Центр культуры на основе памятников камнерезного искусства Алтая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 17:54, реферат

Описание работы

Художественная обработка камня в России – своеобразная и интересная область искусства. Алтай – один из центров русского камнерезного искусства, конца XVIII – первой половины XIX веков, периода наивысшего его развития. Время подлинного рассвета художественной обработки камня, время, когда колыванскими мастерами были созданы шедевры, по сей день нигде и никем не превзойденные.

Содержание работы

Введение 3

1.1История присоединение Алтая. Заселение Алтая русскими людьми. 3

1.2.История открытия и изучений месторождений поделочных камней Алтая 5

1.3 Камнерезное дело в Колывани 6

Центр культуры на основе памятников камнерезного искусства Алтая. 9

2.1. Колыванская камнерезная фабрика 9

2.2. Особенности колыванских изделий и их роль сегодня 10

Заключение 13

Список используемой литературы: 14

Файлы: 1 файл

Реферат_ Колывань.docx

— 359.88 Кб (Скачать файл)

     1838 г. в Колывани открыли частное училище с преподаванием основ грамоты, арифметики, рисования, что сочеталось с практическими занятиями на фабрике. Обучение начинали с 8 лет.По окончании общего курса заводской школы лучших учеников принимали в рисовальный класс. Все остальные шли работать на фабрику. Два раза в неделю ученики рисовального класса посещали фабрику, где получали практические навыки в работе на стенах.

     Таким образом, в Колывани существовала хорошо действующая система подготовки камнерезов, усовершенствованная введением  в середине XIX в. Специального художественного образования в целях воспитания наиболее квалифицированных кадров. Достаточно продуманная и разнообразная программа художественного образования, подготовленные и заинтересованные кадры преподавателей, тесная связь школы и шлифовальной фабрики обеспечивали преемственность традиций камнерезного мастерства и передачу опыта новым поколениям камнерезов, способных понимать и воплощать замыслы выдающихся архитекторов России. Некоторые династии колыванских камнерезов насчитывают до 5 поколений.

     Высокое качество колыванских изделий несомненно определялось высокой технической  оснащенностью фабрики. Хотя, конечно  же, в большей степени использовался  ручной труд сотен рабочих.

     Получив кабинетский заказ, на каменоломнях искали необходимый камень и приступали к добыче ручным способом, тянувшийся от нескольких месяцев до нескольких лет. Для отделения камня применяли  особое долотонаставка, по его обуху  били кувалдой, отсекая кусок за куском.

     Добытый блок обсекали на месте. Эта работа приковывала силы рабочих на несколько лет. Затем предстояла транспортировка на фабрику. С крутых скал Коргона камни спускали привязанные к стволу дерева, а потом волокли по льду рек Коргона и Чарыша, а часть пути по снегу.

     Для распиловки камня применяли пилы из полостного железа. Первоначально  по поверхности камня они перемещались канатами, но в последствии Ф.В. Стрижковым был устроен камновал, который  передавал движение на пилу с помощью  шатуна. Тем же Стрижковым много  нового было внесено в конструкцию сверильных машин (одновременная обработка внутренней и внешней стороны изделия). Множество проектов Стрижкова Так и небыли воплощены, ряд проектов был реализован его преемниками. При Лаулине М.С. была претворена мечта Стрижкова о здании со станками для обработки большой поверхности.

     Демонстрируемая колыванскими мастерами высокая  культура обработки камня, получившая международное признание, плод развитой системы профессионального воспитания кадров и великолепной технической  оснащенности фабрики, созданной и  совершенствованной силами и талантами  ее работников.

     Но, к сожалению, «золотой век» начался  и закончился в XIX в. Свертывание дворцового строительства, смена архитектурного стиля снизили спрос на монументальные произведения Колыванской фабрики. Реформа 1861 г., заменившая дешевый принудительный труд наемным, сказалась на стоимости изделий. Заказов становилось все меньше. Попытки расширить ассортимент фабрики за счет выпуска мелких каменных изделий оказались неудачными. Среди последних крупных созданий колыванских камнерезов следует назвать детали Сени (навеса) храма Спаса на крови в Петербурге (1899 – 1902 гг.) и колонны для Варшавского собора.

     Можно сделать вывод, что основными предпосылками камнерезного дела, производства художественных изделий на Алтае было открытие почти неисчерпаемых запасов сырья – поделочного камня, и развитие в крае горного дела и металлургической промышленности. Специфичность процесса создания изделий из камня состоит в том, что нужно понимать культуру материала, умение использования его декоративных возможностей. Изделия из камня – продукт творчества художников-проектировщиков и мастеров-исполнителей, во главе которых находились известные механики, в том числе К.Д. Фролов, И.И. Ползунов и другие.

