Транформация института семьи и брака в КНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2011 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить основные тенденции развития института семьи и брака в современном Китае.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Попова Юлия РГ-71.doc

— 238.00 Кб (Скачать файл)

    Новым явлением становится резкость, которую  часто проявляют дети в отношении родителей. Она временами такова, что некоторые оскорбленные родители предпочитают, чтобы ее избежать, порвать семейные связи, отказываясь от своего права на материальную поддержку, хотя потом и жалеют об этом:

    Если  старшее поколение по-прежнему выражает готовность исполнять свою долю обязательств во взаимопомощи, более молодые поколения, кажется, гораздо больше, чем раньше, озабочены тем, чтобы уменьшить свою долю. Официальная китайская пресса стремится приписать эти изменения злосчастному влиянию «культурной революции»: Следует пожалеть, что десятилетие беспорядков («культурная революция») разрушило традиционное уважение к старикам. Пагубные  последствия этого еще видны у некоторой части нынешней молодежи. Для этих молодых людей старики годны только «на выброс», они считают  их «стариками, которые отказываются умереть». Некоторые рассматривают стариков как «прислугу  за все», как живую «стиральную  машину» и освобождаются от них, как от старых башмаков, когда   возраст делает их бесполезными. Кроме того, имеются люди, провозглашающие, что «в новой жизни каждый за себя», и покидающие своих старых родителей40. Конечно, «культурная революция» оказала глубокое влияние на китайскую молодежь, ощутившую сначала хрупкость политических институтов, затем всемогущество своего учителя Мао Цзэдуна. Отсюда у многих молодых людей, сосланных в сельскую местность, разочарование, которое как-то объясняет последовавшую затем волну молодежной преступности. Тем не менее это объяснение представляется недостаточным. Многие хунвэйбины не отказались  от своих семей. Известно, например, что один из вождей этих ниспровергателей по-хорошему вернулся домой, чтобы приготовить угощение своей матери41. После того как они были изгнаны из городов,   большинство из них благодаря семейной помощи пользовались соответствующей материальной поддержкой и позже получили возможность вернуться в город. Эволюция условий городской жизни сыграла, по-видимому, основную роль. Она заметно повысила ценность собственности, удерживаемой главой семьи, но в то же время в еще большей степени понизила материальную основу его власти. Сегодня молодые горожане обладают самостоятельным заработком. Они могут вести более разнообразную общественную жизнь. Образование дало им более широкий культурный уровень. На деле семейная взаимопомощь часто превращается в своего рода противоборство, исход которого весьма различен. Те старые родители, которые сохранили важные материальные преимущества (большая пенсия, просторное жилище), будут иметь возможность помогать детям, не уступая власти. Но если они остались без средств, им все чаще приходится оплачивать получаемую от детей помощь не только услугами, но и ранним отказом от своей власти. Развитие материальных факторов в городской жизни оказывает влияние в направлении постепенной замены традиционного уважения к старикам отношениями, основанными на соотношении сил.

    В результате роста числа нуклеарных семей, демократизации внутрисемейных отношений ослабевает моральное  влияние старшего поколения, в процессе воспитания детей делается меньший  акцент на необходимость послушания и ухода за родителями в старости, возрастет вероятность раздела семьи в будущем. Анализируя настоящие изменения, следует обратить внимание на следующие аспекты:

    - большинство пожилых китайцев  по-прежнему живут вместе со  своими детьми. Однако с каждым  годом увеличивается количество родственных семей, живущих раздельно;

    - семья продолжает играть главную  роль в системе поддержки пожилых.  Однако наблюдается тенденция  уменьшения значения семьи в  оказании помощи своим старшим  членам;

    - претерпевают дальнейшие изменения  социальный статус и социальные функции старшего поколения, которое всё чаще воспринимается лишь как объект социальной поддержки;

    - меняются традиционные представления  старых людей о самих себе. Речь идёт об их стремлении  продолжить учёбу и работу, смене  взглядов на развод и повторный брак и т.п.

