес к окружающему миру, тяга к «внешней премудрости» - наукам и накопление знаний отразились на характере культуры.
В этом веке, особенно в его второй половине:
1)
рушатся иконографические
2)
достигает апогея любовь к
декоративной проработке
3)
происходит сближение
4)
идет процесс «обмирщения»
В XVI веке Москва приобретает ведущее значение не только во всей русской культуре (в архитектуре, иконописи, в декоративно-прикладном искусстве). Ведущее положение Москва сохраняет за собой до начала XVIII века, когда столица переносится в Петербург. В мастерских Московского Кремля в XVI-XVII вв. работали лучшие мастера, приглашенные со всех концов России и из-за границы.
XVI
и XVII века – время развития
единого русского государства
во главе с Москвой – "
Россия в XVII в. сделала первые попытки расстаться со стариной, осуществить реформы, способные вывести страну на современные, с точки зрения европейской, позиции. Неудивительно поэтому, что XVII в. оказался переломным и в истории русской культуры, для которой становилось характерным "обмирщение", усиление интереса к личности человека, а также намечающееся сближение с западной культурой. Большую роль в развитии новых черт русской культуры сыграли события Смутного времени, втянувшие в свой водоворот массы людей, обогатившие их новым опытом, ближе познакомившие с европейским бытом и традициями.
В XVII веке Москва представлялась
современникам большим городом.
Именно с того времени о
России стали часто издавать
сочинения побывавших в ней дипломатов,
торговых агентов, военных наемников.
В престижных географических атласах
появились карты Русского государства
и гравированные планы его столицы. Особое
первенство в этом принадлежало голландским
и габсбургским изданиям.
Планы Москвы первой половины XVII века
представляли город как бы с высоты птичьего
полета. На них изображались во многом
достоверные очертания стен и башен, церквей
и монастырей, государственных учреждений
и жилых зданий, хозяйственных строений,
улиц и переулков, мостов, садов и огородов,
площадей и пустырей.
Благодаря своему особенному
развитию, Москва по тем временам
занимала огромную территорию. В
то время как города Европы росли ввысь,
надстраивая над этажом этаж, оставляя
тем самым горожанам узкую полоску небес,
Москва необыкновенно разрасталась вширь,
предоставляя своим жителям огромные
пространства для обзора и деятельности.
В европейских средневековых городах
экономили место, многоэтажные постройки,
как бы с опаской, не решались покидать
надежные каменные укрепления. В Москве
же возведение крепостных стен не поспевало
за дворовым строительством.
Большинство домов в Москве
было в один, а иногда и в
два этажа. Более высокие
Основным строительным
Каждый двор в Москве был
огорожен высоким забором,
Однако в представлениях
Формально Москва делилась на четыре части: Кремль, Китай-город,
Белый
город и Земляной (Деревянный) город.
Однако современники, особенно иностранцы,
выделяли их много больше. Так, отдельной
частью всегда считалось Замоскворечье,
входившее составной частью в
Деревянный город. В Белом городе в особый
район выделялось Занеглименье, то есть
место за рекой Неглинной, если смотреть
из Кремля. Своего рода границей района
служила и река Яуза. За нее располагалось
так называемое Заяузье, заселенное гончарами,
отсюда и еще одно название этого места
– в Гончарах, в Гончарной слободе. По
профессионально-ремесленному принципу
могли выделяться отдельные районы Москвы
– в Пушкарях, Бронниках, Столешниках,
Кадашах, Скатерниках, Стрельцах и т.д.
В XVII веке каждая часть Москвы имела свой неповторимый социальный облик, который сказывался на общем политическом и экономическом быте столицы.
Кремль
Кремль («Кремленаград», Город, Замок)
в XVII веке уже окончательно
сложился как резиденция царей.