 

Центр культуры на основе памятников камнерезного искусства Алтая.

 

2.1. Колыванская камнерезная  фабрика 

     Культура  обработка камня возникла в России XVIII века в связи с расширением дворцового строительства, на волне интереса к античности и увлечения минералогией.

     Один  за другим возникли три центра камнерезного дела: Петергоф (1723 г.), Екатеринбург (1725 г.), Локоть (1786 г.). Из Локтя шлифовальная фабрика в 1802 г. была переведена в Колывань. Колыванский камнерезный завод был основан в этом же году Ф.В. Стрижковым. Выбор Колывани в качестве места для строительства фабрики определялся близостью к крупным месторождениям цветных камней: Коргонского, Ревневского, Белорецкого. Камни каждого месторождения отличаются разнообразием цветовой гаммы, структуры. Приводят в восторг и геологов, и камнерезов, и художников, и ценителей камня.

     До  настоящего времени сохранился архитектурный  ансамбль из  2-этажного здания Колыванской  шлифовальной фабрики построенной  по проекту Ф.В. Стрижкова, здание, пруд и плотина, построенные в 1728 году.

     В «золотом» для Колыванской шлифовальной фабрики XIX веке, было изготовлено около 900 значительных произведений. В XX векефабрика имела и взлеты, и падения, но во все времена изделия по своему художественному решению и художественному уровню соответствовали лучшим традициям искусства художественных промыслов, исторически сложившихся на Алтае.

     В годы Великой Отечественной войны  завод, входящий в состав треста «Русские самоцветы» г. Ленинграда, трудился над  специальными заказами – доводочными  брусками, медицинским оборудованием.

     В эти сложные годы открыли ювелирный  цех, который на протяжении последующих  лет то начинал производство, то прекращал.

     70-80-е  годы ознаменованы вазами, их  много, но все они были выполнены  к юбилеям городов и украшают  скверы г. Барнаула, Змеиногорска, Киева, Рубцовска. Много изделий  – ваз, шкатулок, письменных приборов  и др. – было выполнено специально  на международные и всесоюзные  выставки.

     В 1992 году на Всесоюзной выставке народно-художественных промыслов «Алтай 92» был вручен Диплом I степени. На международной выставке «Сибсамоцветы – 93 » (г. Новосибирск) завод неоднократно был удостоен дипломов I и II степени.

     1 марта 1999 года завод зарегистрирован  как государственное унитарное  дочернее предприятие «Колыванский  камнерезный завод им. И.И. Ползунова». Были разработаны мероприятия  по развитию завода, в которых  предусмотрены средства на реконструкцию  производственных корпусов, приобретение и установку нового технологического оборудования, приобретение техники для добычи поделочного камня и проведение геологоразведочных работ.

     В настоящее время ГУДП «Колыванский камнерезный завод» - предприятие, которое  выпускает продукцию для устройства дорог (бортовой камень), облицовочную плиту, художественные изделия –  вазы, мозаичные панно, шкатулки, подсвечники, мозаичные столы и столешницы, и оказывает услуги по изготовлению надгробных памятников. Осуществляет добычу гранита и других поделочных камней. Спрос на художественную продукцию  возрастает, и главная цель –  сохранение и дальнейшее развитие камнерезного дела на Алтае, расширение производства уникальных художественных изделий из природных материалов, возрождение мастерства камнерезов Колывани.

     Конец XX начало XXI веков ознаменованы новыми интересными работами. Колыванский камнерезный завод сможет выполнить любой заказ – от небольшого сувенира до огромного камина, вазы, чаши, картины из камня, сохраняя и продолжая традиции камнерезов XIX века и внося новые идеи современности. Художественные изделия из цветных камней Алтая, созданные мастерами Колыванского камнерезного завода, всегда будут радовать и удивлять нас своей красотой. 

2.2. Особенности колыванских  изделий и их  роль сегодня 

     Культура  камня на Алтае существует ни один век. Академик А.П. Окладников в исследованиях  пишет, что человек на Алтае начал  обрабатывать дикий камень около 70 тысяч лет назад. Впервые представленные императрице Екатерине II и ее придворному окружению в 1785 году алтайские порфиры и яшмы вызвали восторженные отзывы. Алтайские самоцветы сравнивали с известными всему миру античными порфирами, с камнями древнего Египта, но ничего похожего в царских коллекциях не нашлось. Алтайский камень был неповторим!

