Гражданско-правовые отношения в сфере коммунального обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 15:18, дипломная работа

Описание работы

Сектор коммунальных услуг- фактически одна из крупнейших отраслей экономики. По численности занятых она уступает только промышленности, сельскому хозяйству, образованию и здравоохранению, но с начала 1990-х гг. эта отрасль находится в состоянии кризиса. Наблюдается увеличение числа аварий, особенно в инженерных сетях, жилищный фонд обветшал.
Жилищно-коммунальное хозяйство — одна из важнейших отраслей социально-бытовой инфраструктуры. Рост народного благосостояния тесно связан с улучшением жилищных условий.

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 295.49 Кб (Скачать файл)

В  сфере коммунального обслуживания применяются различные виды гражданско-правовых договоров

В настоящее время отношения в сфере теплоснабжения урегулированы специальным законом «О теплоснабжении»64. Пункт 1 статьи 15 указанного закона гласит: «Потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения».

Ранее, до принятия Федерального закона «О теплоснабжении», наиболее распространенной формой оборота тепловой энергии был договор энергоснабжения. Особенностями договора энергоснабжения, послужившими основанием выделения его в отдельный вид договора купли-продажи, стала специфика объекта указанного договора - электрическая или тепловая энергия и особый способ исполнения обязательства, вытекающего из этого договора, - передача энергии абоненту через присоединенную сеть.

Отдельный параграф главы 30 ГК РФ «Энергоснабжение» позволяет говорить о самостоятельности договора энергоснабжения и содержит регулирование отношений по снабжению электрической и тепловой энергией.

Отличие договора снабжения тепловой энергией от других хозяйственных договоров обусловлено в значительной степени тем, что в его основе лежат специфические экономические отношения, которые охватывают процессы не только возмездной реализации продукции, но и надлежащей организации использования тепловой энергии, в чем проявляется его особенность. Таким образом, договор на снабжение тепловой энергией распространяется на взаимоотношения снабжающей организации и потребителя, как по передаче продукции, так и по ее использованию. Возникающее на основе рассматриваемого договора обязательство по снабжению тепловой энергией через присоединенную сеть является самостоятельным обязательством65. Договор энергоснабжения «рассматривается кодексом как один из видов договора купли- продажи, хотя, с учетом значительной его специфики, он сформулирован как самостоятельный»66.

Договором энергоснабжения охватываются те правоотношения, которые складываются при снабжении потребителей как электрической, так и тепловой энергией через присоединенную сеть. В соответствии с п. 4 ст. 539 ГК РФ специальная правовая регламентация имеет приоритет перед положениями ГК РФ о договоре энергоснабжения. В случаях, когда в качестве объекта договора энергоснабжения выступает тепловая энергия, правила о договоре энергоснабжения, содержащиеся в ГК РФ, подлежат применению только в том случае, если иное не установлено законом или иными нормативными правовыми актами, регламентирующими энергоснабжение тепловой энергией через присоединенную сеть67. То есть, если предметом договора энергоснабжения является тепловая энергия, законодательством предусмотрена приоритетная возможность регулирования договора иными федеральными законами и иными правовыми актами, имея в виду, что в них могут содержаться правила, относящиеся к специфическим особенностям снабжения потребителей тепловой энергией.

Отличие договора теплоснабжения от других хозяйственных договоров обусловлено в значительной степени тем, что в его основе лежат специфические экономические отношения, которые охватывают процессы не только возмездной реализации продукции, но и надлежащей организации использования тепловой энергии, в чем проявляется его особенность. Таким образом, договор теплоснабжения распространяется на взаимоотношения снабжающей организации и потребителя как по передаче продукции, так и по ее использованию. Возникающее на основе рассматриваемого договора обязательство по снабжению тепловой энергией через присоединенную сеть является самостоятельным обязательством68. Договор энергоснабжения «рассматривается кодексом как один из видов договора купли-продажи, хотя, с учетом значительной его специфики, он сформулирован как самостоятельный»69.

Существует несколько позиций по поводу квалификации договора теплоснабжения. Одна из них заключается в том, что договор теплоснабжения признается разновидностью договора энергоснабжения. В качестве оснований выделения среди договоров энергоснабжения такой разновидности, как теплоснабжение, И.В. Елисеев приводит предмет договорных правоотношений70. Некоторые ученые относят к энергии, являющейся предметом договора энергоснабжения, газ, теплоэнергию, нефтепродукты и т.п.71, другие - только электрическую и тепловую энергию, газ72. Подобной точки зрения придерживается Н.И. Клейн: «...подобная позиция приведена в ГК. В соответствии со ст. 548 ГК РФ правила о договоре энергоснабжения применяются к снабжению тепловой энергией, газом, нефтью и нефтепродуктами, водой через присоединенную сеть, если иное не установлено законом, иными правовыми актами. Из этой нормы вытекает, что договоры на снабжение тепловой энергией  заключаются и исполняются по модели договора на энергоснабжение»73.

