Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:26, доклад
Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано близ Винчи: недалеко от Флоренции в «три часа ночи» то есть в 22:30 по современному отсчёту времени. Отмечено в дневнике деда Леонардо (дословный перевод): «В субботу, в три часа ночи 15 апреля родился мой внук, сын моего сына Пьеро. Мальчика назвали Леонардо. Его крестил отец Пьеро ди Бартоломео». Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро и его возлюбленная, крестьянка Катерина.
Биография.
Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452, село Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции он прожил 67 лет и умер в 2 мая 1519 во Франции.
Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано близ Винчи: недалеко от Флоренции в «три часа ночи» то есть в 22:30 по современному отсчёту времени. Отмечено в дневнике деда Леонардо (дословный перевод): «В субботу, в три часа ночи 15 апреля родился мой внук, сын моего сына Пьеро. Мальчика назвали Леонардо. Его крестил отец Пьеро ди Бартоломео». Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро и его возлюбленная, крестьянка Катерина. Первые годы жизни Леонардо провёл вместе с матерью. Его отец вскоре женился на богатой и знатной девушке, но этот брак оказался бездетным, и Пьеро забрал своего трёхлетнего сына на воспитание. Разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать её образ в своих шедеврах. Жил он в это время у деда. В Италии того времени к незаконнорожденным детям относились почти как к законным наследникам. Многие влиятельные люди города Винчи приняли участие в дальнейшей судьбе Леонардо. Когда Леонардо было 13 лет, его мачеха умерла при родах. Отец женился повторно — и снова вскоре остался вдовцом. Он прожил 67 лет, был четырежды женат и имел 12 детей. Отец пытался приобщить Леонардо к семейной профессии, но безуспешно: сын не интересовался законами общества.
Леонардо не
имел фамилии в современном смысле;
«да Винчи» означает просто «(родом)
из городка Винчи». Полное его имя
— итал. Leonardo di ser Piero da Vinci, то есть «Леонардо,
сын господина Пьеро из Винчи».
Мона Лиза.
полное название — Портре́т госпожи́ Ли́зы дель Джоко́ндо
картина Леонардо да Винчи, находящаяся в Лувре (Париж, Франция), одно из самых известных произведений живописи в мире, которое, как считается, является портретом Лизы Герардини, супруги торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо, написанным около 1503—1505 года.
Ещё первые итальянские
биографы Леонардо да Винчи писали
о месте, которое занимала эта
картина в творчестве художника.
От работы над «Моной Лизой» Леонардо
не уклонялся — как это было со многими
другими заказами, а, наоборот, отдавался
ей с какой-то страстью. Ей было посвящено
все время. Он потратил на него значительное
время и, покидая Италию в зрелом возрасте,
увёз с собой во Францию в числе некоторых
других избранных картин. Да Винчи испытывал
особенную привязанность к этому портрету,
а также много размышлял во время процесса
его создания, в «Трактате о живописи»
и в тех заметках о технике живописи, которые
не вошли в него, можно найти множество
указаний, с несомненностью относящихся
к «Джоконде»
Сообщение Вазари
Согласно Джорджио
Вазари (1511—1574), автору биографий итальянских
художников, который написал о Леонардо
в 1550 году, 31 год спустя после его смерти,
Мона Лиза (сокр. от мадонна Лиза) была
женой флорентийца по имени Франческо
дель Джокондо (итал. Francesco del Giocondo), на чей
портрет Леонардо потратил 4 года, всё
же оставив его неоконченным.
«Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло.
Это изображение всякому, кто хотел бы видеть, до какой степени искусство может подражать природе, дает возможность постичь это наилегчайшим образом, ибо в нем воспроизведены все мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи. Поэтому глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека, а вокруг них переданы все те красноватые отсветы и волоски, которые поддаются изображению лишь при величайшей тонкости мастерства. Ресницы, сделанные наподобие того как действительно растут на теле волосы, где гуще, а где реже, и расположенные соответственно порам кожи, не могли бы быть изображены с большей естественностью. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Рот, слегка приоткрытый, с краями, соединенными алостью губ, с телесностью своего вида, кажется не красками, а настоящей плотью. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. И поистине можно сказать, что это произведение было написано так, что повергает в смятение и страх любого самонадеянного художника, кто бы он ни был.
Между прочим, Леонардо прибег к следующему приему: так как мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам. У Леонардо же в этом произведении улыбка дана столь приятной, что кажется, будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо; самый же портрет почитается произведением необычайным, ибо и сама жизнь не могла бы быть иной».
Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Эта неточность могла возникнуть только в том случае, если автор описывал картину по памяти или же по рассказам других. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»[1]. Также учёный пишет об ошибочном указании на неоконченность портрета — «портрет несомненно писался долго и был доведен до конца, что бы ни говорил Вазари, который в своей биографии Леонардо стилизовал его как художника, принципиально не умеющего окончить ни одну крупную работу. И не только был закончен, но является одной из наиболее тщательно отделанных вещей Леонардо»[1].
Интересен факт, что в своём описании Вазари восхищается талантом Леонардо передавать физические феномены, а не сходством между моделью и картиной. Как кажется, именно эта «физическая» особенность шедевра оставила глубокое впечатление у посетителей ателье художника и дошла до Вазари почти пятьдесят лет спустя.
Картина была хорошо
известна среди любителей искусства, хотя
Леонардо уехал из Италии во Францию в
1516 году, взяв картину с собой. Согласно
итальянским источникам она с тех пор
находилась в коллекции французского
короля Франциска I, однако остаётся неясным,
когда и как она была им приобретена и
почему Леонардо не вернул её заказчику.
