Денежная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2009 в 19:56, Не определен

Описание работы

Про¬цесс де¬неж¬но¬го об¬ра¬ще¬ния, а так¬же сам кон¬троль над де¬неж¬ны¬ми сред¬ст¬ва¬ми, ста¬ли ос¬но¬вой для раз¬ви¬тия бан¬ков¬ско¬го де¬ла. Бан¬ки, бу¬ду¬чи хра-ни¬те¬ля¬ми, рас¬по¬ря¬ди¬те¬ля¬ми хра¬ни¬мых де¬неж¬ных средств, ре¬гу¬ли¬ру¬ют их дви-же¬ние, пе¬ре¬ме¬ще¬ние, обо¬рот, рас¬хо¬до¬ва¬ние по тре¬бо¬ва¬нию сво¬их кли¬ен¬тов. Бан¬ки воз¬ник¬ли как ча¬ст¬ные, ком¬мер¬че¬ские об¬ра¬зо¬ва¬ния, пред¬став¬ляю¬щие эле-мен¬ты то¬вар¬но-ры¬ноч¬ной струк¬ту¬ры.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 239.00 Кб (Скачать файл)

     И наконец, поговорим о самой  стабилизационной программе. К  июню 1985 г. у самых широких слоев  израильской публики возникло настроение остановить инфляцию. Оно было связано с резким падением курса шекеля по отношению к доллару и катастрофическим сокращением валютных запасов страны. Более того, все увеличивающаяся инфляция вынудила фирмы откладывать уплату налогов, что' значительно уменьшило денежные поступления в казну.

     В начале июня 1985 г. был создан специальный комитет, состоявший как из представителей академической среды, так и из правительства. Он представил правительству программу жестких мер, затрагивающих одновременно кредитно-денежную и бюджетно-налоговую политику, а также проблемы платежного баланса страны, фиксации заработных плат и доходов населения.

         Комитет решил зафиксировать  обменный курс шекеля по отношению к доллару. На это были 2 причины: во-первых, ежедневные публикации растущего курса доллара стали для публики мерой инфляции, и стабилизация этого курса повысила бы доверие к этой программе. Во-вторых, единственной альтернативой было фиксирование номинального предложения денег. Но, как известно, стабилизация обычно сопровождается увеличением спроса на реальные запасы денежных средств, увеличением, которое трудно оценить заранее [14, 24-32].

     При решении вопроса, на каком  уровне зафиксировать обменный  курс, брались в расчет следующие  факты. Во-первых, значительная часть  сокращения государственных расходов приходилась в основном на уменьшение субсидий, выделяемых на основные виды продуктов (хлеб, молоко). Следовательно, одним из немедленных следствий программы был бы значительный разовый скачок в ценах, который должен был быть хотя бы частично скомпенсирован увеличением заработной платы. Соответственно, надо было провести девальвацию шекеля таким образом, чтобы потом зафиксировать обменный курс на уровне, который бы согласовался с ростом цен и заработных плат. И поскольку заработные платы индексировались с некоторым лагом по отношению к уровню цен, для успеха стабилизации было важно, чтобы после однократного повышения цен и заработных плат последние перестали бы индексироваться. Их индексация при стабилизации цен вызвала бы возобновление инфляционного процесса.

     В соответствии с принятой  стратегией в конце июня—начале  июля 1986 г. шекель был девальвирован  на 26%. В результате девальвации и значительного сокращения субсидий индекс потребительских цен в следующем месяце вырос на 27%, после чего увеличившиеся цены оказались под контролем. По мере того как контроль налаживался, индекс цен рос в течение трех следующих месяцев в среднем на 4%. Б дальнейшем в течение 1986—1987 гг. этот рост составил примерно 1,3% в месяц.

     Одной из существенных частей стабилизационной программы было замораживание заработной платы. В середине июля 1985 г. было достигнуто соглашение с Хистадрутом (всеобщим израильским профсоюзом) о том, что номинальные заработные платы должны быть подняты примерно в той же пропорции, в какой был девальвирован шекель, после чего заработные платы замораживаются на последующие 3 месяца. Другие номинальные переменные (например, объем кредитов, регулируемый банком Израиля) были также зафиксированы.

     Уже указывалось, что достаточно зафиксировать одну из номинальных величин для того, чтобы определить соответствующий равновесный уровень других. Но тогда возникает вопрос: зачем надо было фиксировать не только обменный курс, но и другие номинальные переменные? Дело в том, что если зафиксировать только обменный курс, то достижение равновесия другими переменными займет значительное время и не будет безболезненным. Это скорее всего привело бы к тому, что правительству пришлось бы оставить свою программу. Поясним это на примере. Итак, заработные платы в Израиле индексировались по темпам инфляции прошлых месяцев. Продолжение этой индексации на начальном этапе стабилизации вызвало бы рост реальной заработной платы, так как цены были бы уже зафиксированы, а заработная плата все еще индексировалась по старым индексам. 'Ничем не обоснованное увеличение заработной платы вызвало бы в свою очередь безработицу, что создало бы давление на правительство с целью проведения им стимулирующей кредитно-денежной политики и дальнейшей девальвации шекеля, а все это привело бы и возрождению инфляции.          

