Основные правовые системы современности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 11:03, курсовая работа

Описание работы

В своей курсовой работе я попробую выделить те основные черты различных правовых семей, которые отличают их друг от друга, и полученные результаты помогут определить специфику развития современного права и объяснить процессы, происходящие в современной правовой действительности.

Содержание работы

Введение 3
1. Классификация правовых систем 5
1.1. Понятие и структура правовой системы 5
1.2. Понятие правовой семьи 8
2.Характерные черты основных правовых семей современности 13
2.1. Особенности англо-саксонской правовой семьи 13
2.2. Особенности романо-германской правовой семьи 19
2.3.Особенности мусульманской правовой семьи. 26
Заключение 32
Список используемой литературы: 34

Файлы: 1 файл

ТГП.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

     В более поздний период предпринимались  попытки использования таких  критериев классификации, как особенности  правовой культуры, сущность и содержание права, правовая идеология, особенности источников права и др.7.

     Особое  внимание в послевоенный период вплоть до настоящего времени уделялось таким критериям классификации правовых систем, которые основываются на общности их исторических корней, сходстве стиля или модели правового мышления, близости основных правовых институтов.

     Подразделяя на основе данных критериев, взятых вместе и каждый в отдельности, существующие национальные правовые системы на четыре основные правовые семьи, а именно на англосаксонскую правовую семью (семью общего права), романо-германскую (цивильную) правовую семью, социалистическую правовую семью и правовую семью «гибридной, или смешанной юрисдикции», некоторые учёные показывают на примере первых двух правовых семей, что у них общего и что особенного, что сближает их друг с другом и что отличает их друг от друга.

     Рассматривая  англосаксонскую правовую семью и романо-германское право с исторической точки зрения в сравнительно-правовом плане, учёные  указывают, в частности, на то, что для национальных правовых систем, входящих в англосаксонскую правовую семью, характерно прежде всего наличие огромного количества норм, формировавшихся на протяжении нескольких веков на основе неписаных обычаев. Для правовой системы Великобритании характерно существование на протяжении длительного времени наряду с ярко выраженными чертами «сильного монархизма» и прагматизма также «высокоцентрализованной системы судов», неписаной конституции и конституционализма8.

     Проблема классификации правовых систем выдвинулась на первый план и стала, пожалуй, основным вопросом правоведения. Классификацию правовых систем более целесообразно проводить на основе сочетания, органического единства нескольких системных признаков, то есть в основу классификации правовых систем должно быть положено значительное число критериев, а не один. Такой подход вполне оправдан. Он позволяет шире рассматривать особенности компонентов правовых систем.

     Существует  теория, согласно которой правовые системы классифицируются на двух уровнях и по разным критериям. На первом уровне макроклассификации по критерию религиозной ориентации религиозные правовые системы отделяются от нерелигиозных. К основным религиозным правовым системам относятся мусульманское (исламское) право, еврейское (иудейское) право, каноническое право католической церкви и индусское право. На втором уровне макроклассификации нерелигиозные правовые системы по критерию правопонимания и роли права в обществе делятся на две основных правовых традиции, то есть на западную и незападную. Классификация правовых систем на том уровне сводится к четырем факторам: методологии права, инфраструктуре права, структуре процессуального права и правовой идеологии. Под правовой идеологией понимаются основополагающие философские принципы права, которые регулируют политические, экономические и социальные отношения в обществе. Она отражается в общих принципах права. Западная правовая традиция делится на три основных правовых семьи: романо-германскую, англо-американскую и североевропейскую (скандинавскую). Каждая из семей делится на подгруппы. Интересно, что между романо-германским и англосаксонским правом находится смешанное право, гибридная правовая система, в которой смешанны элементы этих правовых семей. В понятие незападной правовой традиции входит юго-восточное азиатское право и африканское обычное право. Стоит отметить, что в данной классификации правовых систем социалистическое право является самостоятельной правовой семьёй и относится к категории квазизападного права, так как оно содержит некоторые типологические признаки романо-германской правовой семьи, но по многим определяющим факторам полностью не обладает атрибутами западного права9.

     Самой популярной оказалась классификация  правовых семей, данная известным французским ученым Рене Давидом. Она основана на сочетании двух критериев: идеологии, включающей, с одной стороны, религию, философию, экономические и социальные структуры, и с другой – юридической техники, выступающей в качестве основной составляющей источника права. Рене Давид выдвинул идею трихотомии – выделения трех правовых семей (или систем): романо-германской, англосаксонской и социалистической. К ним примыкает остальной юридический мир, охватывающий четыре пятых планеты, который получил название «религиозные и традиционные системы».

