Теория частей речи в русском языке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 03:20, реферат

Описание работы

Часть речи – это грамматические классы слов, характеризующиеся совокупностью следующих признаков:
наличием обобщенного значения, абстрагированного от лексических и морфологических значений всех слов данного класса;
комплексом определенных морфологических категорий;
общей системой (тождественной организацией) парадигм и общностью основных синтаксических функций.

Содержание работы

Глава 1. История вопроса……………………………………………………………...стр.2-6

Глава 2. Принципы классификации частей речи………………………...стр.7-11

Глава 3.Традиция и новаторство в классификации частей речи…стр.12-13

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

 

       

       ГЛАВА 2

       Принципы  классификации частей речи

       Морфология  – это та часть грамматического  строя языка, которая объединяет грамматические классы слов, принадлежащие этим классам грамматические категории и формы слов.

       В процессе развития науки о руссском языке за последние два с лишним столетия (от Ломоносова и до наших  дней) при описании частей речи учёные исходили из разных классификаций. Важнейшие из них: семантическая, формально-грамматическая, структурно-семантическая. Представители семантического направления (Ломоносов, Востоков, Потебня, Овсянико-Куликовский) при классификации частей речи шли от содержания, от значения слов к их грамматической форме, представители формально-грамматического направления (Петерсон, Пешковский, Ушаков) – от грамматической формы слов к их значению, что в итоге дало не частеречную классификацию слов, а их деление на изменяемые и неизменяемые.  Третья группа языковедов (Виноградов, Галкина-Федорук, Гвоздев, Поспелов) исходила из внутреннего единства содержания (значения) и формы слова. Их классификация, именуемая лексико-грамматической и ставшая теперь традиционной, в научном мире получила широкое признание. Однако она имеет весьма существенный недостаток: не за всеми словами (в частности, за местоимениями, междометиями, модальными и служебными словами) признаётся номинативность.

    Структурно-семантическое  направление, отражённое в «Русской грамматике» (АН СССР, 1980), основывается на взаимообусловленности формы и содержания, структуры и семантики классифицируемых слов. Подобный – функционально-семантический – подход к выделению частей речи в русском языке прежде осуществлялся ещё А. М. Пешковским. И Пешковский  склонялся к выделению в русском языке четырёх самостоятельных частей речи: существительного прилагательного , глагола и наречия. Однако М. В. Панову на основе рассмотрения выделенных им семантико-функциональных разрядов лексем удалось обнаружить напряжённое место в системе выделяемых таким образом русских частей речи. Он рассматривает словосочетания бежать наперегонки и бег наперегонки. Первое словосочетание закономерно и лексически и грамматически. Второе словосочетание лексически также закономерно. Но грамматически оно незакономерно: наперегонки – наречие, то есть признак признака, но бег – существительное, то есть грамматически не признак и не процесс. Словосочетание бежать быстро – и лексически и грамматически закономерно. Словосочетание быстрый бег грамматически также закономерно, однако лексически – нет, поскольку лексически бег не есть нечто предметное. Таким образом, противопоставление прилагательных и наречий в рассматриваемом аспекте оказывается несколько размытым.  По мнению некоторых исследователей (М.Ф.  Лукин),  излишней здесь является сугубая морфологизация частей речи, то есть чрезвычайно узкое понимание частей речи, приводящее к тому, что значительно  обедняются числительные (выпадают из их системы, например, дробные и порядковые числительные, а слова тысяча, миллион, миллиард неправомерно   рассматриваются как существительные), большая часть местоимений дробится и включается в другие части речи (существительные и прилагательные), неоправданно расширяется система прилагательных и т.д.

