Правящая партия в тоталитарном государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 11:06, курсовая работа

Описание работы

Тоталитарные режимы чаще всего возникают в чрезвычайных условиях нарастающей нестабильности, глубокого экономического и политического кризиса в обществе, необходимости быстрого решения стратегических задач. Именно с экстремальными условиями связаны базовые черты тоталитаризма – мессианская моноидеология (социальная, национальная или религиозная), утверждение в стране правящей партии, отстаивающей эту «спасительную» идеологию, появление хоризматического лидера («отца нации», «спасителя народа», великого вождя)

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ стр. 3
ГЛАВА 1. Сущность тоталитаризма и причины его возникновения стр 8
ГЛАВА 2. Политическая партия в тоталитарном государстве:

государство – партия - вождь. стр. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. стр. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ стр. 39

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

            Конечно, в разное время,  в разных странах, в своих модификациях и стадиях тоталитарный строй был более или менее жестким, и нельзя сказать, что всякое такое общество обладало полным набором указанных признаков, реализованных до крайних степеней.

    Рассмотрим  теперь более подробно некоторые из основных характеристик тоталитаризма на наиболее популярных и близких нам примерах – советского и нацистского общества:

    «…наиболее  близко к «чистому» типу тоталитаризма  СССР подошел в годы правления Сталина (т.е. в 1929-1953 гг.). Большевистская диктатура эпохи Ленина и первых лет после его смерти, как и постсталинский режим, менее соответствовали «идеальному типу» тоталитаризма, чем сталинизм.

       …Приступая к анализу политической  системы тоталитаризма, прежде  всего отметим, что кроме политической системы при тоталитарном режиме других подсистем фактически не существует. Политическая система поглотила и духовную, и социальную, и даже экономико-хозяйственную подсистемы. Автономно существующего гражданского общества при тоталитаризме нет, общество почти полностью подчинено и поглощено тоталитарным государством.

(Точнее  говоря, и общество и государство  поглощены монопольно правящей  партией.) Все сферы жизни общества  фактически слиты. Важнейшей характеристикой  тоталитаризма является ориентация на тотальное единство всех без исключения сфер социальной жизни. Тоталитаризм стремится к слиянию частного и публичного, семьи, общества и государства, вождя, партии и масс. И государство, и гражданское общество поглощаются правящей партией, духовная культура (литература, искусство, философия, этика и даже наука) — тоталитарной идеологией и т.д. Важнейшим инструментом превращения общества в бесструктурную массу атомизированных индивидов является террор, распыляющий не только все социальные, но и референтные группы (т.е. те группы людей, нормы и ценности которых выступают для индивида эталоном и в которых он может найти защиту и поддержку; к ним относятся семья, религиозная община, нация и др.). В результате разрушения горизонтальных связей между людьми каждый человек остается один на один с партией-государством, которая является теперь единственной референтной группой.

    …Таким  образом, при тоталитаризме практически  ничего «неполитического» не существует. Приказы власти и идеология правящей партии проникают во все клетки общественного организма, в экономику, культуру, общественную и частную жизнь. Даже моральные ценности предписываются тоталитарным государством. Любое принимаемое властями «решение в той или иной сфере является политиче-ским и обосновывается идеологически (правда, обычно обоснование лишь маскирует истинные причины принятия данного решения). Еще Ленин, заложивший основы первого в истории тоталитарного государства, требовал всеобъемлющего партийного контроля над жизнью общества: «Вся юридическая и фактическая конституция Советской республики строится на том, что партия все исправляет, назначает и строит по одному принципу», — заявил он в 1920 г. В том же году он писал: «Ни один важный политический или организационный вопрос не решается ни одним государственным учреждением в нашей республике без руководящих указаний Цека партии».1 Однако при жизни Ленину не удалось довести до конца тотальный партийный контроль над всеми сферами жизни общества».

    Основным  средством, консолидирующим, объединяющим и держащим общество, его широкие народные массы, с моей точки зрения, несомненно, является устанавливаемая государством идеология, которая при тоталитаризме не имеет альтернатив:

    «…Тоталитарная  идеология имеет мало общего с  какими-либо взглядами или убеждениями, прежде всего она является инструментом манипуляции массами и укрепления власти над ними политократии. Идеология при тоталитарном режиме может быть скорее определена (в духе Маркса и К.Манхей-ма) как «ложное сознание», которое отражает материальные интересы правящего класса политической бюрократии и мистифицирует реальные отношения в тоталитарном обществе, стремится завуалировать истинный характер данного общества. Сама же правящая элита стоит над своей доктриной и ею не связана. Как отмечал один из сподвижников Гитлера, позднее разочаровавшийся в нацизме и эмигрировавший в США, Г.Раушнинг, «доктрина существует для массы... Она инструмент господства над массами. Элита сама стоит выше доктрины. Она использует ее наиболее целесообразным путем для осуществления своих стремлений». Тоталитарные лидеры знают (или интуитивно догадываются), что любое массовое движение нуждается в мифе, миф необходим для господства над массами. В одной из своих речей Муссолини следующим образом выразил отношение тоталитарного лидера и тоталитарной элиты к пропагандируемой ими идеологии (мифологии): «Мы создали миф; миф — это вера, благородный энтузиазм, он не должен быть реальностью, он — импульс и надежда, вера и мужество». «Возглавляющий движение вождь знает, — писал К. Манхейм, — что все политические и исторические идеи — не более чем мифы. Сам он свободен от их воздействия, но он ценит их... поскольку они... стимулируют энтузиазм, приводят в движение чувства, иррациональные... пласты в человеке и одни только ведут к политическим действиям»1.