     Самодействительность, самоцветность алтайских камней была подтверждена в 1786 г. Разнообразие их подтвердила находка Риддером пятнистой розовой брекчии, она так и названа – риддерской. Непохожесть на все другие камни России показывали первые же образцы ревневской зеленоволнистой яшмы.

     Но  не разноцветные камни стали тем  материалом, из которого сделаны первые алтайские вазы. Они были сработаны  из черного локтевского порфира. Изделия предшественницы Колывани – Локтевской шлифовальной мельицы  – были невелики по размерам. Его  вазы высотой не более метра, мелкие настольные украшения, столовые доски, детали дарохранительниц, но в них  отразилась настойчивость русских  рабочих в овладении современно необычным для Сибири ремеслом.

     Вазы  алтайских самоцветов вошли не только в  историю русского декоративно-прикладного  искусства. Некоторые из них связаны  с историей дипломатии. В этом смысле чрезвычайно любопытна судьба квадратной чаши из коргонского порфира. Чаша была закончена в 1806 г. В столицу ее сопровождал отдельщик Яков Протопопов. Везли чашу почти полгода, а когда она появилась в столице и была представлена Александру I, то он решил, что эта чаша может быть достойным ответным подарком на французские фарфоровые вазы, подаренные ему Наполеоном после заключения Тильзицкого мира. История этой вещи интересна тем, что у чаши есть три сестры. Две пропали без вести, след их потерян, но одна осталась в России и находится сейчас в Государственном Эрмитаже. Там же хранятся и удивительные, не только по красоте, но и по размерам круглая чаша на химерах из коргонского порфира, работа 1810 г., и чаша эллиптической формы из зелено-волнистой ревневской яшмы. Ее привезли в Петербург в 1819 г.

     Но  самая крупная в мире чаша, которую  называют «царицей ваз», вырезена из цельного монолита значительно позже. Посетивший Колывань в 1828 году штаб-лекарь Брыкбь записал свои впечатления и опубликовал  их в Петербурге через три года. Вот что он пишет: «Здесь (на фабрике) видели мы собрание разного сорта  моделей с резьбою; между прочим, алебастровую модель овальной чаши, которая  будет семь аршин в длинном  своем диаметре, а камень, из коего  она будет приготовляться, есть зелено-волнистая  яшма, и имеет девять аршин длины…». Овальная чаша диаметром 504*322 см, высотой 257 см, весом около 20 тонн. Ее обрабатывали более 11 лет только на фабрике, не считая предварительной обтески глыбы на карьере. В настоящее время ваза украшает один из залов Эрмитажа.

     Колыванские изделия большие и малые, разошлись  по белу свету. Несколько вещей подарены монаршими руками в XIX в. И теперь находятся в Турции, Японии, Швеции. Колыванские изделия из музеев Петербурга и его пригородов экспонируются на всемирных выставках в Париже, Чикаго, Лондоне и Вене. Их не раз заслуженно отмечаль дипломами и медалями.

     К сожалению, не все еще известно о  тех изделиях алтайских камнерезов, что находятся у нас в стране, но по каким-то причинам не попали в  музейные собрания. Долгое время небыло известно ни одной вещи, подписанной  Михаилом Лаулиным. Так и считали  искусствоведы, что этот последователь  Ф.В. Стрижкова, умершего в 1811 г., не оставил своего имени на камне. Но вот, в потоке вещей, поступавших в Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина на Волхонке в Москве, появилась ваза из нежно-розового белорецкого кварцита. Камнерезы прошлого века называли его агатом. Камень этот неповторим, его не спутаешь ни с кем другим – он именно алтайский. На плите вазы подпись: «Колыванская шлифовальная фабрика, 1825 год, мастер М. Лаулин».

     В п. Колывань действует Колыванский  музей камнерезного дела на Алтае. Здесь  в экспозициях, документах, изделиях, коллекциях камней представлена история  Колывани камнерезной, всемирно прославившей Алтай неподражаемым искусством своих мастеров. История Колывани, ее изделий, ее мастеров еще не предстала  перед нами полностью. Она тем  более интересна для изучения, так как в Колывани сейчас возрождаются камнерезные традиции.

     Есть  камень, ждущий своего звездного часа. От этого может зависеть экономическое  развитие целого региона – камень надо уметь преподнести, а это  может только художник. Есть природа, призывающая эффективнее использовать ее недра. Есть камнерезные школы, которые  не знают, как выжить в современных  условиях. Есть подрастающее поколение, чей интерес к камню необходимо поддерживать. Поэтому видится целесообразным создание информационного центра, способствующего  решению этих проблем, пропагандирующего  камнерезное искусство. 

Информация о работе Центр культуры на основе памятников камнерезного искусства Алтая