Анализ адата и аталычества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2009 в 17:29, Не определен

Описание работы

Раскрыты особенности этнопедагогики Северного Кавказа

Файлы: 1 файл

Адат и аталычество.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

Действительно два эти понятия менталитет и национальный характер схожи, но в то же время разные. Национальный характер - совокупность устойчивых психических особенностей этнической общности, преломляющихся в этнических стереотипах, личностных самоопределениях свойств и качеств характера, своде представлений о высших добродетелях и пороках, и проявляющихся в типичных способах поведения и общения, а менталитет - глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательную совокупность предрасположенностей людей действовать, мыслить и воспринимать мир определенным образом.

Методы научного этнопедагогического исследования. В этнопедагогике как новой отрасли  знаний формируются собственные  методы познания, каковыми являются:  

теоретического  уровня:

 

историко-педагогический анализ и синтез (определение целей, предмета и задач исследования, развития педагогических представлений и воспитательной практики народа в разные периоды его этногенеза;

выявление истоков  и основных направлений генезиса этнопедагогики);

сравнение и  обобщение (обработка и этнопедагогическая интерпретация библиографических указателей, историографических, этнографических и фольклорных изданий, археологических материалов);

историко-структурный (с помощью которого осуществляется структуризация приобретенного историко-педагогического  знания и соотношение ее с конкретными периодами, доминантными идеями);

конструктивно-генетический (рассмотрение трансформации историко-педагогических знаний в течение ХІІІ–ХХ вв.);

аксиологический (заключается в соотношении объектов, которые изучаются, и тех или  иных ценностей, благодаря чему и осуществляется отбор объектов и их оценка);

персоналистично-биографический (применяется для анализа педагогической литературы, посвященной педагогическим персоналиям);

прогностический (моделирование, метод экспертных оценок).  

эмпирического уровня:

диагностические (беседы, интервью, «воспоминания в  воспоминаниях»);

обсервационные (наблюдения в разных условиях жизнедеятельности  семьи),

народа, изучение результатов труда).  

Этнопедагогика, являясь отраслевой педагогической дисциплиной, безусловно, в своих исследованиях использует как традиционные общепедагогические методы, так и методы, учитывающие особенности ее предмета. Методы научного этнопедагогического исследования – это способы получения информации, которая нужна для установления закономерностей, отношений и зависимостей в этнопедагогическом процессе.  

1. Методы изучения  фольклорных материалов. Своеобразным  и весьма интересным источником  для этнопедагогической интерпретации  является фольклор. В нем отражаются  быт, культура, социально-экономические и педагогические воззрения создавшего его народа.  

Проблема использования  фольклора в качестве источника  и метода уже не является спорной. Такие видные фольклористы как В. Жирмунский, А. Кононов, В. Пропп, К. Чистов, Р. Липец постоянно указывали на важность использования исторического фольклора для изучения культуры, воззрений, исторического прошлого. В их трудах содержится и методика использования фольклора как источника. Использование фольклорных данных в филологических исследованиях на материале Крыма и крымских татар впервые поставлено на научную основу профессорами Р. Музафаровым, А. Эмировой и доцентом Д. Бекировым. Привлечение преданий, легенд и т.д. в решении проблем этнокультурных процессов оказалось весьма плодотворным [304; 506; 48].  

В определенной мере использованы также данные языка. Этимологический, семантический анализ слов и терминов, относящихся к  области духовной культуры и являющихся консервативными элементами словарного состава, нередко подводит к конкретным периодам истории. В плане вышесказанного плодотворны исследования А. Меметова, посвященные крымскотатарской лексикологии [286]. Он убедительно показывает большие возможности этимологических, сравнительных анализов лексики. На их основе выявляется богатый, казалось бы, отчасти совершенно исчезнувший, но сохранившийся, главным образом, благодаря языку духовный мир предков крымских татар.  

В устном творчестве народа, в его обычаях, обрядах, традициях  заключен колоссальный объем информации по вопросам воспитания. Поэтому вполне естественно, что исследование национальных традиций не может не сказаться положительно на развитии этнопедагогической науки.  