     В рамках той или иной правовой семьи  возможны более удобные элементы, представленные определенной группой  правовых систем.

     Так, внутри романо-германской правовой семьи  выделяют группу романского права и  германского. Внутри англосаксонской правовой семьи различают правовую систему Англии, США и право бывших англоязычных колоний Великобритании.

     Таким образом, существует целый ряд классификаций правовых систем прошлого и настоящего. С учетом общего, повторяющегося в классификациях. При этом хочется отметить, что ни одна из правовых семей не является однородной по своему составу. Каждая из них складывается из правовых систем, в разной степени отличающихся друг от друга.

     2.Характерные черты основных правовых семей современности

     2.1. Особенности  англо-саксонской правовой семьи

     В рассматриваемую семью входят, наряду с США и Англией, Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия, а также 36 государств Британского  содружества.

     Структура англо-саксонского права объясняется его историей.

     Формировалось общее право под влиянием королевских судов Вестминстера, что объясняет прагматичность, практичность, стихийность и близость к реальной жизни англосаксонского права. Из-за этого в англо-саксонском праве отсутствует строгая логика, систематизация, научность и рациональное начало; поэтому это право развивалось не доктринально в отличие от романо-германского права, а казуистично. Иногда оно называется правом юристов-судей.

     Судьи «общего права» в отличие от законодателя, не создают решений общего характера, рассчитанных на будущее. Они решают конкретный спор. Такой подход делает нормы общего права более гибкими и менее абстрактными, чем нормы права романо-германской семьи, но одновременно делает право более казуистичным и менее определенным. Благодаря «общему праву» и «праву прецедента» различие права и закона носит более выраженный и несколько иной характер, чем различие права и закона на континенте.10 Это существенно в связи с возрастанием в современных условиях масштабов и значения статутного права в качестве источника английского права. В англо-саксонской правовой семье сама концепция права, система источников права, юридический язык совершенно иные, чем в правовых системах романо-германской правовой семьи.

     Основными источниками англо-саксонского права  являются судебные прецеденты, т.е. решения высших судов, имеющие обязательную силу для их самих и нижестоящих судов. В системе судебных прецедентов различаются нормы общего права, которое начало формироваться ещё в XI в. и ныне играет основную роль либо дополняет законодательство в самых различных отраслях правового регулирования, и нормы так называемого права справедливости, складывавшегося из решений суда канцлера, который существовал с XVв. до судебной реформы 1873-1875гг. В результате этой реформы произошло формальное слияние права справедливости с общим правом, однако и поныне оно в существенной мере продолжает регулировать институты доверительной собственности, возмещения ущерба, причиненного нарушением обязательств и др. институты гражданского права. В ходе многовекового развития английского прецедентного права сложились многочисленные, нередко противоречащие, но в целом весьма эффективные правила, которые регламентируют силу и обязательность судебных решений, способы их толкования, применения и т.д.

     Говоря о праве справедливости надо сказать об аксиоме, которая является основой этого права: «Справедливость основывается на праве» (Equity follows the Law). Однако следовать праву - не значит пренебрегать законами морали. И именно во имя морали осуществляется вмешательство канцлера.

     Говоря, о процессе в английском праве  сразу же следует процитировать  Рене Давида: «Английское право основывается не на праве университетов, это не право принципов. Это право процессуалистов и практиков.»11. С одной стороны, за последнее столетие английская судебная процедура упростилась. С другой стороны, значительно обогатилось английское материальное право, достигшее такой степени определённости, которая делает его сравнимым с правовыми системами континентальной Европы. Судебный процесс тщательно готовится, с тем, чтобы разногласия сторон были ясно видны и фиксировались бы вопросами, на которые можно отвечать только «да» или «нет». Досье дела не существует, всё должно быть изложено устно, чтобы присяжные могли составить своё мнение по делу. Некоторые доказательства как по гражданским, так и по уголовным делам исключаются, так как они могут произвести нежелательное впечатление на несведущих присяжных (предполагается, что такие всегда имеются). Норма права в общем праве - это положение, которое берётся из основной части решений, вынесенных высшими судебными инстанциями Англии. Всё то, что в этом решении не является строго необходимым для разрешения данного спора, английский судья называет «попутно сказанным» и опускает. Английская норма права, таким образом, тесно связана с обстоятельствами конкретного дела и применяется для решения дел, аналогичных тому, по которому данное решение было принято.