       В основу классификации лексем можно  положить выраженность одних и тех  же морфологических категорий. В этом случае лексемы дом, животное, зима образуют одну группу, ибо все их словоформы выражают морфологические категории числа, падежа, и только эти категории. С другой стороны, все эти лексемы будут противопоставлены лексемам добрый, старый, большой, поскольку все словоформы последних выражают такие морфологические категории, как род, число, падеж, краткость-полнота.  Однако классификация по принципу «выраженность одинакового набора морфологических категорий» не всегда приводит к столь ясным результатам, как в описанном выше случае противопоставления существительных и прилагательных. Принципиальные трудности возникают тогда, когда разные словоформы одной лексемы выражают различные наборы морфологических категорий.  Наиболее сложно в этом отношении устроены в русском языке словоформы, традиционно включаемые в глагол. Затрудняет применение данного критерия и другое обстоятельство: среди русских лексем немало таких, которые состоят из одной словоформы и, следовательно, не выражают собою ни одной морфологической категории.

       Если  бы в основу выделения самостоятельных  частей речи был положен единственный признак – наличие общих морфологических  признаков, выраженных в самой словоформе, это выглядело бы так:

  • Существительные (выражают падеж и число),  сюда же попали количественные и собирательные числительные.
  • Прилагательные (выражают падеж, число, род и краткость / полноту).
  • Инфинитивы (выражают вид и залог).
  • Деепричастия (вид).
  • Причастия (падеж, число, род, краткость-полнота, вид, залог, время)
  • Глаголы изъявительного наклонения настоящего-будущего времени (число, вид, залог, время, лицо, наклонение).
  • Глаголы изъявительного наклонения прошедшего времени (число, род, вид, залог, время, наклонение).
  • Глаголы сослагательного наклонения (число, род, вид, залог, наклонение).
  • Глаголы повелительного наклонения (число, вид, залог, лицо, наклонение).
  • Грамматически не охарактеризованные словоформы: несклоняемые существительные и прилагательные, сравнительная степень и наречия.

       В пределах морфологического подхода  к выделению частей речи возможна и иная классификация. Она может  опираться на особенности строения парадигмы. Ясно, что в этом случае существительные, например, оказались бы противопоставленными прилагательным. Ведь парадигма последних включает противопоставление словоформ  по родам, отсутствующее у существительных. При этом ни существительным, ни прилагательным не удалось бы сохранить своего единства. Такое дробление произошло бы не только за счёт неизменяемых существительных и прилагательных. К примеру, в разряд лексем типа  молодёжь  следовало бы отнести и числительные – собирательные и количественные, а также личные и вопросительные местоимения, ведь у всех этих лексем существуют словоформы только одного числа.

       Применительно к неизменяемым словам, то есть к  лексемам, состоящим из одной словоформы, оказывается весьма эффективным  синтаксический принцип.

    Суть  этого принципа заключается в  определении тех типов лексем, с которыми могут или не могут сочетаться интересующие нас слова, а также в уяснении тех функций, которые эти слова выполнять в предложении.  И семантический критерий легко выделяет среди неизменяемых слов наречия. Однако лишь применение синтаксического критерия вводит различные градации среди наречий.

       Однако  внутри одной лексемы сосуществуют по-разному оформленные морфологически словоформы. Точно таким же образом  разные словоформы одной лексемы  могут выполнять  разные синтаксически  функции. Поэтому классификация по принципу «синтаксическая функция» для лексем невозможна в принципе, так же как невозможна для лексем и классификация на основе однородной морфологической оформленности.

    Таким образом, семантический критерий в  наиболее обобщённых своих значениях  выделяет четыре класса полнозначных словоформ – существительное, прилагательное, глагол и наречие. Морфологический критерий выделяет девять классов оформленных словоформ и не оформленные словоформы. Синтаксический критерий, применённый к морфологически не охарактеризованной группе, позволяет выделить среди последних существительные, прилагательные, наречия, компаратив (сравнительную степень), категорию состояния и модальные слова. Синтаксический критерий применить к словоформам в принципе возможно, однако его результаты вступят в противоречие с результатами морфологического и семантического анализа. К лексемам  морфологический и синтаксический критерий в принципе неприменим.

