Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 19:09, контрольная работа
Отмена крепостного права в России определила потребность власти в пересмотре и изменении многих нормативно-правовых актов в различных сферах государственного регулирования. Естественно, что в сложившихся внутриполитических реалиях, данный процесс не мог обойти стороной вопросы функционирования и организации правовых институтов местного самоуправления (земский вопрос). Мысль о необходимости переустройства местного общественного хозяйственного управления возникла при начертании в конце пятидесятых годов положения об освобождении крестьян от крепостной зависимости.
1 Земская реформа 1864 г. Достижения и противоречия земского
самоуправления. Особенности городской реформы 1870 г. 3
2 Система законодательных и исполнительных органов власти в контексте
новой российской государственности (с 1993 г. по наст. время) 10
Список использованной литературы 17
Содержание
1 Земская реформа 1864 г. Достижения и противоречия земского
самоуправления. Особенности городской реформы 1870 г. 3
2 Система
законодательных и
новой российской государственности (с 1993 г. по наст. время) 10
Список использованной литературы 17
1 Земская реформа 1864 г. Достижения и противоречия земского
самоуправления. Особенности городской реформы 1870 г.
Отмена крепостного права в России определила потребность власти в пересмотре и изменении многих нормативно-правовых актов в различных сферах государственного регулирования. Естественно, что в сложившихся внутриполитических реалиях, данный процесс не мог обойти стороной вопросы функционирования и организации правовых институтов местного самоуправления (земский вопрос). Мысль о необходимости переустройства местного общественного хозяйственного управления возникла при начертании в конце пятидесятых годов положения об освобождении крестьян от крепостной зависимости.
Разработке земской реформы способствовала не только отмена крепостного права, но также и ряд других внутриполитических обстоятельств, таких как:
- постоянные угрозы крестьянских восстаний и бунтов; власть должна была успокоить массы, чтобы иметь возможность не опасаясь и без оглядки реализовывать собственные планы;
- определение нового правового статуса помещиков, лишившихся своих сословных прав и привилегий.
Одной из главных целей реформы было достижение введения вместо существовавшей до того времени системы сословного местного самоуправления всесословной системы, призванной приспособить органы государственного управления к изменившимся условиям1.
На уровне местного самоуправления были учреждены представительные органы власти. Все структуры, ведавшие до 1864 г. делами о земских повинностях, общественном призрении, квартирные комитеты, дорожные комиссии, комиссии народного продовольствия, больничные советы были упразднены.
Дворянское самоуправление более не ведало делами, которе относились к местному хозяйству губерний и уездов. Земства стали избираться всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из уездных и губернских земских собраний и исполнительных органов – уездных и губернских земских управ. Существовало три группы избирателей. Первая группа была исключительно сословной, крестьянской, в отношении которой не действовало общее правило имущественного ценза. Вторая и третья состоли из избирателей с различным имущественным положением. Во второй группе состояли владельцы не менее 200 десятин земли каждый, в третьей – владельцы недвижимого имущества стоимостью от 500 до 3 тыс. руб.
Первоначально избиралось земское собрание уезда. Выборы в крестьянскую группу отличались многоступенчатостью.
Земская реформа во многом отвечала требованиям времени: с одной стороны, общество предпочитало решать свои проблемы самостоятельно, без государевой опеки. С другой стороны, государство получало возможность разгрузить административный аппарат, переложив значительную часть управленческих функций на органы местного самоуправления. В компетенцию земских органов входили вопросы исключительно экономические. Они были лишены каких-либо политических функций, их деятельность ограничивалась в основном решением местных хозяйственных вопросов. Земства несли ответственность за народное образование, здоровье местного населения, за своевременные поставки продовольствия, за качество дорог, за ветеринарную помощь и многое другое.