       Реальные же действия партийных  бюрократов диктуются, как правило,  не официальной идеологией, а  желанием консолидировать и расширить  свою власть.

    Таким образом, в тоталитарном обществе присутствуют как бы две идеологии. Одна система  ценностей существует для политической бюрократии, а другая — для остального населения.

    В то же время нельзя категорически  утверждать, что все тоталитарные идеологи и пропагандисты сознательно лгут. Исследователь мифологии народов мира И.М. Дьяконов писал в этой связи, что пропаганда мифологии, являющейся оформлением доказуемо ложных положений (к таким мифам автор относит, например, «миф об устроении царства божьего на земле, лишенного движущих антагонистических противоречий»), не всегда является заведомой ложью. «Имея дело с мифологиями и пропагандой идей, мы должны всегда иметь в виду явление обратного воздействия пропаганды на самих пропагандистов. Именно они являются наиболее верующими приверженцами истинности того, что они проповедуют, и именно эта убежденность и привлекает к ним многочисленных новых последователей». 2

    «…При тоталитарном режиме идеология выполняет  несколько функций:

    1. Первая и основная функция  тоталитарной идеологии — легитимация  данного режима. Идеология должна постоянно обосновывать право на власть партии и ее вождя, превозносить героическое прошлое партии и рисовать радужные перспективы «золотого века», к созиданию которого прикладывают все усилия партия и вождь. Пропагандируются и те законы (исторические или биологические), в силу которых победа данного режима была якобы неизбежной. Краеугольным камнем тоталитарной идеологии является утверждение, что данный социальный порядок сформирован в результате действия исторической или природной необходимости. В случае коммунизма пропагандируются неизбежность победы пролетариата над буржуазией в классовой борьбе и неизбежность наступления социалистического общества. В случае нацизма постулируется, что «решающей движущей силой истории» является «борьба народов и рас друг против друга», в этой борьбе происходит «естественный отбор лучших народов и рас». В межрасовой борьбе за власть победа «избранной расы» над «низшими, неполноценными» расами неизбежна. Тоталитарный режим возник, таким образом, в силу исторической (коммунизм) или биологической (нацизм) необходимости, и он воплощает в жизнь волю истории или природы, уничтожая «эксплуататорские классы» или «низшие расы» во имя наступления телеологически предопределенного совершенного общества.

    2. Другой функцией тоталитарной  идеологии является мобилизация  масс для выполнения поставленных режимом задач. Тоталитарный режим стремится удерживать массы в состоянии перманентной социальной мобилизации, ибо как только напряжение в обществе спадет, может возникнуть вопрос о политической свободе. Поэтому тоталитаризм должен постоянно поддерживать и направлять активность масс (путем поиска новых врагов, подготовки к войне, организации различных кампаний, зачастую кампаний по осуществлению каких-либо грандиозных экономических планов). Мобилизация масс осуществляется, конечно, сверху, путем принуждения и идеологического манипулирования.

    3. Третью функцию тоталитарной  идеологии можно, вслед за Л.  Шапиро, назвать функцией «морального  обезболивания». Чтобы превратить  человека, воспитанного в духе  христианской морали, в послушное орудие тоталитаризма для осуществления его преступных планов, требуется дать ему новый набор моральных принципов, новые заповеди .

     Тоталитарная идеология оправдывает  свои притязания на универсальность  тем, что она является истиной  в последней инстанции. В то же время очевидно, что провозглашение единственной абсолютной истины в политике уничтожает многообразие взглядов и точек зрения, свободу выбора. …Именно поэтому тоталитарная идеология является абсолютно нетерпимой ко всем другим идейным течениям и точкам зрения, и эта нетерпимость пронизывает всю политическую систему. «Подлинное миросозерцание, — писал Гитлер в «Майн кампф», — всегда будет нетерпимо и не удовольствуется ролью «партии среди других партий»; подлинное миросозерцание отвергает правило «живи и давай жить другим»; оно претендует на исключительное и безусловное признание и требует, чтобы вся общественная жизнь была построена исключительно согласно его указаниям. Цельное миросозерцание не мирится поэтому с людьми, продолжающими защищать старый порядок вещей». 1

    Для пропаганды тоталитарной идеологии  используются всевозможные каналы: пресса, радио, кинематограф; целям пропаганды подчиняются литература и искусство. Индоктринация осуществляется в системе образования (можно сказать, что тоталитарный режим постепенно стирает различия между обучением и пропагандой). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              Глава 2. Политическая  партия в тоталитарном  государстве: государство-партия-вождь. 

