Основные трактовки нации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2010 в 16:32, Не определен

Описание работы

Исторически термин “нация” (от лат. nascor - рождаться) использовался еще в Древнем Риме для обозначения небольших народов. При этом он применялся наряду с термином греческого происхождения “этнос”, обозначавшим племя (общность людей), объединенных родством, сходством языка и территорией. Впоследствии “нация” в основном стала употребляться для характеристики результатов слияния нескольких этносов, произошедшего в результате миграции, захвата территории или объединения земель, ассимиляции

Файлы: 1 файл

готовый.docx

— 51.60 Кб (Скачать файл)

    Кроме того, национализм рассматривает  нацию как эквивалент индивидуума, как социологический организм. Равенство людей перед законом независимо от их социального статуса или происхождения аналогично равенству наций независимо от их размера или мощи с точки зрения международного права. В представлении националистов, нации могут обладать талантами или чувствовать себя жертвами. Нация также объединяет настоящее поколение с прошлыми и будущими, что мотивирует людей к высокой самоотдаче, вплоть до того, что они готовы ради её спасения пожертвовать своей жизнью.

    Связанными  с этой концепцией являются такие  понятия, как «национальные ценности», «национальные интересы», «национальная безопасность», «национальная независимость», «национальное самосознание» и др.

    Хотя  сказанное выше относится к национализму в целом, его разновидности могут  выдвигать также и другие идеологические требования: формирование нации вокруг определённого этноса (национальности), всеобщий равный правовой статус и  др.

    В зависимости от характера поставленных и решаемых задач, в современном  мире формируется несколько типов  национальных движений. Наиболее широко используется классификация, произведённая Х. Коном, который ввёл понятия политический и этнический национализм. Большинство специалистов (включая самого Кона) считает, что каждая зрелая нация содержит в себе обе компоненты.

    Гражданский национализм (другие названия: революционно-демократический, политический, западный национализм) утверждает, что легитимность государства определяется активным участием его граждан в процессе принятия политических решений, то есть, степенью, в которой государство представляет «волю нации». При этом принадлежность человека нации определяется на основе добровольного личного выбора и отождествляется с гражданством. Людей объединяет их равный политический статус как граждан, равный правовой статус перед законом, личное желание участвовать в политической жизни нации, приверженность общим политическим ценностям и общей гражданской культуре. Существенно, чтобы нация состояла из людей, которые хотят жить рядом друг с другом на единой территории.

    Государственный национализм утверждает, что нацию образуют люди, подчиняющие собственные интересы задачам укрепления и поддержания могущества государства. Он не признаёт независимые интересы и права, связанные с половой, расовой или этнической принадлежностью, поскольку полагает, что подобная автономия нарушает единство нации.

    Либеральный национализм делает акцент на либеральных ценностях и утверждает, что существуют общечеловеческие ценности, такие как права человека, по отношению к которым патриотические нравственные категории занимают подчинённое положение. Либеральный национализм не отрицает приоритеты по отношению к тем, кто ближе и дороже, но полагает, что это не должно быть за счёт чужих.

    Этнический  национализм (другие названия: этнонационализм, культурно-этнический, органический, романтический, восточный национализм) полагает, что нация является фазой развития этноса и отчасти противопоставляет себя гражданскому национализму. В настоящее время «националистическими» называют как правило те движения, которые делают акцент на этнонационализме. С его точки зрения, членов нации объединяет общее наследие, язык, религия, традиции, история, кровная связь на основе общности происхождения, эмоциональная привязанность к земле, так что все вместе они образуют один народ. Чтобы культурные традиции или этническая принадлежность легли в основу национализма, они должны содержать в себе общепринятые представления, которые способны стать ориентиром для общества.

    Иногда  при классификации выделяют культурный национализм, так что этнический национализм становится более узким понятием. Культурный национализм определяет нацию общностью языка, традиций и культуры. Легитимность государства исходит из его способности защищать нацию и способствовать развитию её культурной и общественной жизни. Как правило, это означает государственную поддержку культуры и языка этнического большинства, а также поощрение ассимиляции этнических меньшинств для сохранения единообразия нации.

    Примордиальный  этнический национализм полагает, что нация основана на общем реальном или предполагаемом происхождении. Принадлежность нации определяется объективными генетическими факторами, «кровью». Сторонники данной формы утверждают, что национальная самоидентификация имеет древние этнические корни и потому носит естественный характер. Они высказываются за самоизоляцию культуры этнического большинства от других групп и не одобряют ассимиляцию.

    Крайний национализм нередко ассоциируется с экстремизмом и ведёт к острым внутренним или межгосударственным конфликтам. Стремление выделить для нации, проживающей внутри страны, своё государство приводит к сепаратизму. Радикальный государственный национализм является ключевой составляющей фашизма и нацизма.

    Характерная для национализма размытость идеологии  и эклектичная структура политических движений часто открывает возможности  для политики «двойных стандартов». Например, стремящиеся к сохранению своей культуры «нации-гегемоны» обвиняют в великодержавном шовинизме, борьбу малых народов за национальную независимость называют сепаратизмом, — и наоборот.

