Правовой режим Арктики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 02:59, курсовая работа

Описание работы

АРКТИКА - часть земного шара, прилежащая к Северному полюсу и ограниченная с юга Северным полярным кругом, находящимся на 66°33' с.ш.; включает окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами и окраинными морями (Баренцево, Белое, Карское, Море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское). Площадь Арктики составляет 21 млн. кв. км. На арктическую материковую сушу приходится 8 млн. кв. км, она вся находится под суверенитетом арктических государств.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………с.3-4
1.Правовой статус Арктики. Секторная территория……………………….с.5-8
2.Статус морских пространств Арктики………………………………....….с.9-13
3. Некоторые вопросы экологического регулирования в Арктике………..с.14-19
Заключение……………………………………………………………………с.20
Список использованных источников………………………………..………с.21

Файлы: 1 файл

Правовой режим Арктики.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

Введение………………………………………………………………………с.3-4 

1.Правовой статус Арктики. Секторная территория……………………….с.5-8 

2.Статус морских пространств Арктики………………………………....….с.9-13 

3. Некоторые вопросы экологического регулирования в Арктике………..с.14-19 

Заключение……………………………………………………………………с.20 

Список  использованных источников………………………………..………с.21

 

ВВЕДЕНИЕ

     АРКТИКА - часть земного шара, прилежащая к Северному полюсу и ограниченная с юга Северным полярным кругом, находящимся на 66°33' с.ш.; включает окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами и окраинными морями (Баренцево, Белое, Карское, Море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское). Площадь Арктики составляет 21 млн. кв. км. На арктическую материковую сушу приходится 8 млн. кв. км, она вся находится под суверенитетом арктических государств.

      На  протяжении ХХ века Арктика была регионом с одним из самых высоких уровнем  исследовательской активности. Приарктические страны отправляли своих исследователей для изучения природы и ресурсных возможностей вечно замерзших территорий. За освоение арктических территорий, изучение возможностей судоходства и сбор научной информации государствами учреждались медали и иные поощрения и стимулы. Исследователи, летчики, мореплаватели к профессиям которых можно было добавить «полярный» всегда пользовались уважением в обществе и считались элитой среди людей своей профессии. Российская Федерация всегда занимала одно из лидирующих мест в области изучения и освоения Арктики.

      Выделение Арктики в самостоятельный объект государственной политики обусловлено особыми национальными интересами в этом регионе и его спецификой. Воды арктических морей омывают берега России, США (Аляска), Канады, Норвегии и Дании (о. Гренландия), удаленность от центров цивилизации и крайне неблагоприятные для жизнедеятельности климатические условия чрезвычайно затрудняют проникновение сюда граждан, судов и других мобильных объектов под флагом неопределенных к Арктике государств.

      В то же время приарктические государства в течение длительного времени предпринимали нарастающие усилия в направлении изучения, хозяйственного и социального освоения региона. В 20–30-е годы ХХ столетия на основе длительного фактического разграничения прав и интересов соответствующих государств, признания за ними приоритета в исследовании и освоении соответствующих районов сложилась обычная норма международного права – деление северных полярных пространств на секторы по принципу тяготения их к побережьям прибрежных государств. На сегодняшний день Арктика является регионом, специфика которого заключается в большом экономическом, научно-исследовательском и стратегическом потенциале.

      Актуальность  подробного исследования правового  статуса данного региона обусловлено  спецификой его территориального деления и серьезным стратегическим значением. Самые большие на Земле запасы пресной воды, стратегически удобное расположение для размещения межконтинентальных вооружений, сложная досягаемость, обусловленная вечной мерзлотой и замерзающим морским путем – все это делает Арктику привлекательным регионом для установления индивидуального господства государств на территории Арктики частично или полностью.

      Цель  данной работы исследовать правовой режим территории Арктики и некоторые особенности регулирования российских северных вод, изучение правил пользования Арктикой и приарктическими водами, статус государств в сфере использования Арктики и приарктических вод в своих целях, изучение экологических проблем и вопросы их правового регулирования в международном праве. 

              
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.Правовой  статус Арктики.  Секторная территория.

      В наиболее общем плане Арктику (от греч. аrktikos1 — северный) можно охарактеризовать как северную полярную область земного шара, включающую окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый Океан с островами, а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Южная граница Арктики совпадает с северным полярным кругом (66°33´с.ш.). Арктика — место соприкосновения интересов Европы, Азии и Америки, это природно-сырьевая база, которая занимает ведущее место в мировой экономике по запасам нефти, природного газа, каменного угля и других природных ресурсов. Северный Ледовитый океан омывает берега только пяти государств — России, Канады, США (Аляска), Дании (Гренландия), Норвегии. Их принято называть приарктическими. Но нельзя не учесть влияние и зависимость от эколого-правовых проблем Арктического региона таких приполярных стран как Исландии, Швеции и Финляндии. И. Б. Ханнибалссон, министр иностранных дел Исландии, выступая с докладом на 45 сессии Генеральной Ассамблеи ООН, подчеркнул: «Для такой страны как Исландия, которая целиком зависит от ресурсов моря, защита окружающей среды Арктического региона — это вопрос выживания»2.

