Какие отношения образуют предмет регулирования международного частного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 09:33, контрольная работа

Описание работы

Международное частное право регулирует гражданско-правовые, семейные, трудовые, гражданско-процессуальные отношения с иностранным элементом. Предмет международного частного права - это отношения гражданско-правового характера, понимаемые в широком смысле, и отношения эти выходят за пределы одного государства.

Файлы: 1 файл

международное частное право.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

  – создание филиалов иностранных юридических лиц;

  – создание представительств иностранных юридических лиц.

  Правовое  регулирование иностранных инвестиций на территории Российской Федерации осуществляется Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», актами о приватизации.

  Содержание  правоспособности юридического лица определяется его личным законом. Однако согласно ч. 3 ст. 1202 Гражданского кодекса РФ «юридическое лицо не может ссылаться на ограничение полномочий его органа или представителя на совершение сделки, неизвестное праву страны, в которой орган или представитель юридического лица совершил сделку, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанном ограничении».

  Согласно  российскому законодательству под  предприятиями с иностранными инвестициями понимается предприятие с долевым участием иностранных инвесторов (совместное предприятие) и предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам.

  Все они  могут создавать дочерние предприятия  и филиалы, кроме того, на территории Российской Федерации могут создаваться филиалы иностранных юридических лиц.

  Иностранные инвесторы при создании предприятия  с иностранными инвестициями чаще всего  используют две организационно-правовые формы: закрытое акционерное общество и общество с ограниченной ответственностью. В отличие от ранее действующего законодательства СССР, которое предполагало явно выраженный разрешительный порядок создания совместных предприятий, в настоящий момент времени в России в целом установлен явочно-нормативный порядок, за рядом исключений:

  – для предприятий с большим объемом иностранных инвестиций требуется разрешение Правительства Российской Федерации;

  – при создании предприятий, связанных с производством крупномасштабного строительства или реконструкцией, необходимо проведение экспертизы, которая носит характер разрешения;

  – в случае, когда производство определенных продуктов, созданных предприятием, может оказаться опасным для экологии, представляется необходимость получения соответствующего заключения санитарно-эпидемиологической службы и экологического заключения;

  – для ведения страховой деятельности требуется разрешение Министерства финансов РФ, а для ведения банковского дела необходимо разрешение Центрального банка РФ;

  – участие в приватизации предприятий и объектов торговли, автотранспорта, общественного питания, мелких предприятий промышленности и строительства осуществляется на условиях инвестиционного коммерческого конкурса.

  Для предприятий  с иностранными инвестициями существуют льготы, предоставляемые в области  налогообложения и уплаты таможенных пошлин. 

  
  1. Какова  позиция российского  законодательства по вопросу об иммунитете иностранного государства?
 

Национальное  законодательство разных государств воплощает  различные подходы к институту  иммунитета государства. Во многих странах существует законодательство, регулирующее иммунитеты государства: Закон США об иммунитете иностранных государств 1976 г., Акт Великобритании о государственном иммунитете 1978 г., законы об иммунитете иностранного государства Пакистана и Аргентины 1995 г. Все эти законы основаны на доктрине функционального иммунитета государства. Иностранное государство пользуется иммунитетом только в случаях совершения суверенных действий (открытие дипломатических и консульских представительств). Если же государство совершает действия коммерческого характера, оно иммунитетом не пользуется.

Так согласно Закону США иностранное государство не пользуется иммунитетом от юрисдикции в судах США в любом деле, в котором иск основан на:

    1) коммерческой  деятельности, осуществляемой в  США иностранным государством;

    2) действии, совершенном  в США в связи с коммерческой  деятельностью иностранного государства,  осуществляемой в любом месте;

    3) действии, совершенном  вне территории США в связи  с осуществлением коммерческой  деятельности иностранного государства в любом месте, и влекущем прямые последствия в США.

Таким образом, по любому требованию о предоставлении судебной защиты иностранное государство  несет ответственность в такой  же форме и степени, как частное  лицо в сходных обстоятельствах.

Нормы российского законодательства об иммунитете иностранного государства весьма незначительны по объему и крайне противоречивы по содержанию. Так, ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» 1995 г. говорит о том, что в соглашениях, заключаемых с иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, может быть предусмотрен отказ государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного и (или) арбитражного решения (ст. 23). Арбитражный процессуальный кодекс РФ содержит ст. 251 «Судебный иммунитет», которая гласит, что иностранное государство, выступающее в качестве носителя власти, обладает судебным иммунитетом по отношению к предъявленному к нему иску в Арбитражном Суде в РФ, привлечению его к участию в деле в качестве третьего лица, наложению ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории РФ, и принятию по отношению к нему судом мер по обеспечению иска и имущественных интересов. Обращение взыскания на это имущество в порядке принудительного исполнения судебного акта Арбитражного Суда допускается только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом. Судебный иммунитет международных организаций определяется международным договором РФ и федеральным законом. Отказ от судебного иммунитета должен быть произведен в порядке, предусмотренном законом иностранного государства или правилами международной организации.