Отличительными от договора купли-продажи чертами договора теплоснабжения являются также обязанность принимающей стороны поддерживать надлежащее техническое состояние своего хозяйства и рационально расходовать товар, соблюдать режим потребления, а также наличие необходимого для присоединения технического оборудования.

Следует также отметить, что договор теплоснабжения отличается от договора купли-продажи еще и тем, что присоединение к трубопроводу возможно только при наличии технических условий.

Таким образом, для договора теплоснабжения характерны признаки, не являющиеся признаками договора купли- продажи или отсутствуют совсем. В отличие от договора купли-продажи, содержащего в большей степени диспозитивные нормы, правовой режим договора теплоснабжения содержит императивные нормы, касающиеся специального субъектного состава, ответственности сторон, порядка заключения, изменения, прекращения договора и т.д.

Следует отметить, что много лет на теплоснабжение автоматически переносились нормы, разрабатываемые для электроэнергетики. Однако необходимо учитывать, что тепловая и электрическая энергия - товары, имеющие принципиальные различия, особенно при использовании их в многоквартирных домах.

Во-первых, в электроснабжении отсутствует товар, аналогичный по свойствам теплоносителю.

Во-вторых, понятие мощности потребления в электроэнергетике позволяет прямо измерять эту мощность в любой момент времени. В теплоснабжении приходится содержать огромные резервные мощности на теплоисточниках для прохождения зимнего максимума, поэтому текущую мощность теплопотребления для ее оценки приходится пересчитывать на расчетную температуру наружного воздуха.

В-третьих, объем потребления электрической энергии зависит только от пожеланий жителей, а потребление тепловой энергии зависит также от расположения квартиры, качества утепления дома, регулировки вентиляции.

В-четвертых, качество электрической энергии редко регулируется на уровне дома. Часто в квартирах применяются только регуляторы напряжения. Качество тепловой энергии, определяемое через качество теплоносителя, обязательно должно регулироваться на уровне дома.

В-пятых, принципиально различаются возможности приборного учета. Благодаря низкой цене, счетчики электрической энергии установлены практически повсеместно. Установка коммерческих приборов учета тепловой энергии в каждой квартире затруднена из-за дороговизны. К тому же добавляются проблемы доступа для обслуживания, контроля хищений энергии и теплоносителя, разнесение затрат на отопление внеквартирных помещений, пассивного отопления за счет соседей и др. Несколько проще обстоит дело с водосчетчиками: они относительно дешевы и могут применяться в коммерческих расчетах, но тоже не лишены недостатков. В первую очередь это простота изменения (фальсификации) показаний (леской, магнитом, пылесосом, отбором через фильтр, заменой ГВС на воду из батарей). Кроме того, отсутствует возможность учета расхода тепла на полотенцесушители. И, наконец, водосчетчики не позволяют осуществлять контроль температуры горячей воды и исключать из оплаты слив воды при недостаточности ее температуры.

Следует отметить, что граждане- потребители тепловой энергии, как правило, вступают в отношения по предоставлению коммунальных услуг, а не теплоснабжения. В договор же теплоснабжения вступает непосредственно жилищно-эксплуатационная организация, ТСЖ или управляющая компания.

Согласно ч. 2 ст. 161 ЖК РФ, существуют три способа управления многоквартирным домом: во-первых, непосредственное управление собственниками помещений; во-вторых, управление ТСЖ, жилищным кооперативом или иным специализированным кооперативом, предусмотренным федеральным законом; в-третьих, управление юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем (управляющей организацией). При использовании второго и третьего способов есть поставщик тепловой энергии (теплоснабжающая организация), есть лицо (например ТСЖ, которое является потребителем по договору теплоснабжения), которое на входе в дом покупает тепловую энергию и далее оказывает коммунальные услуги жителям.

Коммунальные услуги всегда должен оказывать исполнитель на базе приобретенных или произведенных им самим коммунальных ресурсов. Тепловая энергия - это ресурс, на базе которого «оказывается коммунальная услуга, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях многоквартирного дома»74.

При этом следует отметить, что отношения по предоставлению коммунальных услуг имеют место тогда, когда потребитель непосредственно не заключает договор на снабжение тепловой энергией с теплоснабжающей организацией, а вступает в отношения по оказанию коммунальных услуг с ТСЖ, управляющей компанией, ЖСК и др., которые, в свою очередь, являются абонентами (потребителями) по договору теплоснабжения.

