Заключение и вступление в силу международного договора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 13:28, курсовая работа

Описание работы

Международный договор является источником права. Это, во-первых, результат международного правотворчества как процесса согласования воли заинтересованных государств, и, во-вторых, форма, которая содержит нормы международного права, регулирующего межгосударственные отношения путем установления прав и обязанностей участников-государств

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОМ

ДОГОВОРЕ………………………………………………………6
Понятие и признаки гражданско-правового договора…………6
Свобода договора………………………………………………..10


ГЛАВА 2. ВИДЫ ДОГОВОРОВ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ………16

2.1 Общие классификации гражданско-правовых договоров…..16

2.2 Организационные и имущественные договоры…………..33

2.3 Публичный договор и договор присоединения……………...35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………41

Файлы: 1 файл

Междун договор.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

    2) оговорка не входит в число  допустимых по договору;

    3) оговорка несовместима с объектом  и целями договора. Если договор  не предусматривает иное, оговорка  может быть снята сделавшим  ее государством в любое время.

    Возражение другого договаривающегося государства против оговорки не препятствует вступлению договора в силу между государством, возражающим против оговорки, и государством, сформулировавшим оговорку, если возражающее против оговорки государство определенно не заявит о противоположном намерении.

    Акт, выражающий согласие государства на обязательность для него договора и  содержащий оговорку, приобретает силу, как только по крайней мере одно из других договаривающихся государств примет эту оговорку.

    Оговорка  считается принятой государством, если оно не выскажет возражений против нее до конца 12-месячного периода после того, как оно было уведомлено о такой оговорке, или до той даты, когда оно выразило свое согласие на обязательность для него договора, в зависимости от того, какая из этих дат является более поздней.

    Статья 21 Венской конвенции 1969 г. устанавливает  следующие юридические последствия  оговорок и возражений против оговорок:

    1) изменяет для сделавшего оговорку  государства в его отношениях  с этим другим участником положения договора, к которым относится оговорка, в пределах сферы действия оговорки;

    2) изменяет в той же мере указанные  положения для этого другого  участника в его отношениях  со сделавшим оговорку государством.

    Однако  оговорка не изменяет положений договора для других участников в их отношениях между собой. В случае, если государство, возражающее против оговорки, не возражало против вступления в силу договора между собой и сделавшим оговорку государством, то положения, к которым относится оговорка, не применяются между этими двумя государствами в пределах сферы действия такой оговорки.

    Процедура, касающаяся оговорок, установлена в  ст. 23 Венской конвенции 1969 г. следующим  образом:

    1) оговорка, определенно выраженное  согласие с оговоркой и возражение  против оговорки должны быть сделаны в письменной форме и доведены до сведения договаривающихся государств и других государств, имеющих право стать участниками договора;

    2) если оговорка сделана при  подписании договора, подлежащего  ратификации, принятию или утверждению, она должна быть официально подтверждена сделавшим оговорку государством при выражении им своего согласия на обязательность для него этого договора. В этом случае оговорка считается сделанной в день ее подтверждения;

    3) определенно выраженное согласие с оговоркой или возражение против оговорки, высказанное до ее подтверждения, сами по себе не требуют подтверждения;

    4) снятие оговорки или возражение  против оговорки должно осуществляться  в письменной форме.

    Статья 22 Венской конвенции 1969 г. устанавливает право государств на снятие оговорки: если договор не предусматривает иное, оговорка может быть снята в любое время, и для ее снятия не требуется согласия государства, принявшего оговорку. Если договор не предусматривает иное, возражение против оговорки может быть снято в любое время. Снятие оговорки по общему правилу вступает в силу в отношении другого договаривающегося государства только после получения этим последним уведомления об этом, в то время как снятие возражения против оговорки вступает в силу только после получения государством, сформулировавшим оговорку, уведомления об этом. 
 
 

 

     НОРМЫ О ВСТУПЛЕНИИ В СИЛУ МЕЖДУНАРОДНЫХ  ДОГОВОРОВ 

    В.Я. СУВОРОВА 

    Суворова  В.Я., доцент кафедры иностранного государственного и международного права Уральской  государственной юридической академии, кандидат юридических наук. 

