Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 13:28, курсовая работа
Международный договор является источником права. Это, во-первых, результат международного правотворчества как процесса согласования воли заинтересованных государств, и, во-вторых, форма, которая содержит нормы международного права, регулирующего межгосударственные отношения путем установления прав и обязанностей участников-государств
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОМ
ДОГОВОРЕ………………………………………………………6
Понятие и признаки гражданско-правового договора…………6
Свобода договора………………………………………………..10
ГЛАВА 2. ВИДЫ ДОГОВОРОВ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ………16
2.1 Общие классификации гражданско-правовых договоров…..16
2.2 Организационные и имущественные договоры…………..33
2.3 Публичный договор и договор присоединения……………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………41
--------------------------
<5>
СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757.
Таким образом, по большому счету договор, не предусматривающий утверждение (принятие), не должен подлежать обязательному утверждению в Российской Федерации. Осуществление процедуры утверждения таких договоров Российской Федерацией является ее инициативой, находящейся за пределами требования законодательства. Следовательно, Соглашение о взаимном признании лицензий на осуществление строительной деятельности, выдаваемых лицензионными органами государств - участников Содружества Независимых Государств, от 27 марта 1997 г. можно считать вступившим в силу для Российской Федерации со дня подписания, несмотря на то что 31 декабря 2004 года (более чем через семь лет после подписания!) Российская Федерация уведомила депозитария о том, что необходимые внутригосударственные процедуры выполняются.
Законодательство РФ не требует обязательной ратификации или утверждения договоров, посвященных сотрудничеству в сфере межбиблиотечного обслуживания. Тем не менее Соглашение о создании системы межбиблиотечного абонемента государств - участников СНГ от 13 января 1999 года вступило в силу для РФ не со дня его подписания, а с даты сдачи депозитарию документа, подтверждающего осуществление внутригосударственных процедур, - 16 октября 2003 года <6>.
--------------------------
<6>
Таким же образом вступило
в силу для Российской
Пример иного, соответствующего договорным положениям решения вопроса - Соглашение о правовом режиме информационных ресурсов пограничных войск государств - участников Содружества Независимых Государств от 25 ноября 1998 года. Оно вступило в силу для Российской Федерации со дня подписания, хотя уведомление о выполнении процедур сдано 12 февраля 2001 года <7>. Следует заметить, что вступление данного Соглашения в силу со дня подписания означает, что законодательство не предусматривает осуществления соответствующих процедур в качестве необходимых для вступления его в силу.
--------------------------
<7>
БМД. 2001. N 7. Опубликование последовало
не за вступлением в силу (как того
требует Закон), а за депонированием уведомления
об осуществленных процедурах. Это наводит
на мысль, что Российская Федерация не
считала Соглашение вступившим в силу
со дня подписания.
2.
Возможность вступления
только
для одного государства
Вступление в силу многостороннего договора для различных государств в разные сроки - практика обычная и распространенная. Однако договор должен вступать в силу как минимум для двух государств.
Сомнения в "нормальности" положения возникают, когда договор допускает возможность вступления его в силу только для одного государства - после выполнения им необходимых для вступления договора в силу процедур.
Подписание договора двумя или несколькими государствами свидетельствует о взаимообусловленности волеизъявления его сторон относительно правил поведения, в нем содержащихся. Что касается придания юридической силы этим правилам поведения, то такая взаимообусловленность также необходима. Следовательно, договор, вступивший в силу только для одного государства, - это, если можно так выразиться, не вполне договор (нормативно-правовой акт). Применение такого договора весьма проблематично.
Так, в ст. 12 Соглашения по вопросам, связанным с восстановлением прав депортированных лиц, национальных меньшинств и народов, от 9 октября 1992 года <8> говорится, что оно вступает в силу с момента его ратификации или утверждения. Ясно, что такие процедуры двух или нескольких государств могут не совпасть по времени. С 9 декабря 1992 года по 26 июня 1993 года Узбекистан был единственной страной, в отношении которой договор вступил в силу.
--------------------------
<8>
СПС. Российская Федерация не
является участником
Соглашение о принципах таможенной политики от 13 марта 1992 года <9> вступает в силу в отношении каждой из сторон через один месяц с даты сдачи ею депозитарию уведомления о выполнении всех формальностей, необходимых для его вступления в силу (ст. 12). Республика Беларусь первая выполнила необходимые формальности и сдала об этом уведомление. С 5 марта 1993 года по 17 августа 1996 года (более трех лет!) Республика Беларусь была единственным государством - участником Соглашения.
--------------------------
<9>
Информационный вестник Совета
глав государств и Совета глав
правительств СНГ. Содружество. 1992.
N 3. Российская Федерация в Соглашении
не участвует.
Практика
использования ссылки на законодательство
о необходимости осуществления
процедур, особенно без указания каких-либо
сроков извещения о такой
Договорные положения могли бы быть сформулированы, например, так: Соглашение вступает в силу, когда по крайней мере два подписавших его государства уведомят депозитария о своем согласии быть связанными положениями настоящего Соглашения. Для государства, уведомившего о таком согласии после вступления Соглашения в силу, - со дня получения уведомления депозитарием.
Такого
рода договорные положения могли
бы несколько упростить задачу выяснения
момента вступления договора в силу,
хотя бы потому, что отпадает необходимость
изучения законодательства соответствующего
государства.
