Понятие, признаки и виды сроков в хозяйственном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 10:11, контрольная работа

Описание работы

Срок в хозяйственном праве представляет собой момент или период времени, с наступлением или истечением которого правовая норма, административный, судебный акт или сделка связывает возникновение определенных юридически значимых гражданско-правовых последствий. Данное определение понятия срока целесообразно закрепить в законе.
Институт хозяйственно-правовых сроков представляет собой целостную сложную систему, элементами которой являются виды (подвиды) сроков, в соотношении которых складывается структура системы.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и значение сроков в хозяйственном праве 4
1.1. Понятие сроков в хозяйственном праве 4
1.2. Значение сроков в хозяйственном праве 6
2. Виды сроков в хозяйственном праве 10
2.1. Общая классификация сроков в хозяйственном праве 10
2.2. Гарантийные сроки 19
2.3. Претензионные сроки 28
Заключение 36
Список литературы 38

Файлы: 1 файл

К.р._ХП.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

     Однако  то, что в известной мере оправдано  с точки зрения законодательной практики, не всегда приемлемо для научного определения того или иного правового явления, задача которого не сводится к охвату чисто юридических признаков, но заключается в раскрытии всех остальных существенных сторон определяемого явления. С этой точки зрения указание в определении на технико-экономическую сторону гарантийного срока представляется особенно важным не только потому, что это в известной мере оправдывает само название гарантийного срока, а прежде всего потому, что этим подчеркивается необходимость научной обоснованности устанавливаемых гарантийных сроков [19, 110].

     Таким образом, под гарантийным сроком следует понимать срок, в течение которого изготовитель (поставщик, продавец) гарантирует безотказную службу изделия, а приобретатель при обнаружении в нем в течение указанного срока неисправностей вправе потребовать их исправления либо замены вещи на доброкачественную.

     В литературе нередко делаются попытки  определить гарантийный срок как  срок ответственности продавца за недостатки проданной вещи.

     С этим трудно согласиться. Сомнительно  прежде всего утверждение о том, что исправление недостатков вещи или ее замена есть ответственность. Ответственность всегда связана с применением санкции. Она представляет собою принудительное применение к лицу, допустившему противоправное поведение, гражданско-правовых санкций, влекущих для него невыгодные имущественные последствия.

     В данном же случае речь идет об исполнении гарантийного обязательства, сущность которого состоит в том, что покупатель при обнаружении недостатков в продукции в течение гарантийного срока вправе требовать от продавца исправления недостатков или замены вещи, а последний обязан безвозмездно эти требования исполнить. При этом, например, при поставке продукции обнаружение скрытых недостатков в течение гарантийного срока влечет за собой не только обязанность изготовителя (поставщика) направить недостатки или заменить вещь, но и влечет за собой возложение на него ответственности за поставку недоброкачественной продукции в виде штрафа. В последнем случае речь действительно идет об ответственности [19, 113].

     В отличие от этого, например, при купле-продаже товара гражданину через торговую сеть никаких санкций, связанных с продажей недоброкачественного товара, законом не предусмотрено. Обнаружение недостатков товара в течение гарантийного срока в этих случаях влечет за собой безвозмездное исправление недостатков либо замену вещи. Причем, если недостатки могут быть исправлены только в заводских условиях либо требование об их исправлении заявлено неоднократно, возникает обязанность заменить вещь. Но в магазине, продавшем товар, аналогичной вещи может не оказаться. Тогда при отказе покупателя приобрести иную марку того же товара, последний возвращается магазину, а покупателю возвращается его стоимость. Именно в этом последнем случае со всей наглядностью выступает тот факт, что ни о какой ответственности в данном случае не может быть и речи, так как закон ничего подобного не предусматривает.

     Но  даже если и согласиться с тем, что исправление недостатков  или замена вещи есть ответственность, то и в этом случае нельзя говорить о том, что гарантийный срок есть срок, установленный для возложения ответственности на изготовителя (поставщика, продавца) вещи. Дело в том, что такая «ответственность» изготовителя продукции связана с гарантийными сроками не непосредственно, а через посредство претензионных и давностных сроков. Поэтому обнаружение и актирование в надлежащем порядке недостатков продукции в течение гарантийного срока дает возможность приобретателю вещи требовать исправления недостатков или замены вещи в пределах установленных законом претензионных и давностных сроков.