    Вступление  в силу договора - это момент обретения  им юридической силы. Международный  договор становится нормативно-правовым актом, юридически обязательным для  всех субъектов, к которым обращены его нормы. В этой связи хотелось бы подчеркнуть важность договорных норм, определяющих условия, порядок и дату вступления договора в силу. Поскольку нормы международных договоров все чаще адресованы не только государствам, но и непосредственно участникам внутригосударственных отношений - государственным органам, физическим и юридическим лицам, этот вопрос приобретает особую значимость. Перед этими субъектами, а не только перед государствами - сторонами договора, может возникнуть вопрос, с какого момента они могут воспользоваться правами, предусмотренными договором, или должны исполнять те обязанности, которые на них договором возложены (например, по уплате или взиманию налогов и сборов в соответствии с правилами, предусмотренными договором, предъявлению соответствующих документов при въезде на территорию государства, применению норм международного права при разрешении дела судом и т.д.). Такой вопрос может возникнуть и у депозитария данного договора, поскольку именно он сообщает сторонам договора о его вступлении в силу (в том числе по их запросу).

    Анализ  содержания соответствующих положений  ряда заключенных государствами - участниками  СНГ двусторонних и многосторонних договоров и практики их претворения  в жизнь приводит к выводу, что  не исключено возникновение определенных проблем практического плана. 

    1. Трудность определения даты вступления  договора в силу 

    Она возникает, если договор не содержит четких и определенных положений  на сей счет. Так, некоторые международные  договоры предусматривают, что они  вступают в силу со дня их подписания, а для государств, законодательство которых требует выполнения внутригосударственных процедур, необходимых для их вступления в силу, - со дня сдачи соответствующих документов депозитарию. О необходимости выполнения таких процедур государства в течение трех месяцев с момента подписания соответствующего договора извещают депозитария <1>.

    --------------------------------

    <1> См.: ст. 12 Соглашения об обмене  информацией в сфере образования  государств - участников Содружества  Независимых Государств от 31 мая 2001 года // БМД. 2002. N 3; ст. 28 Соглашения о мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний от 4 июня 1999 года // БМД. 2002 N 3; Соглашение о взаимном зачете в общий трудовой стаж и выслугу лет службы в органах и учреждениях прокуратуры в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 25 ноября 1998 года // Справочно-правовая система (СПС) и др. 

    Казалось  бы, приведенное договорное положение  следует понимать так: если в течение трех месяцев нет уведомления о необходимости осуществления процедур, то напрашивается вывод, что в таких процедурах нет необходимости и договоры надо считать вступившими в силу со дня подписания для государств, чьи уведомления отсутствуют. Уведомления о необходимости осуществления процедур, представленные после трехмесячного срока, не должны менять их статус договора. Однако на практике это не всегда так <2>.

    --------------------------------

    <2> См.: Справка о ратификации документов и выполнении внутригосударственных процедур по документам, принятым Советом глав государств, Советом глав правительств и Экономическим советом Содружества Независимых Государств (по состоянию на 1 января 2006 года) // СПС. Эта информация используется в дальнейшем при характеристике статуса международных договоров. 

    Например, Соглашение о взаимном зачете в общий  трудовой стаж и выслугу лет службы в органах и учреждениях прокуратуры  в государствах - участниках Содружества  Независимых Государств от 25 ноября 1998 года вступило в силу для Российской Федерации со дня подписания, хотя уведомление об осуществлении необходимых для вступления его в силу процедур депонировано 16 апреля 2001 года. Соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики от 12 апреля 1996 года <3> также вступило в силу для Российской Федерации со дня подписания, а уведомление, подтверждающее осуществление процедур, сдано 28 февраля 2003 года.

    --------------------------------

    <3> БМД. 1996. N 10. 

    Примеры иного определения даты вступления договора в силу: 29 марта 2001 года Республика Беларусь депонировала уведомление о необходимости выполнения внутригосударственных процедур для вступления в силу Соглашения о мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний от 4 июня 1999 года, то есть нарушив договорное положение о трехмесячном сроке. Уведомление об осуществленных процедурах депонировано 29 июня 2004 года. Соглашение в отношении Республики Беларусь вступило в силу 29 июня 2004 года.