     Одним из ключевых условий  успеха стабилизационной программы было доверие к ней со стороны широкой публики. В июле 1985 г. ряд факторов был явно не в пользу создания этого доверия. В частности, по мере нарастания инфляции в начале 80-х годов правительство время от времени провозглашало новую программу борьбы с инфляцией. Эти программы предусматривали фиксирование цен и принятие политики ограничения заработной платы. Они также сопровождались заявлениями министерства финансов Израиля о его намерении сократить государственные расходы. Но одна за одной эти программы дотерпели крах. [13, 87-102]

     Тогда возникает естественный  вопрос: как, несмотря на столь  неудачный опыт, израильская программа 1985 г. все же достигла успеха? Во-первых, к июню 1985 г. все увеличивающаяся инфляция создала настрой в самых широких кругах населения что-то предпринять и остановить инфляционный процесс. Во-вторых, люди поняли, что остановить инфляцию можно только путем жестких мер, они поняли важность этой программы и поверили в ее успех. Более того, факт, что американское правительство выделило под эту программу кредит в 1,5 млрд долл., повысил доверие к ней как со стороны правительства, которое должно было утвердить эту программу, так и со стороны публики.

     Может ли успешный опыт борьбы  с инфляцией в Израиле быть  применен в России? Думается, что  да. Во-первых, как уже упоминалось, экономика России и Израиля имеет много общего. Как известно, в 50-х — 70-х годах Израиль был полусоциалистической страной, со всеми соответствующими атрибутами: значительной долей государственной собственности, контролем экономики со стороны государства. И период инфляции в Израиле также совпал по времени с переходом к более либеральной экономике. Во-вторых, политическая ситуация середины 80-х годов в Израиле очень схожа с нашей: существует коалиционное правительство, каждое министерство отстаивает свои интересы.

     Итак, каковы возможности применения  израильской программы у нас? Из опыта последних лет видно, что российское правительство видит лишь один путь борьбы с инфляцией — постепенное снижение ее темпов. Эта борьба продолжается уже несколько лет с переменным успехом. Фактически же происходит то, что происходило в Израиле в начале 80-х годов — инфляционный процесс продолжается, несмотря на все предпринимаемые меры. В чем была причина неудач всех предыдущих попыток остановить инфляцию? В половинчатости мер. Как только стабилизировалось предложение денег, начинали расти государственные расходы, выдавались дешевые кредиты. Периодически само же правительство устами некоторых своих членов раздувало инфляционные ожидания. Короче говоря, не было единой программы.

     Так что же надо сделать,  чтобы остановить инфляцию в России? Первый шаг, который должен быть сделан, это подготовка общественного мнения. Люди должны понять, насколько губительна инфляция для них и, в частности, для экономики России в целом. Потом должна быть опубликована сама программа. Должны пройти дискуссии в прессе, на телевидении по поводу этой программы с участием ведущих экономистов. В чем же должна состоять сама программа? Согласно системе, определяющей макроэкономическое равновесие и приведенной выше, вначале необходимо зафиксировать одну из номинальных переменных. Это может быть как обменный курс рубля по отношению к доллару, так и номинальное предложение денег (частично этот этап уже пройден — установлен валютный коридор). После определения уровня, на котором следует зафиксировать эту переменную, необходимо провести оценки тех уровней, на которых должны будут зафиксироваться остальные номинальные переменные. Основываясь на этих оценках, следует зафиксировать переменные на данных уровнях. Причины, почему это стоит сделать, приведены выше. Если при этом будет резко сокращен бюджетный дефицит и будут проведены другие подобные стабилизирующие меры, а также при поддержке программы со стороны МВФ, у нее будет много шансов оказаться успешной. Единственное отличие израильской инфляции от российской — это присутствие в нашей инфляции значительной доли инфляции издержек. Соответственно российская программа должна быть скорректирована в связи с этим. Одновременно с денежной реформой необходимо стабилизировать финансовую и банковскую системы с целью минимизировать влияние кризиса неплатежей, а также попытаться исключить другие причины инфляции издержек.

     Итак, опыт Израиля является, безусловно, очень важным для российской экономики. В борьбе с инфляцией нет смысла изобретать что-то новое; надо лишь умело использовать опыт других стран. [21, 61]

       3.2. Анализ инфляции в России за 2007 - 2008 гг. 

