Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 12:52, реферат
Романский период - время возникновения общеевропейского монументального стиля средневековой архитектуры, скульптуры и живописи. В отличие от Византии, где искусство было строго регламентировано столичной школой, единство романского стиля не исключало обилия местных школ и разных ключевых особенностей. Не только каждая страна, но и каждая область Европы давала свой вариант романской архитектуры, то камерной, то монументальной, то изобилующей декором, то аскетично строгой. Разными были системы росписей храмов и принципы их украшения скульптурой.
Здания и архитектурные
Романская
архитектура отличается
Важнейшим
очагом экономической и
Южные
и юго-западные районы Франции
(Прованс, Лангедок, Овернь, Аквитания),
сохраняя в романский период
связи со странами
Памятники
северных районов Франции
Романские
храмы рейнской и особенно
саксонской школ отличаются
Собор в Вормсе - базилика, перекрытая крестовыми сводами. Каждому пролету центрального нефа собора соответствуют два пролета боковых нефов. Эта система, получившая название связанной, в архитектуре Германии имела особое распространение. Фасады здания отличаются монументальной простотой с четким выявлением в композиции внутренней структуры. В сдержанном декоре господствует мотив арки.
Полной
противоположностью суровой
В
романскую эпоху формируются
монастырские комплексы,
Для
романского периода характерен
тип замкнутого укрепленного
жилища феодала - замка, обычно
возводившегося на возвышенном
и труднодоступном для
Интерьер в романском стиле.
Аббатство Мария-Лаах.
Средневековый немецкий монастырь, находящийся на юго-западном берегу Лаахского озера, в горах Айфель. Монастырь был заложен в 1093 году Генрихом II фон Лаах и его женой Адельхайд фон Ваймар-Орламюнде, а его строительство окончилось в 1216 году. Современное название он получил в 1863 году.
Композицию в средневековье понимали буквально, как складывание, составление нового из готовых форм. И сегодня романский собор кажется нам как бы составленным из нескольких самостоятельных объемов (как из кубиков). Одну из важнейших особенностей романской архитектуры составляет употребление сводов для потолочных покрытий. Недаром многие современные историки архитектуры называют романский стиль “стилем полукруглой арки”. Массивные башни с шатровыми вершинами; толстые стены узкими окнами, почти лишенные украшений; простота и строгость линий, подчеркивающих устремленность вверх, внушали мысль о бессилии человека и помогали верующему сосредоточиться на происходящем богослужении Ясность силуэта, преобладание горизонталей, спокойная, суровая сила романского зодчества были ярким воплощением религиозного идеала этого времени, говорившем о грозном всемогуществе божества.
Интерьер
романского храма был мрачным, в
нем господствовали простые строгие
ритмы: гладкие плоскости стен, однообразные
ряды столбов и полукруглых арок,
подпирающих свод. Внутреннее пространство
храма и его внешний облик
точно соответствовали друг другу.
Как снаружи, так и внутри —
ясность членений массивных форм,
суровая непроницаемость
Замок в Виртбурге.
В эту эпоху окончательно складывается и тип феодального замка — жилище феодала и одновременно крепость, защищавшая его владения, где в случае нападения спасались и жители окрестных деревень, крепостные этого феодала. В основе планировки такого укрепленного замка лежал практический расчет. Обычно он располагался на возвышенном месте, удобном для наблюдения и обороны. Он был как бы символом власти феодала над окрестными землями. Замок с подъемным мостом и укрепленным порталом был окружен рвом, монолитными каменными стенами, увенчанными зубцами, башнями и бойницами. Ядро крепости составляла круглая или четырехугольная башня — донжон — основное жилище феодала: нижний этаж ее служил кладовыми, второй — жильем владельца, третий — помещением для слуг и охраны, подземелье — тюрьмой, крыша — для дозора. С XII века донжон заселяется только во время осады, а рядом с ним строится дом феодала. В комплекс замка входила капелла, масса хозяйственных помещений размещалась во внутреннем дворе.
Замкнутую асимметричную
композицию замка, живописную компактную
группировку его ясных объемов
часто завершали отвесные скалы,
которые были естественной его защитой.
