Военная реформа 1863-1874 годов. Реформа военной юстиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2010 в 17:10, Не определен

Описание работы

Поражение царской России в Крымской войне, вскрывшее военно-техническую отсталость николаевской армии, дальнейший рост вооружений и развитие военной техники в Европе, усиление экспансии ведущих европейских держав настоятельно требовали коренной реорганизации всего военного дела в России. Но реорганизация армии на новых началах, ее перевооружение во многом зависели от технико-экономического потенциала страны, главным образом от состояния промышленности и транспорта. Поэтому военные преобразования не могли быть осуществлены сразу, они проводились постепенно

Файлы: 1 файл

Военные реформы 1861-1874гг.doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)

Реферат

По курсу: «История отечественного государства  и права»

 

Военная реформа 1863-1874 г.г. Реформа военной  юстиции 
 
 

                    Выполнил: студент 1 курса

                    специальности «Юриспруденция»,

                    гр.

                    Проверил:  
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

2008 

Оглавление 

Введение……………………………………………………………………..3

Глава I. Дмитрий Алексеевич Милютин. Экскурс в историю…………...4

Глава II. Программа военных преобразований……………………………8

Глава III. Преобразования в военной юстиции……………………………9

Глава IV. Реформа военно-учебных заведений…………………………..11

Глава V. Всеобщая воинская повинность………………………………...12

Глава VI. Итоги проведенной реформаторской деятельности…………..15

Заключение………………………………………………………………….16

Список использованной литературы………………………………………17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Поражение царской России в Крымской войне, вскрывшее военно-техническую отсталость николаевской армии, дальнейший рост вооружений и развитие военной техники в Европе, усиление экспансии ведущих европейских держав настоятельно требовали коренной реорганизации всего военного дела в России. Но реорганизация армии на новых началах, ее перевооружение во многом зависели от технико-экономического потенциала страны, главным образом от состояния промышленности и транспорта. Поэтому военные преобразования не могли быть осуществлены сразу, они проводились постепенно.

     В 60 - 70-х годах XIX в. была проведена  целая серия военных реформ, начавшихся с реорганизации военного управления и военно-учебных заведений и  завершившихся наиболее важной реформой - новой системой комплектования армии  путем введения всесословной воинской повинности, а также проведением ряда мер по перевооружению армии.

     Уже в ходе Крымской войны, в июле 1855 г., была образована "Комиссия для  улучшения по военной части" под  председательством военного министра Ф.В. Ридигера. Однако и по окончании войны в течение еще 5 лет ничего существенного в этом направлении не было сделано, за исключением сокращения численности армии, что существенно уменьшило военные расходы. К концу войны под ружьем находилось 2,2 млн. человек. К 1858 г. армия была сведена до 1,5 млн. человек и предполагалось ее дальнейшее сокращение.

Практически военные реформы начались с назначением  в 1861 г. на пост военного министра Д.А. Милютина, профессора Академии Генерального штаба, затем начальника штаба Кавказской армии, обладавшего выдающимися военными и личными дарованиями, придерживавшегося либеральных воззрений. С именем Д.А. Милютина, который пребывал на посту министра 20 лет, связано коренное переустройство русской армии.  

Глава I. Дмитрий Алексеевич Милютин. Экскурс в историю

     Дмитрий Алексеевич Милютин родился в 1816 г. в Москве. Семья воспитала сыновей в духе любви к труду, чуждому «чванному тунеядству источнику зла». В Д.А. Милютине успешно сочетались энциклопедически образованный ученый, государственный и военный деятель с широчайшим диапазоном интересов и сфер деятельности.

     В 1832 г. Д.А. Милютин после окончания  губернской гимназии закончил с серебряной медалью пансион при Московском университете и тотчас, переехав в  Петербург, поступил на военную службу в 1-ю артиллерийскую гвардейскую бригаду фейерверкером, а через шесть месяцев в 17 лет получил первый офицерский чин, который открыл ему дорогу, благодаря блестяще сданному экзамену, сразу в старший класс Императорской военной академии. Окончив ее с малой серебряной медалью, что было показателем выдающихся способностей, Д.А. Милютин был произведен в поручики и причислен к Генеральному штабу.