    Автор приходит к выводу, что сегодня  система межпоколенных отношений  в китайской семье строится на соединении традиционного и нового. Отношения между старшим и  младшим поколениями по-прежнему характеризуются высокой степенью стабильности и взаимозависимости. Большинство пожилых китайцев считают своих детей почтительными, при этом подчёркивается традиционно высокая значимость достижения детьми успехов в учёбе и работе, создания хорошей семьи, пусть даже в ущерб материальному благополучию и психологическому спокойствию родителей. С переходом на новый этап эволюции брака,  наблюдается устойчивый рост семейных конфликтов и супружеских измен, распространение таких асоциальных форм поведения, как домашнее насилие, проституция, торговля женщинами и детьми. Эти универсальные угрозы семье и браку не являются исключительно результатом развития современного мира. Все они имели место и в прошлом, однако на тот период, как правило, не воспринимались в качестве серьёзных дестабилизирующих семейно-родственные связи факторов. Культ семьи в традиционном Китае, её построение на основе принципов половозрастной иерархии, социальное одобрение полигамии делали маловероятным распад семьи по причине насилия или, например, измен супруга. Однако в результате значительного за последние 100 лет повышения социального статуса женщин и детей, борьбы за свободу брака и равноправие в семье эти явления сделались социально неприемлемыми. На фоне ослабления государственного контроля частной жизни, возрастания внимания к качественным характеристикам семьи и брака одним из социально допустимых вариантов решения проблем внутрисемейного взаимодействия становится развод и образование неполных семей либо повторный брак.

    Материалы исследования свидетельствуют, что  в настоящее время КНР в борьбе с домашним насилием, учащающимися разводами, внебрачными связями, торговлей женщинами и детьми на государственном уровне уделяет внимание не только выработке эффективных мер противодействия их распространению, но и совершенствованию социальной помощи жертвам этих явлений. Так, вносятся поправки в законы, организуются информационные кампании, открываются службы психологической помощи, телефоны доверия, консультационные центры по вопросам семьи и брака, активизируется подготовка кадров. Принципиально новым становится подход общества к разведённым – они перестают рассматриваться как некое «исключение из правил». Общественное сознание оценивает развод и образование неполных семей с большей, нежели прежде, толерантностью, что наряду с многообразием форм семейно-брачных отношений, усилением их эмоциональной и индивидуалистической составляющих является отличительной чертой современного института семьи и брака.

    В пореформенном Китае всё более явственно обозначается совокупность перемен, начавшихся ранее в развитых странах Запада и получивших в научной литературе название «второго демографического перехода». Его смысл заключается в возрастающей ценности индивидуальной автономии и индивидуального права выбора. Вся совокупность изменений, переживаемых китайской семьёй, говорит о том, что её классическая, традиционная форма перестаёт удовлетворять людей. Они ищут новых её форм, менее жёстких, чем прежде, дающих возможность организовать свою личную жизнь в экономических, социальных и демографических условиях отличных от тех, в которых когда-то сложилась и функционировала традиционная семья. Модель семьи в сознании и поведении населения современного Китая сохраняет традиционные черты и в равной степени приобретает инновационный характер.

    Прогнозируя будущее развитие китайской семьи, можно придти к следующим заключениям:

    - тенденции трансформации семейно-брачных отношений китайцев, которые сейчас наиболее ярко представлены в городе, получат распространение и в деревне;

    - во многом благодаря политике планирования рождаемости продолжатся изменения в структуре семьи: увеличится доля однодетных семей, «пустых гнёзд», одиночек, что в свою очередь способно обострить вопросы социализации детей и поддержки семьёй своих пожилых членов;

    - по мере урбанизации, расширения сферы услуг, роста экономической активности женщин, знакомства с западными образцами поведения ожидается дальнейшее изменение качественных характеристик семьи и брака, а именно – усиление значения семьи в психоэмоциональном плане, повышение требований к выбору брачного партнёра и т.д.

    - ещё одна особенность будущей динамики семейно-брачных отношений китайцев обусловлена сохранением и поддержанием многих традиционных норм взаимоотношений между людьми. Сохранению этнокультурной специфики при наличии общемировых закономерностей развития института семьи и брака должны способствовать высокая доля сельского населения, а также целенаправленная политика государства по инкорпорации традиционных ценностей в современную жизнь.

 

    Заключение

 

    Институт семьи и брака в Китае пережил кардинальные по глубине и масштабам перемены, связанные с изменениями экономических, социальных, демографических, культурных условий его существования. Речь идёт о переходе от традиционных к современным формам семьи и брака. Начало модернизации семейно-брачных отношений китайцев было положено во второй половине ХΙХ в. в результате открытия страны внешнему миру и развития современного промышленного производства. Политические и социально-экономические преобразования, последовавшие после образования КНР, и особенно последней четверти прошлого – начала нынешнего столетий значительно ускорили и углубили этот процесс.

    Трансформация института семьи и брака – это сложное и противоречивое явление, последствия которого для общества носят как позитивный, так и негативный характер. Изменение в пореформенный период критериев и путей выбора брачного партнёра, уменьшение размера семьи, эгалитаризация внутрисемейных отношений, рост ожиданий, связанных с семьей и браком ведут к дальнейшему отказу от принудительных форм брака, переходу в семейно-родственных связях от патрилинейности к билинейности, построению семейных отношений на основе партнёрства, возрастанию ценности суверенитета семьи и свободного выбора индивидуального жизненного пути. Наряду с этим в рассматриваемый период функционирование института семьи и брака становится менее устойчивым, более уязвимым и гораздо менее предсказуемым, чем прежде.