                                                        

                                                            Партия стремится к власти исключи-                  тельно ради нее самой. Нас не занимает чужое благо, нас занимает только власть, чистая  власть.

                                                                                          Дж.Оруэлл                                    

                                           

                                                          Никакой человек  ни при каких  условиях и ни  по какой причине  не может рассматриваться как средство для каких бы то ни было посторонних целей – он не может быть средством или орудием ни для блага другого лица, ни для блага целого класса, ни, наконец, для так называемого общего блага, т.е. блага большинства людей.

                                                                                        Вл.Соловьев 
 
 
 

        Следующим признаком тоталитарного  общества, который единогласно отмечают все исследователи, является то, что  основной «несущей» структурой тоталитаризма является политическая партия, сросшаяся с государством.

       Дадим определение понятию «партия». Партия (от лат. partis – «часть»)  в широком смысле – группа единомышленников, стремящихся к общей цели.

       По мнению Сталина, “партия  есть ядро власти”.Но одно дело, когда она существует как “ядро” и связывает между собой едиными целями различныхъ субъектов политического действия, и совсем другое, когда партия устанавлявает  монополию на развитие” (Маркс), становится единственным политическим субъектом и путем сращивания с государственным аппаратом превращается из “ядра” в самодостаточную систему власти.1

         В политической жизни советского  общества 30-х годов вдохновителем,  пропагандирующем классовую борьбу, стала партия «нового типа». Широко известно ныне сталинское сравнение  партии с орденом меченосцев. Сталинщина уничтожила всех иных, юридически равноправных с большевистской партией участников политического процесса. «История нашей партии, - с гордостью подводились итоги в фундаментальном труде времен СССР Истории Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков),  - есть история борьбы и разгрома мелкобуржуазных партий: эсеров, меньшевиков, анархистов, националистов. Без преодоления таких партий и изгнания их из рядов рабочего класса невозможно было бы добиться  единства рабочего класса,…невозможно было бы осуществить победу пролетарской революции,…невозможно было бы сохранить диктатуру пролетариата, победить иностранную интервенцию, построить социализм».1 Ликвидация партийно-политического плюрализма сопровождалась  отождествлением диктатуры пролетариата с диктатурой партии, практически и подменившей всякие зачатки самоуправления трудящихся. «Высшим выражением руководящей роли партии…у нас, в Советском Союзе, в стране диктатуры пролетариата, следует признать тот факт, что ни один важный политический или организационный вопрос не решается у нас  нашими советскими и другими массовыми организациями без руководящих указаний партии».2

       Исходя из общепринятого представления  о политике как системе отношений между классами, партиями, иными социальными субъектами по поводу власти, следует признать, что сталинщина в тенденциях своего развития являлась борьбой за тожение всякой политики, политической реальности как таковой, ибо любые деятельные отношения по поводу власти, борьба за власть априорно рассматривалась как антипартийные, антисоветские, антинародные поползновения. О какой политической жизни может идти речь в условиях, когда на все вопросы партия давала ясные и определенные ответы? «Партия знала», «таков был ответ партии», «такова была установка партии»…Универсализация  принципа классовой борьбы сделала его не только регулятивом осмысления исторического прошлого партии, но и способом организации ее текущей деятельности, способом понимания встающих перед обществом и партией проблем. Классовая борьба стала сущностью всей партийной работы, на другие проблемы просто не хватало ни сил, ни времени. В результате разложения политических отношений диктартуры пролетариата между революционным классом и партией возникла непреодолимая пропасть: партия превратилась в настолько самостоятельный орган пролетарской диктатуры, что могла осуществлять свои функции совершенно независимо от пролетарской диктатуры. В результате произошло разложение партии на аппарат и  простых членов, аппарата – на вождей и исполнителей. И в свою очередь в результате извращения  отношений между ними - ожесточается борьба за власть. На каком-то этапе социалистического строительства борьба за власть становится основополагающим принципом партийного строительства и политической деятельности партии. На «обломках» диктатуры пролетариата возникает диктатура государственно-партийного аппарата, которая действует исключительно в собственных интересах, но прикрывается при этом лозунгами и идеалами пролетарсой революции. Этот факт Сталин выразил достаточно четко и определенно: « Диктатура пролетариата состоит из руководящих указаний партии, плюс их претворения в жизнь населением».1

Информация о работе Правящая партия в тоталитарном государстве