   Индекс потребительских цен по итогам 2007 г. составил 12%, что соответствует запланированному уровню на 2007 г. в основных финансовых документах страны. “Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики России на 2007 г.” устанавливают ориентир для инфляции в пределах от 10 до 12%. Одновременно Банк России признает, что не имеет возможности методами денежно-кредитной политики воздействовать на Индекс потребительских цен, поскольку на его динамику оказывают сильное влияние волатильные и структурные факторы. В качестве чувствительного к особенностям денежно-кредитной политики показателя ЦБ РФ принимает базовую инфляцию, поскольку она представляет собой “ту часть инфляции, которая связана с валютным курсом, денежной политикой и инфляционными ожиданиями”. Ориентиром для индекса базовой инфляции стал уровень в 8-8,5%. 

   Цены на продовольственные товары увеличились на 10,2%, на непродовольственные товары – на 9,2%, а платные услуги населению подорожали на 22,3%. Рассмотрим помесячную динамику цен на упомянутые виды товаров в 2007 г., сравнив ее с аналогичными показателями 2006 г.

     В целом в 2007 г. наблюдались более низкие  темпы роста  продовольственных товаров, чем в 2006 г.  Произошло это,  прежде  всего,  из-за меньшего увеличения цен в январе 2007 г. по сравнению с январем 2006 г., а также отсутствием скачка цен в мае 2007 г. Несмотря на то, что в 2006 г. чаще наблюдались отрицательные темпы  роста цен  на  продовольствие, чем в 2007 г., уровень по итогам года оказался ниже в 2007 г.

      Причиной  послужило отсутствие скачков цен  на данную группу товаров в мае-июне 2007 г., несмотря на почти двукратное превышение темпов роста в декабре 2007 г. в сравнении с декабрем 2006 г. В остальные месяцы темпы роста цен на непродовольственные товары в 2007 г., практически не отличались от 2000 г.

      Почти двукратное превышение темпов роста  в январе 2006 г. по сравнению с январем 2007 г. было компенсировано в феврале 2007 г., когда накопительным итогом с начала года цены увеличивались одинаково в 2006 г. и 2007 г. После этого, за исключением мая, темпы роста цен на услуги для населения в 2007 г. были ниже темпов 2006 г., что и стало причиной снижения по итогам года.

     Базовая инфляция, о которой говорилось выше, по итогам года составила 11,2%, превысив запланированный уровень более чем на треть.

      Вывод: В целом, основная задача денежных властей по контролю над инфляцией может считаться выполненной, поскольку ИПЦ по итогам года находится на верхней границе планового интервала. Однако базовая инфляция, которая по заявлению ЦБ более чувствительна к воздействию денежно-кредитной политики в 2007 г., почти на треть превысила прогнозируемый ведомством уровень. Складывается впечатление, что волатильные и структурные факторы, которых опасались в ЦБ РФ, на этот раз сыграли на руку российской экономике, а результатом денежно-кредитной политики стал более активный рост базовой инфляции.

     Причиной  такой ситуации стали более умеренные темпы роста цен на услуги, чем ожидалось, особенно в конце 2007 г.

     В целом, необходимо отметить, что снижение инфляции по итогам 2007 г. в сравнении с 2006 г. явилось результатом более умеренных темпов роста цен в первом полугодии. По моему мнению, для дальнейшей успешной борьбы с инфляцией необходима концентрация усилий на снижении темпов роста цен в первой половине года, поскольку сезонный характер цен на продовольственные товары обеспечивает снижение инфляции в середине года.

     Кроме того, очевидно, что методика, применяемая Госкомстатом РФ, не отражает реальных процессов изменения цен в экономике. Даже с учетом официальных данных по группам товаров сложилась ситуация, когда цены на продовольствие увеличились на 10,2%, на непродовольственные товары на 9,2%, а на услуги – на 22,3%. В результате ИПЦ составил 12%. По моему мнению, веса, придаваемые Госкомстатом данным группам, явно не соответствуют действительности. 

      На  протяжении I квартала 2008 г. наблюдалось весьма заметное снижение темпов роста потребительских цен. Несмотря на то, что в январе цены на платные услуги населению увеличивались темпами, сопоставимыми с январем 2007 г., более умеренная динамика, прежде всего, цен на продовольственные товары обеспечила снижение общего уровня ИПЦ в январе на 0,6 процентных пункта. Февральские показатели также были достаточно позитивными, особенно с учетом цен на платные услуги населению, темпы роста которых, снизились на 2,5 процентных пункта. В феврале 2007 г. столь значительного снижения не наблюдалось. Снижение темпов роста цен (на 1 процентный пункт) в категории платных услуг продолжилось и в марте 2008 г., результатом чего стало сокращение темпов роста ИПЦ на 0,2 процентного пункта. Вместе с тем, одним из негативных сигналов в марте 2008 г. явилось прекращение падения темпов роста цен на продовольственные и непродовольственные товары, как это было в предыдущие несколько лет. На представленных выше графиках об этом говорит более горизонтальный наклон линий тренда как по продовольственным и непродовольственным товарам, так и по ИПЦ в целом.

Информация о работе Денежная система РФ