«Приватная» агентура III Отделения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 13:08, контрольная работа

Описание работы

Само III Отделение составляло, можно сказать, мозг высшей полиции; штат его был весьма немногочисленный: 20 человек на момент создания и 58 человек при упразднении (в 1880 году). Исполнительным органом при нем был созданный в 1827 году несколько более многочисленный корпус жандармов, шефом которого был по совместительству начальник III Отделения; жандармские офицеры должны были наблюдать за порядком на местах.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….
1 Причины создания III Отделения…………………………..
2 Цели и задачи III Отделения………………………………..
3 «Приватная» агентура III Отделения………………………
Заключение…………………………………………………….
Список использованных источников………………………...

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ контрольная 3 Отделение.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

Содержание 

     Введение……………………………………………………….

     1 Причины создания III Отделения…………………………..

     2 Цели и задачи III Отделения………………………………..

     3 «Приватная» агентура III Отделения………………………

     Заключение…………………………………………………….

     Список  использованных источников………………………...

     
3

4

9

16

18

19

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Российская  тайная полиция, получившая официальное  название III Отделение собственной  его императорского величества канцелярии, была учреждена указом от 3 июля 1826 года.

     Задачи  ее были весьма обширные и разнообразные, от наблюдения за общественным мнением вообще до контроля за отдельными группами лиц, по тем или иным причинам вызывающих подозрения власти. Кроме того, в сферу внимания III Отделения входили сведения о чрезвычайных происшествиях самого разного калибра: пожарах и эпидемиях, грабежах и убийствах.

     Само III Отделение составляло, можно сказать, мозг высшей полиции; штат его был  весьма немногочисленный: 20 человек  на момент создания и 58 человек при  упразднении (в 1880 году). Исполнительным органом при нем был созданный в 1827 году несколько более многочисленный корпус жандармов, шефом которого был по совместительству начальник III Отделения; жандармские офицеры должны были наблюдать за порядком на местах.

     Ежегодно III Отделение предоставляло императору, которому непосредственно подчинялось, отчеты о своей деятельности и о «нравственно-политическом» состоянии общества за истекший год. Отчеты эти представляют особенный интерес потому, что составители их не только отчитывались о проделанной работе, но и производили ту работу, которую мы на современном языке назвали бы мониторингом общественного мнения, или, как выражался первый управляющий III Отделением фон Фок, "составляли точную топографическую карту" этого мнения. 
 
 
 

     1 Причины создания III Отделения 

     Ещё в XVIII веке существовали различные установления для специального преследования  и расправы по политическим преступлениям  или, как они назывались, против «первых  двух пунктов». Таковы были при Петре  Великом и Екатерине I Преображенский приказ и Тайная канцелярия, слившиеся потом в одно учреждение; при Анне Иоанновне и Елизавете Петровне — Канцелярия тайных розыскных дел; в конце царствования Екатерины II и при Павле I — Тайная экспедиция. При Александре I существовала особенная канцелярия, сначала при министерстве полиции, а потом при министерстве внутренних дел. Учреждения эти от времени до времени то смягчались в своей форме, то совершенно отменялись, как, напр., при Петре II и Петре III и в начале царствования Екатерины II.

     Восстание декабристов стало серьезным потрясением для российской монархии и лично для императора Николая I. Как писал генерал-адъютант царя А.Х. Бенкендорф, направляя ему проект создания нового органа политической полиции: «События 14 декабря и страшный заговор, подготовлявший уже более десяти лет эти события, вполне доказывают ничтожность нашей полиции и необходимость организовать новую полицейскую власть по обдуманному плану, приведенному как можно быстрее в исполнение». 1

     Расследование этого дела велось очень медленно и завершилось казнью через повешение пяти организаторов восстания. Такой исход нарушил непосредственную связь между царем и дворянством и настроил интеллигенцию, в основном выходцев из этого сословия, против самодержавия. Как отмечает Ч. А. Рууд, Николай I обратился к Бенкендорфу, поклоннику Фуше, с тем, чтобы тот подготовил рекомендации, касающиеся организации тайной политической полиции. Император был так доволен результатами, что сделал Бенкендорфа своим главным советником; последний сохранил за собой эту должность вплоть до смерти императора в 1844 г. 2

     Превыше всего ставивший дисциплину и  из всех общественных организаций симпатизировавший  только военной, император Николай I сам относился к своим государственным  обязанностям с добросовестностью  исполнительного ротмистра. Он стремился принимать участие в разрешении всякого дела, независимо от его масштабов и значения. Не доверяя бюрократической системе управления, особенно широко развернувшейся со времени административных реформ его брата, он пытался превратить всю несметную чиновническую массу, от министров до коллежских регистраторов, в покорных исполнителей царской, и только царской воли. И здесь III Отделение было весьма к месту. Бенкендорф в записке к Николаю замечал: «Для того, чтобы полиция была хороша и обнимала все пункты империи, необходимо, чтобы она подчинялась системе строгой централизации, чтобы её боялись и уважали…»

     Император Николай I преобразовал Особенную канцелярию в самостоятельное учреждение, под названием третьего отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, поставив во главе его графа Бенкендорфа, снабженного чрезвычайными полномочиями.

     В основании отделения сыграли  важную роль, с одной стороны, политические события того времени (и прежде всего  восстание декабристов), а с другой — убеждение императора в могуществе административных воздействий не только на государственную, но и на общественную жизнь.

     Еще до окончания суда над декабристами император Николай I принял весьма важную меру, положившую известную печать на все последовавшие годы его  царствования и находившуюся в прямой связи с событиями

     В июне 1826 года в составе Собственной  Его Императорского величества (СЕИВ) канцелярии создается новое III Отделение, ставшее вскоре известным как  орган политической полиции.

