Культура Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2011 в 17:07, реферат

Описание работы

Египтяне доисторического Египта определенно верили в загробную жизнь, поскольку в погребениях тела расположены так, как будто ожидают возрождения, рядом стоят горшки, лежат оружие и другие предметы. Слабые отголоски примитивных верований, которые должны относиться к доисторическим временам, можно обнаружить в религии периода правления фараонов. По ним мы можем догадываться, что ранние египтяне поклонялись богам неба и звезд, а их вожди умели вызывать дождь.

Содержание работы

Введение.
Религия и мифология Древнего Египта.
Письменность древнего Египта.
3.1. Открытие тайны египетской письменности;
3.2. Памятники литературы.
Архитектура Древнего Египта.
4.1. Несохранившийся памятник архитектуры;
4.2. Храмы и дворцы, гробницы и пирамиды;
4.3. Жилые постройки.
Изобразительное искусство, скульптура и живопись Древнего Египта.
Заключение.
Приложение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

ШАМПОЛЬОН готовый.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

     Осириса едва ли не больше всех почитали в Египте. Нет почти ни одного религиозного текста, где бы не упоминалось его  имя. Осирис считался богом загробного мира, судьей в царстве мертвых. О  нем писали в текстах пирамид  и в «Книге мертвых», на стенках саркофагов, стенах храмов и гробниц. Надгробных плитах-стелах, в жреческих книгах и даже в сказках и повестях. Подробный рассказ о нем сохранился не в египетских памятниках, а в записи греческого историка Плутарха, который жил в I-II веках н.э. Плутарх собрал все сведения об этой легенде и назвал свою книгу «Об Исиде и Осирисе» Книга Плутарха — единственный дошедший до нас связный рассказ мифа об Осирисе. Из древнеегипетских текстов об Осирисе самыми полными можно считать гимны Осирису, сохранившиеся в «Книге мертвых» или на стелах. Из мифа мы узнаем, как представляли себе люди древнего Египта смену ночи и дня, лета и зимы; об Исиде, жене убитого, и о Горе, храбром сыне Осириса и Исиды.

     Миф об Осирисе объяснял, как додумались люди сеять хлеб и обрабатывать землю, - этому, рассказывается в легенде, научил их Осирис, а его жена Исида показала, как делать муку и печь хлеб.

     «Сказка о Правде и Кривде» возникла под  влиянием мифов об Осирисе и Горе. Сказка написана на свитке папируса, начало ее оборвано. Но по дальнейшему содержанию сказки можно догадаться, как она начинается. Сказка повествует о двух братьях: Правде и Кривде. Первый был добрый и красивый. Второй — злой и завистливый, ненавидел старшего и старался его погубить. Кривда дал на сохранение брату свой нож, который затем был им потерян. За потерю неимоверно «драгоценного» ножа Кривда приказал ослепить Правду. Приговор был исполнен, но Правда был очень красив, и за это Кривда приказал вовсе от него избавиться, отправив его в пустыню. Слуги исполнили приказ Кривды, и Правда пошел один бродить по свету. Однажды, во время отдыха, Правду и его красоту заметили девушки и привели его в дом. Дочь хозяина влюбилась в юношу и вышла за него замуж. Но когда он надоел жене, она сделала его привратником. Вскоре у нее родился неописуемо красивый сын. Когда мальчик вырос, девушка рассказала ему, кто его отец. Мальчик был в негодовании и, узнав, кто ослепил его отца, отправился искать Кривду. Спустя некоторое время, Кривда был наказан: ослеплен и сделан привратником в доме Правды. [4] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Письменность  Древнего Египта. 

     Наполеон  I организовал экспедицию в Египет, в которую взял с собой Доминика Виван Денона, известного художника и писателя того времени. Денон ничего не знал об иероглифах, но на всякий случай срисовывал их. Не будучи специалистом, Денон все же правильно подметил самое важное, самое главное, различая три вида иероглифов - «углубленные», «выпуклые» и «en creux» - и приходит к правильному заключению, что они относятся к разным эпохам.

     В Каире была обнаружена находка особого рода: черная отполированная базальтовая стела-камень с высеченной тремя различными письменами надписью на трех разных языках; этот камень получил широкую известность как «Трехъязычный камень из Розетты», и ему суждено было стать ключом ко всем тайнам Египта.

     Внешний вид камня из Розетты: - плита, величиной с доску стола, была из мелкозернистого черного базальта; с одной стороны она была отполирована. На ней были видны три надписи, три колонки знаков, полустертых в результате выветривания и под воздействием миллионов песчинок, царапавших в течение тысячелетий поверхность камня. Из трех надписей первая, в 14 строк, была иероглифической, вторая, в 32 строки, - демотической и третья, в 54 строки, была написана по-гречески.  Эта плита попала после капитуляции Александрии в Британский музей в Лондоне. Но Египетской комиссии удалось своевременно снять с нее и с других находок слепки и изготовить отливки.  Эти отливки были доставлены в Париж.