    Киргизская  Республика представила уведомление  о необходимости ратификации  Конвенции о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения от 28 марта 1997 года не в трехмесячный срок, как  того требует ст. 13 Конвенции, а 28 ноября 2002 года (то есть с просрочкой более чем в пять лет). Конвенция для нее вступила в силу 4 августа 2003 года - в день сдачи уведомления об осуществленных процедурах.

    Приведенные примеры подтверждают, что период ожидания уведомлений о необходимости осуществления процедур нередко затягивается на несколько лет, и, следовательно, статус договора не ясен в отношении тех государств, которые такие уведомления в срок не представили.

    Проблема  выяснения статуса договора осложняется, когда обязанность уведомить о необходимости осуществления процедур вообще на государства не возлагается. Например, Соглашением о взаимном признании лицензий на осуществление строительной деятельности, выдаваемых лицензионными органами государств - участников Содружества Независимых Государств, от 27 марта 1997 года <4> предусматривается, что оно "вступает в силу со дня его подписания, а для государств, законодательство которых требует выполнения внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, - со дня сдачи соответствующих документов депозитарию" (ст. 9).

    --------------------------------

    <4> Российская газета. 1997. 12 мая. Аналогичные  положения предусмотрены в Соглашениях  об информационном сотрудничестве  в области экологии и охраны  окружающей природной среды от 11 сентября 1998 года (ст. 10) // БМД. 2003. N 7; о создании системы межбиблиотечного абонемента государств - участников СНГ от 13 января 1999 года (ст. 11) // БМД. 2004. N 3 и др. 

    Приведенное положение ст. 9 Соглашения дает основание предполагать, что вопрос о том, для каких государств Соглашение вступило в силу, а для каких - нет, может возникнуть в любой момент после его подписания. Из Соглашения следует, что его надо решать на основе изучения законодательства. Если законодательство такую необходимость не предусматривает, то Соглашение можно считать вступившим в силу для данного государства со дня подписания, даже если это государство решило осуществить такие процедуры. Проделав такую аналитическую работу и придя к выводу, что Соглашение является для данного государства обязательным, субъекты, которым адресованы нормы этого Соглашения, обязаны им руководствоваться. Например, в соответствии со ст. 2 Соглашения лицензиары сторон (государственные органы, уполномоченные вести лицензирование строительной деятельности) обязаны взаимно признавать выданные ими лицензии на отдельные виды строительной деятельности, по которым у них порядок выдачи лицензий эквивалентен, путем оформления и выдачи лицензиату соответствующей национальной лицензии. Лицензиаты - юридические или физические лица (индивидуальные предприниматели), имеющее лицензию на осуществление отдельного вида строительной деятельности, вправе ссылаться на Соглашение при обращении с просьбой о признании их лицензий. Основой для такой оценки статуса Соглашения в отношении Российской Федерации является законодательство Российской Федерации.

    В законодательстве Российской Федерации  нет норм о необходимости ратификации  или утверждения (принятия) договоров, посвященных строительной деятельности.

    Федеральный закон от 15 июля 1995 года "О международных  договорах Российской Федерации" <5> (далее - Закон) не содержит перечень договоров, подлежащих утверждению, как, например, перечень договоров, подлежащих ратификации (ст. 15). Статья 20 "Утверждение, принятие международных договоров" устанавливает, какие органы и в каком порядке утверждают международные договоры. Пункт 1 ст. 20 Закона посвящен договорам, которые предусматривают, что они подлежат утверждению, то есть с ним (утверждением) связывается вступление данного договора в силу. Судя по содержанию пункта, это может быть любой договор, в том числе договор, который в соответствии со ст. 15 Закона должен подлежать ратификации (п. 1, "а"). Если договор должен подлежать ратификации, то включение в него положений об утверждении не согласуется с положениями Закона (п. 1 ст. 15).

Информация о работе Заключение и вступление в силу международного договора