Такого рода отношения, когда между сторонами существует третье лицо, ряд авторов называют посредническими75. Наиболее близким из посреднических договоров к данному диву отношений является агентский договор. На основании этого Б.В. Бальжиров делает вывод, что договор энергоснабжения является смешанным (комплексным) договором, сочетающим в себе элементы договора купли-продажи энергии с условиями об оказании возмездных услуг по передаче энергии и иных неразрывно связанных с процессом энергоснабжения услуг энергоснабжающей организацией, правовая сущность которых схожа с агентскими отношениями76.

Тем не менее наиболее правильным предполагается считать оформление отношений по теплоснабжению населения с помощью двух договорных конструкций: договора теплоснабжения между теплоснабжающей организацией и потребителем (в качестве которого выступает ТСЖ, управляющая организация), а также договора оказания коммунальных услуг, по которому население (жильцы многоквартирных домов) получают коммунальную услугу в виде отопления от исполнителя (ТСЖ, управляющей компании). Дополнительным аргументом в пользу данного утверждения можно считать обязанность абонента обеспечивать безопасность системы потребления энергии. Это является не только обязанностью потребителя, но и одним из основных принципов организации отношений в сфере теплоснабжения77. Обеспечение данного принципа предусмотрено ст. 3 ФЗ «О теплоснабжении». Принципы рассматриваются учеными как основание системы норм энергетического права, центральным понятием, стержневым началом все системы энергетических законов78. Наряду с данным принципом выделяются также следующие: гарантии обеспечения энергоснабжения, централизованное  принятие решений по основным вопросам государственного регулирования в области энергетики, приоритетность энергетики в экономике страны, предсказуемость государственной политики в области энергетики, энергосбережение и рациональное, экономическое и эффективное использование энергии и другие79.

Характеризуя договор теплоснабжения, следует также отметить такую особенность, как публичность договора. Договор энергоснабжения отнесен п. 1 ст. 426 ГК РФ к разряду публичных договоров, т.е. к договорам, заключаемым коммерческой организацией и устанавливающим ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится80. Обязанность заключения договора снабжения энергией основывается также на том, что энергоснабжающие организации являются субъектами естественных монополий. В связи с этим отказ от заключения договора возможен только в случае, если энергоснабжающая организация докажет невозможность отпуска товара.

Публичность договора снабжения тепловой энергией выражается в ряде специфических характеристик. Во-первых, одним из субъектов договора должна выступать коммерческая организация. В качестве контрагента может быть как физическое, так и юридическое лицо, которое в данной договорной связи является потребителем товаров, работ, услуг. В случае договора энергоснабжения контрагент выступает в качестве абонента энергии.

Во-вторых, предметом публичного договора должны выступать обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, по сути составляющие содержание именно той деятельности, которая по своему характеру должна осуществляться коммерческой организацией в отношении каждого, кто к ней обратится.

Каким же образом влияет на установление договорных отношений по снабжению тепловой энергией публичность данного договорного отношения? Нормы законодательства, в частности ст. 426 ГК РФ, позволяют сделать вывод о четырех видах правовых последствий публичности договора.

Во-первых, теплоснабжающая организация обязана заключить договор с каждым, кто к ней обратится. Она не вправе по своему усмотрению выбирать контрагента, а также решать вопрос о заключении договора. «Однако это ограничивает, а не исключает действие принципа свободы договора»81. Договор, в котором полностью исключается действие указанного принципа, гражданско-правовым быть не может.

Действительно, снабжающая организация не может по своему усмотрению отказаться от заключения договора при возможности его заключения. Но она может отказаться, если возможность предоставить потребителю товар отсутствует.

Причинами отказа в заключении договора теплоснабжения, согласно положениям ст. 421, части первой ст. 426 и части второй ст. 539 ГК РФ, являются: отсутствие возможности подать энергию через присоединенную сеть ввиду отсутствия у потребителя отвечающего установленным техническим требованиям теплопринимающего устройства, присоединенного к сетям теплоснабжающей организации; отсутствие у потребителя отвечающего техническим требованиям необходимого оборудования, в том числе средств учета потребляемой энергии. Подобные нормы содержит и ст. 4 Федерального закона «О естественных монополиях»82, согласно которой услуги по передаче электрической и тепловой энергии рассматриваются как сфера деятельности субъектов естественных монополий. В соответствии со ст. 8 данного закона субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим законом, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести такие товары. В других случаях отказ коммерческой организации от заключения договора снабжения тепловой энергией будет рассматриваться как необоснованное уклонение от заключения договора.

Информация о работе Гражданско-правовые отношения в сфере коммунального обслуживания