Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 14:03, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение теоретических и практических вопросов государственной целостности и национальной безопасности. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
рассмотрение понятия и содержания целостности государства;
изучение актуальных и коллизионных вопросов государственной целостности России;
рассмотрение понятия национальной безопасности государства и национальных интересов России;
характеристика угрозы национальной безопасности Российской Федерации и анализ путей обеспечения национальной безопасности в современных условиях.
Введение 3
Глава I. Целостность как залог государственной безопасности 4
1.1. Понятие и содержание целостности государства 4
2.2. Проблемы государственной целостности России 9
Глава 2. Национальная безопасность Российской Федерации 17
2.1. Понятие национальной безопасности государства 17
2.2. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации 20
2.3. Обеспечение национальной безопасности в современных условиях 26
Заключение 32
Список использованных источников и литературы 34
СОДЕРЖАНИЕ
Тема работы актуальна на сегодняшний день,
когда Россия и мировое сообщество содрогаются
от террористических угроз, экономических
и экологических проблем. В настоящее
время они приобрели особую остроту, поскольку
на современном этапе развития общества
воедино слились в пространстве и во времени
угрозы внешнего и внутреннего характера.
В российской истории немало примеров,
когда целостность страны подвергалась
опасности. Это и набеги хазар, и нашествие
татаро-монгол, и вторжения тевтонских
рыцарей, а также русско-турецкие войны,
поход Наполеона, Первая и Вторая мировые
войны. Сегодня проблема целостности государства
и национальной безопасности являются
актуальными и требующие большого внимания.
Целью работы является рассмотрение теоретических и практических вопросов государственной целостности и национальной безопасности. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
Согласно ч.3 ст.4 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории1. Положение о целостности и неприкосновенности территории России органично вытекает из территориального верховенства Российской Федерации. Вопреки распространенному мнению, норма об обеспечении Российской Федерацией целостности и неприкосновенности своей территории посвящена не только внешнеполитическому, межгосударственному, но и внутригосударственному аспекту суверенитета Российской Федерации.
Государственная целостность — принцип федеративного устройства, при котором субъекты Федерации не обладают правом выхода из состава Федерации. Вопросы своей территории Российская Федерация может решать только сама. Выражением государственной целостности являются единое правовое и экономическое пространство, единое гражданство2.
Государственная целостность — неотъемлемый
признак суверенного государства. Государственная
целостность федеративного государства
гарантируется тем, что государственный
суверенитет как верховенство и независимость
государственной власти на всей своей
территории и в международных отношениях
принадлежит только Федерации, но не ее
субъектам. Субъекты Федерации не имеют
право выхода (сецессии) из Российской
Федерации. Российская Федерация имеет
единую территорию в пределах государственной
границы, единое гражданство, Конституцию,
единое экономическое пространство.
Территориальная целостность. В пределах
своей территории государство осуществляет
верховенство, которое называется территориальным
и является составной частью суверенитета
государств. Верховенство государства
означает, что власть данного государства
является высшей властью по отношению
ко всем лицам и организациям, находящимся
в пределах его территории, и, кроме того,
на территории государства исключается
деятельность публичной власти другого
государства. Высшая власть государства
в пределах его территории осуществляется
системой государственных органов в законодательной,
исполнительной, административной и судебной
сферах3.
Вся законодательная, исполнительная, административная и судебная власть государства распространяется как на собственных граждан и организации, так и на иностранных граждан и организации, а также на лиц без гражданства, находящихся в пределах территории данного государства. Территориальное верховенство не исключает, поскольку государство на это согласно, некоторых изъятий из действия его законодательства по отношению к определенной категории иностранных лиц на всей государственной территории или в определенных районах действия иностранного законодательства на его территории. Такое согласие может быть выражено во внутреннем законе или в международном договоре.