      Таким образом, Арктический регион исторически разделен на секторы владения приарктических государств, хотя и существует предложение интернационализации Арктики, пока не нашедшее поддержки.

      В 1921 г. Канада декларировала, что все земли и острова к северу от континентальной канадской части находятся под ее суверенитетом. В 1926 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР было принято аналогичное решение, однако архипелаг Шпицберген остался вне юрисдикции СССР, так как согласно Парижскому договору 1920 г. он принадлежит Норвегии3. К настоящему времени все известные сухопутные образования в Арктике подчинены исключительной власти – суверенитету того или иного из государств, граничащих с Северным Ледовитым океаном, - России, Дании, Канады, Норвегии и США. Однако специальные законодательные акты, конкретизирующие рамки пространственной сферы и объем властных функций на территориях Арктики, были приняты лишь Канадой и СССР. Согласно Закону о северных территориях от 27 июня 1925 г. на прилежащие к континентальной части Канады арктические земли и острова распространен ее суверенитет, предполагающий осуществление ею суверенитета и юрисдикции. Постановлением Президиума ЦИК и СНК СССР от 15 апреля 1926 г. к территории нашей страны отнесены "как открытые, так и могущие быть открытыми земли и острова к северу от побережья евроазиатского материка до Северного полюса в промежутке между меридианами 32° 04' 35" восточной долготы и 168° 49' 30" западной долготы. Коррективы были произведены в 1935г., когда СССР присоединился к Договору о Шпицбергене 1920 г. Тогда СССР признал принадлежащими Норвегии острова, расположенные в Баренцевом море между меридианами 32° и 35° восточной долготы; а также в 1979 г., когда Указом Президиума Верховного Совета СССР восточная граница, разделяющая Азиатский и Американский континент, была передвинута к западу до меридиана 168° 58' 49,4" западной долготы. Данный договор, подписанный в Париже 09.02.1920 не только определяет равные права стран-участников договора (Высокие Договаривающиеся Стороны, как именуются они в документе) на равный доступ к ресурсам северных морей, но и дает право граждан всех договаривающихся сторон на право пользования портами, доступ к фиордам и иным местностям, указанным в п.1 договора. Так же Соглашение закладывает в себе перспективные направления развития сотрудничества договаривающихся стран в области науки, о чем говорит статья 5 Соглашения, которая говорит о признании пользы создания международной метеорологической станции.

      К режиму полярных секторов прибегли также  Норвегия и Дания. Все территории (в том числе неоткрытые и неразведанные), которые входят в полярный сектор государства, находятся под его суверенитетом. Однако водная поверхность океанских и морских пространств в пределах Арктики является открытым морем. Такой процесс выражался в постепенном фактическом подчинении своей власти странами региона имеющихся здесь сухопутных и водных пространств с их природными ресурсами, причем завладенне сопровождалось юридическим оформлением принадлежности соответствующих частей континентов, земель, архипелагов, островов с омывающими их частями Северного Ледовитого океана той или другой стране. Правовой титул указанных территорий и акваторий базировался главным образом на издаваемых приарктическими государствами законах и подзаконных нормативных актах. Заключались также международные договоры по разграничению между государствами региона их арктических владений, а также по использованию и охране природных ресурсов.

      При этом государство, имеющее полярный сектор в Арктике, может рассматривать его как зону своей безопасности. Таким образом, режим морских вод Арктики установлен в соответствии с нормами международного морского права, согласно которому устанавливаются территориальные воды, прилежащие и экономические зоны, континентальный шельф, а далее – открытое море.

      Что касается Российского сектора, то здесь  есть некоторые особенности. Арктическая зона Российской Федерации определена решением Государственной комиссии при Совете Министров СССР по делам Арктики от 24 апреля 1989 г. В эту зону входят земли и острова, указанные в Постановлении Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане»4, внутренние воды и территориальное море, прилегающие к Северному побережью РФ. В пределах исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ обладает суверенными правами и юрисдикцией в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.

      Ранее Нота МИД РСФСР от 4 мая 1920 г. Норвегии закрепляла права Советской России на Белое море, а Декретом СНК РСФСР от 24 мая 1921 г. – на Баренцево море. Карское море, море Лаптевых и Восточно-Сибирское море – это исторические моря заливного типа и внутренние национальные морские пути России.