     К тому времени А.В. Суворов был  почти забыт, и Д.А. Милютину принадлежит  заслуга «создания суворовского культа. Он первый дал научную разработку суворовских принципов, благодаря которым полководец одерживал свои блестящие победы». Автор писал, что А.В. Суворов «в отношении к военному делу стоял выше своего века, никто не мог постигнуть, что он создал совершенно новый образ войны прежде, чем Наполеон дал Европе уроки новой стратегии и тактики». Он критически оценивал деятельность других военачальников, поэтому по цензурным соображениям статья «Русские полководцы XVIII столетия» не была опубликована.

     В 1839 г. началась служба Д.А. Милютина в штабе Чеченского отряда на Кавказе. Д.А. Милютин принимал участие в военных операциях против горцев.

     В одном из боев Д.А. Милютин был  ранен пулей в плечо с повреждением кости. За участие в боевых действиях  Д.А. Милютин был награжден орденами Св. Станислава 3-й степени и Св. Владимира 4-й степени.

     Вернувшись  в Петербург в чине капитана, Д.А. Милютин вступил в должность  квартирмейстера 3-й гвардейской  пехотной дивизии. С 1843 г. он — обер-квартирмейстер войск Кавказской линии и Черноморья. Опыт личного участия в боевых действиях, подкрепленный академическим образованием, позволил ему написать в помощь войскам «Наставление к занятию, обороне и атаке лесов, строений и деревень и других местных предметов», которое в то время было высоко оценено офицерами.

     В 1845 г. Д.А. Милютин был назначен на должность профессора Императорской  военной академии по кафедре военной  географии. Через некоторое время  он пришел к выводу о научной несостоятельности  курса военной географии в  программе академии вообще: «Чем больше я читал и обдумывал, тем более убеждался в том, что составлять специальную военную науку из одних чисто географических знаний — немыслимо». И Дмитрий Алексеевич становится основоположником новой дисциплины — военной статистики, которая учитывала с военной точки зрения все многообразие различных сведений о государстве, его территории, населении, государственном устройстве, финансах, вооруженных силах и т. д.

     Появлению нового курса предшествовала публикация двух обстоятельных статей: «Критическое исследование значения военной географии и статистики» и «Первые опыты военной статистики». Вторая работа была отмечена в 1850г. Демидонской премией. Для введения в курс академии нового предмета понадобилось всего два года.

     Обращаясь сегодня к военно-научному наследию Д.А. Милютина, следует отметить, что по существу, он принял  эстафету от Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева, поддержал военную школу, в том числе Василия Никитича Татищева, досконально изучившего древние истоки русской истории. Военная география и военная статистика составляли в интерпретации Д.А. Милютина начала геополитики и заняли с его легкой руки четверть всего учебного времени.

     Академия  Генштаба стала при нем авторитетнейшей  кузницей научных кадров страны, и  ее диплом был наиболее предпочтителен при назначении на любую государственную должность. Этому способствовало открытие к двум существовавшим курсам в академии третьего, на который зачислялись офицеры, проявившие исключительные способности на первых двух курсах. Они получали звание «офицер Генштаба», особые знаки различия, ряд преимуществ по службе.

     Широкая эрудиция и научный подход к разрешению военных проблем выдвинули Д.А. Милютина на должность директора  Канцелярии военного министерства при  военном министре В.А. Долгоруком. Сменивший его Н.О. Сухозанет, возможно, видел в Милютине соперника и не позволил ему активно включиться в работу военного министерства. И осенью 1856 г. новый командующий Отдельным Кавказским корпусом князь А.И. Барятинский предложил Д.А. Милютину пост начальника Главного штаба Отдельного Кавказского корпуса (в дальнейшем — Кавказской армии).

     Реорганизация управления войсками и военными учреждениями края, выполненные по предложениям Д.А. Милютина, сыграли положительную  роль, а после пленения Шамиля в 1859 г. при штурме аула Гуниб, в котором принимал личное участие Д.А. Милютин, Кавказская война была закончена. В значительной мере именно Д.А. Милютину русская армия была обязана успешным завершением Кавказской войны. За боевые заслуги он был награжден орденами, произведен в генерал-лейтенанты и вскоре удостоен звания генерал-адъютанта.