     Так, при купле-продаже, подряде, где претензионный  срок совпадает с гарантийным  сроком, такое требование может быть заявлено в пределах гарантийного (претензионного) срока.

     Вместе  с тем, если в договоре подряда  предусмотрен гарантийный срок и заявление (претензия) по поводу недостатков работы сделано в пределах гарантийного срока, течение исковой давности начинается со дня заявления о недостатках, а в отношениях между социалистическими организациями — со дня обнаружения недостатков в работе. Из этого следует, что гарантийный срок не совпадает со сроками «ответственности» должника по гарантийному обязательству.

     Особенность гарантийных сроков состоит в  том, что они установлены в  пользу приобретателя продукции  или товара. Поэтому очевидно само собой, что они ни в коем случае не могут уменьшать предусмотренные законом сроки для возложения ответственности на должника, ибо иначе они утратили бы вообще характер гарантии. Но если исходить из того, что гарантийный срок есть срок, установленный для возложения ответственности на изготовителя (поставщика, продавца) и т. п., то очевидно, что при таком положении ни претензионные, ни давностные сроки принимать во внимание не следует, а это значит практически, что возможности реального осуществления и защиты права приобретателя товара не только не увеличиваются, но, наоборот, сокращаются. Из этого следует, что и с практической точки зрения такое понимание гарантийных сроков нельзя признать приемлемым.

     Гарантийный срок есть срок осуществления приобретателем права требовать устранения обнаруженных недостатков и соответственно срок исполнения гарантийного обязательства другой стороной. Между тем ответственность наступает лишь при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства [19, 115].

     Всякое  обязательство, в том числе и обязательство гарантийное, должно быть исполнено в соответствии с его содержанием. Должник лишь в двух случаях освобождается от исполнения этого обязательства: во-первых, когда приобретатель нарушил технические правила эксплуатации изделия, результатом чего и явились обнаруженные в течение гарантийного срока недостатки, и, во-вторых, когда в силу каких-либо причин замена проданной вещи не представляется возможной, например, вследствие отсутствия аналогичного товара в магазине. В последнем случае покупатель вправе потребовать возврата ему уплаченной суммы.

     Практически важное значение имеет вопрос о моменте, с которого начинает течь гарантийный срок. В отношении товаров, продаваемых через розничные торговые организации, гарантийный срок исчисляется со дня розничной продажи вещи. В отношении продукции производственно-технического назначения гарантийные сроки начинают течь с момента предусмотренного ГОСТами или техническими условиями. В настоящее время в ГОСТах используются два основных способа установления момента начала течения гарантийного, срока. В одних ГОСТах начало течения гарантийного срока определяется «со дня отгрузки продукции», в других «со дня ввода в эксплуатацию», но не более определенного срока со дня отгрузки продукции.

     В связи с этим в литературе было сделано предложение исчислять  гарантийные сроки эксплуатации изделия со дня ввода изделия в эксплуатацию, а если этот момент установить невозможно, то со дня получения продукции потребителем. Установление в ГОСТах начала течения гарантийного срока со дня отгрузки продукции не представляется правильным для всех без исключения случаев. Такой способ определения начала течения гарантийного срока целесообразен лишь применительно к срокам хранения и срокам годности продукции. В отношении продукции, предназначенной для эксплуатации, более целесообразно было бы установить начало течения гарантийного срока со дня ввода изделия в эксплуатацию [19, 120].

     Однако  такое решение было бы правильным, если бы во всех случаях изделие  не залеживалось на складе и сразу же после получения его потребителем вводилось в эксплуатацию. Если же продукция длительное время не вводится в эксплуатацию, то едва ли следует ждать того момента, когда ее начнут эксплуатировать. В целях стимулирования быстрейшего ввода в действие предназначенной для эксплуатационных целей продукции следовало бы, на наш взгляд, определять начало течения гарантийных сроков либо с момента получения продукции потребителем, либо, как это и делается в настоящее время в некоторых ГОСТах, определять начало течения срока с момента ввода продукции в эксплуатацию, но не позднее определенного срока со дня отгрузки (или со дня получения) продукции.

     2.3. Претензионные сроки

 

     Всякое  субъективное право за очень небольшими исключениями предоставляет управомоченному лицу возможность требовать непосредственно от обязанного лица совершения определенных действий либо воздержания от совершения таковых, не прибегая к помощи компетентных государственных, призванных защищать нарушенные права. Эта возможность вытекает из самого содержания субъективного права, которому в хозяйственном правоотношении противостоит обязанность другой стороны.

