Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 10:05, контрольная работа
Понятие Арктики относится к северной полярной области земного шара в пределах, ограничиваемых с юга географической параллелью, лежащей под 66°33' северной широты, — Северным полярным кругом, включая соответствующие материковые части Европы, Азии, Америки и Северный Ледовитый океан с находящимися в нем островными образованиями. Правовое положение всех таких пространств и режим пользования ими весьма различны.
Понятие Арктики относится к северной полярной области земного шара в пределах, ограничиваемых с юга географической параллелью, лежащей под 66°33' северной широты, — Северным полярным кругом, включая соответствующие материковые части Европы, Азии, Америки и Северный Ледовитый океан с находящимися в нем островными образованиями. Правовое положение всех таких пространств и режим пользования ими весьма различны.
Обусловленный экономико-политическими интересами приарктических стран процесс изучения, хозяйственного и иного освоения данного региона имел своим естественным результатом фактическое завладение такими пространствами, что выразилось в юридическом оформлении принадлежности освоенных территорий конкретному государству. Правовой титул соответствующей территории базировался главным образом на издаваемых приарктическими странами законах и подзаконных нормативных актах. В некоторых случаях юридический статус арктических пространств опирался на положения заключавшихся государствами региона двусторонних соглашений, посвященных разграничению их сопредельных владений, регулированию использования природных ресурсов, обеспечению рациональной эксплуатации и защиты таковых от уничтожения.
К настоящему времени на все известные (открытые) сухопутные образования в Арктике распространена исключительная и безраздельная власть — суверенитет — того или иного государства, граничащего с Северным Ледовитым океаном, — России, Норвегии, Дании (остров Гренландия), Канады и США. Однако специальные внутригосударственные нормативные акты, конкретизирующие рамки пространственной сферы действия и объем властных функций поименованных стран на таких территориях, были приняты лишь Канадой и СССР. После распада СССР Российской Федерацией — продолжательницей его правомочий в отношении принадлежавших ему арктических пространств — издан целый ряд таких актов, в определенной степени затрагивающих юридический статус различных частей этих пространств и позволяющих при необходимости уточнять этот статус. В числе таких актов могут быть названы законы федерального значения: «О Государственной границе Российской Федерации» 1993 г., «О континентальном шельфе Российской Федерации» 1995 г., «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» 1998 г. и «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» 1998 г.
Первой из приарктических стран, сделавшей шаги к законодательному закреплению своих притязаний на прилежащие к ее основной территории пространства Арктики, стала Канада. Вслед за мерами «картографической экспансии», когда с 1904 г. на официальных канадских картах районы, располагающиеся между меридианами под 60° и 14° западной долготы, стали обозначаться как владения этого государства, 27 июня 1925 г. был принят Закон о северо-западных территориях, в соответствии с которым прилежащие к континентальной части Канады арктические земли и острова, а также соответствующая ее материковая территория объявлялись запретными для осуществления там иностранными государствами и их гражданами какой бы то ни было деятельности без особого на то разрешения со стороны компетентных канадских властей. С 1972 г. к этому добавился закон, устанавливающий обязательные требования к мореплавателям, направленные на предотвращение загрязнения морской среды в пределах вод канадской Арктики. Таким образом, Канада распространила на указанные пространства свои суверенитет и юрисдикцию.
О своих неотъемлемых правах на сухопутные образования, расположенные в омывающих ее северное побережье водах Северного Ледовитого океана, Россия впервые четко заявила в адресованной правительствам союзных по Антанте и дружественных ей держав в ноте-депеше от 20 сентября 1916 г. В этом дипломатическом документе от имени российского правительства сообщалось о включении в состав территории России открытых экспедициями капитана Вилькипкого в 1913—1914 гг. земель и островов к северу от полуострова Таймыр и острова Беннета —земли императора Николая II, острова цесаревича Алексея и ряда других (ныне Северная Земля и Новосибирские острова). В ноте указывалось также на то, что неотъемлемой частью Российской империи являются уже известные к тому времени острова Северного Ледовитого океана, составляющие продолжение к северу континентального пространства Сибири и расположенные вблизи европейского побережья страны, ввиду того, что их принадлежность к ее территории общепризнанна в течение столетий.
Постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. к числу территорий, входящих в состав нашего государства, были отнесены «как открытые, так и могущие быть открытыми» земли и острова к северу от побережья Евроазиатского материка вплоть до Северного полюса в промежутке между меридианами 32°04'35" восточной долготы и 168°49'30" западной долготы. В это установление были внесены коррективы в 1935 г., когда СССР присоединился к Договору о Шпицбергене 1920 г. и заявил о признании принадлежащими Норвегии расположенных в Баренцевом море островов, лежащих между меридианами 32° и 35° восточной долготы. В 1979 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР граница, разделяющая континенты Азию и Америку, была смещена к западу до меридиана 168°58'49,4" западной долготы.
Необходимо особо оговорить, что ни одно из приарктических государств на всю совокупность сухопутных и морских пространств данного региона в официальном порядке претензий никогда не выдвигало. Между тем в юридической литературе долгое время высказывалось мнение, согласно которому властные правомочия этих стран распространяются или должны распространяться на всю площадь прилежащих к побережью каждого из них арктических секторов с вершинами в точке Северного полюса. Этот подход к оценке юридического статуса пространств Арктики — так называемая «теория секторов» («секторальная» или «секторная» теория) — какого-либо подкрепления в положениях национальных нормативных актов или международных договоров не получил. Сам термин «арктический (или «полярный») сектор» в официальных международно-правовых документах не используется; более того, такие документы, в том числе законодательные акты Канады и СССР, закрепляют правомочия соответствующих стран не на все пространство таких секторов, а лишь на расположенные там сухопутные — материковые и островные — образования. Даже особый правовой статус архипелага Шпицберген, основанный на многостороннем международном договоре, с полной определенностью фиксирующем признание над этим архипелагом суверенитета Норвегии, никоим образом не затрагивает сопредельных с ним морских пространств арктического сектора, в пределах которого он находится1.
Юридический статус морских пространств Арктики в целом определяется принципами и нормами общего международного права, относящимися к Мировому океану в целом и закрепленными в получивших всеобщее признание Женевских конвенциях по морскому праву 1958 г. и особенно в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Это означает, что суверенитет и юрисдикция приполярных государств могут распространяться не на всю акваторию соответствующих секторов Арктики, а лишь на ту часть вод Северного Ледовитого океана и его подводных пространств, которые омывают или примыкают к сухопутным образованиям этих стран, — на внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую и исключительную экономическую зоны, на континентальный шельф, международный район морского дна, а также на ряд существующих здесь проливов, перекрываемых территориальным морем соответствующей прибрежной страны или не используемых в качестве мировых морских коммуникаций.
Характерным для внутренних морских вод приполярных стран является установление ими в отношении некоторых таких регионов статуса исторических вод. К этой категории морских пространств отнесены морские заливы, ширина входа в которые превышает двойную ширину территориального моря, установленную упоминавшейся Конвенцией 1982 г., т. е. 24 морские мили.
Особыми
правами международное право наделяет
приполярные государства в части управления
различными видами морепользования (в
основном судоходными) в пределах исключительной
экономической зоны в районах, покрытых
льдами большую часть года. В соответствии
со ст. 234 Конвенции 1982 г. прибрежное государство
наделено здесь правом принимать меры
по обеспечению издаваемых им недискриминационных
законов и правил по предотвращению, сокращению
и сохранению под контролем загрязнения
морской среды с судов. Это объясняется
тем, что чрезвычайно суровые климатические
условия Арктики создают реальную опасность
возникновения морских аварий и угрозу
загрязнения окружающей среды, нанесения
тяжелого вреда экологическому равновесию
или способствует его необратимому нарушению.