По предложению  А.И. Барятинского Д.А. Милютин в 1860 г. был назначен товарищем военного министра, а после назначения Н.О. Сухозанета наместником в Царство  Польское, он был утвержден военным министром.

     Двадцатилетняя  его служба на этом посту была тесно  связана с проведением глубокой военной реформы. Необходимость  ее была обусловлена поражением русских  в Крымской войне и реформированием  армий Западной Европы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Программа военных преобразований.

     От  системы снабжения, при которой  провиантские и комиссариатские  департаменты были рассадниками злоупотреблений, армию перевели на снабжение Главным  интендантским управлением, и резко  сократили число чиновников. Были созданы неприкосновенные запасы на всех уровнях снабжения. Архаичная система хозяйства полка — боевой единицы русской армии, при которой командир полка единолично и безотчетно распоряжался расходованием полковых сумм, была заменена системой траты средств только на основании составленной предварительно сметы. Согласно закону, контроль хозяйственной деятельности осуществляли провиантские комиссии и выборные хозяйственные комитеты.

     Д.А. Милютин писал: «С этого времени  полковые командиры перестали смотреть на хозяйство полка, как на собственное, свое личное хозяйство». Это позволило увеличить размер солдатского пайка, оклады строевых офицеров, для улучшения их финансового положения были введены офицерские заемные капиталы и военно-эмеритальная касса.

     По  случаю введения всесословной воинской повинности Александр II направил военному министру именной рескрипт, в котором писал: «Тяжелейшими трудами Вашими в том деле и просвещенным на него взглядом Вы оказали государству услугу, которую ставлю себе в особое удовольствие засвидетельствовать и за которую выражаю Вам мою истинную душевную признательность. Закон, мною утвержденный и ныне обнародованный, да будет — при Вашем содействии приводиться в исполнение в том же духе, в каком он составлен». Благодарность императора и слова, обращенные им к Д.А. Милютину, могут быть распространены на всю его реформаторскую деятельность. 
 
 

 Глава III. Преобразования в военной юстиции.

     15 января 1862 г. он представил Александру II программу военных преобразований. Она предусматривала сокращение вооруженных сил в мирное время и развертывание их за счет обученных резервов в пери од войны, реорганизацию подготовки офицерского состава и создание новой структуры управления армией. В первую очередь Милютин добился сокращения срока солдатской службы до 15 лет, при этом после 7-8 лет службы солдату предоставлялся временный отпуск. Затем в армии были отменены телесные наказания - шпицрутены, "кошки", кнут и плети. Вслед за этим была реорганизована система военного управления.

     По  изданному 6 августа 1864 г. "Положению" вся территория России была разделена на 15 военных округов, каждый со своим управлением, непосредственно подчиненным Военному министерству. Военно-окружная система имела ряд преимуществ: ликвидировалась излишняя централизация управления и создавались более благоприятные условия для оперативного руководства войсками, сокращались сроки мобилизации запасных в военное время. В условиях России с ее огромными пространствами это приобретало первостепенное значение.

     По "Положению" 1867 г. было реорганизовано и центральное военное управление. В подчинение Военному министерству передавались артиллерия, гвардия, инженерные войска, военно-учебные заведения  (до этого они имели свои отдельные управления), а на время ведения военных действий - действующая армия.

     В 1867 г. был принят новый военно-судебный устав, построенный на началах судебной реформы 1864 г. Вводились три судебные инстанции - полковой, военно-окружной и главный военный суды. На время  войны учреждался Главный военный полевой суд. Решения военных судов подлежали утверждению соответственно полкового и окружного начальников, а в последней инстанции - военного министра. Сохранялась особая Военная Юстиция, в ведение которой в 1878 г. было передано большое число дел о государственных преступлениях (сопротивление властям, нападение на полицию и войска). Еще раннее, в 1863 г., в связи с Польским Восстанием генерал-губернаторам было дано право объявлять губернии на военном положении, в связи, с чем многие дела переходили в ведение военных суд.

Информация о работе Военная реформа 1863-1874 годов. Реформа военной юстиции