     Такое обращение управомоченного лица непосредственно к лицу обязанному до передачи дела в суд либо иной юрисдикционный орган носит название претензионного (досудебного, доарбитражного) порядка разрешения хозяйственн-правовых споров. В ряде случаев для осуществления этой возможности управомоченному лицу предоставляются законом определенные сроки, которые соответственно и получили название претензионные сроки.

     Законодательством предусмотрены различные виды претензионных  сроков, различающихся между собой  как по размеру, так и по характеру  их действия, а в ряде случаев  и по тем правовым последствиям, к которым приводит пропуск такого срока.

     Но  несмотря на некоторые различия сроки  эти обладают целым рядом общих  черт, которые позволяют объединить их в единую категорию претензионных сроков.

     В чем же состоят эти общие черты  претензионных сроков?

     Всякий  претензионный срок есть прежде всего срок, установленный для обращения управомоченного лица непосредственно к обязанному лицу с требованием совершения последним определенных действий или воздержания от совершения таковых. Уже это само по себе отличает претензионные сроки от сроков исковой давности, которые предоставлены управомоченному лицу не для непосредственного обращения к обязанному субъекту правоотношения, а для обращения к компетентным юрисдикционным органам, призванным защищать нарушенные или оспариваемые субъективные гражданские права.

     Исполнение  обязанности должником неразрывно связано с осуществлением субъективного права управомоченного лица. Более того, в большом числе случаев, например в обязательственных правоотношениях, реализация субъективного права управомоченного лица (так называемого права требования) может быть достигнута, как правило, только посредством исполнения обязанности должником. Даже в тех случаях, когда обязанность должника состоит в воздержании от совершения каких-то действий, она является своеобразной мерой обеспечения реального осуществления субъективного права управомоченного лица. Поэтому с известным основанием можно сказать, что претензионные сроки, установленные для предъявления требования к должнику об исполнении им своей обязанности, есть сроки осуществления субъективного права.

     Но  претензионные сроки — это  своеобразные сроки осуществления  субъективного права. Дело в том, что при нормальном развитии правоотношения, когда стороны точно соблюдают свои права и обязанности, у управомоченного субъекта, как правило, не возникает какой-либо потребности в заявлении претензий другой стороне. Использование этой возможности становится для управомоченного лица необходимостью лишь в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности должником, когда принадлежащее управомоченному лицу субъективное гражданское право оказывается нарушенным. Поэтому претензионные сроки имеют практическое значение и устанавливаются законом лишь для случаев, когда права одной из сторон правоотношения нарушены [17, 81].

     Конечно, требования к обязанному лицу предъявляются управомоченным субъектом не только по поводу исполнения должником своей обязанности, но и в связи с применением к нему предусмотренных законом санкций, установленных за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, например, о взыскании неустойки (штрафа, пени), о возмещении убытков.

     Претензионные сроки распространяются и на эти  виды требований, так как они неразрывно связаны с неисполнением либо ненадлежащим исполнением должником своих обязанностей, с нарушением прав другой стороны. Эта связь претензионных сроков с нарушением субъективных прав четко выражена в нормативных актах. Особенностью претензионных сроков является и то, что они есть сроки осуществления нарушенного права.

     Претензионный порядок имеет большое общественное значение. Он способствует укреплению и развитию социалистических отношений товарищеского сотрудничества участников хозяйственного оборота, развивает их инициативу и известным образом побуждает их к своевременному и надлежащему осуществлению гражданских прав и обязанностей, способствует развитию принципа добровольности в исполнении обязанностей и вместе с тем освобождает органы суда и арбитража от рассмотрения многочисленных и по существу бесспорных дел. Это общественное значение претензионного порядка и определяет его сущность.

     Рассматривая  претензионный порядок и претензионные  сроки с этой позиции, нельзя не заметить, что основное юридическое острие этого порядка в том виде, в котором он сложился в законодательстве и в практике, направлено прежде всего на своевременное осуществление субъективного права управомоченным лицом. По общему правилу предъявление претензии управомоченным лицом является не только его правом, но и обязанностью. Неисполнение этой обязанности, являющейся по существу неосуществлением управомоченным лицом своего субъективного права в установленный срок, влечет за собой различные правовые последствия, вплоть до утраты права на предъявление иска [17, 84].

Информация о работе Понятие, признаки и виды сроков в хозяйственном праве