     Англосаксонское право не признает деления материального  права на публичное и частное, а так же и дуализма частного права. Система общего права традиционно делает упор на публичное право. Это объясняется тем, что на ранней стадии развития английского общего права королевские суды Вестминстера занимались лишь проблемами публичного права, в то время как частное право вошло в компетенцию феодально-поместных судов.

     Стоит отметить то, что в странах общего права действует принцип превосходства  процессуального права над материальным. Принято говорить, что материальное право укладывается в пробелах процессуального права. Наивысшая форма защиты права находится в нормах процессуального права. Не случайно главными действующими лицами общего права являются «процессуалисты», т.е. суды и адвокаты, а не «материалисты», т.е. те, кто принимают (законодатели) и комментируют (ученые-профессора) нормы материального права. Основное внимание английских юристов сосредоточено на обслуживании судебной практики, на вопросах судебной процедуры и доказательств. Этому соответствуют и понятия английского права, которые сформировались на основе судебного процесса и различных видов исков. Главная задача английского судьи состоит в том, чтобы применительно к тому или иному конкретному делу найти соответствующий прецедент, если таковой имеется.

     С учетом сложившейся в Англии иерархии судебных инстанций действует «правило прецедента», согласно которому:

      1. решения высшей инстанции –  палаты лордов – обязательны  для всех других судов;

      2. апелляционный суд, созданный  из двух отделений: гражданского  и уголовного - обязан соблюдать прецеденты палаты лордов и свои собственные, а его решения обязательны для всех нижестоящих судов;

      3. Высший суд связан прецедентами  обеих вышестоящих инстанций  и его решения обязательны  для всех нижестоящих судов;

      4. окружные и магистратские суды  обязаны следовать прецедентам всех вышестоящих инстанций, а их собственные решения прецедентов не создают.

     Судья, решая дело, обязан следовать имеющемуся прецеденту. При этом он пользуется большой свободой усмотрения в трактовке  вопроса о сходстве рассматриваемого дела, отчего зависит применение той или иной нормы. Он может найти аналогию обстоятельств и тогда, когда на первый взгляд ее нет. Наконец, он вообще может не найти такого сходства обстоятельств, и тогда, если отношения не регламентированы нормами статутного права, судья сам создает правовую норму, т.е. становится законодателем.

     После судебной практики (прецедентного права  судов) как первого и основного  источника английского права  в качестве второго источника  английского права признается статутное  право – законы и подзаконные акты. К примеру, Конституции, как единого законодательного акта, закрепляющего основы государственного строя, в Великобритании не существует. Под «английской конституцией» имеется в виду совокупность норм закона и прецедентного права, определяющих систему и правомочия органов государственной власти, права и свободы подданных. В стране действует неписанная конституция, составленная из норм статутного права (наиболее важные среди них – Хабеас корпус акт 1679г., Билль о правах 1689г., закон о престолонаследии 1701г., законы о парламенте 1911 и 1949 гг.), норм общего права и норм, представляющих собой конституционные обычаи12.

     Закон (акт парламента), согласно английской традиции в сложившейся юридической  доктрине, считается второстепенным источником права, который вносит лишь ряд поправок и дополнений к праву, созданному судебной практикой (т.е. прецедентному праву). Формально закон может изменить или отменить норму прецедентного права, и при коллизии с прецедентом приоритет принадлежит закону. Но фактически само действие закона осуществляется в контексте его судебно-прецедентного толкования и применения.

     Нормы, содержащиеся в законе, окончательно определяются и включаются в английское право лишь после судебного их истолкования и применения, причем именно в той форме и в том смысле, как это установит судебная практика. Поэтому английские юристы предпочитают цитировать не сам текст закона, а применяющее его решение суда. Само английское законодательство традиционно находится под заметным влиянием судебной практики и прецедентного права.

     Подзаконные акты («во исполнение закона») издаются органами исполнительной власти лишь в порядке реализации правомочий, делегированных им парламентом. При этом суды обладают правом в надлежащих случаях отменять акты исполнительной власти.

     Определенное  значение в качестве источника английского  права имеет и обычай. Юридически обязательными считаются так называемые местные обычаи и торговые обычаи. Однако государственно-правовая практика придерживается и множества других обычаев (сложившихся традиций) в сфере конституционного, уголовного, трудового права и т.д.

     Английское  общее право получило большое  распространение в мире. При этом ряд положений английского общего права в процессе их распространения и рецепции в других странах претерпевал определенные изменения под воздействием местных условий и традиций13. На территории Северной Америки английское общее право начало действовать в 1607г. При этом было установлено, что английское право применяется в колониях в той мере, в какой его нормы соответствуют условиям колонии.

Информация о работе Основные правовые системы современности