Была проведена также городская реформа. В соответствии с Городовым положением, принятым в 1870 г., в 509 городах из 1 130 вводилось выборное самоуправление – городские думы, избираемые на четыре года. Городская дума (распорядительный орган) избирала свой постоянно действующий исполнительный орган – городскую управу, состоявшую из городского головы (также избираемого на четыре года) и нескольких членов. Городской голова был одновременно председателем как городской думы, так и городской управы. Городские думы находились под контролем правительственных чиновников.
Избирательное право, как активное, так и пассивное, было предоставлено каждому городскому обывателю независимо от принадлежности к какому-либо сословию, но с условием, что тот обладает какой-либо собственностью. Компетенция городского самоуправления, как и земского управления, была ограничена решением чисто хозяйственных вопросов, таких как благоустройство городов, устройство больниц, школ, попечение о развитии торговли, противопожарные меры, городское налогообложение и др.
Земства сыграли существенную роль в поднятии культурного и образовательного уровня русской деревни, в развитии здравоохранения в Европейской России.
Земские больницы были открыты для всех слоев крестьянства, до этого практически лишенного какой бы то ни было медицинской помощи. В хозяйственной сфере в земствах широкое распространение получила организация мелкого поземельного кредита для содействия сельским общинам в покупке и аренде земли.
Многие земства организовывали ссудосберегательные товарищества, кустарные артели, выдавали продовольственные и денежные пособия голодающим крестьянам и т.д. Особое значение имела земская статистика, благодаря которой впервые было проведено детальное обследование русской деревни, охватившее 4,5 млн крестьянских дворов.
Без преувеличения можно сказать, что реформы, проведенные Александром II, были серьезным актом, позволившим значительно ускорить темпы экономического развития России и сделать первые шаги на пути либерализации политической жизни страны. Однако в силу целого комплекса причин земская реформа не решила и не могла решить множество проблем, стоявших перед местными органами самоуправления. Речь шла, прежде всего, об узости предоставленных им прав и полномочий.
Земские собрания и управы были лишены права общаться между собой, они не имели принудительной власти, т.к. полиция им не подчинялась; их деятельность контролировалась губернатором и министром внутренних дел, имевшими право приостанавливать исполнение любого постановления земского собрания.
Земская реформа 1864 г. проводилась не повсеместно и не одновременно. К концу 70-х гг. земства были введены в 34 губерниях Европейской России.
В более предпочтительном положении оказалось городское общественное управление, которому была предоставлена сравнительно широкая самостоятельность в ведении городского хозяйства и решении местных дел. Утверждению администрации губернатора и в ряде случаев – Министерства внутренних дел подлежали лишь наиболее важные постановления думы. Преобладающее большинство дел решались городской думой самостоятельно и не подлежали утверждению центральной или губернской властью. На губернатора возлагался лишь надзор за законностью действий органов городского самоуправления.
Однако при всех преимуществах Городового положения 1870 г. один из его недостатков состоял в заимствовании прусской трехклассной избирательной системы.
По мнению многих исследователей, к концу 70-х гг. наступил кризис земских учреждений. Как отмечала, например, Л.Е. Лаптева, подавленные произволом администрации разных уровней, земства работали как бы по инерции. Многие из гласных утратили интерес к своим обязанностям и перестали посещать заседания земских собраний. При отсутствии должного контроля со стороны гласных исполнение земских дел в управах принимало все более формальные формы, не связанные с решением реальных проблем населения. Земства быстро превращались в еще одну «начальственную надстройку», существующую за счет дополнительных поборов с населения.
Существенные изменения в этом направлении произошли в ходе так называемой контрреформы, начатой Александром III. 12 июня 1890 г. было опубликовано новое Положение о земских учреждениях, утвержденное царем, восстановившее сословность избирательных групп и, благодаря изменению ценза, еще более усилившее представительство от дворян. По новому Положению в первую избирательную группу входили дворяне потомственные и личные, во вторую – прочие избиратели и юридические лица, в третью – крестьяне2.