Территориальное верховенство выражается
также в том, что в пределах своей территории
государство может применять все соответствующие
закону средства властного принуждения
к своим гражданам и иностранцам, если
международными договорами не установлено
иное. И если действие законов одного государства
может распространяться за пределы его
территории, то применение средств властного
принуждения ограничено, как правило,
лишь собственной территорией. Никакое
государство не вправе применять свои
средства властного принуждения на территории
иностранного государства.
Территориальное верховенство включает
в себя, естественно, и юрисдикцию государства,
то есть права судебных и административных
органов по рассмотрению и разрешению
всех дел на данной территории в соответствии
с компетенцией этих органов. Понятие
территориального верховенства гораздо
шире понятия юрисдикции, поскольку оно
выражает всю полноту государственной
власти во всех ее конституционных формах.
Но, в то время как полная и исключительная
власть государства ограничена пределами
его территории, юрисдикция государства
в ряде случаев распространяется за пределы
его территории.
Принцип территориальной целостности государств утвердился с принятием Устава ООН в 1945 году. Процесс его развития продолжается. Само наименование принципа окончательно не установилось: можно встретить упоминание как территориальной целостности, так и территориальной неприкосновенности. Значение этого принципа весьма велико с точки зрения стабильности в межгосударственных отношениях. Его назначение - защита территории государства от любых посягательств.
Устав ООН запретил угрозу силой или ее применение против территориальной целостности (неприкосновенности) и политической независимости любого государства. В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 года при раскрытии содержания формулировки п. 4 ст. 2 Устава ООН были отражены многие элементы принципа территориальной целостности (неприкосновенности), хотя сам этот принцип отдельно не упоминался. В частности, устанавливалось, что каждое государство «должно воздерживаться от любых действий, направленных на нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны»4. Отмечалось также, что «территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение положений Устава»5, и что «территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения»6. В связи с этим, отмечалось далее, не должны признаваться законными какие-либо территориальные приобретения, явившиеся результатом угрозы силой или ее применения. Однако, как известно, закон не имеет обратной силы. Поэтому в декларации оговаривалось, что вышеприведенные положения не должны толковаться как нарушающие положения Устава ООН или любые международные соглашения, заключенные до принятия Устава и имеющие юридическую силу в соответствии с международным правом.
Следующим этапом в развитии данного принципа явился Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, который содержит отдельную и наиболее полную формулировку принципа территориальной целостности государств: «Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой. Государства-участники будут равным образом воздерживаться от того, чтобы превратить территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной»7.
Содержание данного принципа в Заключительном акте СБСЕ выходит за рамки положений о запрещении использования силы или угрозы силой либо превращения территории в объект военной оккупации, либо приобретения с использованием силы или ее угрозы. Напомним, что, согласно Заключительному акту, государства, обязываясь уважать территориальную целостность друг друга, должны «воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН»8. Таким образом, речь идет о любых действиях против территориальной целостности или неприкосновенности. Например, транзит любых транспортных средств через иностранную территорию без разрешения территориального суверена является нарушением не только неприкосновенности границ, но и неприкосновенности государственной территории, поскольку именно она используется для транзита. Все природные ресурсы являются составными компонентами территории государства, и если неприкосновенна территория в целом, то неприкосновенны и ее компоненты, то есть природные ресурсы в их естественном виде. Поэтому их разработка иностранными лицами или государствами без разрешения территориального суверена также является нарушением территориальной неприкосновенности.
В мирном общении сопредельных государств нередко возникает проблема защиты государственной территории от опасности нанесения ей ущерба путем какого-либо воздействия из-за границы, то есть опасности ухудшения естественного состояния этой территории или отдельных ее компонентов. Использование государством своей территории не должно наносить ущерб естественным условиям территории другого государства.
Конституция не содержит права республик в составе Российской Федерации на выход из Федерации. Не может, не должно предусматриваться подобное право и конституциями республик в составе Российской Федерации. Установление такого права означало бы признание правомерности полного или частичного нарушения территориального единства суверенного государства и единства населяющих его народов. Любые действия, имеющие целью нарушение этого единства, наносят ущерб конституционному строю Российской Федерации и несовместимы с международными нормами. Подобные действия означают также игнорирование принципа нерушимости границ, признанного в современном международном праве одной из основополагающих норм, соблюдение которых необходимо для сохранения международного мира и обеспечения всеобщей безопасности.