    Модернизация  семьи в Китае с присущими  ей вызовами и угрозами стабильности семейно-брачных отношений носит вполне объективный и универсальный, общемировой характер, являясь результатом внутреннего развития обществ и влияния внешних по отношению к ним факторов. Традиции, сформировавшиеся в иных политических и социально экономических условиях, не могут противостоять тенденциям индустриального общества и процессам глобализации. Однако важно отметить, что эволюция семьи не исключает наличия особенностей, отражающих конкретные исторические условия, культурные традиции. Применительно к КНР и другим государствам конфуцианского культурного региона к таким особенностям относятся государственный патернализм, высокая значимость семейно-родственных связей в обществе, семейная солидарность, глубокое уважение старших, особая любовь к детям. Как показывает исследование, несмотря на значительное за последние десятилетия обновление традиционных представлений о семье и браке, жители региона по-прежнему верны многому из того, что составляет их культурно-историческое наследие. В будущем институт семьи и брака китайцев продолжит изменяться, как он изменялся и в прошлом. Вполне закономерным является ускорение и углубление в дальнейшем обозначенных в исследовании основных тенденций трансформации семейно-брачных отношений при актуализации вопросов их устойчивого развития. Традиционно значимую роль в деле обеспечения стабильности и процветания китайской семьи будет играть семейная политика государства. Её содержание и используемые методы не остаются неизменными, меняясь вслед за изменением структуры, функций и ценностей семейной организации.

    Вносятся поправки в законодательство, совершенствуются механизмы принятия решений и содержание мероприятий по их реализации, в частности усиливается значение мер экономического, правового и культурно просветительского характера. Последнее изменение хорошо видно на примере политики ограничения рождаемости. Постепенно ослабевает социальный контроль в отношении частной жизни граждан. И хотя, как подчёркивается в исследовании, всё это делает семью более автономной, более личностной, тем не менее, традиционно глубокое понимание того, что от благополучия каждой отдельной семьи зависит благополучие всего общества, в современном Китае остаётся.

 

    Список  источников и литературы

 

    Источники

        1. Закон КНР о браке 1950 г., Законодательные акты КНР. М., 1952
        2. Закон о браке 1980 г., Законодательные акты КНР. М., 1983
        3. Переводы “Ли цзи” [электронный источник]

    Режим доступа: http://vostok.amursu.ru:8101/cont1/liji.htm

        1. Конфуций “Луньюй ” [электронный источник]

    Режим доступа: http://www.amvir.ru/lib/konfucij_lunuj.shtml

    5. Краткий  русско-китайский и китайско-русский  словарь. – М.: изд-во «Вече», 2004. – 358 с. 

    Литература

        1. Ахметшин Х.М., Ахметшин Н.Х., Петухов А.А. Современное уголовное законодательство КНР. М.: ИД «Муравей», 2000.
        2. Бергер Я.М. Планирование семьи в Китае: итоги и перспективы. // Проблемы Дальнего Востока. 2001. № 1.
        3. Бичурин Н.Я. Китай в гражданском и нравственном состоянии. М., 2002.
        4. Боровкова Л. А. Царства «западного края», М., 2001
        5. Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае, М., 2001
        6. Доменак Ж.-Л., Хуа Шанмин. Семейные отношения в Китае, М., «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1991
        7. Илюшечкин В.П. Сословно-классовое общество в истории Китая, М.,1986
        8. Коростовец И. Китайцы и их цивилизация, Смоленск, 2003.
        9. Почагина О.В. Семья в современном Китае//Китай на пути модернизации и реформ. М., 1999.
        10. Почагина О.В. Новая редакция Закона КНР о браке // Проблемы Дальнего Востока. 2002. № 3.
        11. Почагина О.В. Глобально-локальные вызовы // Китай: угрозы, риски, вызовы развитию / Под ред. В. Михеева. М., 2005.
        12. Положение женщин в Китае. Пресс-канцелярия Госсовета КНР. Пекин, 1999.
        13. «Проблемы Дальнего Востока», научный и общественно-политический журнал 
        14. Рогожкин А.И., Сафронова И.П., Страхов Н.Н. История государства и права стран Азии и Африки (очерки). М.: Юрид. лит., 1964.
        15. Симон Ж. Срединное царство. Основы китайской цивилизации. СПб., 1886.
        16. Уильям Пэриш и Мартин Кинг Уайт «Деревня и семья в современном Китае»

Информация о работе Транформация института семьи и брака в КНР