Проблема идентификации
модели
Вазари, родившийся
в 1511 году, никак не мог увидеть
Джоконду своими глазами и был
вынужден сослаться на информацию,
данную анонимным автором первой
биографии Леонардо. Именно он и пишет
о торговце шелками Франческо Джокондо,
заказавшем у художника портрет своей
третьей жены
Хотя сведения
о личности женщины даёт Вазари,
по поводу неё до сих пор долгое
время оставалась неопределённость
и высказывалось множество
Картина. Описание
На картине прямоугольного формата изображена женщина в тёмной одежде, обернувшаяся вполоборота. Она сидит в кресле, сложив руки вместе, оперев одну руку на его подлокотник, а другую положив сверху, повернувшись в кресле почти лицом к зрителю. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям — атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Зелёное платье в тонких сборках, с жёлтыми рукавами в складках, вырезано на белой невысокой груди. Голова слегка повёрнута.
Искусствовед
Борис Виппер, описывая картину, указывает,
что в лице Моны Лизы заметны следы
моды кватроченто: у неё выбриты
брови и волосы на верхушке лба
Нижний край картины обрезает вторую
половину её тела, таким образом, портрет
является практически поясным. Кресло,
в котором сидит модель, стоит на балконе
либо на лоджии, линия парапета которой
видна позади её локтей. Как считается,
раньше картина могла быть шире и вмещать
две боковые колонны лоджии, от которых
в данный момент остались две базы колонн,
чьи фрагменты видны по краям парапета.
Лоджия выходит на пустынную дикую местность с извилистыми потоками и озером, окружённым снежными горами, которая простирается к высоко поднятой линии горизонта позади фигуры. «Мона Лиза представлена сидящей в кресле на фоне пейзажа, и уже само сопоставление её сильно приближенной к зрителю фигуры с видимым издалека, как бы огромной горы, ландшафтом сообщает образу необыкновенное величие. Этому же впечатлению содействует контраст повышенной пластической осязательности фигуры и её плавного, обобщённого силуэта с уходящим в туманную даль, похожим на видение пейзажем с причудливыми скалами и вьющимися среди них водными протоками»[11].
[править]
Композиция
Портрет Джоконды является одним из самых лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса.
Борис Виппер пишет,
что, несмотря на следы кватроченто,
«своей одеждой с небольшим вырезом
на груди и с рукавами в свободных
складках, точно так же как прямой
позой, лёгким поворотом тела и мягким
жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит
эпохе классического стиля». Михаил Алпатов
указывает, что «Джоконда превосходно
вписана в строго пропорциональный прямоугольник,
полуфигура ее образует нечто целое, сложенные
руки придают ее образу завершенность.
Теперь, конечно, не могло быть и речи о
причудливых завитках раннего „Благовещения“.
Впрочем, как ни смягчены все контуры,
волнистая прядь волос Джоконды созвучна
прозрачной вуали, а брошенная через плечо
свесившаяся ткань находит себе отзвук
в плавных извивах далекой дороги. Во всем
этом Леонардо проявляет свое умение творить
согласно законам ритма и гармонии»
Современное состояние
«Мона Лиза» очень потемнела, что считается результатом свойственного её автору тяготения к экспериментам с красками, из-за которого фреска «Тайная вечеря» вообще практически погибла. Современники художника, тем не менее, успели выразить свои восторги не только по поводу композиции, рисунка и игры светотени — но и относительно колорита произведения. Предполагается, например, что изначально рукава её платья могли быть красными — как это видно из копии картины из Прадо.
Современное состояние
картины достаточно плохое, из-за чего
сотрудники Лувра объявили, что больше
не будут отдавать её на выставки: «На
картине образовались трещины, а одна
из них останавливается в считанных миллиметрах
над головой Моны Лизы». Макросъёмка позволяет
увидеть большое количество кракелюр
(трещин) на поверхности картины
Тайная Вечеря
фреска работы
Леонардо да Винчи, изображающая сцену
последнего ужина Христа со своими учениками.
Создана в 1495—1498 годы в доминиканском
монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в
Милане.
Общие сведения
Санта-Мария делле Грацие
Размеры изображения — примерно 450×870 см, оно находится в трапезной монастыря, на задней стене. Тема является традиционной для такого рода помещений. Противоположная стена трапезной покрыта фреской другого мастера; к ней приложил свою руку и Леонардо.
Роспись была заказана Леонардо его патроном, герцогом Лодовико Сфорца и его супругой Беатриче д’Эсте. Гербом Сфорца расписаны люнеты над фреской, образованные потолком с тремя арками. Роспись была начата в 1495 году и завершена в 1498 году; работа шла с перерывами. Дата начала работы не является точной, поскольку «архивы монастыря были уничтожены, и ничтожная часть документов, которыми мы располагаем, датируется 1497 годом, когда роспись была почти закончена».
Известно о существовании трех ранних копий фрески, предположительно авторства помощника Леонардо.
Роспись стала вехой
в истории Ренессанса: правильно воспроизведенная
глубина перспективы изменила направление
развития живописи
Техника
Леонардо писал
«Тайную вечерю» на сухой стене,
а не на влажной штукатурке, поэтому
роспись не является фреской в
истинном значении слова. Фреску нельзя
изменять во время работы, и Леонардо решил
покрыть каменную стену слоем смолы, гипса
и мастики, а затем писать по этому слою
темперой. Из-за избранного метода роспись
начала разрушаться уже через несколько
лет после окончания работы.