    В современном русском языке наиболее употребительное значение слова  «национализм» отличается от описываемой  в данной статье идеологии и по смыслу приближается к шовинизму, этнократии и ксенофобии. Оно имеет выраженный негативный оттенок и делает акцент на превосходстве своей нации, национальном антагонизме и национальной замкнутости. Следует отметить, что негативное употребление понятия «националист» бытует не только в России.  
 

    Заключение

    Обсуждение  двух очень приблизительных, временных  определений поможет добраться  до сути этого расплывчатого понятия.

    1. Два человека принадлежат к одной нации, если, и только если, их объединяет одна культура, которая, в свою очередь, понимается как система идей, условных обозначений, связей, способов поведения и общения.
    2. Два человека принадлежат к одной нации, если, и только если, они признают принадлежность друг друга к этой нации.

    Иными словами, нации создает человек; нации — это продукт человеческих убеждений, пристрастий и наклонностей. Обычная группа людей (скажем, жителей  определенной территории, носителей  определенного языка) становится нацией, если и когда члены этой группы твердо признают определенные общие  права и обязанности по отношению  друг к другу в силу объединяющего  их членства. Именно взаимное признание  такого товарищества и превращает их в нацию, а не другие общие качества, какими бы они ни были, которые отделяют эту группу от всех стоящих вне  ее».

    Когда этнос совпадает с населением государства, являющего одновременно социором (речь, разумеется, идет о современных  государствах и социорах), то эта  совокупностью людей почти обязательно  является и нацией. Если такого совпадения нет, все обстоит гораздо сложнее.

    Когда в пределах государства существует несколько этносов, то люди, входящие в состав каждого из них, могут  образовывать только этнос, но не особую нацию, а могут быть и самостоятельной  нацией. Все зависит от того, что  они считают своим отечеством: всю страну в целом или же только ту ее часть, которую компактно населяют. 

    Таким образом, население страны, разделенное  на несколько этносов, может быть единой нацией, а может не быть ею. Все дело в том, принимают ли все  граждане государства его за свое единое отечество или не принимают. Если принимают, то все они образуют одну нацию, если же члены каждого  из этносов относятся как к  своему отечеству только к той  части территории страны, которую  населяют, то в стране существует столько  наций, сколько в ней этносов. 

    При таком понимании нация выступает  как явление чисто субъективное: обусловленное мнением людей, их взглядами, воззрениями. И некоторые  исследователи, абсолютизируя эти  моменты, приходят к выводу, что нации, как и этноса, вообще в социальной реальности не существует. Эти явления  существуют лишь в сознании людей. Крайний  взгляд — этносы и нации существуют лишь в головах исследователей, представляют собой лишь их мыслительные конструкции.

    Дело, однако же, в том, что национальное самосознание формируется под влиянием определенных объективных факторов, которые уже были выше рассмотрены  и среди которых главную роль играют объективные, материальные интересы. Нужно также учитывать, что сознание национальной принадлежности не является чисто умственным продуктом. Оно  всегда включает в себя чувство национальной принадлежности, чувство патриотизма  — одно из сильнейших общественных чувств.

    Конечно, формирование сознания и чувства  национальной принадлежности происходит под влиянием национальной идеологии, а тем самым и людей, создающих  такую идеологию. Отсюда некоторые исследователи делают вывод, что нация, как и этнос, есть свободное творение группы интеллигентов, по той или иной причине заинтересованных в создании такой общности. Вряд ли можно отрицать огромную роль интеллигенции в формировании национального сознания и чувств, а тем самым и нации. И тем не менее ни нация, ни этнос не могут быть созданы по произволу интеллектуальной или политической элиты.

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы:

  1. Кара-Мурза С.Г. Что такое нация. 2006г.
  2. Ленин В. И. О праве наций на самоопределение // Полн. собр. соч. Т. 25
  3. Терешкович П. В. Нация // Философский справочник.
  4. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. — М.: Канон-Пресс-Ц, 2001. — 320 с. — ISBN 5-93354-017-3
  5. Андерсон Б., Бауэр О., Хрох М. и др. Нации и национализм. — М.: Праксис, 2002. — 416 с. — ISBN 5-901574-07-9
  6. Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности. — М.: Логос-Альтера, Ессе Homo, 2003. — 272 с. — ISBN 5-8163-0058-X
  7. Гавров С.Н. Национальная культура и модернизация общества. — М.: МГУКИ, 2003. — 86 с.
  8. Геллнер Э. Нации и национализм. — М.: Прогресс, 1991.
  9. Паин Э. Между империей и нацией. — М.: Новое издательство, 2004. — 248 с. — 1500 экз. — ISBN 5-98379-012-9
  10. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г.. — СПб.: Алетейя, 1998.
  11. Хюбнер К. Нация: от забвения к возрождению = Das nationale. — М.: Канон+, 2001. — 400 с. — ISBN 5-88373-154-6
  12. Яковенко И. Российское государство: национальные интересы, границы, перспективы. — Новосибирск: Сибирский хронограф, 1999.

Информация о работе Основные трактовки нации