Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2010 в 18:50, Не определен
2. Понятие субъективной стороны преступления
3. Вина и её формы. Умысел и неосторожность. Их виды
4. Двойная форма вины
5. Факультативные элементы субъективной стороны (мотив, цель, эмоции)
6. Значение субъективной стороны для назначения наказания виновному
Выше мы рассмотрели различные подходы к изучению личности виновного и изложили факторы и обстоятельства, на основе которых определяются степень и характер общественной опасности лица, совершившего преступление. Однако законодатель, говоря об учете личности виновного в ст. 58.3 УК Азербайджанской Республики, имеет в виду учет тех конкретных признаков личности, которые не только характеризуют социальный облик лица и степень его опасности для общества, но и должны быть установлены судом и указаны в приговоре как одно из оснований выбора вида и размера наказания. Данное указание уголовного закона имеет цель, чтобы суд при назначении наказания не ограничивался рассмотрением лишь тех субъективных и объективных обстоятельств, которые содержатся в законе в качестве признаков состава преступления и непосредственно определяют опасность преступления и субъекта, его совершившего. Суд всегда обязан обращаться к выяснению всех обстоятельств, характеризующих социально-политический, моральный, психологический облик лица, преступившего уголовный закон.
Но учет личности виновного не означает выявление только тех признаков личности, которые подтолкнули его к совершению преступления и свидетельствуют об общественной опасности данной личности. Суд изучает личность виновного не только с целью получения ясной картины о его прошлой деятельности, т. е. о том, как данный субъект совершил рассматриваемое преступление. Цели изучения личности виновного более широки.
Лицо, совершившее криминальное деяние и подлежащее применению наказания, становится объектом изучения со стороны суда сразу с трех позиций: 1) как лицо, в прошлом совершившее криминальное деяние; 2) как лицо, которому должно быть назначено наказание; 3) как лицо, которое является участником различных общественных отношений в качестве члена общества. Изучение личности виновного судом, по нашему мнению, должно быть осуществлено именно с этих трех позиций и, соответственно, для каждой из этих позиций должны быть свои подходы к исследованию его личности. Вместе с тем в каждой из этих позиций личность виновного приобретает как бы особое уголовно-правовое значение. Дело в том, что в каждой из названных позиций преступник выступает в иной роли, существенно отличающейся от других. Вместе с тем изучение личности виновного с названных трех позиций позволяет суду получать полную характеристику данной личности и эффективно решать задачи, стоящие перед уголовным правосудием.
Изучение
личности виновного начинается с
того, что он совершил и в связи
с чем стал объектом судебного
исследования. Основными обстоятельствами,
характеризующими личность преступника
на этом этапе, будут отдельные признаки
элементов состава
Так как лицо, виновное в совершении преступления, является не только субъектом уголовно-правовых отношений, но продолжает оставаться членом общества, в котором имеет разнообразные социальные связи с другими индивидами, для суда особое значение имеет изучение личности виновного со второй позиции, т. е. как лица, являющегося членом общества и находящегося в различных общественных отношениях. Думается, что, изучая личность виновного именно с данной позиции, можно получить более достоверные и подробные данные о его социально-политическом облике и моральных качествах. Человек как индивид живет в определенном окружении лиц, учится, работает или служит в определенном коллективе, является членом семьи, участвует в конкретных общественных мероприятиях. Такая жизненная обстановка играет решающую роль в воспитании личности с самого детства, формирует у нее социально-политический облик и определенные нравственные качества. Поданной причине выявление этой жизненной обстановки может служить самым надежным источником информации о характере лица, которое обвиняется в совершении конкретного преступления.
Изучение личности как участника социальных отношений в различных сферах общественной жизни — сложная работа по сравнению с изучением личности преступника как лица, совершившего конкретное криминальное деяние. Дело в том, что в данном случае приходится собирать информацию о всех сферах жизни и деятельности виновного, а это в свою очередь может охватывать очень широкий круг обстоятельств его жизни, начиная с раннего детства. Получение информации о виновном как о члене социума возможно из различных источников: характеристики с места учебы, работы или службы; справки с места жительства, о составе семьи; показания знакомых, товарищей, близких; сведения, имеющиеся в органах полиции по месту жительства; сведения о его заслугах перед Родиной, об общественной деятельности и т. д. Как видно даже из этого неполного перечня источников данных о личности виновного, в реальной общественной жизни виновный выступает в различных качествах и в ходе уголовного судопроизводства приходится собирать всю информацию, чтобы получить ясную картину о его личности. Однако не всегда удается выяснить все детали, связанные с поведением виновного в обществе, с его нравственным обликом. Это особенно осложняется тем, что характеристики и справки из различных учреждений и организаций носят формальный характер, не ведется должный учет случаев нарушений общественного порядка, совершенных виновным до привлечения к уголовной ответственности, а показания различных лиц часто носят односторонний, предвзятый характер. Данные, характеризующие личность виновного как участника общественной жизни, могут быть противоречивыми по сравнению с теми данными о личности виновного, которые вытекают из материалов уголовного дела. В таких случаях индивидуализация наказания и учет при этом личности виновного усложняется, поскольку перед судом стоит, с одной стороны, виновное в совершении конкретного криминального деяния лицо, а с другой — честный, трудолюбивый, даже законопослушный гражданин. Однако наличие в уголовном законодательстве различных особых правил назначения наказания (например, назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за данные преступления — ст. 62 УК Азербайджанской Республики), а также альтернативность санкций большинства статей Особенной части указанного Кодекса позволяют назначать справедливые и особенные наказания и в таких случаях.