В ст. 234 оговаривается, что издаваемые
прибрежными государствами соответствующие
нормативные акты должны учитывать интересы
сохранения морской среды «на основе имеющихся
наиболее достоверных научных данных»
и интересы судоходства. При установлении
таких особых районов государства должны
обращаться в компетентную международную
организацию (ст. 211), под которой понимается
Международная морская организация (ИМО).
Международные
природоохранные организации
Всемирный союз охраны природы (МСОП) создан в 1948 г. Штаб-квартира находится в Женеве. Его членами являются государства, правительственные учреждения и организации, международные и национальные неправительственные организации. Союз объединяет 800 членов из 125 государств. Работа его сосредоточена в 6 комиссиях, членами которых являются 6 тыс. экспертов. Союз активно участвовал в разработке международных норм и правил по сохранению биологического разнообразия и управлению различными компонентами природных ресурсов. Союз оказывает большую помощь государствам в подготовке национальных стратегий по охране окружающей среды и реализации их полевых проектов.
Союз
активно участвует в
Миссия МСОП: Осуществление руководства и оказание содействия мировому природоохранному движению для поддержки целостности и сохранения разнообразия живой природы и обеспечения использования человеком природных ресурсов на устойчивой и разумной основе.
В
соответствии с миссией, МСОП готов
к конструктивному
МСОП имеет статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН, а также поддерживает тесные рабочие связи со многими межправительственными организациями и программами, особенно с ЮНЕСКО, ФАО, ПРООН и ЮНЕП.
Цели МСОП:
- Борьба с кризисом исчезновения видов. Кризис вымирания видов и колоссальные потери биоразнообразия воспринимаются как всеобщая забота и ответственность, ведущая к действиям по сокращению потерь внутривидового, межвидового и экосистемного биоразнообразия.
- Сохранение целостности экосистем. Поддержка и восстановление, в соответствии с необходимостью, экосистем, а также обеспечение использования природных ресурсов на устойчивой и разумной основе.
В рамках международных конвенций МСОП помог более чем 75 странам в подготовке и реализации национальных природоохранных стратегий и планов действий. В Секретариате МСОП работают около 1000 сотрудников, большинство из которых находятся в 60 региональных и страновых офисах расположенных в 42 странах мира. Около 100 человек трудятся в мировой в штаб-квартире МСОП, расположенной в городе Гланд, Швейцария.
С момента своего создания МСОП стремится к облегчению совместных усилий и продвижению использования научных знаний в области принятия решений по вопросам охраны природы. Диапазон деятельности МСОП простирается от сохранения исчезающих видов, охраняемых природных территорий и управления экосистемами до природоохранного законодательства и социальной политики. МСОП стремится к тому, чтобы принятие решений в природоохранной деятельности базировалось строго на научной основе, с использованием последних научных разработок3.
МСОП - Международный Союз Охраны Природы - стремится использовать весь имеющийся потенциал мировой науки и практики природоохранного движения для сохранения биологического разнообразия и поддержания устойчивого использования лесных ресурсов.
Глобальная Программа МСОП по сохранению лесов координирует и направляет действия Секретариата и членов МСОП по сохранению лесов. Сохранение лесов включает в себя их защиту, восстановление и использование лесных ресурсов с тем, чтобы леса обеспечивали широкий потенциальный спектр товаров и услуг.
Программа оказывает содействие осуществлению соответствующей политики на разных уровнях и использует результаты полевых исследований, чтобы извлечь уроки, которые в дальнейшем можно было бы использовать для принятия политических решений. Принципы, изложенные в брошюре "Забота о Земле. Стратегия устойчивого существования", изданной в 1991г. совместно с Всемирным Фондом Дикой Природы (ВВФ) и Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП), применяются к конкретным проектам, которые объединяют как потребности в области сохранения окружающей среды, так и нужды местного населения.