      Необходимо  отметить, что на всеобщее пространство Арктики ни одно из упомянутых государств в официальном порядке претензий не выдвигало. Даже особый режим архипелага Шпицберген, допускающий осуществление на его территории промышленно-эксплуатационной деятельности несопредельными к Северному Ледовитому океану государствами, исходит тем не менее из международного признания суверенитета Норвегии над ним. Тем более не оспаривалась правомерность установления Канадой и СССР своего верховенства над прилежащими к их континентальным частям островными сухопутными территориями арктического района.

      Юридический статус морских пространств Арктики  в целом определяется принципами и нормами международного права, относящимися к Мировому океану и  закрепленными в получивших всеобщее признание Женевских конвенциях по морскому праву 1958 г. и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.Статус  морских пространств  Арктики.

      Важной  составляющей частью юридического статуса  Арктики является правовой режим  национальной транспортной коммуникации России - Северного морского пути, положение которого в части прохождения по внутренним морским водам и территориальному морю России аналогично положению норвежской судоходной прибрежной магистрали - Индерлее: как и последняя. Северный морской путь проложен, освоен и оборудован исключительно усилиями России, играет чрезвычайно важную роль в экономической жизни российского Крайнего Севера, да и всей страны в целом. Наконец, использование Северного морского пути исключительно судами под российским (ранее - советским) флагом не вызывало отрицательной реакции со стороны других государств и может рассматриваться как молчаливое признание приоритетных прав нашей страны на эту коммуникацию. Однако в отличие от Индерлее Северный морской путь имеет существенную особенность, обусловленную климатическими и градостроительными факторами: он не имеет единой и фиксированной трассы. Сохраняя общую направленность по широте - восток - запад или запад - восток, - этот путь от года к году, а нередко и в течение одной навигации перемещается на значительные расстояния в широтном направлении. Так, он может огибать с севера архипелаг Новая Земля и Северная Земля, минуя проливы, отделяющие их от материка (высокоширотная трасса), но в случаях повышенной ледовитости трасса Северного морского пути может приближаться к самому побережью Евроазиатского континента. Тем не менее, при любых обстоятельствах в своей значительной части этот путь располагается в пределах исключительной экономической зоны России, в ее территориальном море либо даже в российских внутренних морских водах, т.е. проходит в пространствах, подпадающих под суверенитет или юрисдикцию нашей страны.

      На  целостность Северного морского пути как единой транспортной коммуникации и на консолидированности ее правового режима не оказывает влияния тот факт, что отдельные участки его трассы в тот или другой период могут пролегать за пределами границ указанных морских пространств, т.е. в открытом море. Это обстоятельство объясняется тем, что нахождение плавучего транспортного объекта на таких участках невозможно без предварительного либо последующего пересечения указанных российских акваторий Северного Ледовитого океана, а также без ледокольно-лоцманской проводки и ледовой разведки. Все это позволяет сделать вывод о том, что регулирование пользования трассами этого пути вполне основательно составляет прерогативу Российской Федерации как прибрежного к этой магистрали государства.

      На  этом базируется правомерность позиции  правительства СССР, излагавшейся в 1964-1967 в нотах посольству США в Москве в связи с готовившимися и состоявшимися плаваниям американских военных кораблей в Арктике, включая военный ледокол "Нортуинд". В этих документах отмечалось: что трассой Северного морского пути пользовались и пользуются только суда под советским флагом либо суда, зафрахтованные судовладельцами нашей страны; что Северный морской путь является важной национальной коммуникацией, где аварии судов могли бы создать сложные экологические проблемы для СССР; что трасса Северного морского пути местами проходит через советские территориальные воды. Особо обращалось внимание на то, что на воды большинства арктических проливов советского сектора Арктики распространяются нормативные акты об охране Государственной границы СССР, а попытки пренебречь правилами прохода через них противоречили бы международному праву. В настоящее время свыше 50 портов на трассе Северного морского пути открыты для захода иностранных судов. Решение конкретных вопросов, связанных с судоходством по Северному морскому пути, в том числе регулирование доступа на его трассы иностранных судов, установление рекомендованных маршрутов или курсов плавания, определение и проведение в жизнь мер по обеспечению безопасности мореплавания, имея в виду, в частности, и предотвращение загрязнения морской среды региона, отнесено к компетенции специального государственного органа - Администрации Северного морского пути (АСМП), созданной в 1971 г. при Министерстве морского флота СССР (ныне при Департаменте морского транспорта Министерства транспорта РФ).

      В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О внутренних морских

Информация о работе Правовой режим Арктики