Наконец, изучение личности виновного завершается сбором и исследованием данных о нем как о лице, которому будет назначено наказание. В этом случае, несомненно, на первый план выходит изучение личности виновного с конкретной целью — применением какого вида наказания и в каком размере можно более эффективно достичь целей наказания и удовлетворять принципы справедливости и гуманизма? В отношении виновного изучение личности виновного как объекта назначения наказания осуществляется на основе данных, характеризующих его и как преступника, и как участника разнообразных общественных отношений. Тем самым к моменту исследования личности виновного с данной позиции суд располагает достаточной информацией о нем, на основе которой можно делать выводы. Однако изучение личности в этом плане носит прогностический характер, поскольку решается вопрос о том, какое наказание с точки зрения достигаемости целей наказания, удовлетворения принципов назначения наказания целесообразно применить к виновному.
Особенностью изучения личности виновного как объекта назначения наказания является то, что суд, анализируя данные о личности виновного, выбирает конкретное наказание, применение которого с наибольшей вероятностью приведет к успешному осуществлению целей наказания и при этом будут соблюдены требования справедливости и гуманизма. По существу это означает завершение одной из сложных составляющих индивидуализации наказания — индивидуализации наказания с учетом личности виновного.
Завершающая стадия изучения личности виновного представляет собой сложный мыслительный процесс, в ходе которого сопоставляются две группы разнохарактерных категорий: а) данные о личности виновного; б) цели наказания и принципы назначения наказания. При этом, несомненно, на первый план выходят цели наказания, которые осуществляются в отношении виновного (восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и частное предупреждение, а также принципы справедливости и гуманизма). Умелое сочетание этих целей и принципов с данными о личности виновного способствует вынесению законного, обоснованного и справедливого судебного приговора.
Выделение трех стадий изучения личности виновного имеет весьма условное значение, поскольку речь идет о выявлении и оценке данных об одном субъекте — лице, совершившем уголовно наказуемое деяние. Но вместе с тем вышеизложенный подход к изучению личности виновного имеет важное теоретическое и практическое значение.
Во-первых, такой подход позволяет охарактеризовать личность виновного во всем комплексе данных о нем, выявить все детали поведения, социально-политического и нравственного облика виновного, имеющих значение для уголовного судопроизводства. Тем самым обеспечивается максимальная возможность учета личности виновного для индивидуализации наказания. Во-вторых, такой подход к изучению личности виновного способствует суду убедительно решать вопрос о том, какая группа данных о личности виновного имеет определяющее значение для оценки его личности: данные, характеризующие его как преступника, или данные, характеризующие его как нормального участника общественных отношений. Несомненно, ответ на этот достаточно сложный вопрос зависит от содержания различных данных, характеризующих личность преступника в том или ином качестве. Думается, что в отношении лица, совершившего умышленное преступление с корыстной целью, с особой жестокостью, общеопасными способами и т. д. при индивидуализации наказания основное внимание должно быть уделено данным о личности, свидетельствующим об ее устойчивой криминальности и повышенной общественной опасности, и наоборот, в отношении лица, обвиняемого в совершении неосторожных преступлений с незначительными вредными последствиями, решение суда должно быть акцентировано на те данные о его личности, которые характеризуют его социальное положение, поведение в обществе и т. д. Такая позиция суда может обеспечить максимальную справедливость наказания, применяемого к виновному.