Лишились избирательных прав духовенство, церковный причт, крестьянские товарищества, крестьяне, владеющие в уезде частной землей, лица, имеющие купеческие свидетельства, евреи и некоторые другие категории населения. Были упразднены сельские избирательные съезды, гласные назначались губернатором из числа кандидатов, избранных волостными сходами, а также упразднен принцип выборности управ. Согласно ст. 124 Положения, председатели и члены управ числились состоящими на государственной службе.
Новое Городовое положение, принятое в 1892 г., значительно урезало избирательное право для горожан, что привело к уменьшению числа избирателей в 6–8 раз, а числа гласных – примерно в 2 раза. Произошли также другие изменения, сузившие права и сферу прерогатив органов городского управления.
Более того, выборные должностные лица городского управления были приравнены к правительственным чиновникам, что поставило их в зависимость от администрации. Городские головы и члены управы считались состоящими на государственной службе.
Реформа 1890–1892 гг. отбросила устройство местной власти в России далеко назад.
При всем том в контексте развития общественно-политической мысли и формирования новых течений российского либерализма реформа земства и городского самоуправления сыграла незаменимую роль. В России административная децентрализация, т.е. создание органов самоуправления, земства в 1864 г., на несколько десятилетий предшествовала конституции. При этом инициаторы реформы совсем не отдавали себе отчета в том, что речь идет о реформе, посредством которой в российскую почву сажается зародыш конституционного строя.
Наоборот, существовала уверенность, что тут создаются организации, направлен ные исключительно на удовлетворение местных экономических интересов, и что они поэтому носят скорее частный, чем государственный характер.
В этом контексте обращает на себя внимание тот факт, что революционные демократы того периода, которые подвергали довольно резкой критике земскую реформу, вместе с тем признавали таящиеся в ней возможности эволюции государственного устройства Российской империи в сторону конституционализма.
Реформа дала сильнейший толчок формированию идейно-политического течения, которое в исторической литературе получило название земского либерального движения. Земства стали своеобразной политической школой, через которую прошли многие представители либерального и демократического направлений.
По своей при роде новые органы местного всесословного самоуправления неизбежно тяготели к переустройству всей системы государственного управления на принципах конституционной монархии и парламентаризма.
Несмотря на отмеченные выше недостатки реформы и даже откат в период контрреформ, в течение последующих за ней десятилетий XIX в. формировались основные положения политической программы земского либерализма, такие как передача земству административно-политических функций на местах, распространение принципов самоуправления на верхние этажи государственного устройства России, обеспечение элементарных гражданских свобод – свободы личности, слова, печати, собраний и т.д. Прогрессивно настроенные представители дворянства рассматривали земство как «зерно конституции»3.
2 Система законодательных
и исполнительных органов
Ранее, до того как Конституция Российской Федерации 1993 г. установила, что государственная власть в стране осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, вопрос о разделении власти решался достаточно просто: на различных уровнях государственной организации была построена и соответствующим образом функционировала система органов государственного управления. Данная сисема полностью отвечала одному из ведущих проявлений государственной власти, а именно - государственно-управленческой или исполнительно-распорядительной деятельности, осуществляемой наряду с законодательной и судебной.
В настоящее время система органов государственной власти в Российской Федерации, также как и в ее субъектах, строится на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Эти положения закрепляет статья 10 Конституции Российской Федерации4.
Федеральным законодательным органом является Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации, который состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Субъекты РФ формируют собственные законодательные органы, различные по наименованию и структуре, исходя из исторических, национальных и иных традиций (Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан, Народный Хурал Республики Бурятия, Государственный Совет – Хасэ Республики Адыгея, Государственное Собрание Республики Мордовия и т. д.).
Органы законодательной власти одновременно являются представительными органами. Они избираются непосредственно народом и призваны выражать его волю. В соответствии с принципом разделения властей, на органы законодательной власти возложена законодательная деятельность - принятие нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической силой и регулирующих наиболее важные общественные отношения.
Информация о работе Контрольная работа по "История государства и права"