Возвышаясь над убогими хижинами,
замок воспринимался как
Интерьеры романского замка соответствовали мрачному характеру архитектуры. Преобладание темных цветов, сводчатые потолки, деревянные панели, полы из цветных терракотовых плит, покрытые шкурами, камин, служивший для освещения и отопления, горящие факелы, прикрепленные к стенам при помощи железных колец, — все создавало впечатление мрачности и тяжеловесности. Мебель романского стиля была тяжелой и примитивной, изготовлялась она из точеных деревянных балясин. Ее было очень мало. Обстановку комнат составляли скамьи, кресла, широкие кровати с навесом над изголовьем, сундуки, столы, иногда украшенные резьбой или раскрашенные.
Скульптура.
Франция, Шартрский собор. Христос. Первая половина XII века.
Возрождение в эпоху романтики монументальной каменной скульптуры представляется еще более важным, чем архитектурные достижения того времени, поскольку этот жанр не получил развития ни в каролингском (в последней четверти VIII и первой половине IX), ни в оттоновском искусстве (X – XI вв). Напомним, что статуя как самостоятельное произведение практически полностью исчезла в западноевропейском искусстве после V в. Каменный рельеф продолжал существовать лишь в качестве применявшегося в архитектуре орнамента или украшения какой-либо поверхности, причем его глубина стала очень небольшой. Таким образом, единственной продолжавшей существовать в раннесредневековом искусстве разновидностью скульптуры стал жанр скульптурной миниатюры – небольшие рельефы и создаваемые иногда скульптурки из металла или слоновой кости. В оттоновском искусстве, где мы видим такие работы, как двери епископа Бернварда, размеры произведений увеличились, но сам дух традиции остался прежним. Свойственное данной эпохе стремление к созданию крупномасштабных скульптурных произведений, примером которого может служить действительно впечатляющее распятия Геро (сделанное из дуба ещё до 976 года. Кельнский собор), было ограничено почти исключительно работами по дереву. Сегодня нам уже трудно сказать, когда и откуда началось возрождение каменной скульптуры; возможно, это произошло где-то вдоль дорог Юго-западной Франции и Северной Испании, ведущих паломников к Сант-Яго-Кампостела. Как и в случае с романской архитектурой, быстрое развитие каменной скульптуры в 1050-1100 гг. связано с общим ростом религиозной устремленности в обществе накануне крестовых походов. Украшенная церкви скульптура обращалась в первую очередь к чувствам мирян, а не членов замкнутых монастырских общин.
В тулузской церкви Сен-Сернен имеется несколько таких произведений. Это значительные для своего времени работы, созданные 1090 г.
Пробуждение пластического чувства, осознание эстетической ценности камня и его декоративных возможностей приводит к возникновению монументальной, вырастающей из тела здания каменной скульптуры, которая развивается в это время под влиянием миниатюры и в которой проявляется синтез условно-декоративного начала и изобразительного. Расцвет монументальной скульптуры начался на рубеже XI—XII веков.
Рельефная скульптура не только украшала
храмы, приглушая их суровость и
делая их даже порой нарядными, она
была также мощным средством воздействия
церкви на сознание верующих. Основной
темой романской скульптуры было
прославление могущества Бога, его
грозной и безграничной власти над
смертными. Разрабатывалась тема борьбы
добра и зла, выраженная в аллегорических
образах сражающихся
Церковь Сен-Сернен.
Тулуза 141.
Южный портал (деталь).
Связь с миниатюрой в рельефе просматривается в тех же деформациях пропорций фигур, в том же чрезмерном увеличении частей тела, выражающих жест или духовность персонажа — рук и глаз, в той же иерархии размеров фигур в зависимости от их идейной значимости (главные — большие, второстепенные — меньше, третьестепенные — крошечные), в той же угловатости движений и драпировок.
Однако целостность и четкость объемов и лаконичный геометризм профилей архитектуры требовали от скульптуры безоговорочного подчинения, и в результате в рельефе человеческая фигура подвергалась еще большей деформации, чем в живописи. Так, в тимпанах полукруг верхнего контура властно подчиняет фигуры, заставляя их корчиться, на дверных же косяках фигуры непомерно вытягиваются.