     Ее  исполнительной структурой стала жандармерия. Все чиновники Особенной канцелярии министра внутренних дел во главе с ее начальником были переведены в состав III Отделения СЕИВ канцелярии.

     Таким образом, из компетенции МВД были изъяты функции политической полиции. Главноуправляющим III Отделения был назначен граф Александр Христофорович Бенкендорф, ставший одновременно и шефом жандармов.

     При образовании III Отделения в него вошли три составных элемента: особенная канцелярия Министерства внутренних дел, возглавлявшаяся фон Фоком, находившаяся в ведении того же Фока тайная агентура и жандармерия.

     Одной из обязанностей Третьего Отделения, которые  частично совпадали с обязанностями  обычных министерств, было предоставление Императору «донесения о всех делах». Сведения поставляла сеть осведомителей, а затем эти сведения анализировались в самом отделении узким кругом доверенных чиновников. Далее, по примеру Франции, на Третье отделение была возложена ответственность за русский аналог федеральной полиции - элитный корпус жандармов, набиравшихся из армейских офицеров.

     Само  по себе III Отделение являлось учреждением  с сравнительно небольшим аппаратом. Первоначально личный состав был  определен в 16 человек, которые должны были обслуживать все четыре экспедиции. Функции между этими экспедициями распределялись следующим образом.

     I экспедиция ведала всеми политическими  делами – «предметами высшей полиции и сведениями о лицах, состоящих под полицейским надзором».

     II экспедиция - раскольниками, сектантами, фальшивомонетчиками, уголовными  убийствами; местами заключения и... крестьянским вопросом.

     III экспедиция занималась специально  иностранцами.

     IV экспедиция вела переписку о  «всех вообще происшествиях», ведала личным составом, пожалованиями и т. п.

     Постепенно  работа III Отделения усложнялась.

     В 1828 году к кругу его деятельности была причислена и театральная цензура, в 1842 году выделенная в специальную V экспедицию.

     Увеличивалось и число служащих: к концу николаевского царствования штат состоял из 40 человек. Тем не менее строгого размежевания дел между экспедициями не было, в течение долгого времени не было и установленной формы переписки. Наиболее же секретные дела, в том числе и работа тайной агентуры, были подчинены непосредственно управляющему III Отделением - сначала М. Я. фон Фоку, потом А. Н. Мордвинову и Л. В. Дубельту. Управляющий отделением вместе с двумя-тремя наиболее ответственными сотрудниками собственно и являлся центральным двигателем всей системы. Он непосредственно сносился с тайными агентами, на его имя поступали многочисленные доносы и жалобы, от него зависело дать делу тот или иной оборот, так или иначе средактировать всеподданнейший доклад и т. п.

     Такова  была структура «центральной шпионской конторы», как называл III Отделение Герцен.

     На  местах делами политической полиции  ведали местные жандармские управления. Вся страна была разделена на несколько (сначала пять, потом восемь) жандармских округов, во главе которых стояли высшие жандармские чины. Округа, в свою очередь, распадались на отделения. На отделение приходилось обычно 2-3 губернии, начальниками назначались жандармские штаб-офицеры.

     Специальными  местными органами III Отделения были жандармские части, которые постепенно обособлялись от военного ведомства  и становились в теснейшую  связь с Отделением. Так, в 1836 году все жандармские части, находившиеся в ведении корпуса внутренней стражи, выделены и включены в состав образованного корпуса жандармов, подчинённого исключительно своему шефу (он же главный начальник III Отделения). В 1839 году должность начальника штаба корпуса жандармов соединена с должностью управляющего III Отделением.

     В 1842 году жандармский полк, состоявший при войсках, подчинён шефу жандармов  во всех отношениях и включён в  состав корпуса жандармов. Для ближайшего управления сетью жандармских команд, раскинутых по всей империи, образовано в 1826 году пять округов (в 1843 число их возросло до восьми), округа эти разделены на отделения со штаб-офицерами (начальниками отделений) во главе, деятельность каждого распространялась на две-три губернии.

     С 1826 года важнейшею обязанностью жандармских чинов, помимо полицейской службы, становится и наблюдательная деятельность. Приказом шефа жандармов от 31 августа 1826 года предписано всем начальникам жандармских частей доносить ему «обо всех происшествиях» в местах квартирования частей, а также «о всех примечательных фактах», о которых «чины» узнают; сведения, «заслуживающие особого внимания», предписывалось посылать в конвертах с надписью «в собственные руки». В начале 1827 года была издана особая инструкция, определяющая обязанности жандармских чинов «по наблюдательной части». 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Цели и задачи III Отделения 

     «Высшее благочиние охраняет правительство, государя и государственные сословия от опасностей, могущих угрожать образу правления, настоящему порядку вещей и самому существованию гражданского общества или государства, и по важности сей цели именуется оно вышним…» Оно «требует непроницаемой тьмы и потому должно быть поручено единственно государственному главе сего приказа, который может оное устраивать посредством канцелярии, особенно для сего предмета при нём находящейся…» Имена чиновников «не должны быть никому известны, исключая государя и главы благочиния».

     Рассматривая  далее функции благочиния, Пестель  включает в них наблюдение за правильным ходом государственного аппарата, преследование противоправительственных учений и обществ и иностранный шпионаж. «Для исполнения всех сих обязанностей имеет вышнее благочиние непременную надобность в многоразличных сведениях, из коих некоторые могут быть доставляемы обыкновенным благочинием и посторонними отраслями правления, между тем как другие могут быть получаемы единственно посредством тайных розысков. Тайные розыски, или шпионство суть посему не только позволительное и законное, но даже надёжнейшее и почти, можно сказать, единственное средство, коим вышнее благочиние поставляется в возможность достигнуть предназначенной ему цели».

Информация о работе «Приватная» агентура III Отделения