3.
Проблема добросовестного
о
вступлении договора в силу
Венская
конвенция о праве
Положения договора, регулирующие порядок и дату вступления договора в силу, применяются с момента принятия текста договора (п. 4 ст. 24 Венской конвенции о праве международных договоров). Государства должны им так же добросовестно следовать, как и другим нормам соответствующего договора.
Поскольку начало действия и применения договора определяется по моменту вступления его в силу, выяснение, действительно ли договор вступил в силу и соответствовало ли его вступление в силу тем требованиям, которые предусмотрены договором, необходимо.
К сожалению, практика применения международных договоров в Российской Федерации не всегда подтверждает такой подход. С.Ю. Марочкин справедливо замечает по этому поводу: "Можно считать обычной ситуацию, что суды всех видов не устанавливают (во всяком случае, не отмечают в решениях по делам) наличие юридических условий возможности применения конкретного договора. Одним из них является факт признания обязательности для РФ используемого договора" <10>. Суды принимают на веру официальные сообщения о дате вступления договора в силу, которые опубликовываются в соответствии со ст. 24 Закона одновременно с опубликованием договора РФ.
--------------------------
<10>
Марочкин С.Ю. К 10-летию
Например, Соглашениями РФ о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле с Кыргызской Республикой от 10 октября 2000 года <11> и Арменией от 20 октября 2000 года <12> предусматривается, что они вступают в силу с 1 января года, следующего за годом выполнения сторонами необходимых внутригосударственных процедур. Обязательства обменяться уведомлениями о выполнении таких процедур на государства не возложено. При опубликовании указана дата вступления в силу этих Соглашений - 1 января 2001 года.
--------------------------
<11> СЗ РФ. 2001. N 27. Ст. 2700.
<12>
СЗ РФ. 2001. N 27. Ст. 2701.
Соглашения ратифицированы Российской Федерацией 27 декабря 2000 года. Законы об их ратификации были опубликованы в "Российской газете" 30 декабря 2000 года (в "Собрании законодательства" - 1 января 2001 года). Они (Законы о ратификации) вступили в силу по общему правилу вступления в силу федеральных законов РФ - по истечении 10 дней после опубликования, поскольку какой-либо иной срок вступления в силу законами не предусматривался. Следовательно, оконченной процедуру ратификации можно считать только после вступления Законов о ратификации в силу, то есть уже в 2001 году, а датой вступления Соглашений в силу - 1 января 2002 года. В судах такие доводы были отвергнуты. Так, 15 октября 2001 года Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа вынес Постановление по кассационной жалобе государственного унитарного предприятия (ДГУП) "РОСТЭК-УРАЛ" на решение и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Тюменской области по делу о признании недействительным требования Тюменской таможни уплаты налога на добавленную стоимость, заявленного в соответствии с положениями Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Кыргызской Республики от 10 октября 2000 года. В Постановлении говорится, что доводы заявителя кассационной жалобы о вступлении в силу Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Кыргызской Республики от 10 октября 2000 года с 1 января 2002 года кассационной коллегией признаются несостоятельными <13>.
--------------------------
КонсультантПлюс: примечание.
Статья
С.Ю. Марочкина, А.В. Лесина "Еще раз
к вопросу о том, подлежат ли применению
неопубликованные международные договоры"
включена в информационный банк согласно
публикации - "Арбитражный и гражданский
процесс", 2003, N 1.
<13>
Подробнее о практике
Федеральный окружной суд Московского округа в Постановлении от 20 мая 2002 года по кассационной жалобе ЗАО "Милта-ПКП ГИТ" на решение и постановление Арбитражного суда г. Москвы также отклонил доводы заявителя жалобы о том, что суды пришли к неверному выводу о дате вступления Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле в силу, что их судебные акты приняты без соблюдения требований Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" о порядке вступления в силу для Российской Федерации международных договоров. В Постановлении указано, что момент вступления Соглашения в силу с учетом даты принятия Закона о ратификации правомерно установлен судами как 01.01.2001.
Договоры между Российской Федерацией и Украиной о российско-украинской границе от 28 января 2003 года и о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 24 декабря 2003 года подлежат ратификации и вступают в силу с даты обмена ратификационными грамотами. В Федеральных законах об их ратификации, принятых 22 апреля 2004 года, не предусмотрено вступление их в силу с момента опубликования. Следовательно, они вступили в силу по общему правилу - по истечении 10 дней после опубликования. Обмен же ратификационными грамотами состоялся 23 апреля 2004 года, то есть раньше, чем завершился процесс ратификации. При опубликовании договоров указана дата их вступления в силу - 23 апреля 2004 года.
Как уже отмечалось, договор может вступить в силу и в срок, согласованный между участвовавшими в переговорах государствами. Возможно, что правительства согласовали иной, чем указанный в соглашениях, срок вступления их в силу, не дожидаясь вступления в силу федеральных законов о ратификации (что с точки зрения законности тоже может быть поставлено под сомнение). Такое согласование должно быть юридически оформлено. О договоренности должно быть доведено до сведения всех лиц, интересы которых могут быть затронуты таким досрочным вступлением договоров в силу.
Информация о работе Заключение и вступление в силу международного договора