2. Изучение письменных  источников. Это один из актуальных  методов этнопедагогики, ценность  которого заключается в разнообразной и достоверной информации об изучаемых народах и их культурах, содержащейся в исторических памятниках («Кодекс Куманикус», «Кадыаскерские тетради» и др.). В качестве письменных источников используются обычно история народов, написанная ими самими, или описания их культур, что сохраняет к этим источникам устойчивый интерес ученых-этнологов. Однако такого рода историко-культурные описания не единственный тип письменных источников, представляющих интерес для педагогов. В настоящее время существует большое количество еще не исследованных письменных материалов, которые содержат много полезной и неизвестной информации о жизни и культуре крымскотатарского народа.  

Особое место  занимают письменные свидетельства  путешественников и послов. Примером этому могут служить записки Мартина Броневского, бывшего послом польского короля Стефана Батория при дворе крымского хана Мухаммед-Гирея ІІ и запечатлевшего облик Бахчисарая 70-х гг. XVI в.; эпистолярное наследие барона Тотта, бывшего французским консулом, посланником короля при хане Крым-Гирее (в 1760–70-х гг.); книга о жизни турецкого путешественника Эвлия Челеби (1641–1667 гг.) и др.  

К этой же группе следует отнести записки, сочинения  и мемуары политических деятелей, военачальников, царедворцев. Чаще всего  в этой связи приходится обращаться к запискам барона Э. Миниха, к дневникам завоевателя Крыма В. Долгорукова, к сочинению П. Сумарокова «Досуги крымского судьи, или второе путешествие в Тавриду» (Спб.; 1802) и путевым заметкам и зарисовкам П. Свиньина, вошедшим в его книгу «Картины России и быт разноплеменных ее народов...» (Спб., 1839).  

К числу путешественников относятся талантливые писатели и поэты, воспевшие Крым: А. Пушкин, А. Грибоедов, Л. Толстой, В. Белинский, А. Чехов, М. Горький, М. Волошин, К. Паустовский, И. Бунин, А. Куприн. О Крыме упоминалось в многочисленных украинских думках (песни-стоны) и других литературных произведениях: В. Антоновича, В. Капниста, Н. Гоголя, С. Руданского, О. Гончара, В. Короленко, П. Панча и др.  

Важно уметь  оценивать предметы или идеи, которые наши предки брали у других и интегрировали в собственную историю. В условиях объективно сложившегося дефицита сохранившихся письменных источников даже такие заимствования имеют ценность, так как они представляют собой свидетельство многосторонних связей крымских татар с другими народами.  

3. Археологические  материалы. Для восстановления  этнической истории и истории  культуры в этнопедагогике применяется  метод изучения археологических  материалов. В отличие от письменных  источников и устного народного творчества археологические материалы являются самыми надежными, так как позволяют довольно точно определить время каких-либо исторических событий или возраст предметов культуры. Высокая достоверность этого метода основывается на современных способах изучения и оценки археологических материалов.  

Благодаря археологическим  источникам мы прикасаемся к духовному  миру крымских татар. Использование  археологических материалов в качестве источника основано на понимании  культуры как способа и результата материальной и духовной деятельности людей. Следовательно, потенциальным источником может быть все, что является результатом деятельности народа.  

Археологические материалы конкретно локализуются во времени и пространстве. В них  отражается культурная (археологическая), а нередко родовая и этническая принадлежность. В отношении датировок, например, родовой принадлежности мы опирались на результаты исследований О. Акчокраклы «Татарские тамге в Крыму». Ученому-археологу за короткое время удалось собрать в степной части Крыма до 400 тамг. В настоящее время необходимо возобновление исследований тамг, которые дадут возможность изучить значение их в быту крымских татар.  

При работе над  темой исследования были изучены  археологические материалы, относящие  к крымскотатарской культуре домонгольского, Крымского ханства (У. Боданинский, Б. Засыпкин, О. Акчокраклы) и современного периодов (В. Кутайсов, В. Ядыкин, Е. Айбабин и др.). Они дают возможность судить о религиозной принадлежности, погребальных и свадебных обрядах крымских татар, что является актуальным сегодня для этнопедагогики. Предметы утвари, инструменты, использовавшиеся в процессе обработки растений, шерсти, шелка, изготовлении тканей и войлоков, содержат информацию об образе жизни, культуре, и национальных приоритетах крымских татар. Анализ, оценка и интерпретация этой информации служит основанием для создания этнопедагогических теорий, концепций и рекомендаций.  