     Давно доказывалось, что найденная плита является ключом к воротам исчезнувшего царства. Но  даже лучшие умы того времени оказались не в состоянии перевести надписи.

     Получив изготовленную в Лондоне копию розеттской надписи, Шампольон приступает к расшифровке, и ему удается «самостоятельно найти правильное значение для целого ряда знаков». Но вскоре Шампольон узнает от приятеля, что иероглифы расшифрованы Ленуаром. Шампольон незамедлительно знакомится с трудом Ленуара и приходит к выводу: все то, что утверждает Ленуар - чистейший вздор, голая выдумка.     

     Уволенный из университета, сосланный как государственный преступник, во времена возвращения бурбонов, Шампольон приступает к окончательной расшифровке иероглифов. Изгнание длится полтора года. В 1822 г. выходит в свет его труд «Письмо к г-ну Дасье относительно алфавита фонетических иероглифов…» - книга, в которой изложены основы дешифровки иероглифов; она сделала его имя известным всем, кто обращал свои взоры к стране пирамид и храмов, пытаясь разгадать ее тайны.

     Когда Шампольон расшифровал иероглифы, стала  ясна эволюция иероглифов, исходным пунктом которой была простая символика: волнистая линия обозначала воду, очертания дома - дом, знамя - бога. Розеттская надпись содержала сообщение о том, что жрецы решили оказать царю Птолемею  Эпифану особые почести.

     Убедиться в правильности  своих открытий, Шампольону дала экспедиция в Египет (с июля 1828 г. до декабря 1829 г.). Эта  экспедиция была поистине триумфальной. Шампольон находил все новые  и новые доказательства, подтверждающие его теории.

     Через 3 года после экспедиции Шампольон умер. В 1896 француз Ле Паж Ренуф в речи перед Королевским обществом в Лондоне отвел Шампольону то место, которое он заслужил, - это было сделано через 46 лет после смерти ученого. [2]

     Таким образом, Шампольону удалось открыть тайну египетской письменности. 

      Литература  древнего Египта не только одна из древнейших в мире — с ней может быть в этом отношении сопоставлена лишь литература Шумера. Наиболее ранние известные  нам произведения художественного  творчества египтян восходят к эпохе строителей пирамид. Египтянам не у кого было что-либо перенимать. Всеми достижениями в области культуры при ее становлении они были обязаны только самим себе. Они сами были учителями других народов и племен. Отсюда своеобразие и неповторимость египетской цивилизации во всех ее проявлениях, включая и литературу. Как известно, древние египтяне писали на папирусе. Всего лишь несколько десятков произведений сохранилось до наших дней, да и то далеко не всегда целиком. Древнейшая литература представлена повестью и сказкой, гимнами и лирикой — любовной и философской, басней и сатирой, политическим памфлетом и поучением, эпосом и песней. Как почти вся литература древнего Востока, литература Египта была, как правило, анонимной. Лишь поучения сохранили имена авторов, мнимых или действительных, - обычно они стояли в начале текста. Из семи сохранившихся полностью или почти полностью поучений, пяти дошедших в более или менее обширных отрывках и шести-семи известных лишь по названиям четыре бесспорно написаны в эпоху Древнего царства.

     Старейшее из них приписывается мудрецу, гениальному  зодчему, строителю первого каменного  монументального сооружения — ступенчатой  пирамиды основателя III династии фараона Джосера, верховному сановнику этого царя — Имхотепу. Таким образом, первое из известных нам поучений датируется примерно 2800 г. до н.э.

     Единственные  поучения, дошедшие до нас почти полностью от времени Древнего царства, - «Поучения Птахотепа», фараона V династии. Во вступлении состарившийся Птахотеп просит Исеси назначить нового везира. Он предлагает передать все свои опыт и знания сыну, которого фараон посадит на его место. Исеси соглашается, и Птахотеп начинает наставления. Далее без всякой последовательности и системы следуют правила морали, житейской мудрости и норм поведения. Далее Птахотеп советует «скрывать свои мысли и сдерживать свой язык». Советует заискивать перед слугами вышестоящего, когда дожидаешься у него приема. Во всех 37 четко отделенных друг от друга наставлениях, на которые подразделяются «поучения», видны уже достаточно прочно устоявшиеся нормы морали, житейские обычаи, которые указывают на определенный укоренившийся правопорядок. «Поучения Птахотепа» изучались в египетских школах и, возможно, служили образцом для автором в последующих поучений. [6]