Международное сообщество видит решение проблемы межнациональных отношений, особенно когда это касается национальных меньшинств, не в формировании независимых и самостоятельных государственных образований, а в принятии необходимых законодательных, административных и других мер для обеспечения защиты прав человека и основных свобод лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, на их территории. Государства несут по международному праву обязанность воздерживаться от любой дискриминации в отношении таких лиц и способствовать осуществлению их законных интересов в области прав и основных свобод человека. В частности, государства - участники Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе обязались защищать и создавать условия для поощрения этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности национальных меньшинств на своей территории. Они заявили, что будут уважать свободное осуществление прав лицами, принадлежащими к таким меньшинствам, и обеспечивать их полное равенство с другими.
Такое видение решения проблемы межнациональных отношений получило отражение и в законодательстве Российской Федерации. Федеральная Конституция отвергает существование каких бы то ни было правовых норм, допускающих неравноправие граждан в зависимости от их национальной принадлежности, провозглашает свободу выбора в индивидуальном национальном самоопределении. При этом в федеративном государстве именно на федеральные органы законодательной, исполнительной и судебной власти возложены функции гаранта федерального стандарта прав и свобод человека и гражданина на всей территории Российской Федерации.
В последнее время в связи с событиями в Чечне повысился интерес депутатов Государственной Думы Российской Федерации к вопросам укрепления территориальной целостности России. Поиски конституционных путей разрешения возникающих в этой связи проблем вынуждают еще раз обращаться к тексту Конституции Российской Федерации 1993 года, к анализу содержащихся в ней понятий «территория», «территориальная целостность», «суверенитет», «самоопределение народов».
Напомним, что Конституция Российской Федерации 1978 года тесно увязывала в единое целое два основных признака государства: «территория» и «суверенитет». Конституция и начиналась с провозглашения важнейшего исходного положения: Российское государство — это суверенное государство. Целая глава Конституции была посвящена характеристике главных свойств суверенного государства: самостоятельность и свободное осуществление всей полноты власти на территории страны; целостность и неотчуждаемость территории Российской Федерации; единство территорий Российского государства и др9.
В Конституции Российской Федерации 1993 года все эти признаки суверенного государства отсутствуют. В первой статье Конституции даже не упоминается при определении Российской Федерации, что она является суверенным государством. Понятие «суверенное государство» вообще отсутствует. Правда, в преамбуле Конституции говорится о возрождении «суверенной государственности России», а в статье 4 — о «суверенитете Российской Федерации», но эти выражения имеют иное содержание. Не фиксируется в Конституции и положение о том, что территории субъектов Федерации, «включаемые», согласно п. 1 статьи 66 Конституции в состав территории Российской Федерации, образуют единую территорию единого государства. А раз так, то стало возможным понимать территорию Российского государства как сумму территорий субъектов Федерации. И события показали, что такая возможность активно использовалась на практике при утверждении конституций в субъектах Федерации. В конституциях всех «суверенных» республик «забыли» написать о территории и суверенитете Российской Федерации. Конституция Кабардино-Балкарской Республики, например, относит к исключительному ведению республики «территорию» и «статус» республики, «защиту» ее «государственности». Грубо нарушается тем самым статья 71 Конституции Российской Федерации, согласно которой территория и федеративное устройство Российской Федерации относятся к исключительному ее ведению. Самопровозглашая свой суверенитет, все республики объявили территории республик своими территориями. Более того, Конституция Республики Татарстан содержит статью, объявляющую территорию республики «неприкосновенной» (статья 60). Установив верховную власть на «своей» территории, ряд республик закрепили в Конституции и право на отделение от России.
Информация о работе Национальная безопасность Российской Федерации