Успешность индивидуализации наказания с учетом личности виновного во многом зависит от системности исследования собранных данных о личности виновного. Системность исследования данных, характеризующих личность виновного, означает, что анализ информации о ней необходимо проводить в определенной последовательности с учетом того, к какой стороне жизни и деятельности человека относится эта информация. Обобщение позиций разных авторов показывает, что данные, характеризующие личность виновного и имеющие уголовно-правовое значение, затрагивают четыре стороны жизни и деятельности человека: 1) физическое состояние; 2) психическое состояние; 3) социальный статус; 4) правовой статус.21 Такая последовательность имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение, поскольку, на наш взгляд, позволяет выяснить, с одной стороны, причины преступного поведения лица, глубину его преступной наклонности и степень общественной опасности, с другой — позволит применять максимально целесообразное наказание с точки зрения достигаемости целей наказания, удовлетворения принципов назначения наказания. Физическое состояние лица, совершившего преступление, характеризуется следующими данными, имеющими уголовно-правовое значение: возраст, пол, состояние здоровья, наличие беременности, инвалидность. Учет этих обстоятельств особенно важен при назначении наказания, поскольку некоторые из них отнесены к обстоятельствам, смягчающим наказание (несовершеннолетие, беременность), а некоторые из них обязательно учитываются при выборе вида наказания (например, согласно ст. 47.4 УК Азербайджанской Республики наказание в виде общественных работ не может назначаться инвалидам первой или второй групп, беременным женщинам, лицам, достигшим пенсионного возраста).
Психическое состояние виновного требует более тщательного исследования. Психика человека — явление очень сложное, и о ее состоянии можно судить на основе таких данных, как характер лица, его воля, направленность, темперамент, уровень умственного развития и т. д. Уголовный закон придает очень серьезное значение психическому состоянию субъекта и в зависимости от него различает четыре категории лиц, совершивших преступление: 1) вменяемые — психически здоровые лица, подлежащие уголовной ответственности на общих основаниях; 2) лица с психическим расстройством, не исключающим вменяемости; 3) несовершеннолетние лица, отстающие в психическом развитии; 4) невменяемые лица.
Предложения
о том, чтобы расстройства психики,
не исключающие вменяемости, считались
смягчающими наказание
Еще одним нововведением, касающимся психического состояния лица, совершившего преступление, является положение, предусмотренное в ст. 20.3. УК Азербайджанской Республики. Согласно этой статье, если несовершеннолетний достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного со слабоумием или с психическим расстройством, во время совершения преступления, не представляющего большой общественной опасности, или преступления небольшой тяжести не может в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своего деяния (действия или бездействия) либо руководить ими, то он не подлежит уголовной ответственности. Тем самым уголовный закон связывает уголовную ответственность лица непосредственно с его психическим состоянием.
Всестороннему исследованию и учету при назначении наказания подлежит психическое состояние и лица, совершившего преступление в состоянии вменяемости. Психическое состояние виновного позволяет определить степень криминальной наклонности и общественной опасности лица. При прогнозировании эффективности конкретного вида и размера наказания, назначаемого виновному, одним из основных обстоятельств, подлежащих обязательному учету, является его психическое состояние.
Социальный статус личности виновного содержит еще более широкий круг обстоятельств, подлежащих исследованию и учету при назначении наказания. В число данных, характеризующих социальный статус личности виновного, могут быть включены отношение к труду, семейное положение, профессия, занимаемая должность, отношение к обучению, отношение к соседям, коллегам по работе, общественному и государственному долгу, поведение в различных жизненных ситуациях, соблюдение правил общественного порядка и моральных принципов, образ жизни, отношение к охране окружающей среды и т. д. Такой широкий спектр обстоятельств, характеризующих социальный облик, может свидетельствовать о различных общественных положениях преступников. Данные о социальном облике виновного позволяют с наибольшей точностью прогнозировать достигаемость целей наказания. На самом деле цели наказания, осуществляемые в отношении осужденного (исправление осужденного и предупреждение совершения им нового преступления), направлены в первую очередь на улучшение его социального облика, т. е. на то, чтобы лицо, совершившее преступление, стало законопослушным, трудолюбивым гражданином, соблюдающим правила общественной жизни и принципы нравственности.
Еще одним важным моментом в изучении личности виновного является выяснение его правового статуса. Правовой статус личности содержит в себе такие данные о виновном, которые подлежат обязательному учету при назначении наказания и влияют на выбор вида и размера наказания. К данным, характеризующим правовой статус виновного, могут быть отнесены: наличие судимости; достижение возраста, с которого наступает уголовная ответственность; наличие признаков специального субъекта, и т. д. Учет данных о правовом статусе виновного позволяет правильно квалифицировать совершенное деяние. Кроме того, наличие у виновного прошлой судимости свидетельствует о том, что примененное за предыдущее преступление и уже отбытое наказание не достигло целей, определенных уголовным законом. Безусловно, при индивидуализации наказания в отношении такого преступника суд обязан по мере возможности выяснить еще и причину недостижения целей предыдущего наказания.