      Как и у всех древних народов, у  египтян не существовало твердого летоисчисления. Там, где нет летоисчисления, нет и писаной истории. Не известны египетские историки – их нет, есть только весьма неполные анналы, которые содержат отрывочные упоминании о прошлом, как правило, не более достоверные, чем легенды и сказки.  Первой отправной точкой исследований стал труд одного египетского жреца Манефона, который примерно за триста лет до н.э. во время царствования двух первый Птолемеев составил на греческом языке «Истрию Египта». Этот труд полностью не сохранился, только в небольших отрывках. Манефон разделил бесконечную вереницу фараонов на тридцать «династий». [2]

      Одним из главных памятников древнеегипетской литературу является «Книга мертвых»,  содержащая богатейшие сведения по истории, религии, правовой и этической культуре государства. Древний египтянин почти наизусть должен был знать всю «Книгу мёртвых».

     В качестве примера исторического  сочинения можно привести «Анналы  походов Тутмоса III», записанные на стенах храма Амона в Карнаке и скопированые с пергаментного свитка. Они повествуют о важнейших событиях царствования и военных походах Тутмоса III, определенную концепцию истории его царствования: писец рассматривает Египет как страну, находящуюся под особым покровительством богов, как центр тогдашнего мира. [1] 
 
 
 
 

Архитектура Древнего Египта.

     Во  время египетской экспедиции Наполеона  I на острове Элефантина, Денон зарисовывает очаровательный, окруженный колоннами, небольшой храм Аменхотепа III, и этот отличный рисунок остается единственным изображением храма, ибо в 1822 году он будет разрушен. Доминик Виван Денон увозит в своих бесчисленных папках добычу более ценную, чем трофеи и украшения. Его рисунки стали драгоценнейшим материалом для научных исследований и изысканий для фундаментального труда, положившего начало египтологии, - «Описание Египта». Эта работа выходила в свет на протяжении четырех лет в 1809-1813гг. Впечатление, которое произвели эти 24 увесистых тома, было колоссальным.

     «Ранним утром солнце поднимается на голубовато-стальном небе. Словно врезанные в песок, лежат глубокие тени. Сквозь вечно залитую солнцем пустыню, которая никогда не слышала раскатов грома и никогда не видела блеска молнии, где воздух сухой, катит свои волны отец всех потоков, «Отец всемогущий, Нил ».

       Там, где стояли его коричневые  воды, появляются всходы, произрастают  злаки, давая необыкновенно обильные  урожаи. На этой местности, с ее сверкающими куполами и хрупкими минаретами, в городах возвышались развалины храмов, гробниц, остатки колонн и дворцовых залов.

     Там вздымались ввысь пирамиды (67 пирамид  насчитывается на одном лишь поле близ Каира!). Там разлегся один из сфинксов - получеловек, полузверь с остатками львиной головы и дырами на месте носа и глаз. Сфинкс так огромен, что между его лап можно соорудить храм.

     Там стояли тонкие обелиски- часовые храмов, воздвигнутые  в честь царей  и богов. Высота многих из них достигала 28 метров. Там были храмы в гротах и храмы в пещерах, бесчисленные статуи, саркофаги, колонны, пилоны, всевозможные скульптуры, рельефы и росписи…»

     Таким был мир, открывшийся в «Описании» изумленной Европе. [2] 

     Великие открытия в области египтологии вслед за Шампольоном осуществили еще четыре исследователя: Бельцони, Лепсиус, Мариет, Питри.

      В октябре 1817 года Бельцони обнаружил  в долине Бибан аль-Мулук, близ Фив, рядом с другими гробницами огромную – длиной в сто метров – гробницу Сети I, предшественника великого Рамсеса, победителя ливийцев, сирийцев и хеттов. Великолепный, но пустой алебастровый саркофаг, который он нашел во время раскопок, хранится в музее Джона Сона в Лондоне. (Саркофаг был пуст уже три тысячи лет. Где находилась сама мумия, Бельцони не было суждено узнать). С находкой этой гробницы начались важнейшие открытия в Долине царей, достигшие своего апогея в нашем столетии. Полгода спустя, 2 марта 1818 года, Бельцони открыл вторую по величине пирамиду Гизы – пирамиду Хефрена – и проник  в ее погребальную камеру. Бельцони не был первым искателем кладов в Долине царей. Он не был также первым,  кто пытался найти вход в пирамиды. Но он был первым, кто дважды – в погребальной камере и в пирамиде – затронул те археологические проблемы, которые и поныне не разгаданы до конца. Храм Хефрена – одно из хорошо сохранившихся  зданий Гизы, которое великолепно выглядело в исходном виде, когда солнечный свет струился в слуховые окна, прорезанные в красном гранитном потолке, и падал на пол из полированного алебастра, бросая блики на 23 статуи фараона, стоящие в простенках красного гранита.

Информация о работе Культура Древнего Египта