       Как видим, при классификации частей речи наблюдалось настойчивое стремление группировать части речи по одному какому-либо одноаспектному принципу, в результате чего содержание отрывалось от формы или форма от содержания, что неизбежно приводило учёных к неудаче. Поэтому искать один какой -либо принцип частеречной   классификации – дело безнадёжное.

       Ещё одна интересная особенность названных  частеречных классификаций состоит  в том, что все они исходят  прежде всего их специфики самих  слов языковой системы: или из их содержания, или из их формы, или  из единства содержания и формы, как  будто языковая система является имманентной, то есть заключённой в самой себе и для себя, как будто её объектом являются только  слова и их отношения между собой. Номинация же в них игнорируется или же отходит на задний план.

       Лукин предлагает многоаспектный номинативно-грамматический принцип. Сущность этого принципа заключается в том, что определять, классифицировать части речи нужно не по содержанию, не по форме, не по их единству, а прежде всего по трём основаниям:

  • Номинации (называнию не только предметов, явлений объективной действительности, но и нашего внутреннего мира. следует различать шесть её родовых категорий: лексическая, грамматическая, ситуационная, модальная, эмоционально-императивная, прямая.
  • Частеречному объекту
  • Единству содержания и формы

       Следуя предложенному принципу, можно выделить тринадцать частей речи.

       Однако  общепринятое количество частей речи отражено в «Русской грамматике-80». Это перечисленные в предыдущем разделе десять частей речи, среди которых первые шесть  - знаменательные, то есть слова лексически самостоятельные, называющие предметы и признаки или указывающие на них, и способные функционировать в качестве членов предложения. Предлоги, союзы и частицы – это служебные, то есть лексически несамостоятельные слова, служащие для выражения различных синтаксических отношений, а также для образования аналитических форм или для выражения синтаксических и модальных значений предложения. Междометия составляют особую группу слов: они ничего не называют и служат для выражения эмоционального отношения и субъективных оценок. Тут части речи понимаются как грамматические классы слов, характеризующиеся совокупностью следующих признаков:

  • Наличием обобщённого значения, абстрагированного от лексических и морфологических значений всех слов данного  класса.
  • Комплексом определённых морфологических категорий.
  • Общей системой (тождественной организацией) парадигм.
  • Общностью основных синтаксических функций.

       Однако  изменение языка и его грамматического  стоя проявляется в различных  трансформационных процессах, в  том числе и в переходе слов из одной лексико-грамматической категории в другую.  Взгляды учёных на это явление значительно расходятся даже  в номинации этого явления (некоторые различают полный и неполный переходы, некоторые называют это лексико-грамматической субституцией).  Также отличают устойчивый и неустойчивый переход в рамках неполного.

 

       

ГЛАВА 3

       Традиции  и новаторство  в классификации  частей речи

       90-е годы 20-го столетия отмечены в истории современного русского языкознания ростом внимания исследователей к когнитивным аспектам языковых явлений и средств. Когнификативная функция языка – это его роль в обеспечении мыслительного процесса.Некоторые положения когнитивной грамматики имеют много общего с трактовкой слов А.Ф. Лосева, объясняющей части речи не только как языковое выражение логических категорий, но и как результат интерпретативного акта, который превращает абстрактную мыслимость предметов в сообщаемую предметность.

       Тема  частей речи «отнюдь не является новой» и части речи «принадлежат к числу наиболее описанных разрядов слов» рассматриваются с когнитивной точки зрения , а также анализируется их природа и основания для выделения и развития. Это подсказано кардинальными изменениями в области теоретической лингвистики, прежде всего  достижениями двух главных научных парадигм современного языкознания – коммуникативной и когнитивной. В основе методологической  базы для объяснения частей речи, созданной Кубряковой, лежит когнитивный подход к частям речи как прототипическим категориям со всеми присущими этим категориям свойствами, прежде всего наличием ядра и дуффузностью, которая возникает как результат последующих трансформаций и семантических сдвигов.

Информация о работе Теория частей речи в русском языке