4. Полевые исследования. Метод полевого исследования  основывается на длительном пребывании и вживании исследователя в изучаемую этническую среду. Причем срок стационарной работы должен быть не менее одного этнического года, который по своей продолжительности на два-три месяца превышает календарный.  

Метод полевых  исследований позволяет получить сведения как о материальной, так и духовной культуре народа. К первым относятся зафиксированные в чертежах, схемах, фотографиях объекты материальной культуры: объекты производственной и бытовой жизни этноса, орудия труда, жилища, утварь, одежда и т. д. С помощью современных технических средств (кино, фото-, аудио-, видеоаппаратура) и традиционных полевых записей фиксируются объекты и явления духовной жизни народа (традиции, обряды, обычаи, ритуалы, фольклор и т.д.). Причем материализованные свидетельства духовной культуры, например, предметы культа, народного искусства, места и типы захоронений фиксируются подобно объектам материальной культуры.  

5. Метод историко-педагогического  анализа применим почти ко  всем педагогическим явлениям, таким,  как возникновение и становление национальной системы просвещения; основные традиции в развитии просвещения и культуры; структура системы народного образования и ее изменения на определенных исторических этапах; характеристика школьной политики государства и взаимоотношений школы и религии в стране; выявление традиций, важнейших проблем и тенденций в развитии просвещения; исследование педагогических идей, теорий и отдельных проблем просвещения и т. д. Выводы по любой педагогической проблеме могут иметь научный характер, когда основаны на анализе генезиса и особенностей ее развития. Исторический метод способствует более глубокому пониманию современного состояния анализируемого этнопедагогического явления.  

6. Социологический  метод теснейшим образом связан  с остальными методами исследования. Он предполагает оценку социального характера народного образования, анализ целей и задач, содержания и методов воспитания и образования с позиций этнической структуры общества, оценку соответствия организации школы потребностям народа и т.д.  

7. Метод сравнения.  С помощью сопоставления педагогических  явлений и установления их  различий можно определить общие  закономерности, тенденции развития  и национальные особенности систем  воспитания различных народов.  В нашем исследовании для сопоставления привлекались материалы педагогической культуры тех народов, с которыми крымские татары поддерживали тесные экономические, торговые и культурные связи (страны Востока, Запада, Древняя Русь и т.д.).  

Совершенно закономерным было сопоставительное изучение педагогической культуры тюркских народов, учитывая их большую близость в изучаемый нами период.  

Кроме того, несмотря на значительные различия педагогических культур разных стран того времени, действовавшие на больших пространствах  нивелирующие силы делали культуру одной страны похожей на другую. Это было обусловлено сходными условиями развития, прямыми взаимовлияниями, широкими торговыми связями. Как показало проведенное исследование, наибольшее нивелирующее влияние на крымских татар и другие тюркские народы оказала мусульманская культура. Все эти факторы были учтены нами при изучении педагогической культуры крымских татар.  

8. Педагогический  эксперимент – научно-поставленный  опыт в области учебной и  воспитательной работы с целью  выявления способов и путей функционирования этнопедагогики в современной учебно-воспитательной системе. Изучение педагогических явлений осуществляется в специально созданных и контролируемых условиях. Педагогический эксперимент предполагает активное вмешательство в учебно-воспитательный процесс. Учеными могут применяться различные виды эксперимента: констатирующий, созидательно преобразующий и контрольный.  

9. Методы теоретического  исследования народно-педагогических  явлений. В ходе теоретического  анализа обычно выделяют и  рассматривают отдельные стороны, признаки, особенности или свойства педагогических явлений. Анализируя отдельные факты, группируя и систематизируя их, исследователи выявляют в них общее и особенное, устанавливают общий принцип или правило.  

Информация о работе Анализ адата и аталычества