Опричное разорение стало причиной долгого запустения многих земель. Постепенное восстановление начинается с воцарением Федора Иоанновича, при фактическом правлении Бориса Годунова, впоследствии, по бездетности умершего в 1598 г. царя занявшего русский трон и мечтавшего об основании новой династии. "Годуновский" период отмечен новым расцветом архитектуры, усвоившей "итальянизирующие" приемы кремлевских соборов начала века, и созданием тончайших произведений декоративно-прикладного искусства, в чем, возможно, участвовали европейские и греческие мастера-ювелиры, которых, видимо, было немало при годуновском дворе.
Однако планам о годуновской династии не суждено было сбыться. Напрасно была построена исключительная по размерам и фортификационной мощи крепость в Смоленске – она была сдана без боя польским войскам под предводительством "Димитрия" - человека, объявившего себя спасшимся от смерти сыном Грозного и законным наследником трона. С коронации Лжедмитрия и его убийства (почти ровно через год) начинается период внутренних войн, разбоя и интервенции; частая смена царей и последующее "междуцарствие" привели к невиданному ранее разорению страны.
Смута
заканчивается с избранием и
венчанием на царство Михаила
Федоровича Романова, однако войны
и последующее восстановление страны
затянулись более чем на десятилетие.
Сочетанием "старины и новизны" отмечены архитектура и изобразительное искусство. Основным строительным материалом оставалось дерево, в то же время возрастало число каменных построек. Одна из наиболее известных деревянных построек второй половины XVII в. - царский дворец в подмосковном селе Коломенское. Увеличивается число общественных зданий государственного и торгового назначения. Каменные палаты начинают строить бояре.
В деревянном церковном зодчестве преобладали шатровые храмы, приобретавшие все большую декоративность. Стремление к внешней красоте и нарядности свидетельствовало об усилении светского начала в архитектуре. Для украшения каменных храмов использовали новые строительные материалы: изразцы, фигурный кирпич, белый камень в сочетании с красным (узорочье). Проникновению светских начал в культовое зодчество сопротивлялось духовенство. Однако, несмотря на попытки запретить строительство каменных шатровых храмов, они продолжают возводиться (московские церкви Рождества в Путинках, Троицы в Никитинках, храмы в Ярославле, Муроме, Устюге). В то же время по инициативе патриарха Никона в традиционном монументальном стиле сооружаются ансамбли подмосковного Ново-Иерусалимского монастыря, Иверского на Валдае и др.
В конце XVII в. в церковном строительстве возникает т.н. нарышкинское или московское барокко, характерными чертами которого были многоярусность, строгость пропорций, пышность убранства зданий. Появляются церкви нового типа – центрические, высокие, увенчанные звонницей, вписанной в силуэт храма и украшенные изысканным резным белокаменным декором, также имеющим белорусско-североевропейское происхождение. Одна из наиболее известных построек в этом стиле - московская церковь Покрова в Филях, возведенная по инициативе дяди Петра Л. К. Нарышкина.
Несмотря
на строгую церковную
Для столичной иконописи времени Михаила Федоровича характерно дальнейшее развитие т.н. "строгановской школы", берущей начало в годуновских придворных мастерских – изящная, тонкая живопись, внимательная отделка деталей делают ее одной из жемчужин поздней русской иконописи. Качество живописи контрастирует с некоторой грубоватостью ранней романовской архитектуры, также продолжающей "годуновские" традиции и ориентированной на сознательное воспроизведение прототипов конца XVI века.
С середины 1630-х годов в архитектуре складывается направление, получившее название "узорочья" (что отражает наполненность храмовых фасадов разнообразной мелкой кирпичной и изразцовой декорацией) - его источниками стали раннеромановские постройки, по-своему интерпретирующие годуновское наследие и северо-европейские влияния, привнесенные иностранными мастерами, работавшими в 1620-е гг. для Михаила Федоровича в Кремле (имеются в виду Христофор Галовей, украсивший шатром Спасскую башню Кремля и Джон Талер, построивший церковь Екатерины в Кремле). К 1635-36 гг. относится строительство Теремного дворца в Кремле на основании старого дворца Ивана III. Одним из важнейших образцов для многочисленных "узорочных" церквей стала великолепная церковь Троицы в Никитниках.
Информация о работе Москва как общерусский художественный центр XVII века