Гражданский процессуальный кодекс РФ в ст. 401 «Иски к иностранным государствам и международным организациям. Дипломатический иммунитет» гласит, что предъявление в суде в РФ иска к иностранному государству, привлечение иностранного государства к участию в деле в качестве ответчика или третьего лица, наложение ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории РФ, и принятие по отношению к этому имуществу иных мер по обеспечению иска, обращение взыскания на это имущество в порядке исполнения решений суда допускаются только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом. Международные организации подлежат юрисдикции судов в РФ по гражданским делам в пределах, определенных международными договорами РФ и федеральными законами.

Проанализировав приведенные выше нормы российского  законодательства, можно прийти к  заключению о том, что в настоящее время российское право придерживается концепции абсолютного иммунитета иностранного государства в сфере частноправовых отношений, причем такой иммунитет презюмируется, и отказ от него должен быть выражен в явной и недвусмысленной форме. Позиция судебной практики, изложенная в документах Высшего Арбитражного Суда РФ, также поддерживает принцип абсолютного иммунитета. В частности, в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 8 «О действии международных договоров РФ применительно к вопросам арбитражного процесса» от 11 июня 1999 г. указано, что арбитражный суд принимает иск по коммерческому спору, ответчиком в котором является иностранное государство, выступающее в качестве суверена, только при наличии явно выраженного согласия ответчика на рассмотрение спора в Арбитражном Суде РФ. Подобное согласие следует рассматривать в качестве отказа от судебного иммунитета иностранного государства.

Как мы видели ранее, российское законодательство содержит бланкетные нормы, отсылающие в вопросах государственного иммунитета к нормам специального закона. В настоящее время разработан проект федерального закона «О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и его собственности».

Основные начала выступления государства в качестве субъекта МЧП заключаются в том, что отношения имеют исключительно  гражданско-правовой характер, а контрагентом государства может выступать  только иностранное частное лицо. В современном мире признается общий принцип — государство, участвуя в частноправовых отношениях, выступает в них на равных началах со своими контрагентами. Это положение закреплено в ст.ст. 124 и 1204 ГК РФ. Однако данные нормы российского права имеют диспозитивный характер и предусматривают возможность издания законов, устанавливающих приоритетные права государства в частноправовых отношениях. В отечественной доктрине большинство ученых отмечают, что сделки с государством подвержены повышенному риску.

Основной международно-правовой акт, регулирующий иммунитеты государства, это Европейская (Брюссельская) Конвенция о государственном иммунитете 1972 г., принятая Советом Европы. В Конвенции прямо закреплена теория функционального иммунитета. Иностранное государство пользуется иммунитетом в отношениях публичного характера, но не вправе ссылаться на иммунитет в суде другого государства при вступлении в частноправовые отношения с иностранными лицами.

Основные положения конвенции сводятся к следующему. Договаривающееся государство, выступающее в качестве истца или третьего лица в судебном разбирательстве в суде другого договаривающегося государства, признает в отношении предпринятого судебного разбирательства юрисдикцию судов этого государства. Такое государство не пользуется иммунитетом от юрисдикции в суде другого договаривающегося государства, если оно ссылается на иммунитет от юрисдикции после принятия решения по существу вопроса. Государство не пользуется иммунитетом в случае, когда судебное разбирательство связано с трудовым соглашением и работа подлежит исполнению на территории государства, где происходит судебное разбирательство и т.д. Российская Федерация в этой Конвенции не участвует. 

  
  1. Какое место занимает международный  гражданский процесс  в системе права  и правоведения? Каковы источники международного гражданского процесса?
 

  В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами  и несут обязанности наравне  с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

  Международное частное право регулирует не только гражданские, семейные, трудовые, но и  процессуальные права иностранных  граждан.

  В настоящий  момент правовое регулирование данной сферы правоотношений осуществляется на основе Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ.

  В соответствии со ст. 398 Гражданского процессуального  кодекса:

  1. Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации (далее также в настоящем разделе – иностранные лица) имеют право обращаться в суды в Российской Федерации для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

  2. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями.

  3. Производство по делам с участием иностранных лиц осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

  4. Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются такие же ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций.

  Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации определяет:

  – процессуальные права и обязанности иностранных лиц;

  – гражданскую процессуальную правоспособность и дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства;

  – процессуальная правоспособность иностранной организации и международной организации;

  – основания предъявления исков к иностранным государствам и международным организациям. Дипломатический иммунитет;

  – подсудность дел с участием иностранных лиц судам в Российской Федерации;

  – признание и исполнение решений иностранных судов и иностранных третейских судов (арбитражей). В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

  Действуют многосторонние и двусторонние международные  договоры, устанавливающие нормы  международного гражданского процесса. Среди них:

  – Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г., участниками которой являются многие государства – члены СНГ;

  – двусторонние договоры – Договор между СССР и Финляндской Республикой о правовой защите и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам;

  – Договор между СССР и Монгольской Народной Республикой о взаимном оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам и т. д.

  Правоотношения  и соответственно правоположения, названные  выше, входят в систему норм международного частного права постольку, поскольку  они специально предназначены для  регулирования правоотношений, осложненных  иностранным элементом.

  Нормы международного гражданского процесса содержатся в многочисленных универсальных  и региональных конвенциях, а также в двусторонних договорах о правовой помощи, консульских конвенциях и иных соглашениях. К универсальным многосторонним конвенциям относятся:

Информация о работе Какие отношения образуют предмет регулирования международного частного права